23. Брак и его важность в религии Ислам - Пятничные наставления
Алматы
Алматы Астана Шымкент Аксай Аксу Актау Актобе Актогайский район Алтынсарин ауданы Алға Амангельдинский район Арал Аркалык Арысь Атасу ауылы Атбасар Атырау Аягоз Аққулы ауданы Байконур Байғанин ауданы Балхаш Баянауыл ауданы Бейнеу Бәйдібек ауданы Денис ауданы Ембі Ертіс ауданы Еңбекшіқазақ Жітіқара ауданы Жалағаш кенті Жанаозен Жанатас Жангелді ауданы Жаркент Жаңақорған кенті Жаңқала Жезді кенті Жезказган Жетысай Жосалы Жосалы кенті Жәйрем Жәнібек Зайсан Индер Исатай ауданы Караганда Каскелен Келес ауданы Кентау Кокшетау Конаев Костанай Косшы Кульсары Курчатов Кызылорда Көкпекті ауданы Ленгер Лисаков Май ауданы Майқайын кенті Маханбет ауданы Мақат Меңдіқара ауданы Миялы Мойынқұм ауылы Мырзакент кенті Мәртөк ауданы Науырзым ауданы Ойыл ауданы Ордабасы ауданы Отырар ауданы Павлодар Петропавловск Риддер Рудный с.Мангистау Сайрам ауданы Сайқын Сарыагаш Сарыкөл ауданы Сарыозек Сатпаев Сауран ауданы Семей Созақ ауданы Солнечный Степногорск Сырым ауданы Тайынша Талгар Талдыкорган Тараз Таран ауданы Текели Темиртау Тереңкөл ауданы Тереңөзек кенті Теңіз кен орны Туркестан Түлкібас кенті Узынагаш Уральск Усть-Каменогорск Федоровский р-он Форт-Шевченко Хромтау Целиноградский р-он Чапаево Чемолган Чу Шал ақын ауданы Шалкар Шарбақты ауданы Шардара Шетпе Шиелі кенті Шұбарқұдық Ырғыз ауданы Экибастуз Қазығұрт Қамысты ауданы Қандыағаш Қарабалық ауданы Қаражал Қарасу ауданы Қаратау Қарғалы Қобда ауданы Қордай Құрманғазы ауданы Құрық Үржар ауданы Үшарал Ұзынкөл ауданы Әйтеке би ауданы Әйтеке би кенті Әулиекөл ауданы
Иша 20:37
Алматы
Алматы Астана Шымкент Аксай Аксу Актау Актобе Актогайский район Алтынсарин ауданы Алға Амангельдинский район Арал Аркалык Арысь Атасу ауылы Атбасар Атырау Аягоз Аққулы ауданы Байконур Байғанин ауданы Балхаш Баянауыл ауданы Бейнеу Бәйдібек ауданы Денис ауданы Ембі Ертіс ауданы Еңбекшіқазақ Жітіқара ауданы Жалағаш кенті Жанаозен Жанатас Жангелді ауданы Жаркент Жаңақорған кенті Жаңқала Жезді кенті Жезказган Жетысай Жосалы Жосалы кенті Жәйрем Жәнібек Зайсан Индер Исатай ауданы Караганда Каскелен Келес ауданы Кентау Кокшетау Конаев Костанай Косшы Кульсары Курчатов Кызылорда Көкпекті ауданы Ленгер Лисаков Май ауданы Майқайын кенті Маханбет ауданы Мақат Меңдіқара ауданы Миялы Мойынқұм ауылы Мырзакент кенті Мәртөк ауданы Науырзым ауданы Ойыл ауданы Ордабасы ауданы Отырар ауданы Павлодар Петропавловск Риддер Рудный с.Мангистау Сайрам ауданы Сайқын Сарыагаш Сарыкөл ауданы Сарыозек Сатпаев Сауран ауданы Семей Созақ ауданы Солнечный Степногорск Сырым ауданы Тайынша Талгар Талдыкорган Тараз Таран ауданы Текели Темиртау Тереңкөл ауданы Тереңөзек кенті Теңіз кен орны Туркестан Түлкібас кенті Узынагаш Уральск Усть-Каменогорск Федоровский р-он Форт-Шевченко Хромтау Целиноградский р-он Чапаево Чемолган Чу Шал ақын ауданы Шалкар Шарбақты ауданы Шардара Шетпе Шиелі кенті Шұбарқұдық Ырғыз ауданы Экибастуз Қазығұрт Қамысты ауданы Қандыағаш Қарабалық ауданы Қаражал Қарасу ауданы Қаратау Қарғалы Қобда ауданы Қордай Құрманғазы ауданы Құрық Үржар ауданы Үшарал Ұзынкөл ауданы Әйтеке би ауданы Әйтеке би кенті Әулиекөл ауданы
Алматы
свернуть
Фаджр Восход Зухр Аср Магриб Иша
03:02 04:32 11:52 16:56 19:06 20:37
свернуть
Календарь
Хиджра
11 Зуль-каада 1446
Григорианский
09 мая 2025

