Глава 4: Истязания мусульман и покушение на Пророка ﷺ - Жизнь Пророка Мухаммада ﷺ
Алматы
Алматы Астана Шымкент Аксай Аксу Актау Актобе Актогайский район Алтынсарин ауданы Алға Амангельдинский район Арал Аркалык Арысь Атасу ауылы Атбасар Атырау Аягоз Аққулы ауданы Байконур Байғанин ауданы Балхаш Баянауыл ауданы Бейнеу Бәйдібек ауданы Денис ауданы Ембі Ертіс ауданы Еңбекшіқазақ Жітіқара ауданы Жалағаш кенті Жанаозен Жанатас Жангелді ауданы Жаркент Жаңақорған кенті Жаңқала Жезді кенті Жезказган Жетысай Жосалы Жосалы кенті Жәйрем Жәнібек Зайсан Индер Исатай ауданы Караганда Каскелен Келес ауданы Кентау Кокшетау Конаев Костанай Косшы Кульсары Курчатов Кызылорда Көкпекті ауданы Ленгер Лисаков Май ауданы Майқайын кенті Маханбет ауданы Мақат Меңдіқара ауданы Миялы Мойынқұм ауылы Мырзакент кенті Мәртөк ауданы Науырзым ауданы Ойыл ауданы Ордабасы ауданы Отырар ауданы Павлодар Петропавловск Риддер Рудный с.Мангистау Сайрам ауданы Сайқын Сарыагаш Сарыкөл ауданы Сарыозек Сатпаев Сауран ауданы Семей Созақ ауданы Солнечный Степногорск Сырым ауданы Тайынша Талгар Талдыкорган Тараз Таран ауданы Текели Темиртау Тереңкөл ауданы Тереңөзек кенті Теңіз кен орны Туркестан Түлкібас кенті Узынагаш Уральск Усть-Каменогорск Федоровский р-он Форт-Шевченко Хромтау Целиноградский р-он Чапаево Чемолган Чу Шал ақын ауданы Шалкар Шарбақты ауданы Шардара Шетпе Шиелі кенті Шұбарқұдық Ырғыз ауданы Экибастуз Қазығұрт Қамысты ауданы Қандыағаш Қарабалық ауданы Қаражал Қарасу ауданы Қаратау Қарғалы Қобда ауданы Қордай Құрманғазы ауданы Құрық Үржар ауданы Үшарал Ұзынкөл ауданы Әйтеке би ауданы Әйтеке би кенті Әулиекөл ауданы
Зухр 12:00
Алматы
Алматы Астана Шымкент Аксай Аксу Актау Актобе Актогайский район Алтынсарин ауданы Алға Амангельдинский район Арал Аркалык Арысь Атасу ауылы Атбасар Атырау Аягоз Аққулы ауданы Байконур Байғанин ауданы Балхаш Баянауыл ауданы Бейнеу Бәйдібек ауданы Денис ауданы Ембі Ертіс ауданы Еңбекшіқазақ Жітіқара ауданы Жалағаш кенті Жанаозен Жанатас Жангелді ауданы Жаркент Жаңақорған кенті Жаңқала Жезді кенті Жезказган Жетысай Жосалы Жосалы кенті Жәйрем Жәнібек Зайсан Индер Исатай ауданы Караганда Каскелен Келес ауданы Кентау Кокшетау Конаев Костанай Косшы Кульсары Курчатов Кызылорда Көкпекті ауданы Ленгер Лисаков Май ауданы Майқайын кенті Маханбет ауданы Мақат Меңдіқара ауданы Миялы Мойынқұм ауылы Мырзакент кенті Мәртөк ауданы Науырзым ауданы Ойыл ауданы Ордабасы ауданы Отырар ауданы Павлодар Петропавловск Риддер Рудный с.Мангистау Сайрам ауданы Сайқын Сарыагаш Сарыкөл ауданы Сарыозек Сатпаев Сауран ауданы Семей Созақ ауданы Солнечный Степногорск Сырым ауданы Тайынша Талгар Талдыкорган Тараз Таран ауданы Текели Темиртау Тереңкөл ауданы Тереңөзек кенті Теңіз кен орны Туркестан Түлкібас кенті Узынагаш Уральск Усть-Каменогорск Федоровский р-он Форт-Шевченко Хромтау Целиноградский р-он Чапаево Чемолган Чу Шал ақын ауданы Шалкар Шарбақты ауданы Шардара Шетпе Шиелі кенті Шұбарқұдық Ырғыз ауданы Экибастуз Қазығұрт Қамысты ауданы Қандыағаш Қарабалық ауданы Қаражал Қарасу ауданы Қаратау Қарғалы Қобда ауданы Қордай Құрманғазы ауданы Құрық Үржар ауданы Үшарал Ұзынкөл ауданы Әйтеке би ауданы Әйтеке би кенті Әулиекөл ауданы
Алматы
свернуть
Фаджр Восход Зухр Аср Магриб Иша
04:21 05:38 12:00 16:25 18:17 19:34
свернуть
Календарь
Хиджра
18 Рамадан 1445
Григорианский
28 марта 2024

Циклы уроков

Глава 4: Истязания мусульман и покушение на Пророка ﷺ

Глава 4: Истязания мусульман и покушение на Пророка ﷺ

Дни выхода уроков: 4 раза в месяц
27 окт. 2020 7 526 0
Скачать в pdf
| A | +

Видео версия  |  Аудио версия


 

Истязания мусульман и покушение на убийство Пророка

 

Было бы вполне естественно ожидать, что после провала своих попыток многобожники ожесточатся, и они действительно не только снова обрушились на оставшихся в Мекке мусульман, но стали протягивать руки и к самому Посланнику Аллаха ﷺ.

