‘Ушр — закят с сельскохозяйственных продуктов, овощей и фруктов
Обязательность выплаты закята с сельскохозяйственных продуктов основана на положениях Корана, сунны и иджмы. В Коране Всевышний Аллах повелевает:
«и давайте [нуждающимся] должное в день уборки урожая» (6/141).
Ибн Аббас (радыйаллаху анхума) объяснял, что под словом «должное» подразумевается обязательность выплаты закята. Было уточнено, что речь идет об «‘ушре» или половине «‘ушра», то есть 1/20 части урожая. Другим доказательством является следующий аят:
«О вы, которые уверовали! Тратьте [во имя Аллаха] наилучшее из приобретенного вами и то, что Мы взрастили вам на земле» (2/267).
Закят еще называют «нафака» (пропитание). Доказательством является следующий аят:
«А тем, которые накапливают золото и серебро и не расходуют их на пути Аллаха, возвести [Мухаммад, что ждет их] мучительное наказание» (9/34).
Благородный Пророк ﷺ говорил:
Известно, что все мусульманские ученые единодушны в том, что выплачивать закят-‘ушр с сельскохозяйственных продуктов нужно обязательно.
Для выплаты закята с сельскохозяйственных продуктов необязательно, чтобы владелец или земледелец были в здравом рассудке и достигли совершеннолетия. Закят обязательно выплачивать с урожая, как психически ненормальных, так и детей. Но обязательным условием является вероисповедание, то есть облагаемый закятом должен быть мусульманином.
Ханафиты считают, что для обязательности выплаты закята с сельскохозяйственных продуктов должны иметь место следующие условия:
а) Земля должна быть землей-‘ушр. С земель-харадж ‘ушр не выплачивают, так как невозможно, чтобы с земли мусульманина брали налог-харадж и закят-‘ушр или плату за аренду.
б) Земли должны быть пригодны для возделывания и выращивания сельскохозяйственных продуктов Если земли непригодны, с них необязательно выплачивать ‘ушр, ибо ‘ушр выплачивают только с урожая. Если земли-харадж пригодны для возделывания, но владелец не возделывает их, он обязан выплатить с этих земель налог-харадж, так как в любом случае эти земли пригодны для выращивания сельскохозяйственной продукции.
в) Возделывание земель должно осуществляться с целью получения урожая и прибыли, увеличения капитала.
Вот почему с дубов, елей, тополей и тому подобных растений ‘ушр выплачивать необязательно. Но можно допустить обязательность выплаты закята с них, если их относят к группе товаров, предназначенных для валки и использования в качестве материала или топлива (аль-Касани, 2/57-63).
Сельскохозяйственные продукты, как и животные, относятся к материальным ценностям. Поэтому со времен сахабов (сподвижников) и до конца Османского халифата взимание закята производилось государственными органами. Количество закята, взимаемого государством, меняется в зависимости от вида земли. Этот закят можно отнести к садака, хараджу или арендной плате. Следовательно, земли, которыми владеют в настоящее время мусульмане, можно оценивать таким же образом.
По мнению Абу Ханифы, когда речь идет о закяте с сельскохозяйственных продуктов, не следует поднимать вопрос о нисабе. С пшеницы, овса, риса, проса, арбузов, огурцов, баклажанов, помидоров, с сахарного тростника, фиников, винограда и тому подобных сельскохозяйственных продуктов при любых условиях выплачивается закят. При этом количество не имеет значения. Обязательность закята исходит из хадиса:
«С продуктов земли нужно выплатить ‘ушр» (Зайлаи, Насбур-рае, 2/384).
В данном случае условие об истечении годового срока не ставится. В тех местах, где урожай снимают по несколько раз в году, ‘ушр выплачивают в соответствии с этим, то есть несколько раз.
По мнению Абу Ханифы, из каждого вида сельскохозяйственных продуктов, произрастаемых из земли и выращиваемых руками людей, нужно обязательно выплатить ‘ушр. И так как ‘ушр означает один из видов налога, исламское государство имеет полное право взимать его в принудительном порядке. Вот почему ‘ушр взимают как с урожая, полученного с земли (наследованной кем-либо), так и с земли, принадлежащей несовершеннолетнему ребенку или умалишенному.
По мнению Абу Юсуфа и Имама Мухаммада, нисаб сельскохозяйственных продуктов составляет 5 «васк» (одна тонна), то есть, ‘ушр выплачивают только в том случае, когда собранный урожай превышает одну тонну. Кроме того, сельскохозяйственные продукты должны обладать лежкостью и храниться в течение одного года. Вот почему со свежих овощей и фруктов, как, например, груш, яблок, персиков, абрикосов, помидоров, перца и т. д. ‘ушр выплачивать необязательно. Как известно, эти продукты невозможно хранить долгое время.
