Разрешает ли Ислам быть богатым?
В нашем обществе существует определенный стереотип, что если человек пришёл к вере, начал исповедовать должным образом религию, то ему непрестало заниматься делом, которое может приносить хороший доход. А если доход серьезный и его финансовый статус начинает выражаться визуально в виде благ этого мира, то, у некоторых людей могут возникнуть сомнения в том, что данный человек действительно верующий и богобоязненный. Конечно, у этого стереотипа есть основа, предполагается, что верующий человек должен быть бедным, так как богатство мешает ему искренне верить, увлекая его за собой в дебри дуньи.
Лихое первоначальное накопление капитала в период ранней независимости нашей страны заложило в сознании людей, что бизнес не соответствует религиозным нормам и по свой сути греховен. В настоящее время, это убеждение отчасти выветрилось, но осадок остался и продолжает влиять на суждения о том могут ли бизнес (коммерция) и религия сосуществовать в одном человеке не нарушая принципы друг друга?
Несомненно, могут. Более того, религия Ислам приветствует занятие дозволенным делом, которое позволяет жить в достатке и хорошо выглядеть. Ат-Тирмизи и аль-Хаким передали со слов Ибн ‘Амра, что Посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал:
«Поистине, Аллах любит видеть признаки Своей милости на рабах».
Ан-Насаи передал со слов Малика ибн ан-Надлы:
«Однажды я присел возле Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и на мне была изношенная одежда. Он спросил: “У тебя есть имущество?” Я ответил: “Да, о Посланник Аллаха, какое угодно”. Он сказал: “Если Аллах одарил тебя имуществом, пусть это будет видно по тебе”».
Са’ид бин Мусайаб сказал:
«Нет блага в том, кто не собрал дозволенное богатство, не выплатил закят из своего богатства и не сохранил свою совесть богатством».
Факих со своим иснадом передал от Сабита Банани, который сказал:
«До нас дошло следующее: «Здоровье состоит из десяти частей, девять из них в молчанье, одна часть в сохранении языка. Поклонение тоже состоит из десяти частей. Девять из них в заработке на жизнь, одна часть в поклонении».
Однако, Ислам предостерегает от того, что бы заработок и накопление средств, как и внешние атрибуты богатства питало наш нафс (эго). К сожалению, некоторые люди, дорвавшись до высоких доходов не просто питают нафс, но он позволяют ему объедаться, а сущность непроработанного нафса такова, что он страдает от неизлечимой булимии, и сколько бы не ел никогда не может наестся. Поэтому, мусульманину ведущему свое дело и получающего с него высокий доход необходимо внимательно отслеживать в себе попытки нафса вызвать такие болезни сердца как высокомерие, показуха или хуже того гордыня. Подробнее об этом в наших циклах уроков: «Ихъя улюм ад-Дин».
Передано от Абу Хурайры (р.а.), что Пророк (с.а.с.) сказал:
«Тот, кто зарабатывает дозволенные мирские блага, чтобы не обращаться к кому бы то ни было с просьбами, накормить свою семью и помочь своему соседу, в Судный день воскреснет со светлым лицом подобным луне в ночь полнолуния. Тот, кто зарабатывает дозволенные блага этого мира ради увеличения своего имущества, похвальбы и впечатления, в Судный день встретит Аллаха разгневавшимся на него».
Ислам предостерегает мусульман от того, что бы строить свой бюджет на подаянии. Если человек в состоянии, то ему лучше работать, даже если это скромный труд за скромную плату чем опускаться до постоянного испрашивания средств у других людей.
Умар бин Хаттаб (р.а.) сказал: «О факиры (бедняки), поднимите свои головы, займитесь торговлей, поистине, путь открыт. Не обременяйте людей».
Если же человек не может заставить себя работать и намерен жить подаянием, то рискует не выйти из бедности.
Джабир (р.а.) передал от Посланника Аллаха (мир ему), который сказал: «Тому, кто откроет для себя дверь просьбы, Аллах Та’аля откроет дверь бедности. Того, кто сохранит себя от обращения к людям, Аллах Та’аля его сохранит. Того, кто старается быть уважаемым, Аллах Та’аля сделает уважаемым. Для любого из вас взять свою верёвку, а потом отправится в степь, собрать дрова и продать их за одну чашку фиников будет лучше, чем обращаться с просьбами к людям, которые могут дать ему что-то, но могут и отказать».
Передано от нашего Пророка (мир ему), который сказал: «Пусть для вас будет обязательным изготовление тканей, ибо ваш отец пророк Ибрахим (мир ему) был ткачем».
Абу Хурайра (р.а.) передал, что Пророк (мир ему) сказал: «Закария (мир ему) был плотником».
Шакик бин Ибрахим о словах Всевышнего Аллаха:
«Если бы Аллах увеличил удел Своим рабам, они стали бы бесчинствовать на земле. Однако Он ниспосылает его в меру, как пожелает…» (42:27)
— сказал: «То есть если бы рабы Аллаха, не занимаясь ремеслами, получали бы свое пропитание от Аллаха, то они распространили бы на земле нечестие и творили бы беззаконие. Они не распространяют нечестие благодаря тому, что Всевышний Аллах сделал их занимающимися различными ремеслами».
Авам бин Хаушаб передал от Абу Салиха, который сказал: «’Умар (р.а.) велел нам быть тремя друзьями: «Пусть один из вас приобретает, второй продает, а третий выходит на сражение».
Таким образом, религия Ислам, благоволит мирским делам, обретению профессии, заработку средств. Ислам не порицает стремление не только зарабатывать, но добиться высоких доходов если богатство, а также статус и положение в обществе приобретено/получено дозволено и используется правильно, в том числе выплачивается закят, садака, и оказываются другие виды благотворительности (так как это очищает имущество) и не приводят к высокомерию, показухе и гордыне, а также к другим болезням сердца.