Умеренный радикализм
Алматы
Алматы Астана Шымкент Аксай Аксу Актау Актобе Актогайский район Алтынсарин ауданы Алға Амангельдинский район Арал Аркалык Арысь Атасу ауылы Атбасар Атырау Аягоз Аққулы ауданы Байконур Байғанин ауданы Балхаш Баянауыл ауданы Бейнеу Бәйдібек ауданы Денис ауданы Ембі Ертіс ауданы Еңбекшіқазақ Жітіқара ауданы Жалағаш кенті Жанаозен Жанатас Жангелді ауданы Жаркент Жаңақорған кенті Жаңқала Жезді кенті Жезказган Жетысай Жосалы Жосалы кенті Жәйрем Жәнібек Зайсан Индер Исатай ауданы Караганда Каскелен Келес ауданы Кентау Кокшетау Конаев Костанай Косшы Кульсары Курчатов Кызылорда Көкпекті ауданы Ленгер Лисаков Май ауданы Майқайын кенті Маханбет ауданы Мақат Меңдіқара ауданы Миялы Мойынқұм ауылы Мырзакент кенті Мәртөк ауданы Науырзым ауданы Ойыл ауданы Ордабасы ауданы Отырар ауданы Павлодар Петропавловск Риддер Рудный с.Мангистау Сайрам ауданы Сайқын Сарыагаш Сарыкөл ауданы Сарыозек Сатпаев Сауран ауданы Семей Созақ ауданы Солнечный Степногорск Сырым ауданы Тайынша Талгар Талдыкорган Тараз Таран ауданы Текели Темиртау Тереңкөл ауданы Тереңөзек кенті Теңіз кен орны Туркестан Түлкібас кенті Узынагаш Уральск Усть-Каменогорск Федоровский р-он Форт-Шевченко Хромтау Целиноградский р-он Чапаево Чемолган Чу Шал ақын ауданы Шалкар Шарбақты ауданы Шардара Шетпе Шиелі кенті Шұбарқұдық Ырғыз ауданы Экибастуз Қазығұрт Қамысты ауданы Қандыағаш Қарабалық ауданы Қаражал Қарасу ауданы Қаратау Қарғалы Қобда ауданы Қордай Құрманғазы ауданы Құрық Үржар ауданы Үшарал Ұзынкөл ауданы Әйтеке би ауданы Әйтеке би кенті Әулиекөл ауданы
Иша 17:47
Алматы
Алматы Астана Шымкент Аксай Аксу Актау Актобе Актогайский район Алтынсарин ауданы Алға Амангельдинский район Арал Аркалык Арысь Атасу ауылы Атбасар Атырау Аягоз Аққулы ауданы Байконур Байғанин ауданы Балхаш Баянауыл ауданы Бейнеу Бәйдібек ауданы Денис ауданы Ембі Ертіс ауданы Еңбекшіқазақ Жітіқара ауданы Жалағаш кенті Жанаозен Жанатас Жангелді ауданы Жаркент Жаңақорған кенті Жаңқала Жезді кенті Жезказган Жетысай Жосалы Жосалы кенті Жәйрем Жәнібек Зайсан Индер Исатай ауданы Караганда Каскелен Келес ауданы Кентау Кокшетау Конаев Костанай Косшы Кульсары Курчатов Кызылорда Көкпекті ауданы Ленгер Лисаков Май ауданы Майқайын кенті Маханбет ауданы Мақат Меңдіқара ауданы Миялы Мойынқұм ауылы Мырзакент кенті Мәртөк ауданы Науырзым ауданы Ойыл ауданы Ордабасы ауданы Отырар ауданы Павлодар Петропавловск Риддер Рудный с.Мангистау Сайрам ауданы Сайқын Сарыагаш Сарыкөл ауданы Сарыозек Сатпаев Сауран ауданы Семей Созақ ауданы Солнечный Степногорск Сырым ауданы Тайынша Талгар Талдыкорган Тараз Таран ауданы Текели Темиртау Тереңкөл ауданы Тереңөзек кенті Теңіз кен орны Туркестан Түлкібас кенті Узынагаш Уральск Усть-Каменогорск Федоровский р-он Форт-Шевченко Хромтау Целиноградский р-он Чапаево Чемолган Чу Шал ақын ауданы Шалкар Шарбақты ауданы Шардара Шетпе Шиелі кенті Шұбарқұдық Ырғыз ауданы Экибастуз Қазығұрт Қамысты ауданы Қандыағаш Қарабалық ауданы Қаражал Қарасу ауданы Қаратау Қарғалы Қобда ауданы Қордай Құрманғазы ауданы Құрық Үржар ауданы Үшарал Ұзынкөл ауданы Әйтеке би ауданы Әйтеке би кенті Әулиекөл ауданы
Алматы
свернуть
Фаджр Восход Зухр Аср Магриб Иша
05:29 06:49 11:41 14:45 16:27 17:47
свернуть
Календарь
Хиджра
18 Джумада-авваль 1446
Григорианский
20 ноября 2024