Циклы уроков

23. Брак и его важность в религии Ислам

23. Брак и его важность в религии Ислам

22. Достоинство намаза

Предыдущий урок
Скачать в pdf
| A | +

 

ВИДЕО ВЕРСИЯ  |  АУДИО ВЕРСИЯ


Мы продолжаем цикл «Пятничные наставления» и сегодня мы поговорим о никахе – исламском бракосочетании.

 

Никях — это великое благословение, наполненное особой милостью и мудростью Всевышнего Аллаха. Никях создан Всевышним в соответствии с природой человека, воспитывающее сердце и душу, совершенствует разум и духовность.

 

Этот союз — не просто материальное соглашение между мужчиной и женщиной, а, напротив, священный договор, заключённый ради довольства Аллаха, основанный на взаимной любви и милосердии, доверии и уважении, терпении и ответственности. В Священном Коране Аллах Всевышний говорит:

 

وَمِنْ آيَاتِهِ أَنْ خَلَقَ لَكُم مِّنْ أَنفُسِكُمْ أَزْوَاجًا لِّتَسْكُنُوا إِلَيْهَا وَجَعَلَ بَيْنَكُم مَّوَدَّةً وَرَحْمَةً إِنَّ فِي ذَلِكَ لَآيَاتٍ لِّقَوْمٍ يَتَفَكَّرُونَ.

«Среди Его знамений — то, что Он сотворил из вас самих жен для вас, чтобы вы находили в них успокоение, и установил между вами любовь и милосердие. Воистину, в этом — знамения для людей размышляющих». (30:21)

 

Имам аль-Куртуби и Ибн Касир (да помилует их Аллах) в своих толкованиях подробно объясняют этот аят, утверждая, что слово مِّنْ أَنفُسِكُمْ «из вас самих же» следует понимать как «из одного творения».

 

В других толкованиях также говорится, что это относится к созданию Хавы из ребра Адама (мир ему и благословение Аллаха). Отсюда мы понимаем, что связь между мужчиной и женщиной — это не чуждость, а естественное гармоничное дополнение друг друга.

 

Как отметил Ибн Касир (да помилует его Аллах), одна из высших милостей Аллаха для человечества заключается в том, что Он создал супругов из их же природы, то есть из их собственного естества. Это не просто законное соглашение между мужчиной и женщиной, а система, которая обеспечивает их объединение через естественную близость. 

 

Аллах поместил между мужчиной и женщиной «мауадда» (т.е. любовь) и «рахма» (милосердие). Это две ценности, которые составляют основу человеческих отношений и семейной жизни. Любовь — это первичное притяжение, духовная связь, внутреннее чувство, а милосердие — это забота, которая со временем формулирует, уважение и терпимость в совместной жизни.

 

Ислам не только настаивает на заключение брака и создание семьи, но и учит, как правильно идти к этому. В частности, ислам рассматривает такие важные процессы, как сватовство, предложение руки и сердца (кудалык), условия заключения брака, права мужа и жены, а также передачу махра (приданого). Эти законы и правила являются неотъемлемой частью совершенства шариата, направленного на обеспечение справедливости, ответственности и духовного согласия в институте семьи. В исламе брак имеет огромное значение, и для этого есть свои аспекты.

 

Первый аспект: что означает термин "никах" в Исламе?

