Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Иминов Нурмухаммад
- Канатали Такиров
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев
С дозволения Аллаха продолжаем цикл уроков, в рамках книги «Шариат в таблицах». Тема сегодняшнего урока: «Таяммум». Таяммум – это очищение при отсутствии воды. В тех случаях, когда отсутствует вода, каким образом шариат дозволяет очищение от ритуального осквернения?
1. Вода находится на расстоянии в 1 шариатскую милю, что составляет около 2 км. Такая ситуация может возникнуть, когда мы находимся в пути (в сафаре) и на расстоянии в 1 шариатскую милю от нас нет воды. В этом случае дозволяется взять таяммум, то есть очистится не водой, а землей, пылью или известью (гипсом, цементом и т.д.).
2. Вода имеется, но есть преграда, допустим: рана, болезнь, вероятность заболеть при высокой или низкой температуре, заражения раны, заболевания простудой и т.д.). Например, если омовение приходится брать на улице, в холодную погоду, а человек не здоров. И низкая температура воды может усугубить положение больного. В этом случае, даже при наличии воды, разрешается взять таяммум.
3. Вода имеется, но находится у врагов или у хищных животных. То есть, чтобы добраться до воды, нам нужно преодолеть сложности, связанные с угрозой жизни или здоровью. К примеру, стоит колодец, но у колодца находится дикое животное (волк, медведь и т.д.). В таком случае, шариат дозволяет взять таяммум.
4. Вода имеется, находясь в пути, но если ее использовать, то не останется для питья. Такое может быть, когда мы находимся в сафаре и у нас есть ограниченное количество воды и если мы ее используем для омовения, то окажемся в затруднительной ситуации из-за отсутствия питьевой воды.
5. Вода имеется в колодце, но нет инвентаря, чтобы извлечь ее. К примеру, отсутствует веревка, ведро или другие снасти, необходимые для того, чтобы достать воду из колодца.
Мы перечислили, в целом, те причины, при которых таяммум дозволяется. Теперь перейдем к фардам таяммума.
1. Намерение. Это отличает таяммум от малого и полного омовения, в которых намерение является сунной. В таяммум намерение является обязательным действием. Такое условие существует, потому что вода по умолчанию является очищающей, а песок, земля, известь – это все очищает только тогда, когда шариат дает на это право и оно осуществляется посредством принятия намерения. Так как в основе, эти вещи не являются очищающими.
2. Два раза ударить ладонями по очищающему веществу и протереть после первого удара лицо, а после второго удара руки, включая локти.
Эти два пункта являются обязательным в таяммуме.
1. Все то, что нарушает омовение. Например, вы сходили в туалет, или пошла кровь, или сон, и другие причины, которые мы проходили в 12 уроке.
2. Обнаружение воды или возможности использовать воду. То есть, даже если мы не имеем в наличии воды, но появилась возможность использовать воду. Например, мы взяли таяммум, начали читать намаз, и, в это время в трубы этой местности дали воду, или подъехала машина-водовоз, или приехали люди, которые могут дать воду и другие варианты. В этом случае, мы берем омовение должным образом водой и совершаем намаз.
3. Устранение причины, по которой человек делал таяммум. Мы ранее перечисляли причины дозволенности таяммума, и мы говорили о том, что даже если вода имеется, но есть преграды, например рана или болезнь, то можно взять таяммум. Но если, например, рана зажила или, к примеру, мы говорили, что хищное животное находилось у колодца и если в то время, как мы читаем намаз оно покинуло место колодца на безопасное расстояние, и мы это зафиксировали, то это устраняет причину дозволенности таяммума и тем самым намаз будет нарушен. В этих случаях, следует прервать намаз, взять омовение водой и заново перечитать намаз.
Далее рассмотрим ситуационные вопросы, касающиеся таяммум. Их может быть и больше, но мы рассмотрим ряд основных.
1. Надо ли перечитывать совершенный с таяммумом намаз, если появилась вода?
Если совершил намаз с таяммумом, и пришла вода, то намаз не переделывается, если вода пришла во время намаза, то надо прервать и совершить вуду (тахарат) и начать намаз заново.
2. Можно ли взять таяммум при наличии воды, если в уборную большая очередь?
- В ситуации, когда не успеваешь совершить вуду чтобы попасть на джаназа намаз или на праздничные намазы из-за, например, очереди в туалет и тому подобных причин, дозволяется взять таяммум, так как эти виды намазов не восстанавливаются, и вы не сможете их прочитать вновь. Касательно остальных намазов, то совершение таяммума без соответствующих причин запрещено.
3. Надо ли перечитывать намаз, если забыл о наличие воды и совершил таяммум?
- Путник, имеющий при себе воду забыв об этом, совершил намаз, а затем вспомнил о наличии воды то: по мнению Абу Ханифы – намаз не надо переделывать (так как забыл, а это означает, что якобы воды не было); по мнению Абу Юсуфа и Шафии – надо сделать када (так как вода физически была).
4. Как быть, если вода имеется, но только на продажу?
- В случае, когда необходимо взять омовение, но вода только на продажу. В этом случае,
- если вода продается по приемлемой цене той местности, то ее следует купить;
- если цена завышена, то, не покупая, можно совершить тайаммум.
5. Можно ли взять таяммум, если нельзя мочить место раны?
- Если есть рана и ее нельзя мочить, то делается омовение, а там где рана делается просто протирание, если нельзя протирать, то просто оставляется, продолжая омовение всего того, что можно мыть и не надо делать таяммум, так же вопрос с повязкой. Нет условия, наложена ли повязка на тело с омовением или нет.
6. Как быть, если у путника не осталось воды, а у других путников ее только на себя
- Если путник без воды, но рядом с путником едет еще кто-то, то необходимо спросить у них воду. В случае отказа, можно совершить таяммум.
7. Если в местности вероятно есть вода, но вблизи ее нет, можно ли брать таяммум?
- Важно отметить, что если человек надеется, что найдет воду, например, есть предположение, что еще немного проедет или пройдет, то возможно там будет вода, то таяммум брать запрещено. Если же такой уверенности нет, то таяммум дозволяется.
8. Если подходит время намаза, надо ли искать возможно близко находящуюся воду?
- Если человек считает, что может найти воду, то намаз, который стоит в очереди, желательно отложить до конца его времени. Но это делается в разумных пределах. Например, намаз аср мы не можем отложить впритык ко времени магриб, так как это время макрух, в которое совершать намаз порицается.
На этом выпуск завершен. На следующем уроке мы пройдем масх хуффов, то есть рассмотрим правила протирание кожаных носков и порядок его совершения.