Сулейманиты
Жаңқала
Алматы Астана Шымкент Аксай Аксу Актау Актобе Актогайский район Алтынсарин ауданы Алға Амангельдинский район Арал Аркалык Арысь Атасу ауылы Атбасар Атырау Аягоз Аққулы ауданы Байконур Байғанин ауданы Балхаш Баянауыл ауданы Бейнеу Бәйдібек ауданы Денис ауданы Ембі Ертіс ауданы Есик Еңбекшіқазақ Жітіқара ауданы Жалағаш кенті Жанаозен Жанатас Жангелді ауданы Жаркент Жаңақорған кенті Жаңқала Жезді кенті Жезказган Жетысай Жосалы Жосалы кенті Жәйрем Жәнібек Зайсан Индер Исатай ауданы Караганда Каратау Каскелен Келес ауданы Кентау Кокшетау Конаев Костанай Косшы Кульсары Курчатов Кызылорда Көкпекті ауданы Ленгер Лисаков Май ауданы Майқайын кенті Маханбет ауданы Мақат Меңдіқара ауданы Миялы Мойынқұм ауылы Мырзакент кенті Мәртөк ауданы Науырзым ауданы Ойыл ауданы Ордабасы ауданы Отырар ауданы Павлодар Петропавловск Риддер Рудный с.Мангистау Сайрам ауданы Сайқын Сарыагаш Сарыкөл ауданы Сарыозек Сатпаев Сауран ауданы Семей Созақ ауданы Солнечный Степногорск Сырым ауданы Тайынша Талгар Талдыкорган Тараз Таран ауданы Текели Темиртау Тереңкөл ауданы Тереңөзек кенті Теңіз кен орны Туркестан Түлкібас кенті Узынагаш Уральск Усть-Каменогорск Федоровский р-он Форт-Шевченко Хромтау Целиноградский р-он Чапаево Чемолган Чу Шал ақын ауданы Шалкар Шарбақты ауданы Шардара Шетпе Шиелі кенті Шұбарқұдық Ырғыз ауданы Экибастуз Қазығұрт Қамысты ауданы Қандыағаш Қарабалық ауданы Қаражал Қарасу ауданы Қаратау Қарғалы Қобда ауданы Қордай Құрманғазы ауданы Құрық Үржар ауданы Үшарал Ұзынкөл ауданы Әйтеке би ауданы Әйтеке би кенті Әулиекөл ауданы
Восход 09:16
Жаңқала
Алматы Астана Шымкент Аксай Аксу Актау Актобе Актогайский район Алтынсарин ауданы Алға Амангельдинский район Арал Аркалык Арысь Атасу ауылы Атбасар Атырау Аягоз Аққулы ауданы Байконур Байғанин ауданы Балхаш Баянауыл ауданы Бейнеу Бәйдібек ауданы Денис ауданы Ембі Ертіс ауданы Есик Еңбекшіқазақ Жітіқара ауданы Жалағаш кенті Жанаозен Жанатас Жангелді ауданы Жаркент Жаңақорған кенті Жаңқала Жезді кенті Жезказган Жетысай Жосалы Жосалы кенті Жәйрем Жәнібек Зайсан Индер Исатай ауданы Караганда Каратау Каскелен Келес ауданы Кентау Кокшетау Конаев Костанай Косшы Кульсары Курчатов Кызылорда Көкпекті ауданы Ленгер Лисаков Май ауданы Майқайын кенті Маханбет ауданы Мақат Меңдіқара ауданы Миялы Мойынқұм ауылы Мырзакент кенті Мәртөк ауданы Науырзым ауданы Ойыл ауданы Ордабасы ауданы Отырар ауданы Павлодар Петропавловск Риддер Рудный с.Мангистау Сайрам ауданы Сайқын Сарыагаш Сарыкөл ауданы Сарыозек Сатпаев Сауран ауданы Семей Созақ ауданы Солнечный Степногорск Сырым ауданы Тайынша Талгар Талдыкорган Тараз Таран ауданы Текели Темиртау Тереңкөл ауданы Тереңөзек кенті Теңіз кен орны Туркестан Түлкібас кенті Узынагаш Уральск Усть-Каменогорск Федоровский р-он Форт-Шевченко Хромтау Целиноградский р-он Чапаево Чемолган Чу Шал ақын ауданы Шалкар Шарбақты ауданы Шардара Шетпе Шиелі кенті Шұбарқұдық Ырғыз ауданы Экибастуз Қазығұрт Қамысты ауданы Қандыағаш Қарабалық ауданы Қаражал Қарасу ауданы Қаратау Қарғалы Қобда ауданы Қордай Құрманғазы ауданы Құрық Үржар ауданы Үшарал Ұзынкөл ауданы Әйтеке би ауданы Әйтеке би кенті Әулиекөл ауданы
Жаңқала
свернуть
Фаджр Восход Зухр Аср Магриб Иша
07:43 09:16 13:36 16:00 17:46 19:18
свернуть
Календарь
Хиджра
17 Джумада-сани 1447
Григорианский
08 декабря 2025

Статьи

Сулейманиты

| A | +

Община «сулейменшилер», относящая себя к суфийскому тарикату Накшбандия, названа в честь Сулеймана Хилми Тунахана (1888–1959), родившегося в районе Силистра на берегу Дуная (Болгария). Его отец Осман (1845–1928) был хафизом, знавшим Коран наизусть, и известным учёным своего времени.