 

Прежде всего, важно понять, что означает термин «никах» или (неке) с точки зрения шариата. Термин «никах» имеет арабское происхождение и его лексикологическое определение означает «соединение», «сочетание» или сближение.

 

Шариатское терминологическое определение слова «никах» — это законный обоюдный договор между мужчиной и женщиной, делающий их запретную близость дозволенной перед Аллахом, а совместную жизнь и продолжение рода — благословенными.

 

Согласно религии, Ислам, вступить в брак (совершить никах) — это обязательная Сунна, то есть практика, к которой призывал и полноценно соблюдал сам Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха).  В одном из своих хадисов Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

 

النِّكَاحُ مِنْ سُنَّتِي ، فَمَنْ لَمْ يَعْمَلْ بِسُنَّتِي فَلَيْسَ مِنِّي ، وَتَزَوَّجُوا فَإِنِّي مُكَاثِرٌ بِكُمْ الْأُمَمَ ، وَمَنْ كَانَ ذَا طَوْلٍ فَلْيَنْكِحْ ، وَمَنْ لَمْ يَجِدْ فَعَلَيْهِ بِالصِّيَامِ فَإِنَّ الصَّوْمَ لَهُ وِجَاءٌ

«Никах — это моя Сунна. Кто отвергает мою Сунну — тот не из моей уммы. Женитесь, размножайтесь, ибо в Судный день я буду гордиться численностью вашей перед другими общинами. Кто из вас способен на брак — пусть женится. А кто не может — пусть поститься, ибо пост — это защита для него». (Имам аль-Бухари)

 

Брак в Исламе имеет свои обязательные элементы и условия, без которых он не считается действительным. Обязательные элементы брака (в шариате они называются «рукун») — это два основных условия:

 

1. Предложение (Ижаб) — это заявление одной из сторон (мужчины или женщины) о намерении вступить в брак. Например, когда мужчина говорит: «Ты выйдешь за меня замуж?».

 

2. Принятие (Кабуль) — это согласие другой стороны на это предложение, например, когда женщина отвечает: «Да, выйду».

 

Без взаимного согласия брак не может быть заключён. Таким образом, предложение и принятие, т.е. «ижаб» и «кабул» являются внешним выражением внутреннего согласия сторон.

 

В общем смысле, под браком понимается желание мужчины и женщины создать семью по взаимному согласию. Как было упомянуто выше, брак становится действительным только при соблюдении всех необходимых шариатских условий: это наличие двух свидетелей, согласие опекуна (уали), передача махра (приданое невесты) и соблюдение других предписаний. Этот процесс в обществе называют «никях» — заключение брака по исламским канонам.

 

А вот так называемый «гражданский брак», заключённый без соблюдения шариатских обрядов, или временное совместное проживание вне никаха — ни ислам, ни национальная казахская традиция не признают как допустимую форму отношений.

 

По этому поводу мудрец казахского народа Майкы би сказал: «Если мужчина без чести — он не будет ценить свой народ, если женщина без никаха — она не будет ценить своего мужа», — что подчеркивает важность ответственности и законности брака в обществе целом.

  

Второй аспект: брак — это ответственность.

 

Заключая брак, человек берет на себя большую ответственность. Поэтому никах начинается с обряда свидетельства и заключения соглашения перед свидетелями. Дальнейшая совместная жизнь супругов основывается на прочных принципах. Муж и жена в отношениях должны проявлять друг к другу доброту, терпимость и взаимопонимание. По поводу супружеских отношений в семье Всевышний Аллах говорит в Священном Коране:

 

وَعَاشِرُوهُنَّ بِالْمَعْرُوفِ

«И обращайтесь с ними (женами) достойно» (4:19).

 

Это повеление Аллаха указывает на необходимость доброго и справедливого отношения между супругами, уважения прав друг друга и стремления к гармонии и милосердию в браке. Наш любимый Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал в хадисе:

أَلاَ وَاسْتَوْصُوا بِالنِّساءِ خَيْرًا, فَإِنَّمَا هُنَّ عَوَانٍ عِنْدَكُمْ ...

