24. Хадж - один из пяти столпов Ислама - Пятничные наставления
Әйтеке би кенті
Алматы Астана Шымкент Аксай Аксу Актау Актобе Актогайский район Алтынсарин ауданы Алға Амангельдинский район Арал Аркалык Арысь Атасу ауылы Атбасар Атырау Аягоз Аққулы ауданы Байконур Байғанин ауданы Балхаш Баянауыл ауданы Бейнеу Бәйдібек ауданы Денис ауданы Ембі Ертіс ауданы Еңбекшіқазақ Жітіқара ауданы Жалағаш кенті Жанаозен Жанатас Жангелді ауданы Жаркент Жаңақорған кенті Жаңқала Жезді кенті Жезказган Жетысай Жосалы Жосалы кенті Жәйрем Жәнібек Зайсан Индер Исатай ауданы Караганда Каскелен Келес ауданы Кентау Кокшетау Конаев Костанай Косшы Кульсары Курчатов Кызылорда Көкпекті ауданы Ленгер Лисаков Май ауданы Майқайын кенті Маханбет ауданы Мақат Меңдіқара ауданы Миялы Мойынқұм ауылы Мырзакент кенті Мәртөк ауданы Науырзым ауданы Ойыл ауданы Ордабасы ауданы Отырар ауданы Павлодар Петропавловск Риддер Рудный с.Мангистау Сайрам ауданы Сайқын Сарыагаш Сарыкөл ауданы Сарыозек Сатпаев Сауран ауданы Семей Созақ ауданы Солнечный Степногорск Сырым ауданы Тайынша Талгар Талдыкорган Тараз Таран ауданы Текели Темиртау Тереңкөл ауданы Тереңөзек кенті Теңіз кен орны Туркестан Түлкібас кенті Узынагаш Уральск Усть-Каменогорск Федоровский р-он Форт-Шевченко Хромтау Целиноградский р-он Чапаево Чемолган Чу Шал ақын ауданы Шалкар Шарбақты ауданы Шардара Шетпе Шиелі кенті Шұбарқұдық Ырғыз ауданы Экибастуз Қазығұрт Қамысты ауданы Қандыағаш Қарабалық ауданы Қаражал Қарасу ауданы Қаратау Қарғалы Қобда ауданы Қордай Құрманғазы ауданы Құрық Үржар ауданы Үшарал Ұзынкөл ауданы Әйтеке би ауданы Әйтеке би кенті Әулиекөл ауданы
Аср 18:16
Әйтеке би кенті
Алматы Астана Шымкент Аксай Аксу Актау Актобе Актогайский район Алтынсарин ауданы Алға Амангельдинский район Арал Аркалык Арысь Атасу ауылы Атбасар Атырау Аягоз Аққулы ауданы Байконур Байғанин ауданы Балхаш Баянауыл ауданы Бейнеу Бәйдібек ауданы Денис ауданы Ембі Ертіс ауданы Еңбекшіқазақ Жітіқара ауданы Жалағаш кенті Жанаозен Жанатас Жангелді ауданы Жаркент Жаңақорған кенті Жаңқала Жезді кенті Жезказган Жетысай Жосалы Жосалы кенті Жәйрем Жәнібек Зайсан Индер Исатай ауданы Караганда Каскелен Келес ауданы Кентау Кокшетау Конаев Костанай Косшы Кульсары Курчатов Кызылорда Көкпекті ауданы Ленгер Лисаков Май ауданы Майқайын кенті Маханбет ауданы Мақат Меңдіқара ауданы Миялы Мойынқұм ауылы Мырзакент кенті Мәртөк ауданы Науырзым ауданы Ойыл ауданы Ордабасы ауданы Отырар ауданы Павлодар Петропавловск Риддер Рудный с.Мангистау Сайрам ауданы Сайқын Сарыагаш Сарыкөл ауданы Сарыозек Сатпаев Сауран ауданы Семей Созақ ауданы Солнечный Степногорск Сырым ауданы Тайынша Талгар Талдыкорган Тараз Таран ауданы Текели Темиртау Тереңкөл ауданы Тереңөзек кенті Теңіз кен орны Туркестан Түлкібас кенті Узынагаш Уральск Усть-Каменогорск Федоровский р-он Форт-Шевченко Хромтау Целиноградский р-он Чапаево Чемолган Чу Шал ақын ауданы Шалкар Шарбақты ауданы Шардара Шетпе Шиелі кенті Шұбарқұдық Ырғыз ауданы Экибастуз Қазығұрт Қамысты ауданы Қандыағаш Қарабалық ауданы Қаражал Қарасу ауданы Қаратау Қарғалы Қобда ауданы Қордай Құрманғазы ауданы Құрық Үржар ауданы Үшарал Ұзынкөл ауданы Әйтеке би ауданы Әйтеке би кенті Әулиекөл ауданы
Әйтеке би кенті
свернуть
Фаджр Восход Зухр Аср Магриб Иша
03:04 04:59 12:53 18:16 20:42 22:37
свернуть
Календарь
Хиджра
11 Зуль-хиджа 1446
Григорианский
07 июня 2025

