Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Иминов Нурмухаммад
- Канатали Такиров
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев

Ответственность мусульманина перед обществом
الحمد لله رب العالمين والصلاة والسلام على سيدنا محمد وعلى آله وصحبه أجمعين، أما بعد
Мусульманин, уверовавший в Аллаха и в Судный день, совершает добрые дела, которые принесут пользу обществу, поскольку одним из важнейших качеств, которым должен обладать мусульманин – это быть полезным для других людей.
Передаётся от Ибн ‘Умара (да будет доволен им Аллах): «Однажды один человек пришел к Пророку (мир ему и благословение Аллаха) и спросил: "О посланник Аллаха, какие люди самые любимые для Аллаха, и какие деяния самые любимые для Аллаха?" Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "Самые любимые люди для Аллаха – это самые полезные из них, а самое любимое деяние перед Аллахом – это радость, которую ты приносишь мусульманину, или помогаешь ему в беде, или выплачиваешь за него его долг, или утоляешь его голод. И поистине, прийти на помощь своему брату-мусульманину в том, в чем он нуждается, любимее для меня, чем совершить и'тикаф в своей мечети в течение месяца…». (ат-Табарани). Всевышний Аллах говорит в суре аль-Кахф:
إِنَّ الَّذِينَ آمَنُوا وَعَمِلُوا الصَّالِحَاتِ إِنَّا لَا نُضِيعُ أَجْرَ مَنْ أَحْسَنَ عَمَلًا
«А что до тех, которые уверовали и совершали праведные деяния, то ведь Мы не погубим награды тех, кто совершал добро». (18:30)
Поскольку каждый человек является членом общества, наша благородная религия учит тому, что добро человека должно включать не только его самого, но и общество, в котором он живет.
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: Мусульманин мусульманину брат, и он (не должен) ни притеснять, ни предавать его. Тому, кто (поможет) своему брату в нужде его, Аллах (поможет) в его собственной нужде, того, кто избавит мусульманина от печали, Аллах избавит от одной из печалей Дня воскресения… (Бухари).
В сегодняшней пятничной проповеди мы поговорим об ответственности мусульманина перед обществом, о том, какую пользу и как он может принести социуму.
Первое: быть сострадательным и оказывать помощь.
Сострадание к другим – одно из величайших качеств Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Сострадательный человек старается помочь другим людям. Всевышний Аллах говорит в суре ат-Тауба:
لَقَدْ جَاءَكُمْ رَسُولٌ مِّنْ أَنفُسِكُمْ عَزِيزٌ عَلَيْهِ مَا عَنِتُّمْ حَرِيصٌ عَلَيْكُم بِالْمُؤْمِنِينَ رَءُوفٌ رَّحِيمٌ
«К вам явился Посланник из вашей среды. Тяжко для него то, что вы страдаете. Он старается для вас. Он сострадателен и милосерден к верующим». (9:128).
Наша мать Аиша (да будет доволен ею Аллах) говорила о сострадании Пророка к другим следующее: «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) никогда не ел достаточно еды три дня подряд до конца своей жизни. Если бы мы захотели, мы могли бы наесться досыта. Но мы ставим нужды других людей выше своих собственных».
В обществе бывают разные ситуации. Одному человеку нужна финансовая помощь, другому — совет, а третьи нуждаются в поддержке и опоре. Если мы ознакомимся с жизнью Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), мы увидим, что он старался как можно больше помогать другим и всегда проявлял сострадание и заботу о нуждающихся. Поэтому мы, последовавшие примеру Пророка (мир ему и благословение Аллаха), должны воспитывать в себе подобные качества.
Помощь другим является одной из величайших дверей добра и имеет очень высокий статус в Исламе. Даже такие элементарные вещи, как уступить место пожилому человеку в общественном транспорте или помочь ему донести до дома тяжелые сумки, или бесплатно подвести замерзшего человека могут стать на весах Аллаха тяжелее некоторых дополнительных поклонений. Ведь подобная помощь, забота об окружающих сама по себе является одним из видов поклонения, посредством которого мусульманин надеется на награду своего Господа.