Статьи

Умеренный радикализм

| A | +
5-го июня 2016-го года, в канун священного Рамадана, в городе Актобе произошло вооруженное нападение на оружейные магазины и воинские части, в результате которого пострадали и лишились жизни военные и гражданские лица. 9-е июня было объявлено Днем Национального траура. Согласно официальной информации, ответственность за происходящее несут представители одного из религиозных течений в Исламе – салафиты, известные также, как ваххабиты.

На данный момент выползают самые различные версии происходящего, поддерживаемые, в том числе, и некоторыми салафитами, с целью перевести стрелки и возложить ответственность за теракт на других. Однако мы не будем, как говорится, плодить сущности, и остановимся лишь на том, что было сказано официально.

Для начала надо сказать, что мы с некоторым удивлением наблюдали, как долго все избегали конкретных определений, заменяя их на такие обтекаемые фразы, как «нетрадиционные религиозные течения», «чуждая нам идеология» и прочее. Мы не хотим сказать, что мы жаждали обличения больше, чем воды в этот священный месяц, просто для нас это было удивительно.

Например, когда дело касалось «Таблиг» (представители которого, несмотря на свою численность и преданность религиозным идеям, не совершили ни одного теракта в Казахстане даже после того, как их официально признали экстремистами, и терять им, по сути, уже было нечего), название этого движения фигурировало без особых проблем и попыток уйти от конкретики, в любой связанной с ними неприятной ситуации. Несмотря на то, что они вообще не славятся никакими терактами в мире. Они известны лишь как странствующие, иногда немного навязчивые, а иногда и невежественные, но проповедники, а не террористы.

Тем не менее, факт остается фактом – они признаны экстремистами и официально запрещены в Казахстане, и мы не собираемся сейчас это оспаривать. Нас удивляет другое: почему движение, которое не совершило ни одного теракта, признается экстремистским, тогда как действительно обособленное течение, которое совершает уже не первый теракт в Казахстане, продолжает оставаться разрешенным и свободно проповедует свои убеждения в нашей стране?

Вопрос задается не для того, чтобы разрешили таблиг - это всего лишь одна из многочисленных форм призыва, без которой можно обойтись. Этот джамаат был создан менее ста лет назад, тогда как Исламу почти полторы тысячи лет, и он сумел таки распространиться по всему миру, еще задолго до возникновения этой неформальной организации.

Вопрос задается для того, чтобы понять – почему на фоне столь щепетильного отношения к «чуждым идеологиям», у нас до сих пор разрешены те, кто гораздо более чужд нам, если учесть, что они выступают против следования ханафитскому мазхабу и мазхабу вообще, и вдобавок совершают теракты?

Чтобы ответить на него хотя бы частично, необходимо извлечь на поверхность ту информацию, которая малоизвестна большинству казахстанцев, потому что они не особо религиозны и это им неинтересно. По крайней мере, до тех пор, пока не произойдет очередной теракт.

Так вот, согласно этой неофициальной информации, у представителей салафитского течения в Казахстане есть достаточно влиятельные покровители практически во всех сферах казахстанского общества. Мы не будем говорить, что они есть среди представителей политической власти, ведь такое вряд ли возможно представить в нашей стране. Ведь как говорил Булгаков устами своего персонажа: «Неужели в Москве есть мошенники?»

Но таковые имеются среди бизнес-элиты, среди акынов-айтыскеров, среди представителей шоу-бизнеса, среди различного рода общественных деятелей, журналистов, экспертов, политологов и прочих, которые хоть и не называют себя салафитами публично, но фактически ими являются.

Возможно, что их присутствие в этих сферах отчасти способствовало тому, что упоминание о том, кто именно совершил последние теракты в Актобе, носило крайне  размытый характер. До тех пор, пока точку над «i» не поставил Президент Нурсултан Назарбаев, назвавший террористов - салафитами.

Это стало достаточно ощутимым ударом по салафитскому имиджу, который всячески пытались обелить, а затем покрасить под цвет казахстанского флага как сами салафиты, в лице таких салафитских групп, как мадхалиты и суруриты, так и целая плеяда экспертов, политологов и журналистов, в унисон голосящих о том, что не все салафиты - экстремисты, что есть умеренные, а есть неумеренные, которые более известны, как такфириты-хавариджи (то есть, выносящие «такфир» – объявление о неверии того или иного человека или группы людей), и что теракты совершают именно они, тогда как умеренные не только против терактов, но и активно выступают в поддержку государственной власти, и особенно Президента, как правителя мусульман (амируль-муминин).