Если возделываемые земли поливают дождевой водой или арычной, то ‘ушр выплачивают в соотношении 1/10. Если же посевы орошают водой, подаваемой электрическими насосами или же ее (воду) покупают, то ‘ушр выплачивают в соотношении 1/20.
Стоимость семян, труд рабочих, полив и удобрения должны быть учтены при выплате ‘ушра, так как с поливных земель берут ‘ушр в соотношении 1/20, то расходы вполне могут быть покрыты. Например, если с десяти тонн пшеницы, выращенной на неполивных землях, ‘ушр составляет одну тонну, то ‘ушр с поливной земли – меньше наполовину. Очевидно, что при поливе земли повышается урожай, но и уменьшается ‘ушр. Следовательно, у земледельцев появляется стимул в поливе и внесении удобрений, что значительно повышает урожайность сельхозпродуктов.
С меда, собранного пчелами на земле «‘ушр», нужно выплатить закят в соотношении 1/10, тогда как с меда, собранного на земле «харадж» или с лесных лугов, ‘ушр не выплачивают. Это следует из хадиса:
«Абу Саййара (радыйаллаху анху) рассказывал: «Как-то я спросил у Посланника Аллаха ﷺ :
– О Посланник! У меня есть пчелы!
Он ответил:
– Выплати с них ‘ушр!» (Ибн Маджа, Закят, 20).
Известно также, что Пророк ﷺ обращаясь к жителям Йемена, говорил:
«У производителей меда нужно требовать выплаты ‘ушра» (Зайлаи, Насбур-рае, 2/390).
По мнению шафиитов и маликитов, с меда закят не выплачивают. Они исходят из мнения Имама Тирмизи, который говорил, что в отношении закята с меда нет достоверных сведений. Кроме того, шафииты и маликиты сравнивают мед с молоком (Зухайли, 2/709).
Если с урожая оливок, подсолнечника взяли ‘ушр, то с масла, выжатого из них, ‘ушр не взимают. Но если кто-то купит это масло с целью перепродажи, то ему необходимо выплатить закят как с «предмета торговли».
‘Ушр с сельхозпродуктов взимают только после того, как созреет урожай. До созревания ‘ушр взимать нельзя. Категорически запрещается взимать ‘ушр с недозрелых сельхозпродуктов, а также с не достигших кондиционного размера. Владельцы земель могут выплатить ‘ушр только после того, как сельхозпродукты созреют или сформируются, и только в случае, если на это есть собственное желание, ибо на это указывает аят Корана:
«Тратьте [во имя Аллаха] наилучшее из приобретенного вами и то, что Мы взрастили вам на земле» (2/267).
Если сельхозпродукты, с которых еще не выплатили ‘ушр, будут употреблены в пищу, нужно в тот момент сделать намерение выплатить ‘ушр или возместить стоимость. Например, Абу Ханифа считал, что если собрали 10 кг винограда, то в качестве закята необходимо выплатить 1 кг. Если ‘ушр своевременно не выплачен в виде сельхозпродуктов с земли-‘ушр или не выплачена арендная плата, или скончался владелец, то в любом случае необходимо оплатить.
Абу Юсуф и Имам Мухаммад считали, что при вычислении нисаба с одной тонны сельхозпродуктов, различные виды фруктов и овощей не суммируют. Каждый вид сельхозпродуктов должен быть в количестве нисаба, который требует выплаты закята. ‘Ушр также выплачивают и с земель-‘ушр, которые не имеют владельца или были переданы в общественное пользование, так как ‘ушр выплачивается не с земли, а с урожая.
По мнению Абу Ханифы, налог с земельного надела, сданного в аренду, выплачивает арендодатель, ибо закят есть земельный налог. А урожай принадлежит арендодателю, так как ему выплачивают определенную плату за использование земли.
Согласно взглядам большинства алимов, Абу Юсуфа и Имама Мухаммада, за исключением ханафитов, закят с арендуемых земель обязан выплачивать арендатор, так как ‘ушр выплачивают с выращенного урожая, который принадлежит ему, а земли даны ему во временное пользование. Сначала ханафиты выносили фетву согласно мнению Абу Ханифы, однако в дальнейшем факихи опирались на мнение Абу Юсуфа и Имама Мухаммада (аль-Касани, 2/56; аш-Ширбини, 1/382; аз-Зухайли, 2/820; ибн Хумам, 2/8; аль-Майдани, 1/154).
Проф. Др. Хамди Дондурен аль-Ханафи, из книги: «Энциклопедия норм и правил Ислама», стр. 681-692.