Сулейманиты
Община «сулейменшилер», относящая себя к суфийскому тарикату Накшбандия, названа в честь Сулеймана Хилми Тунахана (1888–1959), родившегося в районе Силистра на берегу Дуная (Болгария). Его отец Осман (1845–1928) был хафизом, знавшим Коран наизусть, и известным учёным своего времени.
Сулейман сначала учился в родной деревне, затем в Стамбуле. В 1916 году получил высшее образование, продолжил обучение в медресе «Сулеймание» и «Кузат». После этого он занимался проповедями в мечетях и обучал детей основам Ислама. В 1950 году ему впервые официально позволили открыть курсы по изучению Корана. Целью таких курсов было обучение людей Корану и призыв к благочестию.
Последователи Сулеймана Хилми Тунахана в вероубеждении придерживаются матуридитского направления, в фикхе мазхаба Абу Ханифы, а в тарикате направления Накшбандия (ветвь «халидия»). В тарикате его учителем считается Салахуддин ибн Мавляна Сиражуддин (1843–1910). Сам Сулейман Хилми Тунахан не оставил преемника по тарикату, поэтому в их понимании он считается последним (34-м) шейхом данной цепи.
После его смерти в 1959 году его ученики продолжили его путь, и их стали называть «Сулейманиты» (Süleymancılar). Община открыла множество курсов Корана в различных городах Турции, а также в Германии, Франции, России, США, Голландии, Швеции и других странах. Община сулейманитов рассматриваются как турецкое религиозно-националистическое движение. В газете «Дунья» от 1 ноября 1978 года сулейманиты были представлены как секта, противостоящая официальному турецкому муфтияту и называющая государственных духовных лидеров «войском шайтана».
В 1980-е годы сулейманиты тайно вели активную проповедническую деятельность среди членов «Партии справедливости» (Adalet Partisi), надеясь получить политическую поддержку. До государственного переворота 1980 года лидер движения Кемал Качар (зять Сулеймана Тунахана) был депутатом парламента от данной партии. Турецкие СМИ также писали, что конечной целью сулейманитов является увеличение числа сторонников и создание вместо светской республики теократического государства.
Российские СМИ описывали сулейманитов как радикальную религиозную организацию, действующую в Турции неофициально. Турецкое управление по делам религии (Diyanet İşleri Başkanlığı) прекратило с ними отношения в 1995 году из-за радикальной религиозной идеологии.
В целом сулеймениты считаются структурой, реализующей интересы турецких политических и бизнес-кругов, выступающих за идею «Великой Турции» / «Великого Турана». Они поддерживают турецкие «Партию националистического движения» и «Партию справедливости и развития».
Свои действия они осуществляют под видом благотворительности, используя закрытую систему пансионатов. Поддерживая людей из социально уязвимых слоев питанием, жильём и др., они привлекают их в свои ряды и формируют у них психологию принадлежности к джамаату. Сулейманиты продвигают сектантскую идеологию, действуют скрыто против официального муфтията, раскалывают религиозное сообщество и политизируют религию. Привлекая нуждающихся в социальной поддержке граждан под видом помощи, они воспитывают их как лояльных сторонников и в будущем продвигают их в политические и бизнес-структуры.
С 2000 года движение возглавляет Ахмед Ариф Денизолгун, двоюродный брат Сулеймана Тунахана. Хотя сулеймениты утверждают, что их цель - обучение молодёжи религиозным знаниям, изучение Корана и бесплатное предоставление жилья нуждающимся учащимся, в действительности под этим скрываются коммерческие интересы. В Турции им принадлежат многочисленные детские сады, частные школы, больницы, туристические и хадж-компании, торговые организации и издательские дома.
Они, как правило, читают книги, выпущенные только собственным издательством. Лучших учеников отправляют в Турцию на специальные курсы (Takmîl Kursları). После окончания курса студент получает статус «устаз» и может заниматься наставничеством.
Представители движения, помимо заботы о пансионатах, часто занимаются сбором средств под видом «медресе». В месяц Рамадан они собирают закят у состоятельных жителей, а в Курбан-айт активно проводят обряды жертвоприношения. Среди них есть муллы (мollalar), которые тайно проводят религиозные обряды (джаназа, похороны, поминальные мероприятия и др.).
Сулеймениты совершают религиозные обряды и проводят пятничный намаз в отдельных помещениях вне мечети, читают пять намазов по собственной системе расписания (Takvim). Всё это противоречит позиции, документам и фетвам Духовного управления мусульман Казахстана.
Кроме того, движение распространяет в Казахстане чуждую национальным ценностям религиозную идеологию, противоречащую платформе мусульман Казахстана, подрывающую патриотизм и национальную идентичность. Хотя они не пропагандируют радикальные идеи открыто, в итоге они не поддерживают политику государства.
Следует отметить, что согласно фетве, принятой Советом улемов ДУМК, запрещается совершать пятничную молитву в любых помещениях вне мечети (жилые дома, общественные места, рынки, места работы, учебные заведения и т. д.). Кроме того, законом запрещено проводить религиозное обучение и религиозные обряды в неофициальных местах.