Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Иминов Нурмухаммад
- Канатали Такиров
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев
Уважаемый джамаат, сегодня мы начинаем цикл лекций, который называется: «пятничные наставления». В этих лекциях мы будем пояснять пятничную проповедь, которая проходит в эту пятницу в мечетях города. Мы решили начать данный цикл, так как не все люди могут услышать проповедь в пятницу в следствие того, что они, к примеру, на работе или находятся дома, если это пожилые люди, или, если это женщины, то они не посещают жума намаз, а также для русскоязычных мусульман нашей страны, так как пятничная проповедь ведется на казахском языке. Таким образом, из этих лекций вы сможете узнать, о чем шла речь на пятничной проповеди в мечетях.
Тема сегодняшнего урока: «Болезнь сердец и их очищение», либо можно назвать: «Исследование сокровенных тайн сердца». В целом, мы должны понимать, что сердце – это такой орган, который правит всем организмом. Конечно, с точки зрения медицины, управляет телом головной мозг. Однако, с духовной точки зрения, правителем является сердце. Но даже если брать в расчет физиологию, то согласно исследованиям ученных *, сердце – это сложный самоорганизующийся центр обработки информации, со своим собственным функциональным «мозгом». Сердце – это не просто насос, но оно действует так, как будто оно имеет собственный разум, и может само любить, ненавидеть или стремится к чему-либо. В своем хадисе, Пророк Мухаммад ﷺ указывал на сердце, говоря, что: «Воистину, в теле человека есть кусок плоти: если он здоров, то будет здоровым и всё тело, а если он порочен, то будет порочным и всё тело - воистину, это сердце».
В тоже время, в священном Коране слово «сердце» упоминается 132 раза. То есть, Всевышний Аллах в Коране указал 132 раза на сердце, побуждая мусульманина обратить на это пристальное внимание и заниматься им.
В Коране есть сура «Зумар», в которой Всевышний Аллах говорит, что люди, которые в отношении Ислама раскрывают свои сердца – они благие, а те, которые закрывают свои сердца в отношении религии, богобоязненности – Аллах таких людей проклял за черствость их сердец.
Уважаемый джамаат, поэтому мы должны понимать причины, почему у человека сердце становится чёрствым и жестким.
Многие исламские ученые объясняют это следующим образом, перечислим по пунктам:
1. Когда человек увеличивает грех. То есть он много и постоянно совершает грехи, его сердце становится чёрствым и каменеет.
2. Человек не выполняет вмененное Всевышним в обязанность. Может быть он не читает намаз или не держит пост в Рамадан. А между тем Аллах приказал человеку выполнение пяти обязательств: вера во Всевышнего Аллаха, совершение пятикратного намаза, соблюдение поста в месяц Рамадан, выплата ежегодного закята при наличии нисаба и один раз за всю жизнь совершить хадж. Если человек не выполняет эти богослужения, его сердце каменеет.
3. Если человек не стыдясь совершает харам. Если он, не боясь и не стыдясь совершает грехи, то его сердце становится черствым.
Поэтому мы должны сами на себя смотреть не боясь самокритики и следить за тем, что бы не совершать деяния, которые способствуют окаменению сердца. В суре «Маида» говориться: «И за то, что они нарушили свой договор, Мы их прокляли и сделали сердца их жестокими». (5:13). Что это означает, изначально люди договорились с Аллахом, что они будут поклоняться Всевышнему Аллаху, а за это Он наградит их раем. И вот этот договор они нарушили. Исходя из этого Аллах их проклял и ожесточил их сердца.
Хасан Басри (р.а.) пояснил, что шесть деяний могут способствовать тому, что сердце человека становится каменным:
1. Если человек будет совершать грех, в надежде, что Аллах его простит. Он не думает остановится и продолжает грешить, питая ложные надежды, что Всевышний ему все просит.
2. Человек не использует знания, которые получил. Он выучил аяты и хадисы, но не использует их на практике. Такой человек продолжает заучивать и заучивать, не претворяя в жизнь то, что получил. Это тоже становится причиной окаменения сердца. Человеку следует делать тафакур, размышлять об аятах и хадисах и направлять себя в соответствии с полученным знанием в направлении поклонения и богобоязненности.