То есть, проще говоря, те, кто совершают теракты – это «неправильные пчелы» и у них «неправильный мед». Их даже салафитами называть нельзя. А правильные, они не такие. Они-то и есть истинные салафиты, которые всего лишь следуют пути праведных предшественников.
 
Примерно такую песню поют мадхалиты – одна из наиболее крупных салафитских групп в Казахстане. В этом им подпевает другая салафитская группа – суруриты, несмотря на то, что между двумя этими группами имеются расхождения и конфронтация. Однако об этом чуть позже. Пока же поговорим о том, что их объединяет в этом вопросе – о попытке разделить салафитов на «правильных» и «неправильных» со стороны мадхалитов, и на «умеренных» и «неумеренных» со стороны суруритов.

Вообще, это давний спор, который был еще между некоторыми представителями ДУМК и целым рядом так называемых религиозных экспертов, фактически, прикрывающих интересы суруритов. В частности, первые утверждали то, что умеренных салафитов не бывает, а вторые выражали им свое публичное несогласие.

На данный момент, эта тема вновь становится актуальной для тех, кто продвигает интересы салафитов в казахстанском обществе, поскольку, согласно официальной версии, ими были совершены теракты и убиты казахстанские граждане, и, соответственно, им надо как-то реабилитироваться.

Задача усложняется еще и тем, что принадлежность террористов к салафитскому течению была обнародована самим Президентом, расположение которого они так усердно добивались, и подчинение которому декларировали. Это, кстати, должно стать хорошей проверкой на их подлинную лояльность, которую они всячески подчеркивали.

В этой непростой для них ситуации, уже сейчас мы можем наблюдать какую именно карту они пытаются разыграть через свои медиа-лица, чтобы любым способом не допустить запрета на государственном уровне. Так, одной из форм их скрытого шантажа, становится запугивание общественности и государственных органов тем, что запрет салафитов в обязательном порядке приведет к радикализации последних, и как результат – к еще большей дестабилизации нашего общества.

Будем откровенны: мы не можем утверждать, что такое невозможно. В случае с салафитами возможно все: как и дальнейшая радикализация, так и дестабилизация ими обстановки в стране, особенно на фоне экономического кризиса и тех социальных проблем, которые у нас есть.

Однако возникает резонный вопрос: как так получается, что такие умеренные салафиты, которые так лояльны к Президенту и законам РК, вдруг так сразу перестанут быть умеренными и начнут устраивать в Казахстане кровавую бойню? Из-за запрета их идеологии? Тогда почему этого не сделали таблиги, за признание которых экстремистами выступали многие салафиты?

Давайте разберемся детально. После того, как были запрещены те же таблиги, в стране не произошло ни одного теракта совершенного ими. Никто из них не радикализовался и не пошел крушить государственные органы, торговые центры, воинские части или мазары. Получается, что метод сработал. Почему же тогда то, что сработало с таблигами-экстремистами, не должно сработать с салафитами- не-экстремистами? Это ведь очевидно, что экстремисты более склонны к экстремизму, чем не-экстремисты.

Получается, что если мы все сделали правильно, и метод сработал, что указывает на его эффективность, значит этот метод можно и нужно применять далее. Если он утихомирил экстремистов, то не-экстремистов он тем более не должен радикализовать. Однако все переживают, что именно это и произойдет.

Это очередное салафитское противоречие приводит нас к двум противоположным выводам: либо этот метод неэффективный, и срабатывает только с теми, кто на самом деле экстремистами не является, а с теми, кто действительно склонен к экстремизму, он не работает. Но тогда получается, что подлинными экстремистами являются не таблиги, а салафиты, поскольку первые так и не радикализовались, а вторые обязательно, по заверению некоторых экспертов, должны это сделать. Понятно, что такой расклад невыгоден салафитам.

Второй вывод: метод эффективный и его надо использовать, поскольку он уже показал свою эффективность на примере таблигов, и стало быть, высока вероятность того, что запрет салафизма в Казахстане окажется не менее успешным. Однако и это невыгодно салафитам, а было выгодно лишь тогда, когда дело касалось их идеологических оппонентов.

Теперь, после того как нам стала ясна несостоятельность и противоречивость их позиции, вернемся к первоначальному вопросу: есть ли «умеренные» салафиты, и если они есть, то почему они так быстро могут стать «неумеренными»?

