Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Иминов Нурмухаммад
- Канатали Такиров
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев
Во Имя Аллаха, Всемилостивого и Милосердного!
Знай, да помилует тебя Всевышний, что после кончины Посланника Аллаха (да пребудет над ним мир и благословение от Аллаха), лучшие из мусульман пожелали именоваться словом, которое указывало на их сподвижничество с Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ведь нет ничего выше этого. Поэтому, их стали называть "Сподвижники Пророка" (Сахаба). Когда люди следующего поколения стали их наследниками, то их, которые общались со Сподвижниками стали именовать "Последователями" (Таби'ун). Последователи считали это название благороднейшим из всех качеств. Что же касается тех, кто пришли после них, их стали называть "Последователями Последователей" (Таби'у ат-таби'ин). После них люди стали сильнее разниться, и их степени стали сильнее различаться друг от друга. Избранные люди, что строго придерживались вопросов религии, стали известны под именем "Аскеты" (Захиды, Зуххад) и "Богомольцы" (Абиды, 'Уббад). Затем появились новшества в религии и распри между различными группами. Члены каждой группы заявляли, что истинные аскеты находятся среди них. Что же касается тех избранных приверженцев пророческой Сунны, которые при каждом вздохе поминали Аллаха и защищали свои сердца от напастей беспечности, их стали различать от других под названием "Суфизм" (Тасаввуф). Это название стало широко применяться к величайшим среди них перед вторым столетием хиджры.
В этой главе мы упомянем имена мастеров этого Суфийского пути от первого поколения вплоть до наших дней. Мы также расскажем об их биографиях и высказываниях, чтобы показать их постулаты и благие нравы, если Всевышнему будет угодно.
Абу Исхак Ибрахим ибн Адхам ибн Мансур
Ибрахим ибн Адхам, да помилует Его Аллах, был родом из страны Балх (Современный северный Афганистан). Он был царевичем. Однажды он вышел на охоту. Когда он гнался за лисой и достиг норы, он услышал глас: "О Ибрахим, разве ты создан для этого, или тебе приказано делать это?" Затем он услышал глас снова, из-под седельной луки: "Клянусь Господом, ты не был создан для этого, и тебе не было приказано делать этого!"
Услышав это, он спешился и пошел пешком. Затем он встретил пастуха, служащего его отцу, взял его шерстяную накидку, одел ее, отдал пастуху все, что было при нем и коня в придачу. Затем он пустился в путь, бродя по пустыням, пока не дошел до Мекки, где он примкнул к кругу Суфьяна ас-Саври, знаменитого ученного и правоведа (умер в 161 году по хиджре) и Фудайла ибн Ийада, великого аскета, который ранее был разбойником, (но Аллах пожелал повести его другим путем). После этого он отправился в Сирию, где закончил свой земной путь.
Ибрахим ибн Адхам зарабатывал себе на жизнь своими руками, например, как сборщик урожая или как пастух. Однажды в пустыне он повстречал человека, который научил его Величайшему имени Бога, (по Исламу, Аллах имеет 99 имен. Сотое имя скрыто от обычных людей, но иногда Он раскрывает его своим избранным рабам (аулия)). После того, как тот человек ушел, он воззвал к Богу этим именем, и увидел Хизра (Хидра), мир ему, который сказал ему: "Брат мой, пророк Дауд, мир ему, только что научил тебя величайшему из Имен". Эта история была поведана нам Шейхом Абу Абдуррахманом ас-Сулями, да помилует его Аллах. Он сказал: я слышал от Мухаммада ибн аль-Хусейна ибн аль-Хашшаба, а тот от Абуль-Хасана Али ибн Мухаммада аль-Мисри, а тот Абу Саида аль-Харраза, а тот от Ибрахима ибн Башшара, который сказал: "Я сопровождал Ибрахима ибн Адхама. Однажды я сказал ему: "Расскажи мне о начале твоего дела". Затем он пересказал мне эту историю ".
Ибрахим ибн Адхам был известен своим крайним благочестием. Передается, что он сказал:
"Внимательно следи за тем, что ты ешь, и тогда тебе не будет вреда от того, что не бодрствуешь ночью или не постишься днем!"
Его обычной мольбой было:
"О Аллах, выведи меня от позора неповиновения Тебе к славе повиновения Тебе!".
Кто-то сказал Ибрахиму ибн Адхаму: "Мясо подорожало!" Он ответил: "Удешеви его, то есть - Не покупай его". Затем он продекламировал следующий стих:
Когда что-то становится дорогим для меня, я просто оставляю его.
Поэтому, чем дороже оно становится, тем дешевле оно для меня.
Мухаммад бин аль-Хусейн, да помилует его Аллах, сказал: "Я слышал, от Мухаммада ибн Хамида, а тот от Ахмада бин Хадравайха (Хизруя), который сказал: Ибрахим ибн Адхам сказал человеку, совершающему обход (вокруг Ка'бы):
"Знай, что ты не достигнешь степени праведных, пока не взберешься на шесть горных вершин. Первая, ты должен закрыть дверь удовольствий и открыть дверь трудностей. Вторая, ты должен закрыть дверь самодовольства и открыть дверь унижения. Третья, ты должен закрыть дверь спокойствия и открыть дверь самообуздания. Четвертая, ты должен закрыть дверь сна и открыть дверь бодрствования. Пятая, ты должен закрыть дверь богатства и открыть дверь бедности. Шестая, ты должен закрыть дверь надежды и открыть дверь готовности к смерти".
Однажды Ибрахим ибн Адхам сторожил виноградник. Один воин проходил мимо, и сказал ему: "Дай-ка мне немного винограда". Ибрахим ибн Адхам ответил ему: "Хозяин запретил мне делать это". Воин стал хлестать его своей плетью. Ибрахим ибн Адхам опустил свою голову и сказал: "Бей по этой голове, ибо она часто не повинуется Богу". Услышав это, воин прекратил избиение и удалился.
Сахль ибн Ибрахим сказал: "Я сопровождал Ибрахима ибн Адхама. Когда я занемог, он потратил все свои деньги на меня. Когда, я почувствовал голод, он продал своего осла и всю выручку потратил на меня. Когда я стал выздоравливать, я спросил его: "Ибрахим, где осел?" Он ответил: "Я продал его". Я спросил его: "На чем я буду ехать верхом?" Он сказал: "На моей шее, брат мой". И он таскал меня на себе всю дорогу".