3. Когда человек неискренен в благих деяниях. Он может заниматься поклонение и богослужением, но он не искренен. Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Поистине, Аллах принимает только те деяния, которые совершаются искренне и только ради Него!». В другом хадисе сказано: «То деяние, в котором есть хоть малая толика показухи, Всевышний Аллах не примет». То есть, если человек совершает деяния без ихласа, Всевышний их не принимает.
4. Если человек не благодарит Аллаха за тот удел, который Он ему послал. Представьте себе, что человек питается несколько раз в день, он не испытывает голода и жажды и находится в безопасности. Всевышний Аллах посылает ему удел, но человек об это даже не задумывается, принимая это все как само собой разумеющееся, он не размышляет, что многие люди могут голодать и бедствовать, будучи малоимущими, а Аллах наделил его благим и достаточным уделом. Поэтому человек должен уметь благодарить Всевышнего Аллаха, тем более что это исключительно ему на благо. Как сказано в Коране: «Кто благодарен, тот благодарен во благо себе». (27:40).
5. Если человек не доволен уделом от Аллаха. Если перед этим мы говорили, что человек не благодарит Аллаха, то здесь человек не доволен тем, что ему дано. В этом случае, человеку следует посмотреть на тех, кто живет хуже него и имеет меньше и поразмышлять.
6. Если человек видит смерть, но извлекает из этого урок. Смерть рядом и приходит внезапно. Человек, который роет могилы даже может подумать, что смерть его обойдет, но на самом деле это не так. В Коране говориться: «Все мы принадлежим и к нему предстоит возвращение», а также «Всякая жизнь вкусит смерть, и вы возвратитесь к Нам». Таким образом, человек должен размышлять над этим и брать с этого примеры.
Мы перечислили то, что делает сердце человека каменным, жестким, твердым. Теперь посмотрим, что говорят исламские ученые о том, как сделать сердце мягким.
1. Тауба. То есть, покаяние. Человеку следует принести покаяние за грехи, которые он совершил тайно или явно, о которых знал и не знал, которые он совершил намерено и нечаянно. В любом случае, человеку следует делать тауба за грехи. Условием покаяния является то, что он никогда не будет совершать грех и не вернется к нему, тогда тауба будет принята. А когда тауба принята, он становится чистым, как если бы его только что родила мать.
2. Человеку следует быть твердым в своих поклонениях. Как говориться в хадисе, если человек совершает грех, то на его сердце появляется пятно, и если он не делает тауба, не просит прощения, то это пятно разрастается, покрывая все сердце. Поэтому, человек должен быть твердым в совершении намаза, чтении намаза, и т.д. Всевышний Аллах говорит в Священном Коране: «Выстаивайте намаз, выплачивайте закят и подчиняйтесь Аллаху и Его Посланнику. Аллах желает удалить от вас все скверное, О, семья Пророка, и очистить вас (от всего дурного) полностью» (Сура «Аль-Ахзаб», 33). Послушание Аллаху и Его Посланнику и стойкость в поклонении очищают человека от болезней сердца и ведут к духовному совершенству.
3. Среда, в которой находится человек. У Пророка ﷺ есть прекрасные слова: «Человек находится в религии своего друга». Есть пословица: «Скажи мне кто твой друг и я скажу тебе, кто ты». Когда человека окружают люди, являющиеся грешниками, нечестивцами, неправильного жизненного мировоззрения, то такие люди затягивают его в круг своих поступков. Поэтому следует выбирать хорошую среду общения, что бы ваши друзья стремились к благому и совершали хорошие поступки.
4. Коран и зикр. Коран – это баракат. Это слова Всевышнего Аллаха. Если вы будете дружить с Кораном, будете его читать, вы будете тем, кто следует за законами Всевышнего Аллаха. Это крепость для человека и защита. Зикр, восхваление Аллаха способствует тому, что сердце человека станет мягким.
Повторим, что бы сердце стало мягким, следует совершать тауба, быть твердым в поклонениях, выбирать хороших друзей, дружить с Кораном, постоянно читать Коран и делать зикр. Если мы будем совершать это, ин шаа Аллах, наше сердце станет мягким, дружелюбным, чистым и Аллах примет наши поклонения.
* (Исследования Дж. и В.Лэйси, 1960 – 1970 гг. Ученный сделал вывод, что сердце имеет комплексную внутреннюю нервную систему, которая настолько сложна, что её можно рассматривать как отдельный «маленький мозг».)