О покаянии
В целом покаяние – это самое первое действие, которое является причиной избавления человека от грехов. Пророк (ﷺ) в хадисе сказал: «Все сыны Адама ошибаются, а лучшими из ошибающихся, являются кающиеся». То есть, любой человек по своей природе ошибается, так как это было заложено в Адаме (а.с.). Адам (а.с.) ошибался, потому что Аллах дал ему, как и всему человечеству – нафс. Вместе с этим Аллах Создал для Адама (а.с.) врага - Иблиса. Когда по причине Адама (а.с.) Иблис был изгнан из Рая, он дал клятву перед Аллахом:
«Клянусь, я буду являться к ним с искушением и спереди, и сзади, и справа, и слева, и с любой стороны, с которой я смогу подойти к ним, пользуясь любой их неосмотрительностью или слабостью, чтобы искушать их и сбивать с пути благочестия и веры в Тебя…». (7:17)
Всевышний создал человека из глины. В Коране Аллах сказал:
«Воистину, я сотворю человека из сухой звонкой глины, полученной из видоизмененной грязи. Когда же Я придам ему соразмерный облик и вдохну в него от Моего духа, то падите перед ним ниц». (15:28-29)
Таким образом, человеческое естество состоит с одной стороны из глины, т.е. праха, а с другой стороны из души. Так как глина из земли, а земля это есть дунья, то человека тянет к земле. Когда в человеке преобладает земля, он, заземляясь и грубея – принижается, ниспадает. Когда преобладает душа, в человеке усиливается вера, восприятие к благому и сострадание, он - возвышается.
В целом в человеке всегда идет борьба этих двух сил. Адам (а.с.) совершил ошибку, Иблис тоже ошибся, когда воспротивился Аллаху. Разница между ними в том, что Иблис, ослушавшись Аллаха по причине высокомерия - не покаялся. Адам (а.с.) же, совершив ошибку - раскаялся и умолял Аллаха простить его ...
Фрагмент 40 урока из цикла: "Ихъя улюм ад-Дин", устаз Ерсин Амире