Иман-Ислам-Ихсан, "Мутджтахид" и "Мукаллид" - Шариат в таблицах
Алматы
Алматы Астана Шымкент Аксай Аксу Актау Актобе Актогайский район Алтынсарин ауданы Алға Амангельдинский район Арал Аркалык Арысь Атасу ауылы Атбасар Атырау Аягоз Аққулы ауданы Байконур Байғанин ауданы Балхаш Баянауыл ауданы Бейнеу Бәйдібек ауданы Денис ауданы Ембі Ертіс ауданы Еңбекшіқазақ Жітіқара ауданы Жалағаш кенті Жанаозен Жанатас Жангелді ауданы Жаркент Жаңақорған кенті Жаңқала Жезді кенті Жезказган Жетысай Жосалы Жосалы кенті Жәйрем Жәнібек Зайсан Индер Исатай ауданы Караганда Каскелен Келес ауданы Кентау Кокшетау Конаев Костанай Косшы Кульсары Курчатов Кызылорда Көкпекті ауданы Ленгер Лисаков Май ауданы Майқайын кенті Маханбет ауданы Мақат Меңдіқара ауданы Миялы Мойынқұм ауылы Мырзакент кенті Мәртөк ауданы Науырзым ауданы Ойыл ауданы Ордабасы ауданы Отырар ауданы Павлодар Петропавловск Риддер Рудный с.Мангистау Сайрам ауданы Сайқын Сарыагаш Сарыкөл ауданы Сарыозек Сатпаев Сауран ауданы Семей Созақ ауданы Солнечный Степногорск Сырым ауданы Тайынша Талгар Талдыкорган Тараз Таран ауданы Текели Темиртау Тереңкөл ауданы Тереңөзек кенті Теңіз кен орны Туркестан Түлкібас кенті Узынагаш Уральск Усть-Каменогорск Федоровский р-он Форт-Шевченко Хромтау Целиноградский р-он Чапаево Чемолган Чу Шал ақын ауданы Шалкар Шарбақты ауданы Шардара Шетпе Шиелі кенті Шұбарқұдық Ырғыз ауданы Экибастуз Қазығұрт Қамысты ауданы Қандыағаш Қарабалық ауданы Қаражал Қарасу ауданы Қаратау Қарғалы Қобда ауданы Қордай Құрманғазы ауданы Құрық Үржар ауданы Үшарал Ұзынкөл ауданы Әйтеке би ауданы Әйтеке би кенті Әулиекөл ауданы
Восход 07:19
Алматы
Алматы Астана Шымкент Аксай Аксу Актау Актобе Актогайский район Алтынсарин ауданы Алға Амангельдинский район Арал Аркалык Арысь Атасу ауылы Атбасар Атырау Аягоз Аққулы ауданы Байконур Байғанин ауданы Балхаш Баянауыл ауданы Бейнеу Бәйдібек ауданы Денис ауданы Ембі Ертіс ауданы Еңбекшіқазақ Жітіқара ауданы Жалағаш кенті Жанаозен Жанатас Жангелді ауданы Жаркент Жаңақорған кенті Жаңқала Жезді кенті Жезказган Жетысай Жосалы Жосалы кенті Жәйрем Жәнібек Зайсан Индер Исатай ауданы Караганда Каскелен Келес ауданы Кентау Кокшетау Конаев Костанай Косшы Кульсары Курчатов Кызылорда Көкпекті ауданы Ленгер Лисаков Май ауданы Майқайын кенті Маханбет ауданы Мақат Меңдіқара ауданы Миялы Мойынқұм ауылы Мырзакент кенті Мәртөк ауданы Науырзым ауданы Ойыл ауданы Ордабасы ауданы Отырар ауданы Павлодар Петропавловск Риддер Рудный с.Мангистау Сайрам ауданы Сайқын Сарыагаш Сарыкөл ауданы Сарыозек Сатпаев Сауран ауданы Семей Созақ ауданы Солнечный Степногорск Сырым ауданы Тайынша Талгар Талдыкорган Тараз Таран ауданы Текели Темиртау Тереңкөл ауданы Тереңөзек кенті Теңіз кен орны Туркестан Түлкібас кенті Узынагаш Уральск Усть-Каменогорск Федоровский р-он Форт-Шевченко Хромтау Целиноградский р-он Чапаево Чемолган Чу Шал ақын ауданы Шалкар Шарбақты ауданы Шардара Шетпе Шиелі кенті Шұбарқұдық Ырғыз ауданы Экибастуз Қазығұрт Қамысты ауданы Қандыағаш Қарабалық ауданы Қаражал Қарасу ауданы Қаратау Қарғалы Қобда ауданы Қордай Құрманғазы ауданы Құрық Үржар ауданы Үшарал Ұзынкөл ауданы Әйтеке би ауданы Әйтеке би кенті Әулиекөл ауданы
Алматы
свернуть
Фаджр Восход Зухр Аср Магриб Иша
05:55 07:19 11:54 14:41 16:23 17:46
свернуть
Календарь
Хиджра
20 Джумада-сани 1446
Григорианский
22 декабря 2024

Циклы уроков

Иман-Ислам-Ихсан,

Иман-Ислам-Ихсан, "Мутджтахид" и "Мукаллид"

Дни выхода уроков: 1 раз в неделю
22 окт. 2022 8 979 0
Скачать в pdf
| A | +

 

АУДИО ВЕРСИЯ


Введение

 

Хвала Аллаху, Господу миров, благословение и мир господину Посланнику Аллаха Мухаммаду, его близким, и сподвижникам, а также всем тем, кто последовал им до Судного дня.

