Рамадан - шанс исправится в наилучшую сторону
Наш любимый Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) радовал своих сподвижников наступлением Рамадана, говоря:
جَاءَكُمْ شَهْرُ رَمَضَانُ، شَهْرٌ مُبَارَكٌ كَتَبَ اللَّهُ عَلَيْكُمْ صِيَامَهُ فِيهِ تُفْتَحُ أَبْوَابُ الجَنَّةِ، وَتُغْلَقُ فِيهِ أَبْوَابُ الْجَحِيمِ، وَتُغَلُّ فِيهِ الشَّيَاطِينِ، وَفِيهِ لَيْلَةٌ خَيْرٌ مِنْ أَلْفِ شَهْرٍ، مَنْ حُرِمَ خَيْرَهَا فَقَدْ حُرِمَ"
«Пришел к вам Рамадан, благословенный месяц! Всевышний Аллах сделал обязательным пост в этом месяце! В нем открываются врата Рая и закрываются врата Ада, а шайтаны заковываются в цепи! И у Аллаха есть в этом месяце одна ночь, которая лучше тысячи месяцев. А тот, кто лишился блага этой ночи, тот истинно лишенный!»
От сюда следует, что месяц Рамадан – это большая возможность для всех мусульман.
Сам пост на арабском звучит как «саум», лексическое значение этого слова – воздержание. Так как, во время уразы человек учится воздерживаться от искушений, от скверных греховных привычек, благодаря чему в дальнейшем, ему будет легче ограничивать себя от запретного.
Это месяц возможностей для позитивных перемен в жизни верующего. Одним из таких изменений является воспитание (сабра) терпения. Терпение многократно упомянуто в Коране с одобрением. В одной из сур терпение относится к одному из трех признаков преуспевших людей (сура «аль-Аср»).
Но, что такое терпение?
Терпение имеет два значения. С одной стороны это сдержанность, выдержка, смирение. С другой – решительность, мужество, храбрость. Человек, обладающий сабром, умеет переключаться между этими состояниями и уместно использовать каждое из них – сдерживаться, когда в этом больше пользы, и проявлять решимость, когда это более необходимо.
Рамадан как благословенный месяц воспитывает три вида терпения. Со слов ученых: Первый вид терпения – это сдержанность или выдержка в отношении своих желаний. Еда и питье относятся к нашим базовым потребностям, жизненно важным, и для людей, которые регулярно питаются и находят удовольствие в этом, пост даже без другой смысловой нагрузки является настоящим испытанием. Эта резкая перемена в питании, режиме дня, отказе от любимых напитков или коротких «бодрящих» перекусов действительно требует стойкости.
Рассказывают, что праведники отказывались от дозволенного, чтобы отдалить себя от преступления за его границы. Потому что, по их представлению тот, кто в полной мере пользуется дозволенным, близок к тому, чтобы перейти за его черту. Подобно этому, терпение в отношении базовых потребностей в течение целого месяца не может не повлиять на морально-нравственный облик постящегося.
Второй вид терпения – это терпение в отношении других людей.
Множество преданий говорят о том, что пост нарушается при условии, что человек не отказывается от грехов языка и препирания с другими людьми.
Например: «Пост – это щит, и когда один из вас постится, то пусть не сквернословит и не грубит. А если кто будет бранить его или подвергать нападкам, то пусть скажет: «Я – постящийся! Я – постящийся!» (Муслим)
В другом хадисе говорится, что две женщины во времена Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, соблюдали пост, и к концу дня они были так утомлены постом, что послали человека к Пророку за разрешением прервать пост. Посланник отправил им чашу и сказал: «Пусть они исторгнут туда съеденное ими». После этого они исторгли туда куски мяса, после чего было сказано: «Это две соблюдали пост, воздержавшись от дозволенного, и нарушили его, совершив запретное, - они сходились и хулили людей, и это исторгнутое есть плоть этих людей, что они ели».
Злословие приравнивается к поеданию чужой плоти. Если человек отказывается от злословия, споров, сплетен и других осуждаемых действий, то он воспитывает постом второй вид терпения – в отношении других людей.
Третий вид терпения – терпение в усердии. Можно бодро и уверенно начинать пост в Рамадан, продолжать его до середины и сдаться или ослабить практику к концу.
А третья часть Рамадана – это десять благословенных ночей, среди которых Ночь Предопределения.
В Коране говорится о ней, что она «лучше тысячи месяцев» (97; 3). Но чтобы синискать благодать этой ночи, верующий должен рассчитать свои силы и проявить решимость и усердие в служении. Легко быть терпеливым на пять минут, нетрудно проявлять терпение на протяжении одного дня, но проявлять усердие на протяжении месяца – значит сделать стойкость одной из своих черт.
В преданиях также описывается, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, проявлял особое усердие в последние дни Рамадана: «Когда подходили последние десять ночей месяца Рамадан, он свертывал постель, затягивал пояс и усердно поклонялся и вместе с ним его близкие».
Третий вид терпения – терпение, в котором нужна решимость, мужество, стойкость. Так, соблюдение Рамадана должным образом воспитывает в верующих одну из самых прекрасных черт – черт, которая названа и «светом», и признаком преуспевших, и причиной великого вознаграждения от Всевышнего – терпения в его разных проявлениях.
Наш Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Наиболее лучшие из вас те, которые больше приносят пользу народу». Человек достигает цели по своим намерениям и возвышается перед Аллахом благодаря своим благим делам, а так же богобоязненности. Рамадан – это период благих деяний для всех. Пост – это школа воспитания и богобоязненности. Всевышний Аллах в Священном Кyр`ане повелевает:
«يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا كُتِبَ عَلَيْكُمُ الصِّيَامُ كَمَا كُتِبَ عَلَى الَّذِينَ مِن قَبْلِكُمْ لَعَلَّكُمْ تَتَّقُونَ» قال الله تعالى:
«О те, которые уверовали! Вам предписан пост, подобно тому, как он был предписан вашим предшественникам, – быть может, вы будете богобоязненными» (Св. Кyр`ан, 2:183).
В другом священном аяте говорится : «О вы, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху и Посланнику, когда он призывает вас к тому, что дарует вам [вечную] жизнь. Знайте, что Аллах стоит между человеком и [побуждениями] сердца его и что вы предстанете перед Ним [в Судный день] (Сура «аль-Анфаль», 8/24).
То есть, каждое слово нашего Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) есть прививка вечного счастья нашей душе. Поэтому, необходимо осознавать священный месяц Рамадан как исключительную степень приближенности к нему, несравненную возможность подпитаться его душевными качествами. Пророк – самая великая, единственная в своем роде образцовая личность; наивысший учитель божественной школы. Это милостивый и милосердный Пророк, каждый миг молящий Всевышнего о своей умме, приносящий за нее покаяние.
Пусть Всевышний примет наш пост и благие намерения! Одарит наш Казахстан покоем и миром!