Дәрістер топтамасы
Вопросы в Рамадан: таравих, женщинам, путникам, при болезни
В прошлом выпуске мы сделали краткий обзор по Рамадану, поговорили о намерении, суре и ифтаре, затронули тему достоверных и не достоверных хадисов о Рамадане, и ответили на вопросы о том, что нарушает и что не нарушает пост. Следующая важная тема, по которой мы ответим на вопросы касается таравих намаза.
- Таравих намаз – это особенный намаз, который совершается только в месяц Рамадан. Посланник Аллаха ﷺ сказал в своем хадисе: «Аллах обязал вас поститься в Рамадан, а я наставляю вас его выстаивать в молитвах (т.е. совершать таравих намаз). Тот, кто соблюдал пост и выстаивал ночи месяца Рамадан в молитвах с верой и надеждой на награду Аллаха, будет подобен ребенку, покидающему утробу матери (т.е. безгрешным)».
- Таравих намаз является сунной муаккада, что близко к ваджибу. Ваджиб, как мы знаем, является обязательным действием, находясь близко к фарду.
- Время таравих намаза наступает после совершения ночного намаза (Иша) и длится до появления зари. Таравих намаз, прочитанный до наступления времени ночной молитвы, не засчитывается. Лучшее время для совершения таравих намаза – до наступления третей половины ночи. Если имам совершает таравих намаз, опоздавший человек сначала читает фард и 2 ракаата сунны ночного намаза, а затем присоединяется к джамаату. Таравих намаз желательно совершать коллективно в мечети, если же такой возможности нет, то его можно прочитать дома. Однако, человек получает большое вознаграждение за совершение намаза с джамаатом в мечети.
- Совершать таравих намаз в мечети коллективно – это сунна для мужчин. Женщине лучше читать таравих дома.
- Таравих намаз состоит из 20 ракаатов. Ибн Аббас (р.а.) сообщает, что во время месяца Рамадан Пророк ﷺ совершал 20 ракаатов таравих и после этого совершал витр-намаз.
Убай бин Ка'аб (р.а.) возглавлял таравих-намазы и совершал 20 ракаатов и 3 ракаата ваджиб-намаза. Хазрат Умар (р.а.) в то время, когда он был халифом, приказал совершение таравиха в 20 ракаатов коллективно в мечетях, чтобы его совершение не исчезло постепенно из действий уммы. Исламские ученные в этом вопросе следуют за Пророком ﷺ и сподвижниками. Имам Куртуби (р.а.) говорит: «Двадцать ракаатов таравиха и три ракаата витр — самое достоверное сообщение».
Имам Навави (р.а.) сообщает: «Таравих — единогласно принятая сунна мусульман. Он составляет 20 ракаатов».
- Сунна – совершать таравих по 2 ракаата, но можно и по 4 ракаата, в этом нет порицания.
- Нет, на каждые два ракаата надо делать намерение отдельно. Намерение в намазе – это осознание вами, какой намаз вы совершаете, перед произнесением такбиратуль-ихрам. Если человек сделал в начале таравиха намерение на 20 ракаатов, а затем он не понимает, какой намаз читает, просто произнося такбиратуль-ихрам, его намаз не действителен.
- В этом случае в чтении таравих намаза дозволяется повторять и чередовать суры.
- Текст следующий: «Субхана зиль-мульки валь-малакут. Субхана зиль-'иззати валь-'азамати валь-кудрати валь-кибрияи валь-джабарут. Субханаль маликиль хаййил-лязи ля йамут. Суббухун куддусун раббуна ва раббуль маляикати вар-рух. Ля иляха илляллаху настагъфируллах насалукаль джанната ва на'узу бика минан-нар»
Перевод: «Свят и пречист Обладатель царства и могущества. Свят и пречист Тот, кто обладает всем величием, силой и нескончаемой мощью. Свят и пречист Тот, кто является живым и никогда не познает смерть. Вся хвала и святость нашему Господу. Он Властелин всех ангелов и святого Духа [ангела Джабраила]. Нет никого достойного поклонения, кроме Аллаха. Просим простить нас и помиловать, о Господь! Только у Тебя мы просим райской обители и к Тебе прибегаем от огня ада».
- Да, перечисленный вами порядок является сунной. Однако, если по тем или иным причинам вы прочитаете ночной намаз, затем витр и после этого таравих – намазы будут действительны.