 

Примером этого может служить такой случай: однажды ‘Утайба бин Абу Ляхаб явился к Пророку ﷺ и заявил ему, что он не верит в того, кто: «приблизился, и подошёл ближе, и был он на расстоянии, [равном длине] двух луков или ещё ближе» (53:8-9), (имеется в виду ангел Джибриль), а потом принялся оскорблять Пророка ﷺ, порвал его рубаху и плюнул ему в лицо, однако его плевок вернулся к нему же. И тогда Посланник Аллаха сказал: «О Аллах, нашли на него одну из Своих собак!»

 

Через некоторое время ‘Утайба отправился в Сирию с торговым караваном и однажды, когда путники остановились на отдых, он заметил, что рядом с их стоянкой кружит лев. Увидев его, ‘Утайба воскликнул: «Клянусь Аллахом, он сожрёт меня во исполнение проклятия Мухаммада! Он погубил меня, несмотря на то что остался в Мекке, в то время как я нахожусь в Сирии!»

 

Когда курейшиты устроились на ночлег, они уложили его посередине, но, тем не менее, этот лев пришёл на их стоянку ночью, выбрал из всех, кто там был, именно ‘Утайбу и разорвал его.

 

Здесь можно вспомнить и о том, что однажды, когда Пророк ﷺ склонился в земном поклоне во время молитвы, ‘Укба бин Абу Му‘айт поставил ногу ему на шею и не снял её до тех пор, пока глаза его чуть не выскочили из орбит.

 

Все вышеупомянутые примеры свидетельствуют о том, что после провала целого ряда попыток положить конец распространению исламского призыва, курейшиты стали всерьёз подумывать о том, чтобы убить Пророка ﷺ, хотя это привело бы к большому кровопролитию. На это указывает, в частности, сообщение о том, что однажды Абу Джахль заявил курейшитам: «Мухаммад отвергает все наши предложения, продолжая порочить нашу религию и оскорблять наших предков и наших богов, и поэтому я даю Аллаху обет и клянусь, что возьму такой большой камень, который только сумею поднять, и когда он совершит земной поклон, разобью ему голову! А потом выдайте меня его родственникам, если захотите, или защищайте меня, и пусть люди из рода бану ‘абд манаф поступают, как знают!»

 

На это курейшиты дали ему такой ответ: «Клянёмся Аллахом, мы никогда и ни за что не выдадим тебя, делай же то, что ты задумал!»

 

На утро Абу Джахль, как и обещал, взял большой камень и дождался того момента, когда к Каабе подошёл Посланник Аллаха ﷺ, который начал там молиться, в то время как курейшиты наблюдали за всем происходящим, ожидая, что же сделает Абу Джахль. Они увидели, что сначала он приблизился к молившемуся Пророку ﷺ, но потом стал быстро пятиться назад, цвет его лица изменился, им овладел страх и камень выпал из рук. Курейшиты спросили его: «Что с тобой, о Абу-ль-Хакам?» Он ответил: «Я уже приготовился сделать то, о чём говорил вам вчера, как вдруг передо мной появился верблюд с такой огромной головой и зубами, каких я никогда раньше не видел, и он двинулся ко мне, намереваясь сожрать меня!»

 

Потом Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Это был Джибрил, и если бы он приблизился ко мне ещё на один шаг, Джибрил непременно схватил бы его!»

 

Затем произошло нечто еще более неприятное. Однажды, когда курейшиты собрались у Каабы и стали обсуждать, что им делать с Посланником Аллаха ﷺ, он сам появился там и начал совершать обход вокруг храма. Когда он прошёл мимо них в первый раз, они стали перемигиваться между собой, и по лицу Пророка ﷺ было заметно, что это ему не понравилось. После того как это повторилось во второй и в третий раз, Посланник Аллаха ﷺ остановился и сказал:

 

«Послушайте меня, о курейшиты, клянусь Тем, в Чьей длани душа моя, я принесу вас в жертву!»

 

— и эти слова оказали на них такое воздействие, что они не могли даже двинуться с места, а только просили его, чтобы он взял свои слова обратно.

 

На следующий день, когда курейшиты снова собрались там же для обсуждения сложившегося положения, к ним неожиданно подошёл Посланник Аллаха ﷺ, все они как один подбежали к нему и стали хватать его за края плаща с криками: «Так это ты запрещаешь нам поклоняться богам наших отцов?!» Он воскликнул: «Да, это я!» Тогда они набросились на Пророка ﷺ, толкая и ругая его, что же касается ‘Укбы бин Абу Му‘айта, то он скрутил свой плащ в жгут, набросил его сзади на шею Посланника Аллаха ﷺ и принялся его душить. Тут кто-то крикнул Абу Бакру: «Схватили твоего друга!» — и он тотчас же бросился туда, схватил ‘Укбу за плечи, оттолкнул его от Пророка ﷺ и принялся драть с ними, крича:

 

«Горе вам! Неужели хотите вы убить человека только за то, что он говорит, что Господь его — Аллах?!»

 

И тогда они отступились от Посланника Аллаха ﷺ, набросились на Абу Бакра (р.а.) и избили его до потери сознания, после чего люди из рода бану тайм уложили его на плащ и отнесли к нему домой. Никто из них не сомневался, что Абу Бакр умер, но к концу дня он очнулся и сразу же стал расспрашивать их о Посланнике Аллаха ﷺ. Услышав его слова, они стали порицать Абу Бакра и покинули его дом. Потом ему предложили поесть, но он отказался, сказав, что сначала должен увидеть Посланника Аллаха ﷺ.

