Имам
3 986
Арабск. |
Написание |
Букв. перевод |
Значение |
إِمَامٌ (ед.ч.) |
има́м |
имам |
имеющий последователей |
أَئِمَّةٌ (мн.ч.) |
аимма |
имамы |
имеющие последователей |
Буквальное значение слова «имам» – тот, у кого есть последователь. Примерно таким же является и общеупотребительное значение данного слова. Имам может быть руководителем как добра, так и зла.
Пророки являются имамами, следование которым обязательно. Как сказал Бог: «Мы сделали их имамами, наставляющими по Нашему велению».
Имамами являются и халифы, которые устанавливают порядок. Следование им также обязательно, люди должны принимать их законы и указы. Такое руководство называют большим.
Малым руководством называют возглавление молитвы. Когда человек присоединяется к молитве других людей, он должен следовать имаму. Как сказал пророк (мир ему и Божье благословение): «Нужно следовать имаму: склонится он в поясном поклоне – и вы склонитесь; совершит земной поклон – и вы совершите. Не противодействуйте имамам».
Среди теологов распространены и иные употребления данного слова:
Ø Важнейших специалистов главенствующих школ исламского права называют «четырьмя имамами». В эту категорию входят Абу Ханифа, Малик, Шафии и Ахмад.
Ø В области принципов исламского права выделяют три подхода: догматического богословия (или подход мутакаллимов: Джавайни, Газали), ханафитский (Кархи, Баздави) и средний между ними (Ибн Саати, Субки и др.).
Ø В сфере толкования Корана ориентируются на таких специалистов, как Муджахид, Хасан Басри, Сагид ибн Джубейр.
Ø Среди способов чтения Корана выделяют десять абсолютно достоверных, имамами которых называют таких специалистов, как Нафи, Ибн Кясир, Абу Амр, Ибн Амир, Асым, Хамза, Кисаи, Абу Джафар, Якуб и Халяф.
Ø Хадисоведы называют имамами признанных экспертов критицизма (джарх) и признания (тагдиль): Али ибн Медини, Яхью ибн Маина и др.
Ø Хадисоведы также называют «шестью имамами» таких специалистов, как Бухари, Муслим, Абу Дауд, Тирмизи, Насаи и Ибн Маджа (некоторые заменяют Ибн Маджу Маликом, а другие называют вместо него Дарами).
Ø Специалисты догматического богословия признают подходы Ашари и Матуриди и следуют им в вероучении.
На основе Кувейтской энциклопедии исламского права