Конечно, помогая людям, важно делать это искренне ради довольства Аллаха, но вместе с этим человек может сочетать другие намерения, которые не противоречат требуемой искренности. Например, если вы подвезете на своей машине соседа или коллегу, сделайте намерение, что хотите ради Аллаха сделать приятное этому человеку или сделайте намерение, что желаете выразить благодарность Аллаху за Его блага, дарованные вам, заключающиеся в том, что Он дал вам возможность помогать другим и заботиться о нуждающихся. Безусловно, помогать нужно только в благом. Всевышний Аллах сказал:
وَتَعَاوَنُوا عَلَى الْبِرِّ وَالتَّقْوَى وَلَا تَعَاوَنُوا عَلَى الْإِثْمِ وَالْعُدْوَانِ
«Помогайте же друг другу в благочестии и богобоязненности, но не помогайте друг другу в грехе и вражде». (5:2).
Взаимопомощь людей в обществе способствует процветанию и единству общества. Потому что благодаря взаимопомощи люди становятся ближе друг к другу, увеличивая взаимное уважение.
Второе: быть щедрым.
Быть щедрым, означает – тратить средства на дела большой важности и пользы легко и без сожалений. Щедрость является истинным проявлением веры, а также того, что любовь человека к обществу и людям преобладает над любовью к богатству и миру. Щедрость — это когда ты можешь потратить что-то на благое, не щадя своих сил, времени, не жалея об этом в последующем, никогда не упрекая тех, кому ты помог и стараясь не вспоминать об этом даже в своих мыслях. Настоящая щедрость должна быть бескорыстной. Такая щедрость является основой для многих благ. Это залог дружбы, любви и взаимопомощи. Щедрость является важной причиной тому, что чаша весов с благими деяниями перевесит чашу весов с плохими поступками, когда деяния человека будут взвешены на весах в Судный День. Щедрость – одна из главных причин входа в рай и освобождения от мучений в огне. Всевышний Аллах побуждает Своих рабов к щедрости, благодушию, заботе о нуждающихся. Аллах призывает мусульман тратить имущество ради достижения Его довольства. В суре «Ибрахим» говориться:
قُلْ لِعِبَادِيَ الَّذِينَ آمَنُوا يُقِيمُوا الصَّلَوٰةَ وَيُنْفِقُوا مِمَّا رَزَقْنَـٰهُمْ سِرًّا وَعَلانِيَةً مِنْ قَبْلِ أَنْ يَأْتِيَ يَوْمٌ لا بَيْعٌ فِيهِ وَلا خِلالٌ
«Скажи тем из Моих рабов, которые уверовали, чтобы они совершали намаз и расходовали явно и тайно из того, чем Мы их наделили, пока не наступит день, когда не будет ни торга, ни дружбы» (14:31)
Также Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), учил своих сподвижников щедрости и доброте. Пророк говорил: «Щедрый человек – близок к Аллаху, близок к Раю, близок к людям и далёк от (адского) Огня. Скупой человек – далёк от Аллаха, далёк от Рая, далёк от людей и близок к Огню. Щедрый невежда милее для Всемогущего и Великого Аллаха нежели скупой поклоняющийся (Аллаху)». В другом хадисе Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха сказал:
وَالصَّدَقَةُ بُرْهَانٌ
«… садака – это доказательство».
Слово «Садака» в Коране происходит от слова «الصدق» (ас-сидку), то есть «честность». Потому что благотворительность доказывает искренность веры человека.