 

Когда наступила ночь и всё затихло, его доставили к Посланнику Аллаха ﷺ, который находился в доме аль-Аркама, и лишь убедившись в том, что с ним всё в порядке, Абу Бакр согласился поесть.

 

После того как над Абу Бакром (р.а.) сгустились тучи и жизнь в Мекке стала невыносимой, он тоже решил перебраться в Эфиопию. В пути он повстречал старейшину племени кара из группы племён ахабиш Ибн ад-Дагину, который спросил его, куда он направляется. Абу Бакр обо всём рассказал ему, и тогда Малик сказал: «О Абу Бакр, не должен подобный тебе никуда уезжать, ведь ты поддерживаешь неимущих, не порываешь связей со своими родственниками, терпеливо несёшь своё бремя, отличаешься гостеприимством и оказываешь помощь попавшим в беду! Считай же, что я взял тебя под защиту, возвращайся назад и поклоняйся своему Господу в своём городе!»

 

После этого они вместе вернулись в Мекку, где Малик объявил курейшитам, что он берёт Абу Бакра под защиту. Курейшиты никак не могли возразить ему, но всё же сказали: «Тогда вели Абу Бакру, чтобы он поклонялся своему Господу дома и не делал этого открыто, так как мы боимся, что он введёт в соблазн наших женщин и наших сыновей, а также тех из нас, кто не имеет никакой поддержки!» И Абу Бакр устроил во дворе специальное место для молений и снова стал открыто молиться и читать Коран. Малик напомнил ему о том, что взял его под свою защиту, но Абу Бакр (р.а.) отказался от этого и сказал: «Довольно с меня защиты Аллаха!»

 

Абу Бакр (р.а.) был весьма мягкосердечным человеком и не мог сдерживать слёзы, когда читал Коран, в связи с чем жёны и дети многобожников, которые дивились этому, постоянно порочили его, а сами многобожники наносили ему всевозможные обиды.

 

В этих тяжелейших обстоятельствах, в которых оказались мусульмане во главе с Посланником Аллаха ﷺ, ислам решили принять два человека, хорошо известные курейшитам своей храбростью и силой, что впоследствии не раз выручало мусульман. Этими людьми были дядя Посланника Аллаха ﷺ Хамза бин ‘Абд аль-Мутталиб и ‘Умар бин аль-Хаттаб, да будет доволен Аллах ими обоими.

 

Ислам принимает Хамза

 

Поводом для обращения в ислам Хамзы (р.а.) послужило событие, о котором речь пойдёт ниже. Однажды Абу Джахль, проходивший рядом с холмом ас-Сафа, увидел Посланника Аллаха ﷺ и принялся оскорблять его. Согласно другим сообщениям, он взял камень и так сильно ударил Пророка ﷺ по голове, что у него потекла кровь, после чего удалился в дом собраний курейшитов, находившийся близ Каабы, и остался там. За всем этим наблюдала из своего жилища вольноотпущенница ‘Абдуллаха бин Джуд‘ана, дом которой также находился у холма ас-Сафа.

 

Спустя некоторое время после этого с охоты вернулся Хамза с луком через плечо, и она обо всём рассказала ему. Выслушав её, Хамза немедленно отправился к Абу Джахлю и закричал на него: «О желтозадый! Ты оскорбляешь сына моего брата, а ведь и я тоже исповедую его религию!» — а потом ударил его луком по голове и разбил её до крови. На помощь Хамзе поспешили хашимиты, а Абу Джахля были готовы защищать махзумиты, но он сказал: «Оставьте Хамзу, ибо я действительно жестоко оскорбил сына его брата!»

 

Таким образом, получилось, что Хамза (р.а.) принял ислам, не пожелав стерпеть оскорбления, нанесённого его родственнику, и сказав то, что он говорить не намеревался. Но потом Аллах раскрыл его сердце для ислама. Он был самым сильным и могучим из курейшитов, за что его и стали называть львом Аллаха. Он принял ислам в месяц зу-ль-хиджжа шестого года с начала осуществления Мухаммадом ﷺ его пророческой миссии.

 

Ислам принимает Умар

 

А через три дня после того, как мусульманином стал Хамза, ислам принял и ‘Умар бин аль-Хаттаб, да будет доволен Аллах ими обоими, который до этого был одним из самых жестоких гонителей мусульман.

 

Однажды ночью он подслушал, как молившийся около Каабы Посланник Аллаха ﷺ читает аяты Корана, и сердце его ощутило, что это — истина, однако тогда он не отступился от своего многобожия. Как-то раз ‘Умар вышел из дома, желая убить Пророка ﷺ. По пути ему повстречался какой-то человек, который спросил его: «Куда ты идёшь?» ‘Умар ответил: «Я хочу убить Мухаммада!» Тот спросил его: «А как же ты спасёшься потом от людей из родов хашим и бану зухра, если убьёшь его?» ‘Умар воскликнул: «Даты никак любишь его?» На это тот ответил ему: «А не сообщить ли тебе нечто удивительное? Твоя сестра и твой зять — вот они действительно любят его!» ‘Умар разгневался, направился к ним и обнаружил в доме своего зятя Хаббаба бин аль-Аратта, читавшего супругам свиток, на котором была записана сура «Та Ха».

 

Услышав шаги ‘Умара, его сестра спрятала свиток, а когда он вошёл, то спросил их: «Что это за бормотание я у вас сльшал?» Они ответили: «Мы просто разговаривали друг с другом». Он воскликнул: «Так, может быть, вы и вправду полюбили этого человека?!» Тогда зять сказал ‘Умару: «О ‘Умар, а тебе не приходило в голову, что в твоей религии нет истины?» Услышав этот вопрос, ‘Умар бросился на своего зятя и повалил его на пол, но сестра оттащила его от своего мужа. Тогда он ударил её по лицу и разбил его до крови, она же в гневе воскликнула:

 

«О ‘Умар, нет истины в твоей религии, а я свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха, и что Мухаммад — посланник Аллаха!»