Мы считаем, что умеренные салафиты действительно есть, и они действительно очень быстро могут стать неумеренными, поэтому толку от их умеренности мало. Да и умеренными их можно назвать только относительно тех, кто объявляет неверными всех, кто с ними не согласен. В отличие от последних, умеренные не объявляют всех несогласных неверными – некоторых они объявляют просто заблудшими или бидаатчиками (нововведенцами).

Еще одно как бы достоинство умеренных салафитов заключается в том, что они призывают к подчинению правителю. Другое дело, что этот призыв не более, чем формальность, посредством которой они пытаются создать положительный образ перед государством и обществом. Делается все это крайне навязчиво, откровенно пошло и совершенно без вкуса. Особенно этим славятся мадхалиты, за что их иногда называют мадхализами.

На самом деле никакого подчинения нет. Президент говорит, что единственной признанной структурой Ислам в стране является ДУМК, умеренные салафиты говорят, что имамы заблудшие и за ними нельзя следовать. Президент говорит, что государство признает роль и место ханафитского мазхаба в духовной жизни казахского народа, умеренные салафиты называют следование мазхабу запретным нововведением и чумой мазхабизма.
 
Президент говорит, что духовным отцом нашего народа является суфийский шейх Ходжа Ахмад Яссауи, умеренные салафиты говорят, что суфии многобожники и поклоняются могилам. Подчеркиваем, что это говорят именно те, кого называют умеренными.

Особенно интересно выглядит распространяемое сейчас «Обращение к казахстанцам» в котором говорится, что казахстанские салафиты «возмущены тем, что террористов причисляют к Салафитам» Истинные салафиты, говорят они, всегда призывали подчиниться законному Правителю – Нурсултану Абишевичу Назарбаеву, и не выходят против него даже словом.

Наверное наши братья не понимают, что к салафитам террористов причислил никто иной, как тот самый Президент, которому они так демонстративно призывают подчиняться других, но никак не хотят это делать сами, а распространяемое ими обращение-возмущение, по сути, выход против него словом.

В целом, всех салафитов в Казахстане можно разделить на три группы:
 
  1. Такфириты – самая радикальная группа, которая выносит такфир тем, кто с ними не согласен. И тем, кто не выносит такфир тем, кто с ними не согласен, они тоже выносят такфир. Честны, последовательны и крайне радикальны в своих убеждениях. Обвиняют остальные салафитские группы, в частности мадхалитов, в отступлении от истинных убеждений своего течения.

 

  1. Мадхалиты – наиболее многочисленная группа, которая более других склонна к тому, чтобы называть себя и только себя салафитами. Формально призывает к подчинению Правителю и активно выступает против первой группы, называя их хавариджами, а также против третьей группы - суруритов, причисляя их к «Ихванам» - исламской политической организации.

 

  1. Суруриты – наиболее коварная и беспринципная группа, которая на определенном этапе формально отказалась от пропагандируемых ими ранее салафитских идей и провозгласила себя ханафитами. По сути, это волки в овечьей шкуре, которую они надели для того, чтобы достигнуть своих корыстных и во многом политических целей. Именно представители этой группы более остальных распространились в среде журналистов, политологов и экспертов, в сфере шоу-бизнеса и так далее, поскольку их убеждения позволяют им скрывать свои убеждения (простите за тавтологию). Именно по этой причине, они, в отличие от первых двух групп, не выглядят маргиналами в казахстанском обществе, и пользуясь этой прекрасной возможностью, ведут игру не только против ДУМК, но и против мадхалитов и такфиритов.

Таким образом, между всеми тремя группами имеются расхождения, и каждая, по возможности, топит другую. Особенно это касается двух последних, поскольку первые совсем уж незамысловатые и прямые, чтобы хорошо вести закулисные игры.

Однако, несмотря на разногласия и противостояние между собой, все салафитские группы имеют ряд общих ценностей. Это позволяет им в нужный момент объединиться, даже не договариваясь между собой, подобно женщинам, которые постоянно бухтанят друг на друга за спиной, но когда возникает необходимость объединиться против мужей, они делают это легко и просто, видимо, на подсознательном уровне.
 
  • Итак, во-первых, это вероубеждение, акыда. Все салафитские группы имеют одинаковое вероубеждение, которое отличается от вероубеждения остальных мусульман-суннитов. Они приписывают Аллаху место в пространстве (Небо, Трон), а также органы (Руки, Глаза, Голень), понимая это исключительно буквально и не принимая никакого иносказательного толкования, и даже возможности оного. Всех, кто не толкует это буквально, они объявляют либо заблудшими, либо неверными.  

