Достоинства месяца Шаабан и ночи Бараат
Ин шаа Аллах, приближается один из священных месяцев – Шаабан, предшествующий священному месяцу Рамадану. Этот месяц считается месяцем духовной подготовки к месяцу Рамадан, к месяцу Поста. Также в этом месяце существуют дни, которые Всевышний Аллах сделал особенными. В настоящее время, обсуждается, порой остро, день в середине месяца Шаабан. Что же говорили наши ученные относительно этого дня? Противоречит ли нашей религии пост в этот день и поклонение ночью? К сожалению, есть некоторые братья, которые не учитывают мнение ученных, а опираются на слова своих шейхов и считают их слова последней инстанцией, не подверженной переменам. Он считают эту ночь нововведением и утверждают, что люди выделяющие эту ночь дополнительным поклонением непременно подвергнутся гневу Аллаха.
Давайте посмотрим, что говорили ученные об этой ночи. Имам Ибн Раджаб аль-Ханбали, великий ученный ханбалитского мазхаба очень хорошо и доступно рассказывает, какие дни какие ночи считаются священными, какие поклонения желательны. В этой книге он упоминает о середине месяца Шаабан, который известен как Ночь Бараат и приводит мнение ученных относительно этой ночи. В начале приводится хадис, который передал Абу Хурайра (р.а.) от Пророка ﷺ
«Если наступит середина месяца Шаабан и до начала месяца Рамадан останется половина месяца, то не поститесь до тех пор, пока не наступит Рамадан».
Далее, относительно данного хадиса он поясняет: По поводу слабости и достоверности этого хадиса среди ученных существует ихтиляф, то есть различные мнения по поводу того можно ли поступать в соответствии с данным хадисом.
Первое мнение: есть имамы, признавшие хадис достоверным, такие как, имам Тирмизи, Хаким, Тахауи, Ибн Абдуль Бар. Однако, некоторые большие имамы и ученные, также достигшие высоких степеней в хадисоведении раскритиковали этот хадис. Они сказали: «Это очень слабый хадис». И это были такие ученные как, Абдурахман ибн Махди, имам Ахмад. Имам Ахмад сказал: «Человек, который передал этот хадис, ранее ничего более скверного не передавал, но в вопросах совершения амалов, сказал Тахауи: «Это отменный хадис». То есть имам Тахауи признал его достоверным, но отменным и все ученные единогласны в этом. А потому не совершаются дела в соответствии с этим хадисом. В противовес ему приводят другой хадис от Пророка ﷺ: «Не соблюдайте пост за два-три дня до Рамадана».
Несомненно, это не касается тех, кто держит пост через день. Тут говорится о запрете намеренного поста за несколько дней до начала Рамадана, и наша религия запрещает это. Но если кто-то взял в привычку держать пост или же эти дни выпадают на понедельник или четверг, в которых человек регулярно держит пост, то соблюдать пост – разрешается. Этот хадис является противоречащим хадису, запрещающему постится с середины месяца Шаабан, потому что из смысла хадиса можно извлечь вывод, что утверждение «не поститесь за два-три дня до Рамадана» допускает соблюдение поста в предыдущие дни.
Теперь, относительно поста в день Бараат этого месяца. Ученные и в частности имам ибн Раджаб говорит:
«Что касается поста в этот день, то нет запрета на соблюдение такого поста и на него распространяется хукм постов, соблюдаемых три дня в середине каждого месяца. Это делает дозволенным пост и существуют хадисы относительно трех-дневного поста в середине месяца Шаабан:
«Когда наступает середина месяца Шаабан поститесь днем, а ночь проводите в поклонении. В тот вечер, после заката солнца, Всевышний Аллах спускается на нижнее небо и говорит: …»
Безусловно, следует отметить, что согласно убеждению всех мазхабов Ахлю сунны, смысл этого хадиса понятен для людей обладающих знаниями. Это не тот смысл, которого придерживаются некоторые наши братья, которые утверждают, что Всевышний Аллах спускается на нижнее небо своей сущностью. Продолжим:
«В тот вечер, после заката солнца, Всевышний Аллах спускается на нижнее небо и говорит: «Если есть кающиеся - Я прощу ему грехи, если есть просящие удел - Я дам ему удел, если есть просящие исцеления – Я дам ему исцеление». И так продолжается до самого утра».
Кроме этого существуют и другие хадисы относительно месяца Шаабан и этого дня, но многие ученные признали эти хадисы слабыми. Однако, ибн Хиббан признал некоторые из хадисов достоверными и привел их в своей книге. Самый лучшие из них, хадис переданный от Аиши (р.а.):
«Я потеряла Пророка ﷺ и пошла искать его и нашла его на кладбище Баки. Он смотрел на небо и спросил: «Ты испугалась, что Аллах и его посланник причини тебе вред»? О, Посланник Аллаха, я подумала, что ты ушел к другим женам…»
То есть Аиша (р.а.) имела в виду, что Пророк ﷺ ушел к другим женам, хотя была очередь Аиши (р.а.).
«…Тогда Пророк ﷺ сказал: «Аллах в середине этого месяца Шаабан спускается на нижнее небо и прощает столько людей, количество которых в несколько раз превышает количество овец людей из племени Кальб».