- По ханафитскому мазхабу дела сподвижников – это часть Сунны, поэтому совершение таравиха в 20 ракаатов не считается новшеством.
- По ханафитскому мазхабу сунна муаккада – 20 ракаатов. И совершения 8 ракаатов недостаточно для выполнения сунны муаккада.
Некоторые наши братья утверждают, что таравих составляет 8 ракаатов, а на исполнение 20 ракаатов нет каких-либо доказательств из шариата. Однако, это является заблуждением. Те, кто так говорят за основу берут хадис Айши (р.а.) из сборника хадисов Бухари где говорится: «Ни во время Рамадана, ни в другие месяцы Посланник Аллаха ﷺ не совершал (по ночам) молитв более чем в одиннадцать ракатов».
Этот хадис казалось бы указывает на то, что Пророк ﷺ совершал восемь ракаатов и три ракаата витр. Однако слова «ни в другие месяцы» ясно указывают, что это относится к тахаджуд-намазу, а не к таравиху. Тот факт, что сам имам Бухари (р.а.) не включил этот хадис под заголовок о таравихе, - ясное доказательство того, что намаз в данном случае относится к тахаджуду, а не таравиху.
В предыдущем ответе мы уже ответили буквой достоверных хадисов, словами сахабов и исламских ученных. Поэтому, в этом вопросе нет сомнений.
- Да, если вы пропускаете таравих постоянно и без причины. Необходимо помнить, что таравих намаз существует только в священный месяц Рамадан и несет в себе особенные блага. Как упоминается в хадисе Посланника Аллаха ﷺ: «Кто будет выстаивать намазы с полноценной верой и надеясь на большое вознаграждение простятся все его грехи». Поэтому очень желаемым деянием является не пропускать таравих намаз.
- Таравих-намаз является сунной. Если вы путник (мусафир), то за несовершение таравих-намаза не будет порицания.
- Человек, который зашел прочитать таравих намаз в мечеть, в первую очередь выполняет 4 ракаата иша намаза. Затем, читает сунну 2 ракаата, и после этого присоединяется к коллективному таравих намазу. А пропущенные ракааты таравих намаза и витр намаз он выполняет в индивидуальном порядке.
Если вы прочитаете 20 ракаатов дома, то вы выполните сунну муаккада. Конечно, за коллективное выполнение таравих намаза идет большая награда нежели за индивидуальное чтение.
- В случае, если вам тяжело выстаивать длительное время в таравих намазе, то можно читать таравих сидя.
- Таравих намаз состоит из 20 ракаатов. Если вам тяжело читать таравих в силу указанных вами причин, есть опасность, что вы можете во время чтения упасть, тогда читайте таравих по 2 ракаата сидя.
- Да, такое может быть. Если чувствуете, что онемение ног может стать причиной падения, то вы также можете читать таравих сидя.
- Для того чтобы такой намаз был действителен по ханафитскому мазхабу, нужно соблюсти два условия: чтобы имам был хафизом и чтобы он в намазе не совершал большого количества ненужных действий, таких как переворачивание страниц и так далее. Если эти два условия не выполнены, то намаз за таким человеком не действителен.
- Если вы имеете в виду чтение по мусхафу, то нет, этого делать нельзя.
- Прочитать весь Коран в таравих-намазе за Рамадан является мустахабом.
- Нет, привязки к конкретной мечети в чтении таравих намаза нет. Как вам будет удобно, так и читайте.
- По ханафитскому мазхабу, если вы дочитали ташаххуд, надо дать салям вместе с имамом и вообще следовать за имамом во всем даже если не успеваете прочесть сами, так как намаз имама – это намаз следующего за ним. Поэтому по нашему мазхабу за имамом не следует пытаться успеть в чтении, но достаточно молча следовать за ним.
- Можно читать любой зикр, можно молчать.
- Доводов в Сунне на ту форму, в какой это совершается в наше время, нет. Есть общее указание, что после каждых четырех ракаатов желательно делать паузу для отдыха, в течение которой можно делать зикр, читать салават, прочитать маленькую лекцию или наставление.