Циклы уроков

24. Хадж - один из пяти столпов Ислама

24. Хадж - один из пяти столпов Ислама

Скачать в pdf
| A | +

Хадж — это не просто паломничество, а один из пяти обязательных столпов ислама, предписанных каждому мусульманину, обладающему физической и материальной возможностью. Эта форма поклонения восходит к пророку Ибрахиму (мир ему) и является проявлением полного подчинения воле Всевышнего Аллаха. Во время хаджа паломники произносят тальбийю: «Ляббайк, Аллахумма ляббайк!» («Вот я перед Тобой, о Аллах!»), тем самым, выражая свою готовность следовать Его повелениям.

 

В казахском мировоззрении хадж также имеет особое значение. Например, титул "қажы" считается не только религиозным, но и символом духовного совершенства и уважения в обществе. В казахской литературе есть множество стихов и высказывания мыслителей, посвященных хаджу. Например, в стихотворении Машхур Жусупа "Пять обязанностей" подчеркивается необходимость совершения хаджа для тех, кто имеет возможность.

 

Пророк сказал: "Пусть богатые совершают хадж" и "Пусть моя умма придет и увидит меня!"

 

Таким образом, хадж — это не только религиозная обязанность, но и проявление преданности, духовного роста и стремления к близости с Аллахом.

 

В сегодняшней проповеди мы рассмотрим суть великого поклонения — хаджа, его место в религии, юридический статус в фикхе, духовно-воспитательное значение, а также глубокий анализ наших ученых.

 

Хадж — это не просто обязанность, но проявление искренности мусульманина перед Аллахом, истинное свидетельство веры.

 

Первое: Определение хаджа

 

В арабском языке слово «аль-хадж» означает стремление к чему-то великому, намерение и цель. В шариатском определении хадж — это паломничество к Каабе и стояние на Арафате в определенное время, специальном месте, установленное шариатом, с выполнением предписанных обрядов поклонения.

 

Хадж является одним из пяти столпов ислама и обязателен для каждого мусульманина, достигшего совершеннолетия, обладающего здравым рассудком, хорошим здоровьем и финансовыми возможностями. Это поклонение, при котором мусульманин полностью посвящает себя Аллаху, следуя Его повелениям и проявляя искренность в вере.

 

Второе: постановление о хадже

 

Хадж был вменён в обязанность в 90 году по хиджре. Всевышний Аллах в Священном Коране говорит:

 

"...Совершение хаджа к Дому Аллаха — обязанность перед Аллахом для каждого, кто в состоянии туда добраться..." (3:97).

 

Имам Ибн Касир в своём тафсире пишет: «Этот аят — по мнению большинства учёных — является основным доказательством обязательности хаджа. Хотя, некоторые учёные считают таковым аят: "Совершайте хадж и умру ради Аллаха полностью" (2: 196), первый аят — "…для каждого, кто в состоянии туда добраться…" — является более ясным и определённым доказательством».