Щедрость – одно из благородных качеств нашего народа. История свидетельствует о том, что наши праотцы в трудные времена не только помогали своим родным, родственникам, односельчанам, но и делили свой дом и пищу с людьми других народов. Награда в загробной жизни тому, кто поможет нуждающемуся и проявит щедрость, также весьма велика. Всевышний Аллах говорит в Священном Коране:
إِنْ تُقْرِضُوا اللهَ قَرْضًا حَسَنًا يُضَاعِفْهُ لَكُمْ وَيَغْفِرْ لَكُمْ وَاللهُ شَكُورٌ حَلِيمٌ
«Если вы одолжите Аллаху прекрасный заем, то Он приумножит его для вас и простит вас. Аллах — Благодарный, Выдержанный» (64:17).
В этом аяте подача милостыни используется как альтернативное слово «давать взаймы Аллаху». Потому что Всевышний Аллах вознаградит дающего милостыню в Судный день и простит его грехи. Поэтому, как говорится: «Твое сердце согреет плащ, который ты наденешь на другого», помощь другим будет полезна в первую очередь самому человеку.
'Аиша, да будет доволен ею Аллах, рассказывала, что однажды они зарезали овцу, затем раздали мясо нуждающимся, и когда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросил о том, что осталось от овцы, 'Аиша ответила:
ما بقيَ منْها إلَّا كتفُها
“Не осталось от неё ничего, кроме её лопатки”
И тогда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует ответил ей:
بقيَ كلُّها غيرَ كتفِها
"Она осталась вся, кроме её лопатки" (ат-Тирмизи).
Имеется ввиду, всё что ты используешь для себя в этом мире, оно уйдёт и исчезнет, а что касается пожертвования, то оно продлится до Ахирата и останется тебе от него вознаграждение, как сказал Всевышний в Коране:
مَا عِندَكُمْ يَنفَدُ وَمَا عِندَ اللَّهِ بَاقٍ
«То, что есть у вас, иссякнет, а то, что есть у Аллаха, останется навсегда». (16:96)
Третье: поддержание общественного порядка.
Мусульманин должен знать, что поддержание общественного порядка – это требование религии. Причинять вред другим, не соблюдая общественный порядок, считается грехом. Всевышний Аллах в суре «Аль-Ахзаб» говорит:
وَالَّذِينَ يُؤْذُونَ الْمُؤْمِنِينَ وَالْمُؤْمِنَاتِ بِغَيْرِ مَا اكْتَسَبُوا فَقَدِ احْتَمَلُوا بُهْتَانًا وَإِثْمًا مُبِينًا
«А те, которые причиняют обиду верующим (мужчинам) и верующим (женщинам) без того, чтобы они это заслужили, - они берут на себя ложь и явный грех» (33:58).
Поддержание общественного порядка, включает в себя такие дела как соблюдение закона, уважение прав людей, не причинение вреда другим. Всевышний Аллах повелевает в Коране:
وَلاَ تُفْسِدُواْ فِي الأَرْضِ بَعْدَ إِصْلاَحِهَا
«И не сейте беспорядок на земле после того, как она приведена в порядок» (7:56).
Совершая намаз, мы выстраиваем ряды ровно как учил нас Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует! Выравнивание рядов в мечети, должно приучить нас соблюдению порядка за пределами стен мечети. Почему некоторые мусульмане с большой ответственностью относятся к выравниванию рядов перед намазом, но так безответственно оставляют свои автомобили на улице перекрывая проезжую часть или тротуары? Мусульманин должен воздерживаться от любой деятельности, причиняющей вред другим людям. Мусульманин не должен быть эгоистом. Он не должен жить по принципу: «главное, чтобы мне было хорошо, а до других мне дела нет». Прежде чем совершить что-то, ему следует подумать есть ли в этом деле польза или вред для окружающих. Если обнаружится, что это дело может навредить другим, то он должен оставить это дело, даже во вред себе.
Уважаемый джамаат!
Если взглянуть на историю, то мы видим, что все хорошие люди, оставившие свой добрый след в истории, прожили свою жизнь принося пользу обществу. Когда интеллект человека совершенен и его цели высоки, он больше заботится не о личной выгоде, а старается быть полезным для окружающих. Пусть Аллах примет наши молитвы и сделает нас в числе совершающих благие деяния и приносящих пользу обществу!