 

Тут ‘Умар пожалел о содеянном, устыдился и сказал: «Дайте мне эту вашу книгу, чтобы и я почитал её». Его сестра сказал: «Ты грязен, а её могут брать в руки только чистые, и поэтому тебе следует совершить омовение». Тогда ‘Умар совершил омовение, а потом взял в руки Коран и прочёл: «Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного», прочитав же эти слова, сказал: «Это — благие и чистые имена».

 

Затем он принялся читать суру «Та Ха» полностью, дойдя же до слов:

 

«Поистине, Я — Аллах, и нет бога, кроме Меня, так поклоняйся же Мне и твори молитву, чтобы помнить обо Мне!» (20:14),

 

он воскликнул: «Как прекрасны эти слова! Отведите меня к Мухаммаду!» Тут прятавшийся до сих пор Хаббаб вышел из своего укрытия и сказал: «Радуйся, о ‘Умар! Я надеюсь, что в четверг ночью Посланник Аллаха ﷺ обратится к Аллаху с мольбой за тебя!» — а в ту ночь Пророк ﷺ и в самом деле воззвал к Аллаху, сказав: «О Аллах, укрепи ислам тем из двоих, кого Ты любишь больше, — ‘Умаром бин аль-Хат-табом или Абу Джахлем бин Хишамом!»

 

После этого Хаббаб сообщил ‘Умару, что Посланник Аллаха ﷺ находится в доме аль-Аркама.

 

‘Умар тут же отправился туда и стал стучать в дверь. Кто-то из находившихся в доме посмотрел в щёлку, увидел, что ‘Умар пришёл с мечом, и сообщил об этом Посланнику Аллаха ﷺ. Пророк = собрал всех, кто был в доме, и Хамза спросил: «Что там у вас?» Ему ответили: «Умар!» Хамза воскликнул: «А хоть бы и ‘Умар! Откройте ему, и если он стремится к благу, мы щедро оделим его благом, если же он задумал дурное, то мы его убьём его же собственным мечом!»

 

В это время Посланнику Аллаха ﷺ было ниспослано откровение, после чего он вышел наружу, взял ‘Умара за края одежды и перевязь меча, с силой притянул к себе и спросил: «О ‘Умар, неужели ты не прекратишь делать то, что делал раньше, пока тебя не опозорит и не накажет Аллах, как сделал Он это с аль-Валидом бин аль-Мугирой?!»

 

А потом он обратился к Аллаху с мольбой и сказал: «О Аллах, вот — ‘Умар бин аль-Хаттаб! О Аллах, укрепи ислам ‘Умаром бин аль-Хаттабом!» — и тогда ‘Умар произнёс: «Свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха, и что ты — посланник Аллаха!» Все присутствовавшие при этом так громко закричали «Аллах велик!», что их услышали и те, кто находился рядом с Каабой.

 

Реакция многобожников на обращение в ислам Умара

 

‘Умар (р.а.) выделялся среди всех курейшитов своим несравненным упорством и энергичностью. Приняв ислам, он отправился к Абу Джахлю, который был злейшим врагом Посланника Аллаха ﷺ и самым ярым притеснителем мусульман, и постучал в дверь его дома. Абу Джахль вышел на стук и приветствовал его: «Добро пожаловать! Что привело тебя ко мне?» ‘Умар ответил: «Я пришёл, чтобы сказать тебе, что я уверовал в Аллаха и Его посланника Мухаммада».

 

Услышав это, Абу Джахль захлопнул перед ним дверь и воскликнул: «Да обезобразит Аллах и тебя, и то, с чем ты явился ко мне!» После этого ‘Умар отправился к своему дяде аль-‘Асу бин Хашиму и рассказал ему обо всём, на что тот ничего не сказал ему, но тоже закрыл перед ним дверь.

 

Потом ‘Умар пошёл к Джамилю бин Му‘аммару аль-Джамхи, самому болтливому из курейшитов, и сообщил ему, что принял ислам. Услышав это, Джамиль во весь голос закричал: «Поистине, Ибн аль-Хаттаб отрёкся от веры!» ‘Умар воскликнул: «Напротив, я принял ислам!» — после чего на него набросились курейшиты, и он дрался с ними до самого восхода солнца.

 

А после того как он вернулся к себе домой, курейшиты собрали многочисленную подмогу и стали подбираться к его дому, решив убить его. Тогда к ‘Умару явился аль-‘Ас бин Ваиль ас-Сахми из рода бану сахм, члены которого были союзниками рода ‘Умара бану ‘ади. Он спросил ‘Умара: «Что с тобой стряслось?» ‘Умар ответил: «Твои люди решили убить меня за то, что я принял ислам!» Аль-‘Ас сказал: «Они не тронут тебя» ‚ а потом вышел наружу, увидел множество людей и спросил их: «Куда вы направляетесь?» Они ответили: «Этот Ибн аль-Хаттаб — вероотступник!» Но аль-‘ Ас велел им: «Не трогайте его!» — и они ушли.

 

Укрепление ислама и мусульман после обращения Умара

 

После того как ‘Умар (р.а.) принял ислам, мусульмане почувствовали себя намного увереннее. Так, например, раньше они устраивали тайные моления, но когда ‘Умар стал мусульманином, он сказал Пророку ﷺ: «О Посланник Аллаха, разве не будем мы следовать истине независимо от того, умрём мы или останемся в живых?» Он воскликнул: «Конечно!» Тогда ‘Умар сказал: «Так зачем же нам скрываться?! Клянусь Тем, Кто послал тебя с истиной, мы обязательно должны всё делать открыто!» — и после этого мусульмане вышли наружу двумя рядами. Во главе одного из них шёл Хамза, а во главе другого — ‘Умар, и мусульмане проследовали прямо к Каабе.