А племя Кальб было известно своими многочисленными стадами овец. Этот хадис приводят имам Ахмад, Тирмизи и Ибн Маджа. Есть еще и другие подобные хадисы, которые привоит имам Ибн Раджаб аль-Ханбали. Следующий хадис приводит имам Ибн Маджа, который передает от Посланника Аллаха ﷺ:
«Когда наступает середина месяца Шаабан, (т.е. 15 ночь) Всевышний Аллах обращает свой взор на творения и прощает грехи всем, кроме многобожников и тех, кто разорвал родственные отношения».
Так же он говорит, что имам Ахмад приводил подобный хадис от Абдуллы ибн Амра:
«В эту ночь Всевышний Аллах обращает свой взор к своим творениям и прощает грехи всем, кроме двоих: того, кто поссорился со своим братом и того, кто совершил самоубийство».
Имам ибн Хиббан назвал хадис «марфу» и привел в своем сахихе. Есть еще множество подобных хадисов относительно этого вопроса. Далее, имам Ахмад приводит мнение ученных о поклонении в эту ночь.
«Пятнадцатую ночь месяца Шаабан табиины Шама возвеличивали эту ночь и усердно поклонялись»
И люди переняли от них возвеличивание этой ночи. Есть мнение о том, что о достоинстве этой ночи до них дошло от Исраилята (религиозная литература, связанная с еврейской традицией), а когда они начали практиковать это, среди ученных в других регионах возникали разногласия. То есть, то, что мы в первую очередь должны знать – это то, что эти действия передавались от табиинов. Табиины совершали эти поклонения, а мы все знаем, что табиины видели сахабов, сам Пророк ﷺ назвал эти поколения лучшими из людей. А раз табиины поступали таким образом, то этому есть доказательства от ученных-саляфов. Когда это распространилось на другие регионы и народы, они приняли их и согласились с ними в возвеличивании, среди них были люди из Басры всецело предавшиеся поклонению.
Ученные Хиджаза, такие как Ибн Мулейка не согласились с этим, то есть, этот вопрос относительно совершения поклонения в эту ночь вызвал разногласия среди ученных-саляфов. Ученные-саляфы Шама дозволяли, а ученные Хиджаза выступали против такого мнения. Ученные Шама высказывали два мнения касательно того, как именно проводить эту ночь.
Первое мнение: является мустахаб. Проведение с джамаатом в мечети. Это мнение Лукмана ибн Амира и других. В эту ночь они одевали самые лучшие одежды, умащивались лучшими ароматами, красили глаза сурьмой и проводили эту ночь в поклонении в мечети. В этом вопросе имам Исхак ибн Рахауи согласился с ними о проведение этой ночи в мечети с джамаатом.
Второе мнение: проведение в мечети с джамаатом – макрух, также, как и чтение намазов (по этому случаю), сборы что бы коллективно возносить дуа, рассказывать назидательные истории и проповеди. Но не является макрух, если человек делает это отдельно, в своем доме будет совершать поклонение. Это мнение имама Музаи, факиха, ученного провинции Шама. Имам Ханбаль считает это мнение ближе к истине, он не говорил, что это нововведение и что нельзя собираться в мечети. Если великие ученные-саляфы поступали таким образом, то введение этого поступка в разряд нововведений будет проявлением большого неуважения к этим ученным.
Сказал имам Шафи: «До нас дошли слова о том, что дуа совершаемые в пять ночей будут приняты, среди них ночь в Джуму, ночь в начале Раджаба, первая ночь в середине Шаабана. Есть слова имама Шафи о том, что он любит совершать поклонение и возносить дуа в эту ночь. Имам Ибн Раджаб аль-Ханбали говорит, что от имама Ахмада нет какого-либо мнения относительно вопроса касающегося ночи в месяц Шаабан. Также имам Ибн Раджаб аль-Ханбали приводит риваят:
«Священной ночью после Ночи могущества является ночь середины Шаабана. Да будет тебе великое вознаграждение, о человек, посвятивший свою ночь поклонению, снискавший прощение грехов и спасшийся от ада, а тот, кто отвратился от поклонений этой ночи, твое горе безгранично, да прибудет с тобой помощь Аллаха»
В конце имам Ибн Раджаб аль-Ханбали говорит: «поэтому, верующий человек должен проводить эту ночь в поклонении Аллаху, в зикре и дуа, специально выделив для этого время и просить у Аллаха прощения своих грехов, сокрытия своих недостатков и избавления от трудностей, но прежде чем сделать все это, ему следует сначала покаяться. Всевышний Аллах принимает покаяния раскаявшихся рабов».
Поэтому, относительно этой ночи среди ученных существуют такие мнения. Среди ученных-саляфов были те, которые разрешали поклонение в эту ночь. Сам имам Ибн Раджаб аль-Ханбали говорит о предпочтительности проведения этой ночи в поклонениях, но, а после этих слов утверждать, что это нельзя делать и что это бида (нововведение), как поступают некоторые братья и, в особенности те, которые утверждают, что «придерживаются Корана и сунны, как это делали ученные-саляфы». Было бы лучше, если бы они учитывали вышесказанный момент, потому что, они утверждают, что следуют ученным-саляфам, но не понимают, что совершают ошибку, категорично отрицая эти моменты где среди ученных-саляфов были разногласия и различные мнения. Пусть Всевышний Аллах примет наш пост в этот день и примет наши поклонения в эту священную ночь.
Ереке АЛЛА разы болсын сiзге.