 

Имам Фахруддин ар-Рази в своём знаменитом тафсире «Мафаatih аль-Гайб», комментируя этот аят, приводит важное замечание. Он передаёт мнение некоторых учёных о том, что этот аят обращён ко всему человечеству, поскольку в нём сказано: «для каждого человека», — то есть призыв касается всех людей.

 

Это мнение подчёркивает важность ответственности в исламе и напоминает, что каждый разумный человек несёт обязанности перед Аллахом.

 

Всевышний также говорит в Коране: «Вот Мы указали Ибрахиму на место Дома (Каабы): «Ничего не приобщай ко Мне в сотоварищи и очищай Мой Дом (Каабу) для тех, кто совершает обход, выстаивает намазы, кланяется и падает ниц». «И возвести (громким голосом) (о, Ибрахим) среди людей о хадже [об обязательности совершения его]: они придут к тебе пешком и на всех исхудавших (верблюдах), прибывая из всех глубоких просторов [из разных отдаленных мест]. (22: 26–27).

 

Известный имам Мухаммад Али ас-Сообуни в своём тафсире «Сафуат ат-Тафасир» разъясняет эти аяты следующим образом: «Вспомни то время, когда Мы указали Ибрахиму место Бейтуллы (Каабы) посредством внушения. Мы повелели ему строить Дом только ради довольства Аллаха. Так же, Ибн Касир объясняет этот аят так: “Строй его только ради Меня”. И очисти Мой Дом для тех, кто совершает таваф и молится в нём, от идолов и всякой скверны».

 

Хадисы:

 

Передается от Ибн Умара (да будет доволен им Аллах), что Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Ислам основан на пяти столпах: свидетельстве, что нет божества, кроме Аллаха, и что Мухаммад — Его посланник; установлении молитвы; выплате закята; совершении хаджа к Дому (Каабе); и соблюдении поста в месяце Рамадан».

 

Передается от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «О люди! Аллах обязал вас совершить хадж, поэтому совершайте его». Тогда один человек спросил: «Каждый год, о Посланник Аллаха?» Пророк промолчал, и когда тот повторил вопрос трижды. Он ответил: «Если бы я сказал "да", это стало бы обязательным, и вы не смогли бы этого выполнить». (Муслим).

 

Мнения казахских мыслителей

 

Шакарим Кудайбердыулы в своей книге «Мұсылмандық шарты» писал: «Совершение хаджа — это обязанность для богатых, у которых достаточно средств как для самого паломничества, так и для обеспечения семьи. Это обязательство исполняется один раз в жизни».

 

Ыбырай Алтынсарин в труде «Мұсылманшылықтың тұтқасы» отметил: «Хадж — это посещение города Мекки и поклонение в Каабе. Это не ежедневная или ежегодная обязанность; достаточно совершить хадж один раз в жизни при наличии возможности, чтобы выполнить этот религиозный долг».

 

Таким образом, хадж является одним из пяти основополагающих столпов ислама и обязательным религиозным обрядом для каждого мусульманина, обладающего физической и материальной возможностью совершить его хотя бы один раз в жизни.

 

Третье: Превосходство хаджа

 

В исламских источниках упоминаются различные деяния, обладающие особым достоинством: в одних хадисах наивысшим считается джихад, в других — вера, молитва или хадж. Это подчеркивает разнообразие путей к приближению к Аллаху, в зависимости от обстоятельств и возможностей каждого человека.

 

Передается от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Когда у Пророка (мир ему и благословение Аллаха) спросили: "Какое деяние является наилучшим?" Он ответил: "Вера в Аллаха и Его Посланника". Спросили: "А затем какое?" Он ответил: "Джихад на пути Аллаха". Спросили: "А затем какое?". "А затем какое?" Он ответил: "Совершение принятого хаджа"».

 

Также в другом хадисе говорится:

 

«Умра до следующей умры является искуплением грехов, совершенных между ними, а за принятый хадж нет иной награды, кроме Рая».

 

Под «принятым хаджем» (хадж мубрур) подразумевается паломничество, совершенное искренне ради Аллаха, в соответствии с предписаниями, без нарушения запретов и совершения грехов.