«Относитесь к женщинам с добром! Ведь вы действительно несёте за них ответственность...»   (ат-Тирмизи)

 

Этот хадис Пророк (мир ему и благословение Аллаха) произнес во время своей прощальной проповеди — одного из самых важных этапов его пророческой миссии. И это не случайно. Главное — чтобы супруги выполняли свои обязанности по отношению друг к другу добросовестно и избегали того, что запрещено Аллахом. Это приведёт к довольству Всевышнего.

 

А вот неуважение, халатное отношение к правам друг друга может стать причиной недовольства Аллаха. Поэтому после заключения брака супруги должны стремиться к добрым отношениям и уважать достоинство друг друга. В другом хадисе говорится:

 

اَلدُّنْيَا مَتاعٌ وَخَيْرُ مَتَاعِهَا الْمَرْأَةُ الصَّالَحَةُ

«Этот мир — временное пристанище, и из всех его благ самое лучшее — праведная жена».  (Муслим)

 

Это означает, что быть одарённым праведной супругой — одно из величайших благ, за которое следует благодарить Аллаха. Ведь она — мать будущих детей и потомков. Если мать благонравная и праведная, то и воспитание, вера, нравственность и благородство ребёнка будут высокими.

 

После заключения брака добрые отношения с супругой являются одним из проявлений истинного исламского характера. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

 

أَكْمَلُ المُؤْمنين إِيمَاناً أَحْسنُهُمْ خُلُقاً ، وَخِيارُكُمْ خيارُكمْ لِنِسَائِهِم

«Среди верующих наиболее совершенным в вере является тот, у кого наилучший нрав. А наилучший нрав у того, кто проявляет наилучшее отношение к своей жене». (Ат-Тирмизи).

 

Когда мужчина и женщина объединяются и создают семью, у каждого из них появляется своя роль и ответственность в семейной жизни. Если эти обязанности не выполняются в полной мере, в доме исчезает благополучие. Поэтому после заключения брака супругам следует помнить свои обещания, бережно относиться к семье и с полной ответственностью сохранять её от распада.

  

Третий аспект: пути сохранения брака

 

Прежде всего, человек, вступающий в брак, должен обратить внимание на правильность своего намерения. Брак заключается не на время, а на всю жизнь. Более того, он заключается с намерением быть вместе не только в этом мире, но и в вечности. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) сказал в хадисе: 

 

عَنْ أَمِيرِ الْمُؤْمِنِينَ أَبِي حَفْصٍ عُمَرَ بْنِ الْخَطَّابِ - رضي الله عنه - قَالَ: سَمِعْتُ رَسُولَ اللَّهِ - صلى الله عليه وسلم - يَقُولُ: "إنَّمَا الْأَعْمَالُ بِالنِّيَّاتِ، وَإِنَّمَا لِكُلِّ امْرِئٍ مَا نَوَى، فَمَنْ كَانَتْ هِجْرَتُهُ إلَى اللَّهِ وَرَسُولِهِ فَهِجْرَتُهُ إلَى اللَّهِ وَرَسُولِهِ، وَمَنْ كَانَتْ هِجْرَتُهُ لِدُنْيَا يُصِيبُهَا أَوْ امْرَأَةٍ يَنْكِحُهَا فَهِجْرَتُهُ إلَى مَا هَاجَرَ إلَيْهِ.

Повелитель правоверных, Омар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах), передаёт: «Я слышал, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: „Поистине, дела оцениваются по намерениям, и каждому человеку достанется лишь то, что он намеревался обрести. Так, тот, чья хиджра была к Аллаху и Его Посланнику, его хиджра — к Аллаху и Его Посланнику; а тот, чья хиджра была ради мирских благ или ради женщины, на которой он хотел жениться, его хиджра — к тому, ради чего он переселялся“».

 

Этот хадис подчёркивает важность искреннего намерения при совершении любого действия, включая заключение брака. Намерение должно быть направлено на достижение довольства Аллаха, а не на мирские выгоды или другие цели. Таким образом, никах, заключённый с искренним намерением, становится актом поклонения и приближает человека к Аллаху.