 

Увидевших их многобожников охватило такое уныние, подобного которому они никогда не испытывали прежде, что же касается ‘Умара, то его стали назвать Фарук, что означает «тот, кто хорошо различает, премудрый». Ибн Мас‘уд сказал:

 

«После того как ‘Умар принял ислам, мы всё время ощущали свою силу».

 

Он также сказал: «До того, как ‘Умар принял ислам, мы не могли совершать молитвы у Каабы».

 

Сухайб сказал: «После того как ‘Умар принял эту религию, к исламу стали призывать открыто, а мы усаживались вокруг Каабы, совершали вокруг неё обходы, не позволяли обижать себя и давали отпор обидчикам».

 

Соблазнительные предложения курейшитов

 

Увидев, что после обращения в ислам Хамзы и ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, мусульмане стали гораздо сильнее, курейшиты собрались на совет, чтобы решить, что им следует предпринять в отношении Посланника Аллаха ﷺ и других мусульман в первую очередь. ‘Утбабин Раби‘а, старейшина рода бану ‘абд шамс бин ‘абд манаф, пользовавшийся непререкаемым авторитетом среди своих сородичей, сказал курейшитам: «О собрание курейшитов, а не поговорить ли мне с Мухаммадом и не предложить ли ему что-нибудь? Может быть, он примет наши предложения и оставит нас в покое после того, как мы дадим ему что-нибудь».

 

Они ответили ему согласием: «Конечно, о Абу-ль-Валид, иди и поговори с ним!» Тогда он отправился к Посланнику Аллаха ﷺ, который в это время в одиночестве сидел у Каабы, и обратился к нему с такими словами:

 

— О сын моего брата! Мне хорошо известно, что ты относишься к числу наиболее знатных людей среди нас, но ты принёс людям своего народа нечто что такое, что привело их к расколу! Ты назвал их воззрения глупыми, стал порицать богов и религию своих соплеменников и обвинил в неверии их предков! Выслушай же мои предложения, и, может быть, что-нибудь тебе и подойдёт.

 

Пророк ﷺ сказал ему:

 

— Говори, о Абу-ль-Валид, я слушаю тебя.

 

Тот продолжил:

 

— О сын моего брата! Если ты пришёл с этим для того, чтобы приобрести богатство, мы соберём для тебя столько всего, что ты станешь самым богатым из нас. Если тебе нужна слава и почёт, мы возвысим тебя и не будем принимать без тебя никаких решений.

 

Если ты стремишься к власти, мы сделаем тебя правителем. Если ты пожелаешь, то можешь выбрать себе любую женщину, и мы выдадим за тебя замуж хоть десять из них, а если то, о чём ты толкуешь, является наваждением джиннов, с которым ты не в состоянии справиться самостоятельно, то мы приведём врача, заплатим ему, и ты исцелишься!

 

Пророк ﷺ спросил:

 

— Ты всё сказал, о Абу-ль-Валид?

 

Он ответил:

 

— Да.

 

Пророк & сказал:

 

— А теперь послушай меня.

 

Тот ответил:

 

— Говори.

 

Тогда Посланник Аллаха прочитал ему такие аяты:

 

«Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного! Ха.Мим. Ниспосланное от Милостивого, Милосердного есть Писание, аяты которого разъяснены в виде арабского Корана для людей, которые знают, (Корана), являющегося вестником блага и увещевателем, однако в большинстве своем они отворачиваются и не слушают. Они говорят: «Наши сердца (окутаны) покровами, (закрывающими их) от того, к чему ты нас призываешь, наши уши глухи, и нас отделяет от тебя завеса. Делай же (свое дело), а мы будем делать свое»» (41:1—5).

 

И Посланник Аллаха ﷺ продолжал читать аяты этой суры ‘Утбе, который слушал его, откинувшись назад и опираясь на руки. Когда он дошёл до слов Всевышнего

 

«А если они отвернутся, скажи: “Я предупреждаю вас о гибели, подобной гибели, [постигшей] ‘адитов и самудян!”» (41:13),

 

‘Утба прикрыл ему рот рукой, стал заклинать его Аллахом и родственными связями прекратить произносить такие слова из страха перед тем, что это и в самом деле случится, и сказал ему:

 

— Довольно!

 

Когда же Посланник Аллаха ﷺ дошёл до того аята, где говорится о земном поклоне (41:37), он совершил такой поклон, а потом спросил:

 

— Слышал ли ты меня?

 

‘Утба ответил:

 

— Слышал.

 

Тогда Пророк ﷺ сказал:

 

— А теперь решай сам!

 

И ‘Утба вернулся к своим товарищам, которые стали говорить друг другу: «Клянёмся Аллахом, Абу-ль-Валид сильно изменился в лице!» — когда же он занял своё место среди них, они спросили его:

 

— Что скажеть, о Абу-ль-Валид?

 

Он ответил:

 

— Поистине, слышал я то, подобного чему не слышал прежде никогда в жизни! Клянусь Аллахом, это не стихи, не колдовство и не прорицания! О курейшиты, послушайте меня: дайте этому человеку заниматься своим делом и не трогайте его! Клянусь Аллахом, в этих словах заключены великие вести, и если арабы восстанут против него, то вы избавитесь от него, не прилагая никаких усилий, если же он подчинит себе арабов, то вы разделите с ним его власть и славу и благодаря ему станете счастливейшими из людей!