 

Имам ан-Навави (да смилуется над ним Аллах) объясняет, что «принятый хадж» — это такой хадж, в котором отсутствуют грехи и который сопровождается благочестием и добродетелью.

 

Имам аш-Шаукаани отмечает, что различие в ответах Пророка (мир ему и благословение Аллаха) на вопрос о наилучшем деянии, связано с обстоятельствами спрашивающего.  Если человек был способен на джихад, ему указывали на его достоинство; если он был богат, но откладывал хадж, ему напоминали о важности паломничества. Таким образом, ответы Пророка учитывали индивидуальные особенности и потребности каждого человека.

 

Эти хадисы подчеркивают величие хаджа и его значимость в исламе. Принятый хадж — это не только исполнение религиозного обязательства, но и путь к прощению грехов и обретению Рая.

 

 История

 

Однажды, когда Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сидел со своими сподвижниками, он сказал, что награда за принятый хадж — это только Рай. Тогда сподвижники спросили: «Что способствует принятию хаджа?» Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Кормить других и говорить хорошие слова».

 

Четвертое: Условия обязательности хаджа

 

1. Быть мусульманином.

 

2. Обладать здравым рассудком. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Трое освобождены от ответственности: спящий до пробуждения, ребёнок до наступления половой зрелости и безумный до восстановления разума» (Тирмизи).

 

3. Достичь половой зрелости.

 

4. Быть свободным. Для совершения хаджа необходимы свобода, средства и транспорт.

 

5. Возможность. Возможность делится на три категории:

 

- Физическая возможность: хадж не является обязательным для тех, кто физически неспособен его совершить, например, для больных, слепых, парализованных, инвалидов, даже если у них есть сопровождающий. Также, хадж не обязателен для пожилых людей, неспособных самостоятельно садиться и сходить с транспорта, и для заключённых. Ведь Аллах сделал наличие возможности условием обязательности хаджа.

 

- Финансовая возможность: необходимо иметь достаточные средства для покрытия расходов на путь и транспорт. Ибн Омар (да будет доволен им Аллах) передал, что, в отношении аята: «...для тех, кто способен найти к нему путь» (3:97), Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) был спрошен: «Что означает "найти путь"?» Он ответил: «Провизия (пищевые продукты) и транспорт» (Табари). Также паломник должен обеспечить свою семью необходимыми средствами на время своего отсутствия.

 

- Безопасность: путь должен быть безопасным. Для женщин безопасность также включает наличие махрама (мужа, брата или другого близкого родственника), который будет сопровождать её.

 

Пятое: Фард (обязательные элементы) хаджа

 

1. Вступление в ихрам. 

 

2. Пребывание на Арафате.

 

3. Совершение тавафа.

 

1. Ихрам — это особое состояние, в которое паломник вступает с намерением совершить определённый вид хаджа, произнося тальбия (молитвенное восклицание). Обычно паломник надевает два бесшовных белых куска ткани — «рида» (верхняя часть) и «изар» (нижняя часть). Хотя в народе саму одежду часто называют «ихрамом», на самом деле ихрам — это не только одежда, но и намерение и тальбия. Без произнесения намерения и тальбии надеть белую одежду — не означает вступить в состояние ихрама, потому что и намерение, и тальбия являются его необходимыми условиями. Произнесение намерения вслух является желательным (мустахабом).

 

2. Пребывание на Арафате — это нахождение на горе Арафат или в пределах определённой зоны с рассвета до заката в день Арафа (на 9-й день месяца Зуль-хиджа). Если человек не стоял на Арафате в это время, его хадж считается недействительным. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

 

«Хадж — это Арафат. Кто прибудет в ночь на Джам‘ (ночь перед Ид аль-адха) до рассвета, тот успел на хадж» (Абу Дауд).

 

3. Таваф — в арабском языке означает «обход вокруг чего-либо». В шариатском смысле таваф — это обход Каабы 7 раз с намерением совершить хадж. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал, что таваф — это подобие молитвы. В хадисе сказано: «Таваф вокруг Дома (Каабы) подобен молитве. Однако во время тавафа вы можете говорить. Но пусть тот, кто говорит, говорит только доброе» (Тирмизи).

