Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Казбек Ахметов
- Канатали Такиров
- Нурмухаммад Иминов
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев

Хадж — это не просто паломничество, а один из пяти обязательных столпов ислама, предписанных каждому мусульманину, обладающему физической и материальной возможностью. Эта форма поклонения восходит к пророку Ибрахиму (мир ему) и является проявлением полного подчинения воле Всевышнего Аллаха. Во время хаджа паломники произносят тальбийю: «Ляббайк, Аллахумма ляббайк!» («Вот я перед Тобой, о Аллах!»), тем самым, выражая свою готовность следовать Его повелениям.
В казахском мировоззрении хадж также имеет особое значение. Например, титул "қажы" считается не только религиозным, но и символом духовного совершенства и уважения в обществе. В казахской литературе есть множество стихов и высказывания мыслителей, посвященных хаджу. Например, в стихотворении Машхур Жусупа "Пять обязанностей" подчеркивается необходимость совершения хаджа для тех, кто имеет возможность.
Пророк сказал: "Пусть богатые совершают хадж" и "Пусть моя умма придет и увидит меня!"
Таким образом, хадж — это не только религиозная обязанность, но и проявление преданности, духовного роста и стремления к близости с Аллахом.
В сегодняшней проповеди мы рассмотрим суть великого поклонения — хаджа, его место в религии, юридический статус в фикхе, духовно-воспитательное значение, а также глубокий анализ наших ученых.
Хадж — это не просто обязанность, но проявление искренности мусульманина перед Аллахом, истинное свидетельство веры.
В арабском языке слово «аль-хадж» означает стремление к чему-то великому, намерение и цель. В шариатском определении хадж — это паломничество к Каабе и стояние на Арафате в определенное время, специальном месте, установленное шариатом, с выполнением предписанных обрядов поклонения.
Хадж является одним из пяти столпов ислама и обязателен для каждого мусульманина, достигшего совершеннолетия, обладающего здравым рассудком, хорошим здоровьем и финансовыми возможностями. Это поклонение, при котором мусульманин полностью посвящает себя Аллаху, следуя Его повелениям и проявляя искренность в вере.
Хадж был вменён в обязанность в 90 году по хиджре. Всевышний Аллах в Священном Коране говорит:
"...Совершение хаджа к Дому Аллаха — обязанность перед Аллахом для каждого, кто в состоянии туда добраться..." (3:97).
Имам Ибн Касир в своём тафсире пишет: «Этот аят — по мнению большинства учёных — является основным доказательством обязательности хаджа. Хотя, некоторые учёные считают таковым аят: "Совершайте хадж и умру ради Аллаха полностью" (2: 196), первый аят — "…для каждого, кто в состоянии туда добраться…" — является более ясным и определённым доказательством».
Имам Фахруддин ар-Рази в своём знаменитом тафсире «Мафаatih аль-Гайб», комментируя этот аят, приводит важное замечание. Он передаёт мнение некоторых учёных о том, что этот аят обращён ко всему человечеству, поскольку в нём сказано: «для каждого человека», — то есть призыв касается всех людей.
Это мнение подчёркивает важность ответственности в исламе и напоминает, что каждый разумный человек несёт обязанности перед Аллахом.
Всевышний также говорит в Коране: «Вот Мы указали Ибрахиму на место Дома (Каабы): «Ничего не приобщай ко Мне в сотоварищи и очищай Мой Дом (Каабу) для тех, кто совершает обход, выстаивает намазы, кланяется и падает ниц». «И возвести (громким голосом) (о, Ибрахим) среди людей о хадже [об обязательности совершения его]: они придут к тебе пешком и на всех исхудавших (верблюдах), прибывая из всех глубоких просторов [из разных отдаленных мест]. (22: 26–27).
Известный имам Мухаммад Али ас-Сообуни в своём тафсире «Сафуат ат-Тафасир» разъясняет эти аяты следующим образом: «Вспомни то время, когда Мы указали Ибрахиму место Бейтуллы (Каабы) посредством внушения. Мы повелели ему строить Дом только ради довольства Аллаха. Так же, Ибн Касир объясняет этот аят так: “Строй его только ради Меня”. И очисти Мой Дом для тех, кто совершает таваф и молится в нём, от идолов и всякой скверны».
Передается от Ибн Умара (да будет доволен им Аллах), что Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Ислам основан на пяти столпах: свидетельстве, что нет божества, кроме Аллаха, и что Мухаммад — Его посланник; установлении молитвы; выплате закята; совершении хаджа к Дому (Каабе); и соблюдении поста в месяце Рамадан».