 

  • Во-вторых, это их ученые и книги. Нет ни одной салафитской группы, которая бы не признавала таких шейхов, как Ибн Таймия и Мухаммад ибн Абдуль-Ваххаб, своими авторитетами. Также, как и нет ни одной салафитской группы, которая бы не изучала Таухид по книгам «Китаб ат-Таухид» или «Три основы», написанными Мухаммадом Ибн Абдуль Ваххабом, от имени которого и произошло название «ваххабиты».

Таким образом, у всех трех групп общие авторитеты и убеждения, следуя которым они объявляют всех остальных мусульман отошедшими от «чистого Ислама». Разница между ними только в том, что радикальные считают их кафирами, а умеренные – заблудшими.

И это порождает третий объединяющий фактор – ненависть ко всем остальным, будь то ашариты, матуридиты, суфии и другие мусульмане, представляющие в совокупности суннитский Ислам.

Необходимо отметить, что все эти отличительные названия между мусульманами, не разделяют их между собой, и не указывают на то, что одна из групп превосходит другую.
 
Один и тот же мусульманин может быть матуридитом в акыде, ханафитом в фикхе, накшбандийцем в суфизме, и т.п. Это всего лишь разные мазхабы/школы разных исламских наук, однако все они находятся в рамках Ахлю Сунна уаль Джамаа.

Что касается салафизма, то само название «салафит» несет в себе намеренное отчуждение от всех остальных и указание на то, что только они следуют чистому Исламу. К примеру, во многих салафитских пабликах часто повторяется одна и та же мантра: «Салафиты – это всего лишь последователи праведных предшественников – саляфов».
 
Саляфы - это первые три поколения мусульман. Считается, что эти поколения были лучшими в Исламе. Все имамы - основатели суннитских мазхабов были саляфами. Соответственно тот, кто придерживается любого из четырех мазхабов, является последователем саляфов, и никто из них не обвиняет друг друга в заблуждении.
 
Поэтому, когда на этом фоне возникает группа, которая не следует ни одному суннитскому мазхабу, имеет отдельное вероубеждение и называет себя единственными последователями праведных предшественников, а всех остальных обвиняет в отходе от Корана и Сунны, возникает резонный вопрос:

А не кажется ли тем, кто обладает разумом и способен анализировать, что данный подход, когда все вокруг неправильные и заблудшие, кроме меня, уже содержит в себе ростки радикализма, которые когда-нибудь могут пустить корни и дать свои плоды в нашей стране, которые, к слову сказать, мы уже пожинаем? Ведь по сути, разница между радикальными и умеренными лишь в степени их ненависти. И если от любви до ненависти всего лишь один шаг, то от обвинения в заблуждении до обвинения в неверии расстояние гораздо короче.

Примером этого может служить Надир Абу Халид – популярный салафитский проповедник из Дагестана. Он считался умеренным, его лекции свободно распространялись в сети, в том числе и среди казахстанских салафитов. Однако, как только приспичило, он собрал свои вещи и махнул в далекий Ирак, дав присягу лидеру ИГИЛ (запрещенная организация в РК) – Абу Бакру аль-Багдади. То есть, ушел к тем, кого умеренные называют хавариджами. Где его, кстати, благополучно приняли.

Почему приняли? Потому что у всех у них одна и та же основа. Вот если бы к ним приехал мусульманин с другой акыдой, ему бы, возможно, отрезали голову. Успокаивает только то, что мусульманин с другой акыдой не поедет давать присягу лидеру такфиритов, даже если ему будет очень и очень плохо в своей стране.

Это касается всех салафитов, которые искренне и свято верят, что следуют пути саляфов. Их переход всегда остается открытым, какими бы умеренными они сейчас не были. Любой подготовленный вербовщик поймает их на их же искренности и любви к Ибн Абдуль Ваххабу, и докажет им несостоятельность их суждений. Просто потому что Ибн Абдуль Ваххаб выносил такфир «неправильным» мусульманам и вел против них джихад, а не призывал подчиняться любому правителю.

Остается последний и главный вопрос: нужно ли тогда запрещать салафизм на государственном уровне, если это может привести к радикализации «умеренных» салафитов?

Мы уже сказали, что умеренность эта является достаточно условной, весьма относительной и крайне зыбкой, тогда как радикализм заложен в самих основах салафизма. А перейти от одной формы радикализма к другой они могут и при полной свободе. Более того, свободный салафитский призыв является для этого гораздо более благоприятной средой, чем его запрет.

И если в случае запрета остается вероятность, что никакой повальной радикализации не произойдет, то в случае полной свободы мы гарантированно приумножим ряды салафитов в несколько раз. Соответственно, даже если мы скажем, что запрет – это зло, он будет меньшим из зол.