РАМАДАН - МЕСЯЦ КОРАНА
Месяц Рамадан является месяцем Корана, в котором мы много читаем Слово Аллаха. Соответственно, есть ряд часто задаваемых вопросов на эту тему. Ответы на эти вопросы будут полезны не только в Рамадан, но и в целом.
- Для чтения Корана и его касания необходимо и большое омовение (гусль) и малое (вуду/тахарат).
К Корану нужно проявлять адабы, не зависимо от того читаете ли вы его с мусхафа или с электронного носителя. Но есть нюансы: читать аяты Корана, загруженные на электронный носитель – планшет, телефон, компьютер или другой гаджет, можно, не совершая омовения. Потому что в этом случае руки читающего прикасаются не к Корану, а к экрану. Также, в случае болезни или усталости, человек может читать Коран лежа.
- Недозволено (харам) читать Корана без гусля в любом положении, даже то, что знаете наизусть произносить шепотом.
- Это его прочтение полностью от начала до конца. Желательно в месяц поста Рамадан читать больше Слово Аллаха, а особенно прочитать его полностью.
- Коран состоит из 600 страниц. Если вы поделите их на 30 дней, то выйдет 20 страниц в день. Если это затруднительно, то вы поделите их на 5 намазов в течении дня и так будет намного легче.
Если вы будете читать по 4 страницы после каждого намаза в Рамадан, вы сможете прочесть весь Коран. Если же вы хотите прочесть Коран два раза, то следует читать по 4 страницы до и после каждого намаза.
- Дуа, читаемое после совершения хатма:
Транскрипция: «Садака’ллаху’ль-‘азым ва балляга Расулюху’ль-карим. Ва нахну ‘aля заликя мина’ш-шахидин. Раббана аманна бима анзальта ва’т-таба’на’р-Расуля фектубна м’a’ш-шахидин».
Перевод: «Воистину, Аллах - Могущественный, Мудрый указал Истину. Пророк ﷺ донес ее до нас. Мы являемся одним из свидетелей этой ситуации. Господь Наш! Мы уверовали в то, что Ты ниспослал нам, и следуем за Посланником ﷺ. Прими нас наряду с шахидами!».
Перед тем, как приступить к чтению Хатм-дуа, является сунной прочитать суры «Нас», «Аль-Фатиха» и первые 5 аятов суры «Аль-Бакара».
- Относительно этого Убей бин Кааб сказал следующее:
«Посланник ﷺ читал суру «Нас», после «Аль-Фатиха», а затем суру «Аль-Бакара» до «вэ уляикя хуму’ль-муфлихун», далее совершал хатм-дуа, а затем вставал».
Сообщается, что Посланник Аллаха ﷺ делал это, чтобы не оставить Коран в неподобающем ему положении, т.е. с целью его сохранения. (Куртуби, Тафсир, I, 30)
ЖЕНЩИНАМ
Тема, которую мы рассмотрим далее касается особенностей поста женщин, путников и при болезни.
- После очищения она воздерживается в этот день от всего, что нарушает пост, из уважения к Рамадану. И ей нужно восполнить все пропущенные дни поста, включая этот день.
- Она должна прекратить поститься, а потом восполнить этот день.
- Нет, сам прием у гинеколога не нарушает пост. Однако использование какого-то лекарства (или инструмента с влажным содержимым) нарушает пост.
- Это дозволено, если женщина готовит пищу, и нет никого, кто мог бы попробовать, кроме неё самой, (например, женщина, которая находится в состоянии хайда). Женщине дозволено разжевать пищу, чтобы потом отдать её ребёнку.
- Если это будет дома перед супругом или перед махрамами, то можно.
- Вещества, которые впитываются в кожу через поры, не нарушают пост. Например, нанесение кремов, мазей. Однако крема или мази не должны быть нанесены толстым слоем, это может препятствовать попаданию воды к коже во время совершения омовения. А если вода не попадет на кожу, омовение не будет действительным.
- Да, несомненно, ей следует постится. Пост является третьим столпом ислама и предписан мусульманам.
- Посланник Аллаха ﷺ сказал в хадисе: «Путники на половину освобождены от намаза, а беременные и кормящие женщины полностью освобождены от поста».