 

Выслушав его, они воскликнули:

 

— Клянёмся Аллахом, он околдовал тебя, о Абу-ль-Валид!

 

На это он дал им такой ответ:

 

— Я лишь высказал своё мнение о нём, а вы можете делать то, что считаете нужным!

 

Торговля и уступки неверных

 

После того как предложения многобожников были отвергнуты, они решили поторговаться с Посланником Аллаха ﷺ и сказали ему:

 

— Мы хотим сделать тебе одно предложение, и если ты согласишься, то это может принести тебе благо.

 

Пророк ﷺ спросил:

 

— Какое же?

 

Они сказали:

 

— В течение года ты будешь поклоняться нашим богам, а мы целый год будем поклоняться твоему Богу, и если правы мы, то это принесёт тебе счастье, если же прав ты, это принесёт счастье нам!

 

И после этого Аллах Всевышний ниспослал суру, начинающуюся с аятов, в которых говорилось:

 

«Скажи: “О неверные! Не поклоняюсь я тому, чему поклоняетесь вы...”» (109:1-6)

 

Аллах Всевышний также сказал:

 

«Скажи: “Неужели вы велите мне поклоняться кому-то, кроме Аллаха, о невежды?!”» (39:64)

 

Аллах Всевышний также сказал:

 

«Скажи: “Поистине, мне было запрещено поклоняться тем, к кому вы взываете помимо Аллаха”» (6:56).

 

Поскольку многобожники очень хотели уладить возникшие разногласия, надеясь, что сбудется то, о чём говорил ‘Утба бин Раби‘а, они решили пойти на уступки и стали склоняться к тому, что предлагал им Посланник Аллаха. Однако вместе с тем они заявляли, что сделают это лишь при том условии, что он внесёт поправки и изменения в ниспосланные ему откровения. Так, например, они сказали: «Принеси нам другой Коран или замени его!» (10:15) — после чего Аллах Всевышний велел ему:

 

«Скажи: “Не должно мне заменять его по собственному усмотрению! Я лишь следую тому, что ниспосылается мне в откровениях, и боюсь, что если я ослушаюсь Господа своего, то постигнут меня муки в День великий!» (10:15)

 

Зная о мыслях, приходивших в голову Пророка ﷺ, Аллах Всевышний предупредил его о великой опасности, сказав: «Они чуть было не увели тебя в сторону от того, что Мы ниспослали тебе в откровениях, чтобы ты измыслил против Нас нечто иное, и тогда они (стали бы считать) тебя ближайшим другом. Если бы Мы не поддержали тебя, ты был бы готов немного склониться к ним. Тогда Мы заставили бы тебя вкусить двойное [наказание] при жизни и двойное [наказание] после смерти, и не нашёл бы ты помощника против Нас!» (17:73—75)

 

Услышав подобные жёсткие заявления, многобожники поняли, что Пророк ﷺ несёт ответственность за дело призыва людей к этой религии, а не является торговцем, который может сделать скидку в цене на свой товар, однако они пожелали убедиться в этом и другим способом. С этой целью они послали к иудеям человека, чтобы выяснить, что они думают о Пророке.

 

В ответ им иудейские книжники сказали: «Задайте ему три вопроса, и, если он даст на них ответ, это будет означать, что он — пророк, посланный к людям Богом, а если нет, значит, он просто болтает вздор. Спросите его об отроках, которые ушли из дома в древние времена, ибо история их удивительна, и спросите его о том страннике, который достиг западных и восточных пределов земли, и спросите его о духе — что это?»

 

Когда старейшины курейшитов задали эти вопросы Посланнику Аллаха ﷺ, была ниспослана сура «Пещера» (18), в которой сообщалось об этих отроках, долгое время остававшихся в пещере, а также о страннике, которым был не кто иной, как Зу-ль-Карнайн". Зу-ль-карнайн — «двурогий». Однако, поскольку слово карн означает не только «рог», но имеет и другие значения, это словосочетание можно перевести и по-другому. Зу-ль-карнайн часто ошибочно отождествлялся с Александром Македонским. Высказывались и другие предположения относительно личности этого человека.

 

А всуре «Ночное путешествие» (17) был ниспослан ответ на их вопрос о духе. Аллах Всевышний сказал:

 

«Они спрашивают тебя о духе. Скажи: “Дух — от веления Господа моего, а вам даровано лишь немного знания”» (17:85).

 

Подобной проверки было бы вполне достаточно, чтобы убедиться втом, что Мухаммад ﷺ является истинным посланником Аллаха, если бы курейшиты и в самом деле хотели узнать истину, однако эти притеснители отвергали всё, кроме своего неверия.

 

Похоже на то, что, когда им стало ясно истинное положение дел, они проявили некоторую гибкость и выразили готовность выслушивать то, что станет говорить им Пророк ﷺ. Они заявили, что, может быть, согласятся с ним, однако потребовали, чтобы встречи с ним проводились в особом месте, куда не допускались бы лишённые поддержки мусульмане, имея в виду рабов и бедняков, которые уже приняли ислам. Дело было в том, что неверные, выдвигавшие подобные условия, относились к числу старейшин и знатных людей Мекки и считали ниже своего достоинства сидеть рядом с бедняками, которые не обладали ничем, кроме веры и благочестия.

 

Похоже также, что Пророк ﷺ начал склоняться к тому, чтобы удовлетворить часть их требований, надеясь, что они уверуют в него. Однако Аллах запретил ему делать это, ниспослав следующий аят:

 

«Не прогоняй тех, кто взывает к Господу своему утром и перед закатом, стремясь к лику Его. Ты не ответишь за них ни в чём, и они не ответят за тебя ни в чём, если же ты прогонишь их, то окажешься одним из несправедливых» (6:52).