 

Сулейман сначала учился в родной деревне, затем в Стамбуле. В 1916 году получил высшее образование, продолжил обучение в медресе «Сулеймание» и «Кузат». После этого он занимался проповедями в мечетях и обучал детей основам Ислама. В 1950 году ему впервые официально позволили открыть курсы по изучению Корана. Целью таких курсов было обучение людей Корану и призыв к благочестию.

 

Последователи Сулеймана Хилми Тунахана в вероубеждении придерживаются матуридитского направления, в фикхе мазхаба Абу Ханифы, а в тарикате направления Накшбандия (ветвь «халидия»). В тарикате его учителем считается Салахуддин ибн Мавляна Сиражуддин (1843–1910). Сам Сулейман Хилми Тунахан не оставил преемника по тарикату, поэтому в их понимании он считается последним (34-м) шейхом данной цепи.

 

После его смерти в 1959 году его ученики продолжили его путь, и их стали называть «Сулейманиты» (Süleymancılar). Община открыла множество курсов Корана в различных городах Турции, а также в Германии, Франции, России, США, Голландии, Швеции и других странах. Община сулейманитов рассматриваются как турецкое религиозно-националистическое движение. В газете «Дунья» от 1 ноября 1978 года сулейманиты были представлены как секта, противостоящая официальному турецкому муфтияту и называющая государственных духовных лидеров «войском шайтана».

 

В 1980-е годы сулейманиты тайно вели активную проповедническую деятельность среди членов «Партии справедливости» (Adalet Partisi), надеясь получить политическую поддержку. До государственного переворота 1980 года лидер движения Кемал Качар (зять Сулеймана Тунахана) был депутатом парламента от данной партии. Турецкие СМИ также писали, что конечной целью сулейманитов является увеличение числа сторонников и создание вместо светской республики теократического государства.

 

Российские СМИ описывали сулейманитов как радикальную религиозную организацию, действующую в Турции неофициально. Турецкое управление по делам религии (Diyanet İşleri Başkanlığı) прекратило с ними отношения в 1995 году из-за радикальной религиозной идеологии.

 

В целом сулеймениты считаются структурой, реализующей интересы турецких политических и бизнес-кругов, выступающих за идею «Великой Турции» / «Великого Турана». Они поддерживают турецкие «Партию националистического движения» и «Партию справедливости и развития».

 

Свои действия они осуществляют под видом благотворительности, используя закрытую систему пансионатов. Поддерживая людей из социально уязвимых слоев питанием, жильём и др., они привлекают их в свои ряды и формируют у них психологию принадлежности к джамаату. Сулейманиты продвигают сектантскую идеологию, действуют скрыто против официального муфтията, раскалывают религиозное сообщество и политизируют религию. Привлекая нуждающихся в социальной поддержке граждан под видом помощи, они воспитывают их как лояльных сторонников и в будущем продвигают их в политические и бизнес-структуры.

 

С 2000 года движение возглавляет Ахмед Ариф Денизолгун, двоюродный брат Сулеймана Тунахана. Хотя сулеймениты утверждают, что их цель - обучение молодёжи религиозным знаниям, изучение Корана и бесплатное предоставление жилья нуждающимся учащимся, в действительности под этим скрываются коммерческие интересы. В Турции им принадлежат многочисленные детские сады, частные школы, больницы, туристические и хадж-компании, торговые организации и издательские дома.

 

Они, как правило, читают книги, выпущенные только собственным издательством. Лучших учеников отправляют в Турцию на специальные курсы (Takmîl Kursları). После окончания курса студент получает статус «устаз» и может заниматься наставничеством.

 

Представители движения, помимо заботы о пансионатах, часто занимаются сбором средств под видом «медресе». В месяц Рамадан они собирают закят у состоятельных жителей, а в Курбан-айт активно проводят обряды жертвоприношения. Среди них есть муллы (мollalar), которые тайно проводят религиозные обряды (джаназа, похороны, поминальные мероприятия и др.).

 

Сулеймениты совершают религиозные обряды и проводят пятничный намаз в отдельных помещениях вне мечети, читают пять намазов по собственной системе расписания (Takvim). Всё это противоречит позиции, документам и фетвам Духовного управления мусульман Казахстана.

