Что делать со старым и пришедшим в негодность Кораном?
Коран – это Слово Аллаха, открытое нашему пророку Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует) через великого ангела Джибрила (мир ему). Оказание почтения к Священному Корану прививалось в сознании нашего народа с древних времен. Мы даже часто встречаем такие предупреждения, как: «Не держите Коран ниже пупка», «Не вытягивайте в сторону Корана ноги», «Не прикасайтесь к нему без омовения». Поэтому недопустимо относится к Корану с пренебрежением.
Порванный, старый Коран можно сделать читабельным, сшив или склеив. Если Коран не подлежит реконструкции в силу его ветхости, то можно использовать один из следующих способов:
Это мнение ханафитских и ханбалитских учёных. Ученый ханафитского мазхаба имам аль-Хаскафи сказал:
«Если Коран станет невозможным для чтения, то эту книгу необходимо закопать в землю, как хоронят человека мусульманина» (ад-Дур аль-мухтар, 1/191).
На полях этой книги также написано: «Его заворачивают в чистую ткань и закапывают в месте, куда не ходят люди». В книге «Аз-Захира» написано: «Земля выкапывается как лахад и затем закапывается. При закапывании лучше накрыть Коран чем-нибудь, чтобы в него не попала земля. Поэтому будет лучше, если почва будет закопана таким образом, чтобы она не попадала на Коран.
Имам аль-Бахути, ученый ханбалитского мазхаба сказал: «Если Коран станет старым и нечитаемым, его закопают в землю.
Имам Ахмад говорит: «Когда Коран Аба Джаузы стал старым и непригодным для использования, он выкопал землю на территории мечети и закопал ее там». (Кашфу аль-Канаг, 1/137).
Таково мнение учёных маликитского и шафиитского мазхабов. Недопущение топтания непригодных религиозных рукописей существует со времен Усмана ибн Аффана (да будет доволен им Аллах). После того как он собрал Священный Коран в один Мусхаф, он собрал все страницы с разными вариантами аятов Корана и положил их в огонь, чтобы их не затоптали. Ибн Баттал сказал: «После того, как Усман (да будет доволен им Аллах) собрал Коран в один Мусхаф, он сжег страницы с другими аятами Корана и книги с именами Аллаха, чтобы предотвратить их топтание или неприлежное отношение, это является свидетельством того, что это дозволено делать» (Шарх Сахих Аль-Бухари, 10/226).
Имам ас-Суюти сказал: «Нет ничего плохого в том, чтобы сжигать старые и вырванные страницы Корана», - и он утверждает, что Усман (да будет доволен им Аллах) собрал все старые писания и сжег их (Аль-итган фи улюми аль-Коран, 2/1187).
Однако место, где сжигают непригодный для чтения Коран и религиозные книги, должно быть чистым. При сжигании книг необходимо следить за тем, чтобы страницы сгорели до конца, а содержание было нечитаемым. Кроме того, их нельзя сжигать вместе с другим мусором.
Такие книги следует замочить в проточной воде до исчезновения цвета. Но этот метод подходит только для книг, написанных водорастворимыми чернилами. В книге «Аль-Бинайя шарх Аль-Хидая» (12/238) написано: «Имена Аллаха, имена пророков и ангелов должны быть вычеркнуты из недействительных книг. Затем необходимо поджечь. Не запрещается, если его бросить в проточную воду или закопать в землю. Однако лучше всего закопать непригодные для чтения религиозные книги».
Поэтому, если есть возможность сшить и склеить порванный и старый Коран, чтобы сделать его пригодным для чтения, его используют таким образом. Потому что проявлять неуважение к Корану запрещено и это является большим грехом. Коран, и другая религиозная литература, которая вообще не пригодна для чтения лучше закопать там, где на него не сможет ступить человеческая нога.
Если люди не знают как поступить с такими книгами, то они могут отвести их в мечеть и передать там сотрудникам.