Поскольку соблюдения поста во время беременности и грудного вскармливания может нанести вред, как самой женщине, так и ребенку, то для беременных и кормящих женщин пост не является обязанностью. Следовательно, если во время кормления или беременности есть страх нанесения вреда своему здоровью или здоровью будущего малыша, пост можно отложить и восполнить потом. Поскольку для этих двух категорий женщин пост не является обязанностью, то они должны возместить его в другое время. Если они не могут этого сделать, то выплачивают фидью. Установленный ДУМК размер фидии на этот год – 3000 тенге.
- Да, это разрешается, кормление грудью не влияет на действительность поста. Однако, как было указано в предыдущем ответе – нужно стараться, чтобы это не повредило состоянию женщины или ребенка.
- В Рамадан, в первую очередь, детям надо на своем примере показывать, в чем ценность поста и как надо себя вести. Почитайте с детьми книгу о Рамадане, разучите дуа на ифтар, выучите несколько новых сур.
- Открывать пост лучше всего финиками и водой, каких-то специальных блюд нет, но помните, что Рамадан – это не месяц кулинарных излишеств. Лучше продумать меню заранее, хотя бы на первые десять дней. В целом, ифтар должен быть легким приемом пищи.
- Cтатья: «Тальбина – блюда Пророка Мухаммада (ﷺ)
- Статья: «Финиковый коктейль со сливками»
- Статья: "9 золотых правил питания в Рамадан"
- Когда ребенку исполняется 7 лет по лунному календарю, родителям необходимо приучать их к намазу и посту. Если ребенку будет очень сложно додерживать пост до конца, пусть поест. Идея в том, чтобы приучать его к этому поклонению.
- К сожалению, в этом случае пост считается нарушенным и вам придется восстановить этот день, после окончания Рамадана.
- Для соблюдения поста в Рамадан спрашивать разрешения не нужно. Потому что пост в месяц Рамадан – это повеление Аллаха. Поэтому, если нет препятствий с точки зрения шариата, к примеру болезнь, беременность, кормление, то женщина должна держать пост. Однако, соблюдение добровольного поста женщиной без разрешения своего мужа является макрухом.
Пророк сказал: «Женщине непозволительно соблюдать нафиль-пост без разрешения своего мужа, в то время как он находится рядом с ней». (Бухари).
Хоть в этом случае пост считается действительным, тем не менее, такое действие может нанести вред организму. Ислам предостерегает от тех вещей, которые могут нанести вред здоровью. Поэтому, желательно не употреблять такие лекарства. Следует помнить, что женщина может позднее восполнить те дни поста, в которые у нее были месячные.
ПУТНИКАМ И ПРИ БОЛЕЗНИ
Теперь рассмотрим вопросы, касающиеся поста путника и тех, кто по состоянию здоровья имеет статус больного.
- Если вы по канонам нашей религии считаетесь путником, то есть находитесь в другом городе 15 или меньше дней, и на расстоянии более 90 км. от дома, то пост для вас не обязателен. В противном случае поститься обязательно.
- Да, в этом случае пост будет действителен.
- Если человек, который после утреннего намаза отправился в путь не испытывает трудностей, он должен соблюдать пост в этот день. Если же он прервет пост, он должен будет восполнить его. В таком случае каффарат не обязателен. Однако, если он отправится в путь до наступления утреннего намаза, он может воспользоваться положением путника и не делать намерение для поста. Но в данном случае он восполняет посты за эти дни.
- Во время прохождения ПЦР теста внутрь человека ничего не проникает. Поэтому его пост не нарушается.
- Да, можно. Люди, которые болеют и не в силах держать пост, не обязаны держать пост. Мусульмане, которые ранее болели, а затем выздоровели и обладают силами держать пост - могут держать пост.
- Согласно шариату, все, что попадает в организм естественным путем, то есть через рот, нос, прямую кишку - нарушает пост. В случае, если проникновение происходит через тело, то пост не нарушается. Это означает, что в результате введения иглы под кожу и в мышцу в лечебных целях пост не нарушается.
- Выплатить фидью – значит накормить нуждающегося за каждый пропущенный день поста. Сумма фидьии на этот год составляет 3000 тенге за каждый день поста. Однако, если у вас есть затруднения вы можете выплатить фитр садака в размере 535 тенге за каждый пропущенный день.
- Если в данный момент вы здоровы, то вам необходимо восполнить эти посты. Фидья за посты полагается пожилым людям, которые физически не в состоянии поститься, либо людям с неизлечимыми болезнями, например, с язвой.
