Дәрістер топтамасы

Сегодня мы поговорим о вакфе, о том, что приближает мусульманина к Аллаху и дарует ему награду, даже после его смерти. К сожалению, в советское время институт вакфа был утрачен. В то время как во многих странах, где население исповедует ислам вакф продолжает существовать десятилетиями и даже столетиями принося большую пользу обществу.
Начнем с лексического определения: что такое «вакф»? Слово вакф в арабском языке означает “удержать”, “остановить”, “закрепить”.
В шариатском определении это означает: передать определённое имущество или его доход на постоянную благотворительность, не прерывающуюся со временем. Например, человек строит мечеть, открывает медресе, школу, покупает дом и сдаёт его в аренду, а доход идёт на помощь нуждающимся. Всё это — вакф. Вакф — это форма постоянной милостыни (садака джария), когда человек жертвует имущество на пути Аллаха, и эта польза продолжается даже после его смерти. Вакф — это не просто разовое пожертвование, а вложение в вечную пользу.
Какие есть доказательства вакфа в шариате?
Согласно мнению у большинства исламских правоведов, (кроме Абу Ханифы), вакф считается сунной-муаккадой (то есть рекомендуемым, похвальным действием). Это дело, приближающее к Аллаху, одобряемое шариатом.
Хотя в Коране нет прямого упоминания вакфа, содержатся аяты, которые указывают на необходимость расходовать имущество на пути Аллаха, что можно считать косвенным доказательством вакфа, говорят ученые правоведы.
Всевышний Аллах сказал:
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا أَنفِقُوا مِن طَيِّبَاتِ مَا كَسَبْتُمْ وَمِمَّا أَخْرَجْنَا لَكُم مِّنَ الْأَرْضِ…
«О те, которые уверовали! Расходуйте из лучших приобретений ваших и из того, что Мы вывели для вас из земли» (2:267).
Или в другом аяте:
لَن تَنَالُوا الْبِرَّ حَتَّىٰ تُنفِقُوا مِمَّا تُحِبُّونَ ۚ وَمَا تُنفِقُوا مِن شَيْءٍ فَإِنَّ اللَّهَ بِهِ عَلِيمٌ
«Вы не достигнете благочестия, пока не будете расходовать из того, что любите. И что бы вы ни расходовали, поистине, Аллах знает об этом» (3:92).
Когда был ниспослан этот аят, сподвижник Абу Тальха (р.а.) сказал: «О Посланник Аллаха! У меня есть любимый участок земли „Байруха“, и я хочу посвятить его на пути Аллаха». Пророк сказал ему: «Раздай это имущество своим ближайшим родственникам» — и Абу Тальха (р.а.) посвятил участок своим племянникам, т.е. тем самым сделал вакф.
В следующем хадисе, который хорошо передает суть вакфа, говориться: «От Абу Хурайры (р.а.) передается: «Пророк сказал:
إِذَا مَاتَ الإِنسَانُ انْقَطَعَ عَنْهُ عَمَلُهُ إِلَّا مِنْ ثَلَاثٍ: صَدَقَةٍ جَارِيَةٍ، أَوْ عِلْمٍ يُنْتَفَعُ بِهِ، أَوْ وَلَدٍ صَالِحٍ يَدْعُو لَهُ
«Когда человек умирает, его дела прекращаются, кроме трёх: текущая (непрерывная) садака, полезное знание и праведный потомок, молящийся за него».
В данном хадисе «непрерывная садака» толкуется как вакф. Таким образом, вакф считается деянием, которое продолжает приносить награду человеку даже после его смерти.
Каким образом возник первый вакф? Об этом есть следующий хадис, который служит примером образцового вакфа: Ибн Умар (р.а.) передает, что его отец Омар ибн Хаттаб (р.а.), после получения земли в Хайбаре, пришёл к Пророку за советом: «О Посланник Аллаха! Я получил землю в Хайбаре, и никогда не имел ничего ценнее. Что прикажешь мне сделать с ней?» Пророк ответил: «Если хочешь, удержи землю и раздавай ее плоды в качестве садака». И Омар (р.а.) посвятил эту землю в вакф, запретив её продажу и наследование. Доходы от земли шли бедным, пленным, гостям, путникам и на благие дела. Сам управляющий вакфом мог брать из доходов только на еду и содержание.