 

Многобожники требуют ускорить обещанное им наказание 

 

Как уже говорилось выше, Пророк ﷺ часто грозил многобожникам наказанием Аллаха, говоря, что оно постигнет их, если они и впредь будут продолжать противиться ему. Однако, поскольку это наказание задерживалось, они даже стали требовать от Посланника Аллаха ﷺ ускорить его, поступая так из желания высмеять его и показать, что никакое наказание их не постигнет и его вообще никогда не будет, в связи с чем Аллах Всевышний ниспослал целый ряд аятов. Так, например, Аллах Всевышний сказал:

 

«Они торопят тебя с наказанием. [Да будет им известно, что] Аллах никогда не нарушает Своего обещания, [однако], поистине, день у Господа твоего равен тысяче лет по вашему счёту» (22:47).

 

Аллах Всевышний также сказал:

 

«Они побуждают тебя ускорить наказание. Поистине, [пламя] геенны окружит неверных!» (29:54)

 

Аллах Всевышний также сказал:

 

«Неужели же [люди,] строившие козни, уверены в том, что не поглотит их земля [по воле] Аллаха и что не постигнет их кара оттуда, откуда они и не ждут? [Или уверены они, что] наказание не поразит их, когда они станут передвигаться по земле и окажутся не в состоянии отвратить его, и что не поразит оно их, когда будут они охвачены страхом? Поистине, Господь твой — Сострадательный, Милосердный!» (16:45—47)

 

Кроме того, многобожники, которые вели споры с Пророком ﷺ из упрямства и нежелания признавать его правоту, стали требовать от него изменений. Иначе говоря, они требовали от него совершения чудес, будучи уверенными в том, что он ничего не сможет сделать.

 

Тогда Аллах Всевышний ниспослал целый ряд аятов, в которых приводились Его установления, и опроверг доводы многобожников, о чём, если будет угодно Аллаху, мы поговорим более подробно в следующих главах.

 

Так многобожники противодействовали распространению послания и призыва Мухаммада ﷺ, предпринимая для этого различные попытки и переходя от применения силы к мягким речам, а от мягких речей — к применению силы, от споров — к попыткам сторговаться, а от попыток сторговаться — к спорам, от натиска — к соблазнению, а от соблазнения — к натиску. Эти люди всё время восставали и подлаживались, боролись и делали уступки, угрожали и выдвигали соблазнительные предложения, поскольку они не могли ни успокоиться, ни смириться с необходимостью бегства. Цель, которую они преследовали, состояла в том, чтобы остановить распространение исламского призыва и собрать воедино силы неверных, однако после того, как все их попытки закончились провалом, им оставалось только положиться на силу оружия. С другой стороны, они сознавали, что применение оружия лишь усилит раскол и может привести к кровопролитию, в результате чего они будут просто уничтожены, и поэтому они пребывали в замешательстве, не зная, что предпринять.

 

Что же касается Абу Талиба, то после того как курейшиты обратились к нему с требованием выдать им Пророка для расправы сним и Абу Талиб убедился в серьёзности их намерений на примере действий Абу Джахля, ‘Укбы бин Абу Му‘айта и ‘Умара бин аль-Хаттаба, он собрал людей из родов бану хашим и бану аль-мутталиб и призвал их встать на защиту Пророка ﷺ. На это и мусульмане, и неверные из этих родов ответили ему согласием, в чём и поклялись ему у Каабы. Исключением стал один лишь Абу Ляхаб, покинувший своих родственников и присоединившийся к курейшитам.

 

Полный бойкот и осада мусульман

 

Замешательство многобожников усилилось после того, как весь запас их хитростей и уловок был исчерпан, и они убедились в том, что хашимиты и люди из рода бану аль-мутталиб готовы встать на защиту Пророка ﷺ, несмотря ни на что. Тогда они собрались на территории рода бану кинана, чтобы изучить создавшееся положение и принять какое-то решение. После долгих переговоров и обсуждений они приняли весьма несправедливое решение, поклявшись друг другу, что не отступятся от него. Они заявили, что отказываются вступать в браки с членами родов бану хашим и бану аль-мутталиб, заключать с ними любые торговые сделки, встречаться и разговаривать с ними, входить в их дома, заключать с ними перемирие и проявлять по отношению к ним жалость до тех пор, пока они не выдадут им Посланника Аллаха ﷺ и не согласятся на то, чтобы они убили его.

 

Дав клятву, они записали условия этого договора и повесили грамоту с записью в Каабе. Писцом при составлении договора был Бугайд бин ‘Амирбин Хашим, которого Посланник Аллаха ﷺ проклял за это, после чего его руку или же несколько пальцев на ней разбил паралич.

 

После этого все мусульмане и неверные из родов бану хашим и бану аль-мутталиб, кроме Абу Ляхаба, покинули свои жилища и собрались у дома Абу Талиба, причём все пути доставки им продовольствия были перекрыты. Купцов не пускали к осаждённым, и через некоторое время среди них начался голод. Люди были вынуждены питаться древесными листьями и кожами, а если к ним что-нибудь и доставляли, то делалось это только тайно. Так, например, Хаким бин Хизам время от времени привозил пшеницу своей тётке Хадидже, да будет доволен ею Аллах. Покидать свой лагерь осаждённые могли лишь в запретные месяцы, во время которых они что-то покупали у торговцев, привозивших свои товары в Мекку, однако им было чрезвычайно трудно делать и это, поскольку мекканцы тут же предлагали торговцам заплатить больше.