 

С дозволения Аллаха, начинаем цикл уроков в рамках книги, которая является справочником положений науки «Фикх (шариат)» касательно раздела «Поклонение (ибадат)», составленный в виде таблиц согласно ханафитского мазхаба.

 

Сегодня у нас вводный урок, поэтому я расскажу вкратце о том, какую пользу мы можем извлечь из того, что она составлена в виде таблиц и как мы ее будем с вами проходить.

 

Почему табличная форма? В век информационных технологий в людях появился новый тип мышления, который мы знаем как «клиповый». Особенностями формирования клипового мышления является подача информации в краткой форме, даются основные аспекты, а зритель уже дорисовывает все остальное. С одной стороны, это минус – человек мало рассуждает, не входит глубоко в тему. Но есть и плюсы — это экономит время, позволяет быстро запомнить информацию и сохранить у себя в памяти.

 

Особенности книги, по которой мы начинаем цикл, в том, что она представляет собой разъяснение в табличной форме первостепенных и необходимых каждому мусульманину вопросов, касающихся поклонения (намаз, пост, закят и хадж).

 

Источники:

 

1 «Мухтасар Кудури», имам аль-Кудури

 

2 «Аль-Ихтияр», имам аль-Маусыли

 

3 «Маракиль Фалях», имам Аш-Шурунбуляли

 

4 «Мухтасар Ильмихал», Мухаммад б. Йусуф аль-Коккози

 

5 «Учимся хаджу», Сагид Ахмад Аджрарви

 

РАЗДЕЛ 1. Вводная часть

 

Уважаемые читатели, на этом уроке мы пройдем темы: «Иман-Ислам-Ихсан» и пройдем термины «Муджтахид» и «Мукаллид».

 

Иман – Ислам – Ихсан

 

Есть знаменитый хадис, вы все с ним знакомы, когда Джибриль (а.с.) явился Пророку ﷺ в образе человека в белых одеяниях и спросил его об этих трех терминах: что такое иман, что такое ислам и что такое ихсан? На что Пророк ﷺ дал подробные разъяснения.  

 

В таблице как раз приведены эти три основы: Иман – Ислам – Ихсан.

 

 

* нельзя их путать с так называемыми «тарикатистами», - членами братств, использующих в своей духовной практике чуждые Исламу культы

 

«Муджтахид» и «Мукаллид»

 

Способы исполнения Предписаний Всевышнего Аллаха могут определить лишь ученые Ислама, обладающие полным комплексом знаний, необходимых для этого. Ученых мусульман, определяющие эти способы посредством разъяснения скрытых знаний, называют муджтахид. Его исследования, целью которых является разъяснение скрытых знаний, называется иджтихад.

 

Следование авторитетному специалисту (муджтахид, муфтий) в вопросах фикха со стороны человека, не компетентного в этой области называется таклид. Тех, кто совершают таклид, называют мукаллидами.

 

Чтобы стать муджтахидом, говорят ученые Ислама  (и это их единодушное мнение), необходимо:

 

- прекрасно владеть арабским языком, зная при этом все тонкости морфологии и синтаксиса, отлично разбираться в фонетике и орфографии этого языка;

 

- быть ученым по Фикху;

 

- знать различия в подходах к вопросам фикха всех 4-х мазхабов Приверженцев Сунны;

 

- знать источники, которые дают право на различный подход по определенным вопросам фикха;

 

- знать на память Коран и различные способы чтения вслух;

 

- знать толкование каждого аята на основе Сунны;

 

- различать хадисы по степени их достоверности;

 

- географические и социокультурные знания;

 

- вести нравственный образ жизни, строго следуя Предписаниям Всевышнего Аллаха;

 

- отличаться богобоязненностью, правдивостью и осторожным отношением к сомнительному;

 

Если же у претендента на звание "Муджтахид" отсутствует хотя бы одно из этих качеств, то он, естественно, не может быть им! Стало быть, он не может самостоятельно толковать аяты Корана и хадисы Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), выносит выводы. Если он это пытается делать, то такие умозаключения являются лишь его собственными рассуждениями, но не наукой.

 

ВЫВОД: Либо вы муджтахид, либо вы мукаллид. Третьего не дано! Все Мукаллиды должны следовать знаниям, полученным от Муджтахида.

 

У меня часто спрашивают: «Какое есть доказательство, что мы обязаны читать намаз?». На что я отвечаю: «Доказательства приведены в такой-то книге, таким-то ученным». «Нет, нет» - говорят они – «Приведите нам доказательства из Корана». А я вам скажу, что доказательства для мукаллида является авторитетное мнение муджтахида, который является наследником Пророка, мир ему и благословение Аллаха. Здесь не идет речь о наследнике как родственнике. Когда Пророк , оставлял завещание, он сказал: «Ученные являются наследниками пророков». Пророк передал и дал полномочия передавать знания, которые являются достоверными. Ведь зачастую люди не в состоянии понять ахкамы Корана, просто прочитав тот или иной аят. Возможно, этот аят в плане его практики – отменен, смысл аята и причины его ниспослания также не всем под силу знать, поэтому мы опираемся на тех людей, которые посвятили свою жизнь изучению данных исламских дисциплин, то есть муджтахидам.

 

Поэтому, повторюсь, у нас два пути: либо мы муджтахиды либо мукаллиды. Если же у нас отсутствует одно из тех требований, подтверждающие муджтахида, то мы являемся мукаллидами.

 

Уважаемые читатели, на сегодня наш урок завершен. На следующем уроке, с дозволения Аллаха, мы пройдем термины «фикх» и «мазхаб».

 

Отзывы читателей (0)

00:00
00:00
Created with Sketch. {{!-- --}} {{!-- --}} {{!-- --}} Created with Sketch. Asset 1mdpi