И таким образом Первый вакф в исламе — земля, переданная Умаром (р.а.) после битвы при Хайбаре. Примеру Умара последовали другие сподвижники. Джабир (р.а.) говорил: «Не было среди нас никого, кто бы не сделал имущество вакфом».
Наши предки тоже активно развивали эту традицию и знали ценность вакфа.
Например: Кунанбай, отец Абая, построил гостиницу в Мекке для паломников и сделал её вакфом. Аксак Темір построил мавзолей Ходжи Ахмета Яссауи — тоже как вакф. Это не только укрепляло религию, но и сохраняло культурное наследие. Бауржан Момышұлы отдал свой дом вдове погибшего солдата. Это примеры живой исламской заботы об обществе через вакф.
Существую следующие разновидности вакфа:
1. Религиозный — это вакф в пользу мечетей, медресе, издание Корана, поддержка имамов.
2. Благотворительный вакф — к нему относятся: помощь бедным, помощь в получении образования, расходы, связанные с лечением, медицинским обеспечением. Университеты, библиотеки, больницы, общежития — всё это часто строилось на средства вакфа.
3. Семейный — это имущество, переданное в пользование потомков.
В качестве примера можно привести колодец Румы, купленный Усманом (р.а.) и подаренный мусульманам. В Медине, во времена Пророка ﷺ, не хватало воды. Один из немногих источников — колодец Рума — принадлежал иудею, и он продавал воду по высокой цене. Пророк ﷺ сказал: «Кто купит этот колодец и сделает его доступным для мусульман, тому — рай». Усман ибн Аффан (р.а.), один из самых щедрых сподвижников, выкупил колодец за собственные средства. И… сделал его вакфом — то есть, посвятил его пользе мусульман, навсегда. С этого момента вода стала бесплатной для всех, и благословения от этого вакфа продолжаются до сих пор. Пример с колодцем Румы считается одним из самых ранних и ярких примеров вакфа в исламе.
Может возникнуть вопрос, есть ли разница между закятом и вакфом? Закят носит обязательный характер, а вакф является добровольным пожертвованием. Для исчисления закята требуется нисаб. Для вакфа нисаб не требуется. Закят выплачивается раз в год. Вакф является бессрочным. В вакфе доход можно реинвестировать, т.е. вкладывать в развитие в исламские проекты. В закяте надо сразу раздать.
Как мы уже отметили, во многих странах, с преимущественно мусульманским населением, существуют организации, работающие в сфере вакфа веками. В нашей стране история вакфа начинается в 2017 году, когда был зарегистрирован Фонд “Уақып”. Одним из учредителей фонда стало Духовное управление мусульман Казахстана через свой Фонд “Зекет”.
Среди целей фонда, строительство и поддержка мечетей, помощь нуждающимся, предотвращение использования религии в деструктивных целях, развитие духовно-нравственных ценностей.
С момента создания фонд уже оказал помощь более чем 300 сельским имамам.
Какова мудрость вакфа и в чем его польза для нас?
1.Вакф приближает мусульманина к Аллаху и приносит огромную награду.
2. через вакф человек выражает свою преданность Аллаху.
3. Вакф приносит награду даже после смерти человека.
4. Вакф помогает нуждающимся и способствует развитию ислама. Вакф — это вложение в судный день и в благо общества. Пророк ﷺ сказал:
خَيْرُ النَّاسِ أَنْفَعُهُمْ لِلنَّاسِ
«Лучшие из людей — самые полезные для других».
Таким образом, возрождение института вакфа — это не только сунна Пророка ﷺ, но и необходимость для устойчивого развития общества, особенно в постсоветском пространстве, где вакф был утрачен.