 

Кроме того, движение распространяет в Казахстане чуждую национальным ценностям религиозную идеологию, противоречащую платформе мусульман Казахстана, подрывающую патриотизм и национальную идентичность. Хотя они не пропагандируют радикальные идеи открыто, в итоге они не поддерживают политику государства.

 

Следует отметить, что согласно фетве, принятой Советом улемов ДУМК, запрещается совершать пятничную молитву в любых помещениях вне мечети (жилые дома, общественные места, рынки, места работы, учебные заведения и т. д.). Кроме того, законом запрещено проводить религиозное обучение и религиозные обряды в неофициальных местах.


 

Непосредственно в Турции движение Сулейманитов активно критикуется и подвергается расследованиям, в ходе которых было обнаружено наличие нелегальных медресе, работающих без лицензии, закрытых пансионатов, нарушения санитарных норм, случаях насилия и попыток скрыть проишествия. Сулейманиты действуют как теневой конкурент управления по делам религии Турции (Диянет), не подчиняясь ему, проводя пятничные намазы вне мечетей, создавая параллельные религиозные структуры. Таким образом, обучая детей в закрытых пансионатах отдельно от Диянета, они фактически осуществляют скрытую кадровую подготовку, создавая для себя будущую элиту и формируют подпольную сеть лояльных только им будущих имамов и предпринимателей.

 

Автор Ануар Изимбайулы

Главный имам Мангистауской области

ИСТОЧНИК Azan.kz

Исламский информационно-образовательный портал

ИСТОЧНИК Muftyat.kz

Официальный сайт ДУМК

Предыдущий Следующий
Первые десять дней месяца Зуль-хиджа Гюленовцы

Отзывы читателей (0)

Интересные материалы

Течения и секты Гюленовцы
Гюленовцы, в целом известные как движение «Хизмет» являются религиозно-социальной структурой, сформированной турецким проповедником Фетхуллахом Гюленом. Обладая сетью образовательных учреждений в 140 странах мира и ресурсами в медиа, медицине и финансах, движение продвигает свою идеологию через школ...
Общество Саудовская Аравия исключает из учебников Ибн Абд аль-Ваххаба и ставит патриотизм выше ваххабизма
Мухаммед бин Салман привносит новое видение «умеренного, сбалансированного» саудовского ислама, сводя к минимуму роль саудовских религиозных институтов. В интервью, широко транслировавшемся по всему королевству, наследный принц отчитал ученых-ваххабитов, обвинив некоторых из них в фальсификации исла...
Течения и секты Что мы должны знать о деструктивных течениях в Казахстане?
В данной статье речь пойдет об идеологии салафитских течений, которые несмотря на долголетние внутренние конфликты, все равно продолжают свой пагубный призыв во всем Исламском мире. Интересный факт - призывающие активисты этих групп в нашей стране всего лишь студенты, которые едва научились бегло чи...
Течения и секты Духовный голод
Часто в своей практике психологи сталкиваются с тем, что многие люди испытывают потребность в духовной подпитке. Наверное, наша современная жизнь, со всеми ее вытекающими, стала причиной тому, что мы кипим и варимся в «соку», озабоченные лишь удовлетворению своих материальных потребностей. Построить...
Течения и секты Чем опасны умеренные салафиты?
Как мы видим в обществе, салафиты или ваххабиты встречаются и среди людей имеющих авторитет и известны среди некоторых слоев населения. Хоть мы и разделяем их на такфиритов, суруритов, мадхалитов или умеренных и радикальных, но всё же их основные ученые, религиозные лидеры и книги к которым они обра...
Течения и секты Истоки радикализма
В нашей статье мы рассмотрим одно из радикальных религиозных течений, которое впервые появилось под название «хариджизм». Само радикальное сознание начал формироваться еще со времен пророка Мухаммада (с.а.с), в следствии этого образовалось первое течение в исламе под названием Хариджиты. Данное тече...
свернуть
Календарь
Хиджра
17 Джумада-сани 1447
Григорианский
08 декабря 2025
Время намаза
Сейчас

Восход 09:16

Время до Зухр 00:14

Урок 126. Глава 13. 129 хадис

Да конечно, без проблем!

Al Almaty
3 час. назад

Урок 23: Переселение в Медину

(++++++++++)

Амир Холматов
вчера

Назначен новый руководитель отдела по делам религии и анализа ДУМК

Timely report — this article highlights the recent leadership change at a major religious-anal

X
26 нояб. 2025

О приоритетах

Great meaningful piece reflecting on one’s true priorities and obligations — very though

X
4 нояб. 2025

22 урок: О дополнительных земных поклонах

"В случае, если молящийся выполнил 5 ракаат, т.е. совершил и руку и саджда, а затем вспомнил, что ош

Al Almaty
7 сент. 2025
Created with Sketch. {{!-- --}} {{!-- --}} {{!-- --}} Created with Sketch. Asset 1mdpi