 

Таваф начинается от Чёрного камня (Хаджар аль-Асвад), расположенного в юго-восточном углу Каабы. Полный таваф считается завершённым после семикратного обхода вокруг Каабы.

 

Шестое: обязательные действия хаджа (ваджибы)

 

1. Са’й — семикратный ритуальный бег между холмами Сафа и Марва: четыре раза от Сафа к Марва и три раза обратно.

 

2. Ночёвка в Муздалифе — находиться в Муздалифе с момента исчезновения вечерней зари до рассвета следующего дня (10 зуль-хиджа). Проведение всей ночи там является сунной. Если ночёвка была пропущена по уважительной причине, искупление не требуется. Однако при отсутствии уважительной причины необходимо принести жертвенное животное в качестве искупления.

 

3. Побивание шайтана камнями — бросание камешков в три столба (джамарат) в долине Мина в определённые дни хаджа.

 

4. Сбривание или подстригание волос — после побивания шайтана камнями паломник должен сбрить или укоротить волосы. Те, кто совершает хадж «таматту», также обязаны принести жертвенное животное.

 

5. Прощальный таваф (таваф аль-вада) — совершение прощального обхода вокруг Каабы перед отъездом из Мекки для тех паломников, которые прибыли из-за пределов Мекки.

 

Седьмое: суннаты хаджа

 

1. Таваф аль-кудуум — приветственный обход вокруг Каабы для паломников, прибывших издалека.

 

2. Рамль — быстрый шаг с короткими шагами в первых трёх кругах тавафа, выполняемый мужчинами с обнажённым правым плечом.

 

3. Ускорение на участке са’й — быстрый бег между двумя зелёными маркерами на пути между холмами Сафа и Марва.

 

4. Ночёвка в Мине — проведение ночей в долине Мина в дни праздника Ид аль-Адха.

 

5. Отправление из Мины в Арафат после восхода солнца — выход из Мины в сторону Арафата после восхода солнца 9 зуль-хиджа.

 

6. Отправление из Муздалифы в Мину после восхода солнца — выход из Муздалифы в сторону Мины после восхода солнца 10 зуль-хиджа.

 

7. Ночёвка в Муздалифе — проведение ночи в Муздалифе после стояния на Арафате.

 

8. Побивание всех трёх джамаратов — бросание камешков в три столба (джамарат аль-уля, джамарат аль-вуста и джамарат аль-ақаба) в определённой последовательности и в установленные дни.

 

Эти действия являются важными элементами хаджа. Несоблюдение обязательных действий (ваджибов) требует принесения жертвенного животного в качестве искупления, тогда как несоблюдение суннатов не требует искупления, но считается упущением в совершенстве выполнения обряда.

 

Уважаемые братья и сёстры!

 

Во время хаджа человек осознаёт свою слабость и величие своего Господа. С момента облачения в ихрам он отказывается от мирских титулов и имущества, возвращаясь к своей сущности — рабу Аллаха. Это путь покаяния, богобоязненности и очищения. Поэтому хадж — это поклонение, которое меняет не только один день, но всю жизнь и характер человека.

 

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тот, кто совершит хадж, избегая непристойных слов и грехов, вернётся (домой) таким же чистым, каким был в день своего рождения».

 

Хадж — это великое поклонение, открывающее путь к духовному совершенству мусульманской общины и приближающее человека к своему Творцу.

 

Через хадж мусульманин очищается от грехов, духовно обновляется и глубже осознаёт смысл жизни. Это поклонение, в котором все равны перед Аллахом: богатые и бедные, представители разных народов и племён, объединённые верой и искренностью. Поэтому хадж является ярким проявлением любви и полного подчинения человека своему Создателю. Выполнение этого важного столпа ислама — одно из самых почётных событий в жизни мусульманина и сокровище наград для вечной жизни.

Отзывы читателей (0)

Скрыть Hide

Список уроков

00:00
00:00
Created with Sketch. {{!-- --}} {{!-- --}} {{!-- --}} Created with Sketch. Asset 1mdpi