Необходимо понимать, что основное распространение они получили именно при полной свободе, когда имамы старались не идти на конфронтацию с ними, и лишь указывали, что между нами есть небольшие различия. Подобная стратегия не привела к тому, что все стали жить дружно и счастливо, но привела к тому, что они распространились, как грибы после дождя, и лишь утвердились в своих убеждениях.

Тем же, кто выступает против запрета и упрекает ДУМК в том, что оно не может решить эту проблему одним только методом просвещения, предлагаем просветить наших граждан, что курение, алкоголь, внебрачные половые связи и прочее, вредны для здоровья, опасны для жизни и приводят к нравственной деградации, а затем посмотрим, каких успехов они смогут добиться на этом поприще, не говоря уже о том, чтобы искоренить это полностью.

Разумеется, метод просвещения важен, чрезвычайно важен, но действовать надо комплексно. У нас все время говорят, что религия и мечети отделены от государства, но при этом хотят, чтобы они решали государственные проблемы. Это общая проблема и решать ее нужно вместе.

Нельзя свалить все на плечи имамов, как и нельзя действовать без них. Государственные органы должны консультироваться с теологами ДУМК, иначе запрет салафизма может превратиться в запрет Ислама и охоту на ведьм. Даже тех салафитов, которые уже есть, не следует трогать без явного повода. Может быть со временем они вернуться к правильному пониманию религии, а пока пусть совершают свой намаз так, как считают нужным, и верят, во что пожелают. Главное, чтобы это не распространялось далее.

Запрет должен коснуться их книг, дисков, сайтов, проповедников и любой пропаганды с их стороны. Чтобы нельзя было писать о том, что «салафиты – это всего лишь истинные последователи праведных предшественников», а «те, кто следуют мазхабу – заблудшие», создавать многочисленные салафитские группы в социальных сетях, и так далее. Любая пропаганда салафизма/ваххабизма должна быть запрещена на государственном уровне. Это вирус, против которого необходимо внедрять не только вакцинацию, но и карантин. Иначе мы не сможем остановить его распространение в нашей стране, и вылечить тех, кто уже поражен.

Также, следует обратить внимание на тех экспертов, которые возражают против запрета, объясняя это тем, что запрет приведет к радикализации. Некоторое время назад они возражали против того, чтобы вести с салафитами теологические диспуты на тему акыды – главного фактора объединяющего все салафитские группы, и отделяющего их от остальных мусульман, и объясняли этот тем же.

То есть, по их утверждению, теологические диспуты с салафитами приведут к их радикализации. Но ведь теологический диспут – это и есть одна из форм просвещения салафитов. Тем более, что тот диспут, который был проведен с ними, нанес серьезный теологический удар по их убеждениям, наглядно показав несостоятельность их суждений, а также противоречие Корану и Сунне в понимании лучших ученых Ислама.

После этого диспута, многие сомневающиеся мусульмане, которые были склонны к тому, чтобы последовать за салафитами, отказались от их убеждений. Более того, некоторые салафиты были вынуждены признать ошибочность выбранного им пути и вернуться к классическим суннитским школам.

Это вызвало тревогу среди лидеров всех салафитских групп. Мадхалиты, например,  запретили слушать этот диспут всем своим последователям, а суруриты стали вбрасывать в медиа-пространство информацию о том, что теологические диспуты с салафитами вредны и ведут к радикализации последних. По их мнению, диспуты проводить нельзя, потому что салафитам это не понравится и они обозлятся. Интересно то, что это те же эксперты, которые тогда выступали против диспутов, а сейчас выступают против запрета.

Получается, что любой метод, который хоть как-то угрожает салафизму в Казахстане, недопустим, поскольку это приведет к их радикализации. И просвещать нельзя, и запрещать нельзя. Видимо, можно только оставить их и создать им комфортные условия для дальнейшей пропаганды своих убеждений. Вот только не напоминает ли это капризных, избалованных и непослушных детей, которые при каждом удобном случае шантажируют своих родителей тем, что причинят себе или другим вред, если родители не сделают то, что они хотят? И насколько успешен этот путь потакания шантажу? И самое главное – кому это выгодно?