Передается от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «О люди! Аллах обязал вас совершить хадж, поэтому совершайте его». Тогда один человек спросил: «Каждый год, о Посланник Аллаха?» Пророк промолчал, и когда тот повторил вопрос трижды. Он ответил: «Если бы я сказал "да", это стало бы обязательным, и вы не смогли бы этого выполнить». (Муслим).
Шакарим Кудайбердыулы в своей книге «Мұсылмандық шарты» писал: «Совершение хаджа — это обязанность для богатых, у которых достаточно средств как для самого паломничества, так и для обеспечения семьи. Это обязательство исполняется один раз в жизни».
Ыбырай Алтынсарин в труде «Мұсылманшылықтың тұтқасы» отметил: «Хадж — это посещение города Мекки и поклонение в Каабе. Это не ежедневная или ежегодная обязанность; достаточно совершить хадж один раз в жизни при наличии возможности, чтобы выполнить этот религиозный долг».
Таким образом, хадж является одним из пяти основополагающих столпов ислама и обязательным религиозным обрядом для каждого мусульманина, обладающего физической и материальной возможностью совершить его хотя бы один раз в жизни.
В исламских источниках упоминаются различные деяния, обладающие особым достоинством: в одних хадисах наивысшим считается джихад, в других — вера, молитва или хадж. Это подчеркивает разнообразие путей к приближению к Аллаху, в зависимости от обстоятельств и возможностей каждого человека.
Передается от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Когда у Пророка (мир ему и благословение Аллаха) спросили: "Какое деяние является наилучшим?" Он ответил: "Вера в Аллаха и Его Посланника". Спросили: "А затем какое?" Он ответил: "Джихад на пути Аллаха". Спросили: "А затем какое?". "А затем какое?" Он ответил: "Совершение принятого хаджа"».
Также в другом хадисе говорится:
«Умра до следующей умры является искуплением грехов, совершенных между ними, а за принятый хадж нет иной награды, кроме Рая».
Под «принятым хаджем» (хадж мубрур) подразумевается паломничество, совершенное искренне ради Аллаха, в соответствии с предписаниями, без нарушения запретов и совершения грехов.
Имам ан-Навави (да смилуется над ним Аллах) объясняет, что «принятый хадж» — это такой хадж, в котором отсутствуют грехи и который сопровождается благочестием и добродетелью.
Имам аш-Шаукаани отмечает, что различие в ответах Пророка (мир ему и благословение Аллаха) на вопрос о наилучшем деянии, связано с обстоятельствами спрашивающего. Если человек был способен на джихад, ему указывали на его достоинство; если он был богат, но откладывал хадж, ему напоминали о важности паломничества. Таким образом, ответы Пророка учитывали индивидуальные особенности и потребности каждого человека.
Эти хадисы подчеркивают величие хаджа и его значимость в исламе. Принятый хадж — это не только исполнение религиозного обязательства, но и путь к прощению грехов и обретению Рая.
История
Однажды, когда Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сидел со своими сподвижниками, он сказал, что награда за принятый хадж — это только Рай. Тогда сподвижники спросили: «Что способствует принятию хаджа?» Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Кормить других и говорить хорошие слова».
1. Быть мусульманином.
2. Обладать здравым рассудком. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Трое освобождены от ответственности: спящий до пробуждения, ребёнок до наступления половой зрелости и безумный до восстановления разума» (Тирмизи).
3. Достичь половой зрелости.
4. Быть свободным. Для совершения хаджа необходимы свобода, средства и транспорт.
5. Возможность. Возможность делится на три категории:
- Физическая возможность: хадж не является обязательным для тех, кто физически неспособен его совершить, например, для больных, слепых, парализованных, инвалидов, даже если у них есть сопровождающий. Также, хадж не обязателен для пожилых людей, неспособных самостоятельно садиться и сходить с транспорта, и для заключённых. Ведь Аллах сделал наличие возможности условием обязательности хаджа.
- Финансовая возможность: необходимо иметь достаточные средства для покрытия расходов на путь и транспорт. Ибн Омар (да будет доволен им Аллах) передал, что, в отношении аята: «...для тех, кто способен найти к нему путь» (3:97), Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) был спрошен: «Что означает "найти путь"?» Он ответил: «Провизия (пищевые продукты) и транспорт» (Табари). Также паломник должен обеспечить свою семью необходимыми средствами на время своего отсутствия.
- Безопасность: путь должен быть безопасным. Для женщин безопасность также включает наличие махрама (мужа, брата или другого близкого родственника), который будет сопровождать её.
1. Вступление в ихрам.
2. Пребывание на Арафате.
3. Совершение тавафа.