 

Что же касается Посланника Аллаха ﷺ, то он, несмотря ни на что, продолжал призывать людей к Аллаху, проявляя особую активность в периоды совершения хаджжа, когда в Мекку со всех сторон стекались представители различных арабских племён.

 

Рассторжение договора и снятие осады 

 

Так прошло около трёх лет, по истечении которых этому противостоянию был положен конец, ибо именно тогда Аллах внушил пяти знатным курейшитам мысль о том, что заключённый ими договор необходимо расторгнуть. Кроме того, по воле Его термиты съели весь текст этого договора за исключением тех мест, где было упомянуто имя Аллаха Всевышнего, слава Ему.

 

Что же касается этих пяти знатных курейшитов, то первым из них стал Хишам бин ‘Амр бин аль-Харис из рода бану ‘амирбин луай. Сначала этот человек встретился с Зухайром бин Абу Умайей аль-Махзуми, который был сыном ‘Атики, тётки Пророка ﷺ, потом — саль-Мут‘имом бин ‘Ади, потом — с Абу-ль-Бухтури бин Хашимом и наконец — с Зам‘ой бин аль-Асвадом, каждому из которых он стал напоминать об их родственных связях с осаждёнными, упрекая этих людей за проявления жестокости и побуждая к отказу от соблюдения вышеупомянутого договора. Некоторое время спустя они собрались все вместе и стали разрабатывать план отмены заключённого ими договора.

 

Наутро, когда курейшиты собрались у Каабы, туда явился Зухайр, который совершил обход храма, а потом подошёл к людям и обратился к ним с такими словами:

 

— О мекканцы! Мы вкушаем пищу и одеваемся так, как хотим, в то время как люди из родов бану хашим и бану аль-мутталиб погибают, не имея возможности ни покупать, ни продавать! Клянусь Аллахом, я буду стоять здесь до тех пор, пока этот несправедливый договор не будет разорван на куски!

 

На это Абу Джахль возразил ему:

 

— Ты лжёшь, что же касается договора, то, клянусь Аллахом, никогда он не будет разорван!

 

Тут в разговор вмешался Зам‘а, который сказал:

 

— Клянусь Аллахом, если он лжец, то ты ещё более лжив, ибо мы не хотели заключать такой договор!

 

Свой голос подал и Абу-ль-Бухтури:

 

— Зам‘а говорит правду, ибо нам не нравится то, что там записано, и мы не хотим больше признавать этого!

 

Тогда аль-Мут‘им бин ‘Ади сказал:

 

— Вы оба говорите правду, а тот, кто говорит нечто иное, лжёт! Мы отказываемся и от этого договора, и от того, что в нём записано!

 

Его поддержал и Хишам бин ‘Амр.

 

Тогда Абу Джахль воскликнул:

 

— Они сговорились об этом ночью и, конечно же, не здесь!

 

Что же касается сидевшего в стороне Абу Талиба, то он явился туда, чтобы сообщить курейшитам, что Пророк сказал ему, что по воле Аллаха термиты съели весь текст договора, оставив в целости только те места, где упоминалось имя Аллаха. Сообщив им об этом, Абу Талиб сказал: «Если он солгал, то мы выдадим его вам, а если сказал правду, то вы прекратите бойкот и перестанете притеснять нас!»

 

Это предложение показалось курейшитам справедливым, и аль-Мут‘им пошёл за договором, но обнаружил, что от него ничего не осталось, кроме слов «Во имя твоё, о Аллах» и других упоминаний имени Аллаха, а всё прочее действительно было съедено термитами. То, о чём сообщил Абу Талибу Пророк ﷺ, было одним из знамений Аллаха, которое многобожники видели своими глазами, однако и это не заставило их отказаться от своих заблуждений.

 

После этого осада была снята, а Посланник Аллаха ﷺ и те, кто был с ним, получили возможность вернуться к своей обычной жизни.

 

Посещение курейшитами Абу Талиба 

 

После снятия осады жизнь в Мекке пошла по-старому, однако всего лишь через несколько месяцев Абу Талиб заболел. Ему было уже за восемьдесят, болезнь его всё усиливалась, и тогда курейшиты, почувствовавшие, что ему уже не оправиться от неё, собрались на совет и сказали: «Давайте пойдём к Абу Талибу и добьёмся того, чтобы он уладил наши взаимоотношения с его племянником и договорился с ним относительно нас, ибо мы боимся, что этот старец умрёт, а потом арабы станут упрекать нас из-за сына его брата и скажут: “Раньше они не трогали его, а после смерти дяди стали его преследовать!”»

 

После этого они пришли к Абу Талибу и потребовали от него, чтобы он отговорил Посланника Аллаха ﷺ от поношения их богов. Взамен они обязались оставить в покое и его самого, и его Бога. Абу Талиб позвал к себе Пророка ﷺ и передал ему предложение курейшитов. Выслушав его, Посланник Аллаха ﷺ сказал: «О дядя, поистине, я добиваюсь от них лишь того, чтобы они произнесли только одну фразу, благодаря чему все арабы подчинятся им, а иноземцы станут платить им подати!»

 

Услышав его слова, курейшиты встрепенулись и сказали: «Всего одну фразу? Мы согласны! Что же мы должны сказать?» Он сказал:

 

«Нет бога, кроме Аллаха»,

 

и тогда курейшиты стали вскакивать со своих мест, отряхивая одежды и восклицая:

 

«Неужели он превратил [многих] богов в Единого Бога?! Поистине, это поразительно!» (38:5)

 

Отзывы читателей (0)

Скрыть Hide

Список уроков

00:00
00:00
Created with Sketch. {{!-- --}} {{!-- --}} {{!-- --}} Created with Sketch. Asset 1mdpi