Последний вопрос остается открытым для тех, кто еще не понял. И лишь от Аллаха тауфик.
Автор Azan.kz

Исламский информационно-образовательный портал

ИСТОЧНИК Azan.kz

Исламский информационно-образовательный портал

Предыдущий Следующий
Видео: Бывший имам главной мечети Мекки подтвердил, что ИГИЛ основано на салафизме Узы родства

Статьи по теме

Фикх Совершается ли Джума намаз, если на этот день выпадает праздничная молитва (Айт Намаз)?
В этом году праздничная молитва выпадает на пятницу, и согласно одному из редких мнений, которое салафиты взяли за основу, дозволено в этот день не совершать джума намаз. Однако это мнение противоречит позиции большинства суннитских мазхабов, и определяется ими как слабое, оставленное, которому не д...
Течения и секты Что мы должны знать о деструктивных течениях в Казахстане?
В данной статье речь пойдет об идеологии салафитских течений, которые несмотря на долголетние внутренние конфликты, все равно продолжают свой пагубный призыв во всем Исламском мире. Интересный факт - призывающие активисты этих групп в нашей стране всего лишь студенты, которые едва научились бегло чи...
Течения и секты Чем опасны умеренные салафиты?
Как мы видим в обществе, салафиты или ваххабиты встречаются и среди людей имеющих авторитет и известны среди некоторых слоев населения. Хоть мы и разделяем их на такфиритов, суруритов, мадхалитов или умеренных и радикальных, но всё же их основные ученые, религиозные лидеры и книги к которым они обра...
Течения и секты Чем привлекательны для некоторых мусульман убеждения псевдосалафитских групп?
Многие из представителей монополизирующие путь «Ахлю сунна» беспрекословно следуют за лекторами данной группы игнорируя доводы традиционно присутствующей в Казахстане ханафитской школы и других мазхабов. Почему же лекции выше сказанных студентов столь сильно влияют на разум их последователей нежели ...
Течения и секты Интересные факты из опыта работы с адептами деструктивных религиозных течений.
На протяжении нескольких лет мне приходилось работать с людьми фанатично следующих за своими лидерами и обратить внимание на некоторые факты, ставшие предметом изучения данного поведения. Характерной для таких людей является полная религиозная безграмотность, отсутствие анализа и критического мышлен...

Отзывы читателей (19)

Raim muslim
22 июн. 2016
21
О Аллах спаси нас от смуты....
abu Muhammed Ali
22 июн. 2016
23
Ассаляму 'алейкум уа рахматуЛлахи уа баракатух братья и сестры! АльхамдулиЛляхи я рядовой муслим, живу городе Актобе. автор данной статьи попал в самую точку по воле Аллаха. хочу добавить что против радикализма надо принимать радикальные меры в разумных рамках. не надо боятся чего или кого либо кроме как Аллаха если дело правое и рассудит Он нас и покажет нам нашу правоту через время инша Алла. я не призываю к фитне просто надо как-то реагировать на эту данность. будьте терпеливы братья. Ораза кабыл болсын!!! о Аллах покажи правду правдой , а ложь ложью. Аминь!!!
Султан Капсалямов
22 июн. 2016
17
Братья давайте максимально сделаем репосты этой статьи. Ради Аллаха Баракаллаху фикум
Султан Капсалямов
22 июн. 2016
Братья давайте максимально сделаем репосты этой статьи. Ради Аллаха Баракаллаху фикум
ASSEL77
22 июн. 2016
Не понимаю, почему в СМИ не показали ни одно так называемого террориста? Почему у нас предвзятое отношение к Исламу? Я не верю, что даже если это и салафиты, что они сделали этот "теракт" в священный месяц. Мы узнаем все только в Судный день, а сейчас власть будет диктовать и указывать виновников. Мы не узнаем правды, как всегда. Народ так и будет жить в этой смуте и лжи.
Ответить
Зуфар611
22 июн. 2016
абсолютно согласен
Исламист
22 июн. 2016
Ассаляму алейкум. МашаАллах очень содержательная статья. Когда же ДУМКу дадут полные полномочия в сфере религии? Салафизм-это заблуждение, а заблуждение по воле Аллаха,рано или поздно исчезнет. Эта секта занимается только фитной во всем мире. Их ни когда не беспокоит плачевное положение мусульман в мире и они не заботятся о религии Ислам. Они ни когда не воевали или даже не конфликтовали с не мусульманскими странами, а только были слугами неверных. Ихняя цель пустить корни политической идеологии как можно глубже. Да упаси нас Аллах от фитны. Да наставит Аллах салафитов на истину.
Ответить
Ali Aliev
22 июн. 2016
Уа алейкум ассалям уа рахматуллахи уа баракятух, брат!Инша Аллах, я тоже хотел бы, чтобы ДУМК решал такие религиозные проблемы в стране, как ношение платка и др. Не просто "поддакивали" вышестоящим органам, а могли высказывать свое мнение, доказывать им свою точку зрения, что религия - важнее всего. Шариат - вот закон для мусульман. И мы должны следовать по нему. Инша Аллах, надеюсь все так и будет! Амин!
не дождетесь
22 июн. 2016
подписываюсь под каждым словом!
Abdulla Al Turani
23 июн. 2016
Азан кз , Было бы отлично если переводите на казахский
Александр
23 июн. 2016
-1
Спасибо за содержательную статью авторам,пусть воздаст им Аллах благом!Полностью согласен что нужно признавать салафитов экстримистами,вреда от них очень много,а если они обидятся и начнут вредить РК,то в нашем городе по крайней мере мы их всех в лицо знаем придём к ним в дома и притащим в полицию сами.Пусть Аллах простит нам грехи наши!Аллаху акбару!
Diyas
23 июн. 2016
Очень хорошая критически аналитическая статья...АльхамдулилЛях! Эту информацию надо распространять среди народа и вести четкую пропаганду против этих заблудших псево салафитов на государственном уровне! Чтоб у них не было возможности вылавливать и промывать мозги у мечетей мусульманам без знаний...
Зуфар611
23 июн. 2016
хороший диалог)
Beybut
24 июн. 2016
12
АсСаляму алейкум. Алмазик, позиционируя себя как буд-то бы "умным" заблуждается утверждая что якобы сунне есть обоснование саляфитам. Нет там саляфитам обоснования. Пророк (салли Аллаху алейхи уа Салам) в сунне никогда не называл нашу умму этим термином. Он называл нас муслимами (от названия Аллахом нашей религии - Ислам). Потому что Аллах в Куране приказал нам всем называться и умирать не иначе как мулимами. Поэтому мы одна умма. Интересно, что Аллах в Куране слово саляф применил к неверующим народам фараона и другим сеющим порчу на земле. История повторяется, ненайдешь перемены словам Аллаха.
A. Nurzhan
24 июн. 2016
18
Очень хорошая статья, читаешь на одном дыхании. Ничего не придумано, все как всегда на доводах и по факту! На счет того что они сеят смуту среди джамагата это точно, потому что они реагируют на тех кто по масхабу как быки на красное, как в мечети так и за его пределами. Абсолютное не уважение к другим верующим! Да наставит их Алла Субханаху Тагала на истинный путь!Аминь!
Материал закрыт для комментирования.