 

Таким образом, результат каждого нашего дела зависит от намерения. То же самое касается и брака. Не должно быть такого примитивного подхода, как «давай попробуем пожить вместе, а если не получится, разведемся». Брак должен строиться на правильных основах с самого начала. Продолжение брака зависит от того, насколько правильно выбрана спутница жизни, и это должно начинаться с искренних намерений. Поэтому перед заключением брака очень важно иметь чистое намерение. И идти за временными, кратковременными желаниями и хитростями — это грех.

 

Четвертое: «следующий шаг для укрепления брака — его публичное объявление».

 

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: 

 

«Осуществляйте брак публично. Заключайте его в мечети и сообщайте другим людям» (Тирмизи).

 

Поэтому тот, кто заключил брак и создал семью, должен сообщить об этом родственникам и друзьям. Скрывать брак не одобряется шариатом. Поэтому, необходимо радостно объявить о своем браке.

 

Пятое: знание своих обязанностей мужчиной и женщиной

 

Ислам — совершенная религия, которая с момента рождения человека указывает, как следует поступать в любой жизненной ситуации. В ней детально изложены взаимные права и обязанности супругов. Об этом в Священном Коране говорится следующим образом:

 

الرِّجَالُ قَوَّامُونَ عَلَى النِّسَاءِ بِمَا فَضَّلَ اللَّهُ بَعْضَهُمْ عَلَى بَعْضٍ وَبِمَا أَنفَقُوا مِنْ أَمْوَالِهِمْ فَالصَّالِحَاتُ قَانِتَاتٌ حَافِظَاتٌ لِّلْغَيْبِ بِمَا حَفِظَ اللَّه

«Мужчины являются попечителями женщин, потому что Аллах дал одним из них преимущество перед другими, и потому что они расходуют из своего имущества. Праведные женщины покорны и хранят то, что положено хранить, в отсутствие мужей, благодаря заботе Аллаха». (4:34).

  

Жизнь Посланника Аллаха (мир ему и благословение) — образец и руководство для всей уммы. Пророк был совершенной личностью, гармонично сочетая поклонение и мирскую жизнь, всегда придерживаясь умеренности. Следующий случай служит поучительным примером важности этого жизненного баланса.

 

Однажды три сподвижника пришли в дом Пророка (мир ему и благословение), чтобы узнать о его домашней семейной жизни. Узнав о его поклонении, они посчитали свои деяния недостаточными и решили:

 

- Первый сказал: «Я буду поститься всю жизнь».

 

- Второй сказал: «Я буду проводить всю ночь в молитве, не спя».

 

- Третий сказал: «Я никогда не женюсь».

 

Когда эти слова дошли до Посланника Аллаха (мир ему и благословение), он призвал их и сказал:

 

«Клянусь Аллахом, я более богобоязнен и благочестив, чем вы. Но я пощусь и разговляюсь, совершаю молитвы и сплю, и женюсь на женщинах. Тот, кто отвергает мою Сунну, тот не из нас» (имам Бухари).

 

Этот случай демонстрирует истинную меру благочестия: не в чрезмерности, а в соблюдении баланса согласно Сунне.

 

Брак — один из столпов этого баланса. Считать отказ от брака проявлением благочестия и отходить от Сунны — значит отклоняться от пути Аллаха. Поэтому мужчина и женщина должны уважать обязанности и права друг друга, становясь опорой счастливой семьи.

 

Уважаемый джамаат, брак — это не просто союз двух молодых людей, а соединение двух сердец и судеб. Это повеление Всевышнего, путь всех пророков, поэтому воспринимать брак не только как удовлетворение страсти, но и как проявление веры — признак истинного мусульманина.

 

Сегодня в обществе участились разводы, и ценность семьи ослабевает. Основная причина этого — легкомысленное отношение к ответственности в браке. Брак — это школа уважения и заботы, путь терпения и благодарности.

 

Итак, уважаемые братья и сестры!

 

Брак — это благословение. Мы должны стремиться быть достойными этого дара. После того как мы дали обет Всевышнему, соблюдение этого обещания — обязанность каждого мусульманина.


 

 

 

 

Отзывы читателей (0)

Скрыть Hide

Список уроков

00:00
00:00
Created with Sketch. {{!-- --}} {{!-- --}} {{!-- --}} Created with Sketch. Asset 1mdpi