6 мотивационных техник Пророка Мухаммада ﷺ
Будь то на работе, в школе, с друзьями или семьей, бывают моменты, когда у нас возникает низкая самооценка или накатывает отсутствие мотивации, чтобы взаимодействовать с людьми и позитивно мыслить в течение дня.
В такие моменты полезно иметь кого-то, кто заставляет нас чувствовать себя воодушевленными, настойчивыми и преисполненными стремления достичь цели. Тот, кто знает о мотивационных техниках Пророка Мухаммеда ﷺ, был бы идеальным кандидатом.
Пророк, да пребудет с ним мир, превратил большую группу людей, привыкших жить в суровых условиях пустыни, в единую общину высоких добродетелей и нравственности. Как ему это удалось?
Обнаружение Мотивационных Техник Пророка ﷺ
Пророк Мухаммад ﷺ ободрял своих сподвижников, используя различные техники, предназначенные для корректировки их поведения, делая полезным для них в этой жизни и более приятным для Аллаха Всемогущего.
На факультете общих исследований Международного исламского университета в Куала-Лумпуре, (Малайзия), было проведено исследование под названием "Влияние методов мотивации Пророка Мухаммада ﷺ на успеваемость учащихся".
В исследовании приняли участие психологи в области когнитивных и поведенческих наук, и оно было основано на литературе хадисов из коллекций имама аль-Бухари, имама Муслима, Сунана Абу Дауда и Сунана Тирмизи по хадисам.
Исследование, проведенное с большой группой учащихся в течение длительного периода времени, показало повышенную концентрацию, лучшее поведение в классе, более высокие оценки и меньшее количество конфликтов между учащимися.
Ниже приведены шесть мотивационных техник Пророка Мухаммада ﷺ, из которых мы все можем извлечь уроки:
1. Техника вручения наград
Пророк ﷺ сказал:
«Тот, кто намеревается совершить доброе дело, но не сможет сделать его, тогда Аллах запишет его как совершенное доброе дело. Если же он намерен это сделать и делает, то Аллах Всевышний запишет это как десять добрых дел, совершенных семьсот раз или даже больше. Если же он намерен совершить плохой поступок и не делает этого, то Аллах запишет для него одно полное доброе дело. Если же он сделает это, то Аллах запишет для него одно плохое дело». (Бухари)
Получение награды при выполнении задания укрепляет наш процесс обучения, метод, основанный на принципе этого хадиса. Чтобы правильно применить обоснование мотивационного вознаграждения, оно должно следовать за выполненным заданием. Если выполненное задание было общественным, то оно должно быть вручено публично. Крайне важно воздерживаться от критики за неправильно выполненное задание.
2. Методика предотвращения плохого поведения
Джархад, да будет доволен им Аллах, сообщил, что Пророк, да благословит его Аллах, прошел мимо него, когда было открыто его бедро. Пророк сказал:
«Покрой свое бедро, потому что оно является частью твоего аурата». (Тирмизи)
Когда критикуют кого-то за плохое поведение, человек может почувствовать, что подвергается нападению. Чтобы не провоцировать конфликт, спокойно повторите инструкцию к заданию, чтобы в следующий раз привить мотивацию к лучшему и способствовать выработке рациональных реакций.
3. Техника похвалы
В качестве мотивационного приёма Пророк ﷺ, давал своим сподвижникам титулы, подчеркивающие их мастерство.
Например, он сказал Абу Убайду ибн аль-Джарру: «Ты – защитник нации». И он сказал Халиду ибн аль-Валиду: «Ты - меч Аллаха».
Для максимального усиления позитивного поведения похвала, в соответствии с хадисами, дается сразу же после хорошего поведения/усилия/эффективных результатов, основанных на действиях, а не на человеке или его личности. Если задача носит общественный характер, то признание должно быть публичным и по возможности, перед значимыми людьми.
4. Техника поощрения хорошего поведения
Пророк сказал ﷺ:
«Вы не войдёте в Рай, пока не уверуете, а не уверуете вы до тех пор, пока не станете любить друг друга, так не указать ли мне вам на то, что приведёт вас к взаимной любви, если вы будете делать это? Распространяйте приветствия между собой!» (Муслим)
Из этого хадиса ясна структура ободряющих слов. Мотивационная техника должна начинаться при собрании или при встрече друг с другом путем (1) выражения энтузиазма, затем (2) предупреждения о сложности задачи, за которым следует (3) указание первого и второго условия для ее выполнения, (4) сопровождаемое вопросом для возбуждения любопытства, чтобы выполнить задачу. Наконец, предложить простые условия для выполнения обязанности, которую может выполнить каждый.
5. Техника повышения уверенности в себе
Пророк (ﷺ), сказал:
«Кто доволен Аллахом, как своим Господом, исламом, как своей религией, и Мухаммадом, как своим посланником, рай гарантирован для него». (Муслим)
Этот хадис отражает простой и эффективный способ повышения уверенности в себе. Для ее применения необходимо задавать вопросы, чтобы определить, выполнили ли слушатели поставленные задачи или приобрели ли они определенные знания. Важно знать, насколько это возможно, что на такие вопросы можно ответить утвердительно. Затем следует утверждать, что именно те, кто это сделал, добьются успеха.
6. Методика борьбы с плохим поведением
Умар ибн Абу Салама (да будет доволен им Аллах) сообщил:
«Я был маленьким мальчиком под присмотром посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и моя рука блуждала по всей тарелке (с едой). Посланник Аллаха ﷺ, сказал мне: "Начинай с БисмиЛлях, ешь правой рукой и ешь то, что находится перед тобой". С тех пор я принимаю пищу только так».(Бухари и Муслим)
Часто нашей первой реакцией на неподобающее поведение является критика, но это не было практикой Пророка Мухаммада ﷺ. Вместо того, чтобы критиковать плохое поведение, Он направлял человека к более подходящему поведению или предлагал решение проблемы человека.
В заключение
Наш любимый Пророк ﷺ изменил мир, поведение, обычаи и социальные нормы людей, покорив их добротой и мягким убеждением. За исключением случаев необходимости, Пророк ﷺ не принуждал других людей соглашаться с ним или прибегать к проявлениям силы. Мотивационные техники, показанные выше, столь же действенны и сейчас.