- Если здоровье позволяет необходимо держать пост. Сам возраст не является причиной не поститься. Однако если возраст становится причиной ослабления иммунитета, тем более, если квалифицированный врач рекомендовал или даже запретил такому человеку постится, то он может не держать его и выплатить фидью.
- Да, несомненно, вы можете накормить бедняка тем, что готовите сами.
- Если человек умирает, будучи путником или больным, то его дни поста не восполняются. А если человек умер, не восполнив пропущенные дни поста, несмотря на то, что располагал такой возможностью, его родственники не могут возместить их за него. В хадисе сказано: «Один человек не может совершать намаз или постится за другого. Однако за каждый пропущенный день следует накормить бедняка от его имени одним муддом пшеницы». (Тирмизи). Согласно точке зрения ученных ханафитского мазхаба, если умерший завещал своим наследникам выплату фидьи за пропущенные им дни поста, то наследники обязаны за каждый день давать фидью одному бедняку.
- Если человек сделал намерение для соблюдения поста, а затем упал в обморок в течение дня, ему не обязательно восполнять пост за этот день. Если же его бессознательное состояние продлится, то после прихода в сознание и выздоровления он должен восполнить пропущенные дни поста, кроме того дня, когда сделал намерение.
- Да, как мы сказали ранее, впитывание мази через поры кожи не нарушают пост. Но следует избегать нанесения мази толстым слоем, так как это может затруднить попадание воды к коже во время омовения.
- Если вы выпьете таблетки непосредственно во время поста, т.е. в период времени от рассвета и до заката – то это нарушает пост. Поэтому, следует либо перенести прием на другое время, либо, по показанию врача отложить пост на время болезни и восполнить его после выздоровления.
- Религиозные ученные высказывают два разных мнения по этому вопросу. Первая группа ученных высказывает мнение, согласно которому: «Пост человека нарушается, если вещество попадает внутрь через естественные пути как: рот, нос, ухо. То есть пост нарушается из-за того, что лекарство, распыленное во рту такими аппаратами, как ингалятор, попадает внутрь. Больным, которые не могут обойтись без такого аппарата, можно не соблюдать пост, если врачи уверены в том, что больной не может соблюдать пост. Если врачи уверены в том, что больной не может вылечится от этого заболевания, то он обязан каждый день выплачивать фидью. То есть кормить бедняков и неимущих.
По мнению второй группы ученных: «Пост не нарушается, так как количество лекарства при однократном опрыскивании ингалятором невелико (около 1/20 миллилитра) и большее количество данного лекарства всасывается в полости рта и дыхательных путях. Остальная же часть вряд ли попадет внутрь желудка, так как ее слишком мало. Такое же количество остается в полости рта человека, который совершает омовение. Поэтому «кислород», распыленный в ротовую полость чтобы люди, страдающие астмой, могли свободно дышать, не нарушает пост».
В связи с этим, на заседании Международного совета исламского фикха, прошедшем в Медине, было согласовано, что «использование ингаляторов от астмы не вредит соблюдению поста». В заключение, человек, страдающий астмой, может взять за основу любой из двух вышеупомянутых мнений и это не будет считаться противоречием нормам шариата. Человеку, который решил придерживаться первого мнения, можно не соблюдать пост, но он будет обязан выплачивать фидью в течении 30 дней. С другой стороны, те, кто пытается постится на основании второго мнения во время поста должны использовать ингалятор только при необходимости.
- Да, можно сделать укол инсулина, это не нарушает пост.
- Брать кровь для проверки на сахар во время поста допускается. Также допустимы инъекции инсулина, если только его не вводят непосредственно в желудок. Однако, вам следует посоветоваться с квалифицированным специалистом в этой области, целесообразно ли вам держать пост или нет.
- Хадис, на который вы ссылаетесь является отмененным. Поэтому, хиджама не нарушает поста ни у того, кому ее делают, ни у того, кто ее делает. Однако нежелательно совершать хиджаму, если есть вероятность, что человек ослабеет от нее и ему придется прервать свой пост. Если же такой опасности нет, хиджама для такого человека не будет нежелательной.
- Если вводимая внутрь сторона инструмента будет сухой, то пост не нарушается, а если будет смазанной мазью или другим похожим веществом, то пост будет нарушен.