Интересные материалы

Общество Пропагандирует ли Арман Куанышбаев салафизм и арабские ценности?
Арман Куанышбаев является приверженцем Ахлю Сунна уаль Джамаа и следует ханафитскому мазхабу. Нигде в его лекциях мы не слышали, чтобы он проповедовал салафизм.
Течения и секты Кто такие суруриты, мадхалиты и такфириты?
Вопрос: Говорят, что саляфитское течение делится на опасных, (более радикальных), не опасных (менее радикальных) и умеренных. То есть, на мадхалитов, суруритов и такфиритов. Можете более подробнее рассказать о них и как их можно отличить друг от друга? Какими особенностями они отличаются?...
Течения и секты И смех, и грех...
Народные умельцы из числа наших братьев-салафитов не перестают проказничать, радуя нас своими новыми творениями. Очередной видео-шедевр пополнил многочисленные ролики об устазе Ерсине Амире, в которых они посредством привычного для них мухлежа монтажа, пытаются посмеяться над акыдой Ахлю Сунна в общ...
Течения и секты Наиб-имам Центральной мечети Алматы Н.Иминов: Чем опасны умеренные салафиты?
Наиб-имам Центральной мечети г. Алматы Нурмухаммад Иминов на встрече с сотрудниками департамента УИС рассказал почему умеренных салафитов стоит опасаться больше, чем открытых такфиристов....
Течения и секты Двойная мораль
С момента появления ваххабизма, были уничтожены сотни, если не тысячи реликвий и памятников, связанных с жизнью Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, его семьи, сподвижников, ученых, праведников и величайших личностей в истории Ислама....
Течения и секты Хип-хоп богослов
Несколько дней назад, мы с интересом обнаружили видео, на котором молодой, но уже обретающий популярность казахстанский рэппер Жакау, рассказывает о том, что телеканал «Асыл Арна» не был в курсе о его действиях в соц.сетях, высказывает свои суждения об Исламе, и выражает свое несогласие с некоторыми...
свернуть
Календарь
Хиджра
18 Джумада-авваль 1446
Григорианский
20 ноября 2024
Время намаза
Сейчас

Иша 17:47

Признаки любви к Пророку ﷺ

<script>alert(a)</script>

X
28 сент. 2024

Обязанности мужчины перед своей семьей

А как же быть женщине, такой как я, которая рано вышла замуж, работала вплоть до родов, собирала каж

Лейла
28 сент. 2024

Обязанности мужчины перед своей семьей

А как же быть женщине, такой как я, которая рано вышла замуж, работала вплоть до родов, собирала каж

Лейла
28 сент. 2024
Created with Sketch. {{!-- --}} {{!-- --}} {{!-- --}} Created with Sketch. Asset 1mdpi