Этика сна в Исламе
Сон является мудростью от Аллаха (Свят Он и Велик). Это спокойствие, отдых, обновление сил, приток свежих мыслей. Пророк (ﷺ) сделал так, что сон может быть и поклонением, взаимоотношением с Аллахом, поэтому есть много суннатов, которые выполнял Посланник Аллаха (ﷺ) перед сном. И нам следует их выполнять.
Не рекомендуется ложиться спать до ночной молитвы (Иша). Сообщается, что Абу Барза (р.а.) сказал:
«Посланник Аллаха (мир ему и благословение) не любил спать до ночной молитвы и вести разговоры после неё»
После прочтения ночной молитвы не желательно затягивать с отходом ко сну, чтобы без затруднений проснуться до утреннего азана. Перед сном желательно сделать омовение, использовать сивак, встряхнуть покрывало, потому что на нём может оказаться – какой-либо сор. В хадисе, переданном Абу Хурайрой (р.а.) говориться:
«Посланник Аллаха сказал: «Когда кто-то из вас пожелает лечь в свою постель, то пусть сначала отряхнёт её изнанкой своего изара и произнесёт имя Аллаха. Ведь он не знает, что (за тварь) после него укрылась в ней…»
Желательно ложиться на правый бок и прочитать дуа, которое читал Посланник Аллаха (ﷺ):
بِاسْمِكَ رَبِّي وَضَعْتُ جَنْبِي وَبِكَ أَرْفَعُهُ فَإِنْ أَمْسَكْتَ نَفْسِي فَارْحَمْهَا وَإِنْ أَرْسَلْتَهَا فَاحْفَظْهَا بِمَا تَحْفَظُ بِهِ عِبَادَكَ الصَّالِحِين
Смысл: «С именем Твоим, Господь мой, я улёгся на бок, и по воле Твоей я поднимусь. Если Ты заберёшь душу мою, то помилуй её, а если отпустишь, то защити её посредством того, чем защищаешь Ты Своих праведных рабов».
Рекомендуется читать «Аятуль Курси», суру «аль-Кафирун», суры «аль-Ихляс», «аль-Фалак» и «ан-Нас» по три раза, затем следует плюнуть на ладони и провести по телу. Отец или мать тоже могут совершать такие действия для своих детей, это защищает и хранит от многих бед.
Также желательно перед сном покаяться перед Всевышним во всех своих грехах и ложиться спать, очищая сердце и простив всех людей. Пророк (ﷺ) сказал: «Кто из вас сможет быть подобным Абу Замзаму?» Сподвижники удивились: «А что Абу Замзам?» Он был обычным мусульманином, но когда ложился спать, он говорил:
«О мой Господь! Кто причинил мне вред, делал за меня гибат (сплетни), говорил обо мне нехорошее – всех прощаю».
Такое великодушие поможет человеку ложиться спать с чистым сердцем. Посланник Аллаха (ﷺ) не спал в комфортных местах, иногда спал на подстилке, на шкуре, а иногда даже на полу. У него была кровать, однако она была из верёвок. Однажды Умар ибн Хаттаб (р.а.) вошёл к Пророку Мухаммаду (ﷺ), а он спал на этой кровати: стояла жара, Посланник Аллаха (ﷺ) был вспотевший, и от верёвок на его коже отпечатались красные линии. Умар (р.а.) сказал: «Султаны и цари спят в мягких постелях, а ты, Посланник Аллаха, спишь на такой кровати!» Пророк (ﷺ) ответил:
«О Умар, что принесёт нам ущерб, если им мирское, а нам ахират?»
Это правило установил Пророк (ﷺ), и человеку следует практиковать его в жизни. Однажды Посланник Аллаха (ﷺ) проспал и спросил: «Что вы сделали с моей постелью?» Домочадцы ответили: «Мы сделали её чуть мягче». Тогда Пророк (ﷺ) сказал: «Это помешало мне бодрствовать ночью». Не следует излишне обустраивать предметы для сна, культивируя наслаждение сном, это может помешать встать ночью.
Однажды Посланник Аллаха (ﷺ) увидел в мечети человека, спящего на животе, пошевелил его ногой и сказал:
«Встань, такой сон вызывает гнев Аллаха»
а в другой версии говорится: «Это сон обитателей ада».
Досточтимой сунной является «къайлюля» – это лёгкий короткий сон до обеда, чтобы потом были силы встать ночью. Пророк (ﷺ) порицал сон после утренней и предзакатной молитвы, потому что в это время распределяется ризк Аллаха.
В одном из хадисов рассказывается, что некоторые люди пожаловались Посланнику Аллаха (ﷺ) на бессонницу, и Мухаммад (ﷺ) научил их читать такое дуа:
اللهم غارت النجوم وهدأت العيون وأنت حي قيوم يا حي يا قيوم أنم عيني وأهدئ ليلي
Смысл: «О Аллах, звёзды исчезли, глаза успокоились. Ты вечно Существующий. О вечно Существующий, усыпи мои глаза и сделай спокойной ночь мою».
Человеку, который видит во сне то, что пугает его, Пророк (ﷺ) велел прибегнуть к Аллаху в защите от шайтана и поплевать в левую сторону три раза.
Важная сунна – просыпаться ещё до утреннего азана. Люди иногда спят до восхода солнца. Когда Пророку (ﷺ) поведали о таких случаях, он сказал: «Это человек, в ухо которого помочился шайтан», – потому что он спит при наступлении времени молитвы. Желательным действием является после пробуждения протереть лицо руками, затем помянуть Аллаха и прочитать дуа:
اَلْحَمْدُلله الَّذي أَحْيانا بَعْدَما أَماتَنا وَإِلَيْه النُّشُورُ
Смысл: «Хвала Аллаху, Который оживил нас после того, как умертвил, и к Нему – возвращение».
Затем использовать сивак, сделать омовение, а после совершить намаз. Сообщается, что, когда человек спит, шайтан завязывает три узелка. Если человек проснулся при поминании Аллаха – развязывается один узелок, второй развязывается при совершении омовения, а третий – при совершении намаза. Если человек так не сделает, то, когда он пробудится, нафс будет скверным, а если развяжет узелки, то он проснётся с чистым нафсом и целый день будет счастливым и спокойным. Если соблюсти этику сна, то сон будет бодрствованием, ибн Масуд говорил: «Я желаю во сне то же, что и в бодрствовании».
Мы знаем, что наш любимый Пророк (ﷺ) спал, закрыв глаза, но не сердце. И мы надеемся, что, выполнив этику нашего Посланника Аллаха (ﷺ), мы получим тайну бодрствования. Да возвеличит нас Аллах возможностью увидеть Пророка (ﷺ) во сне и объединиться с ним в раю! Это баракат слов Аллаха (смысл):
«Скажи (о Мухаммад): “Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, и тогда Аллах возлюбит вас”» (сура «Алу Имран», аят 31).