1. Ихрам — это особое состояние, в которое паломник вступает с намерением совершить определённый вид хаджа, произнося тальбия (молитвенное восклицание). Обычно паломник надевает два бесшовных белых куска ткани — «рида» (верхняя часть) и «изар» (нижняя часть). Хотя в народе саму одежду часто называют «ихрамом», на самом деле ихрам — это не только одежда, но и намерение и тальбия. Без произнесения намерения и тальбии надеть белую одежду — не означает вступить в состояние ихрама, потому что и намерение, и тальбия являются его необходимыми условиями. Произнесение намерения вслух является желательным (мустахабом).
2. Пребывание на Арафате — это нахождение на горе Арафат или в пределах определённой зоны с рассвета до заката в день Арафа (на 9-й день месяца Зуль-хиджа). Если человек не стоял на Арафате в это время, его хадж считается недействительным. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Хадж — это Арафат. Кто прибудет в ночь на Джам‘ (ночь перед Ид аль-адха) до рассвета, тот успел на хадж» (Абу Дауд).
3. Таваф — в арабском языке означает «обход вокруг чего-либо». В шариатском смысле таваф — это обход Каабы 7 раз с намерением совершить хадж. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал, что таваф — это подобие молитвы. В хадисе сказано: «Таваф вокруг Дома (Каабы) подобен молитве. Однако во время тавафа вы можете говорить. Но пусть тот, кто говорит, говорит только доброе» (Тирмизи).
Таваф начинается от Чёрного камня (Хаджар аль-Асвад), расположенного в юго-восточном углу Каабы. Полный таваф считается завершённым после семикратного обхода вокруг Каабы.
1. Са’й — семикратный ритуальный бег между холмами Сафа и Марва: четыре раза от Сафа к Марва и три раза обратно.
2. Ночёвка в Муздалифе — находиться в Муздалифе с момента исчезновения вечерней зари до рассвета следующего дня (10 зуль-хиджа). Проведение всей ночи там является сунной. Если ночёвка была пропущена по уважительной причине, искупление не требуется. Однако при отсутствии уважительной причины необходимо принести жертвенное животное в качестве искупления.
3. Побивание шайтана камнями — бросание камешков в три столба (джамарат) в долине Мина в определённые дни хаджа.
4. Сбривание или подстригание волос — после побивания шайтана камнями паломник должен сбрить или укоротить волосы. Те, кто совершает хадж «таматту», также обязаны принести жертвенное животное.
5. Прощальный таваф (таваф аль-вада) — совершение прощального обхода вокруг Каабы перед отъездом из Мекки для тех паломников, которые прибыли из-за пределов Мекки.
1. Таваф аль-кудуум — приветственный обход вокруг Каабы для паломников, прибывших издалека.
2. Рамль — быстрый шаг с короткими шагами в первых трёх кругах тавафа, выполняемый мужчинами с обнажённым правым плечом.
3. Ускорение на участке са’й — быстрый бег между двумя зелёными маркерами на пути между холмами Сафа и Марва.
4. Ночёвка в Мине — проведение ночей в долине Мина в дни праздника Ид аль-Адха.
5. Отправление из Мины в Арафат после восхода солнца — выход из Мины в сторону Арафата после восхода солнца 9 зуль-хиджа.
6. Отправление из Муздалифы в Мину после восхода солнца — выход из Муздалифы в сторону Мины после восхода солнца 10 зуль-хиджа.
7. Ночёвка в Муздалифе — проведение ночи в Муздалифе после стояния на Арафате.
8. Побивание всех трёх джамаратов — бросание камешков в три столба (джамарат аль-уля, джамарат аль-вуста и джамарат аль-ақаба) в определённой последовательности и в установленные дни.
Эти действия являются важными элементами хаджа. Несоблюдение обязательных действий (ваджибов) требует принесения жертвенного животного в качестве искупления, тогда как несоблюдение суннатов не требует искупления, но считается упущением в совершенстве выполнения обряда.
Уважаемые братья и сёстры!
Во время хаджа человек осознаёт свою слабость и величие своего Господа. С момента облачения в ихрам он отказывается от мирских титулов и имущества, возвращаясь к своей сущности — рабу Аллаха. Это путь покаяния, богобоязненности и очищения. Поэтому хадж — это поклонение, которое меняет не только один день, но всю жизнь и характер человека.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тот, кто совершит хадж, избегая непристойных слов и грехов, вернётся (домой) таким же чистым, каким был в день своего рождения».
Хадж — это великое поклонение, открывающее путь к духовному совершенству мусульманской общины и приближающее человека к своему Творцу.
Через хадж мусульманин очищается от грехов, духовно обновляется и глубже осознаёт смысл жизни. Это поклонение, в котором все равны перед Аллахом: богатые и бедные, представители разных народов и племён, объединённые верой и искренностью. Поэтому хадж является ярким проявлением любви и полного подчинения человека своему Создателю. Выполнение этого важного столпа ислама — одно из самых почётных событий в жизни мусульманина и сокровище наград для вечной жизни.