Глава 18: Битва при Хунайне. Поход на Таиф - Жизнь Пророка Мухаммада ﷺ
Алматы
Алматы Астана Шымкент Аксай Аксу Актау Актобе Актогайский район Алтынсарин ауданы Алға Амангельдинский район Арал Аркалык Арысь Атасу ауылы Атбасар Атырау Аягоз Аққулы ауданы Байконур Байғанин ауданы Балхаш Баянауыл ауданы Бейнеу Бәйдібек ауданы Денис ауданы Ембі Ертіс ауданы Еңбекшіқазақ Жітіқара ауданы Жалағаш кенті Жанаозен Жанатас Жангелді ауданы Жаркент Жаңақорған кенті Жаңқала Жезді кенті Жезказган Жетысай Жосалы Жосалы кенті Жәйрем Жәнібек Зайсан Индер Исатай ауданы Караганда Каскелен Келес ауданы Кентау Кокшетау Конаев Костанай Косшы Кульсары Курчатов Кызылорда Көкпекті ауданы Ленгер Лисаков Май ауданы Майқайын кенті Маханбет ауданы Мақат Меңдіқара ауданы Миялы Мойынқұм ауылы Мырзакент кенті Мәртөк ауданы Науырзым ауданы Ойыл ауданы Ордабасы ауданы Отырар ауданы Павлодар Петропавловск Риддер Рудный с.Мангистау Сайрам ауданы Сайқын Сарыагаш Сарыкөл ауданы Сарыозек Сатпаев Сауран ауданы Семей Созақ ауданы Солнечный Степногорск Сырым ауданы Тайынша Талгар Талдыкорган Тараз Таран ауданы Текели Темиртау Тереңкөл ауданы Тереңөзек кенті Теңіз кен орны Туркестан Түлкібас кенті Узынагаш Уральск Усть-Каменогорск Федоровский р-он Форт-Шевченко Хромтау Целиноградский р-он Чапаево Чемолган Чу Шал ақын ауданы Шалкар Шарбақты ауданы Шардара Шетпе Шиелі кенті Шұбарқұдық Ырғыз ауданы Экибастуз Қазығұрт Қамысты ауданы Қандыағаш Қарабалық ауданы Қаражал Қарасу ауданы Қаратау Қарғалы Қобда ауданы Қордай Құрманғазы ауданы Құрық Үржар ауданы Үшарал Ұзынкөл ауданы Әйтеке би ауданы Әйтеке би кенті Әулиекөл ауданы
Иша 19:35
Алматы
Алматы Астана Шымкент Аксай Аксу Актау Актобе Актогайский район Алтынсарин ауданы Алға Амангельдинский район Арал Аркалык Арысь Атасу ауылы Атбасар Атырау Аягоз Аққулы ауданы Байконур Байғанин ауданы Балхаш Баянауыл ауданы Бейнеу Бәйдібек ауданы Денис ауданы Ембі Ертіс ауданы Еңбекшіқазақ Жітіқара ауданы Жалағаш кенті Жанаозен Жанатас Жангелді ауданы Жаркент Жаңақорған кенті Жаңқала Жезді кенті Жезказган Жетысай Жосалы Жосалы кенті Жәйрем Жәнібек Зайсан Индер Исатай ауданы Караганда Каскелен Келес ауданы Кентау Кокшетау Конаев Костанай Косшы Кульсары Курчатов Кызылорда Көкпекті ауданы Ленгер Лисаков Май ауданы Майқайын кенті Маханбет ауданы Мақат Меңдіқара ауданы Миялы Мойынқұм ауылы Мырзакент кенті Мәртөк ауданы Науырзым ауданы Ойыл ауданы Ордабасы ауданы Отырар ауданы Павлодар Петропавловск Риддер Рудный с.Мангистау Сайрам ауданы Сайқын Сарыагаш Сарыкөл ауданы Сарыозек Сатпаев Сауран ауданы Семей Созақ ауданы Солнечный Степногорск Сырым ауданы Тайынша Талгар Талдыкорган Тараз Таран ауданы Текели Темиртау Тереңкөл ауданы Тереңөзек кенті Теңіз кен орны Туркестан Түлкібас кенті Узынагаш Уральск Усть-Каменогорск Федоровский р-он Форт-Шевченко Хромтау Целиноградский р-он Чапаево Чемолган Чу Шал ақын ауданы Шалкар Шарбақты ауданы Шардара Шетпе Шиелі кенті Шұбарқұдық Ырғыз ауданы Экибастуз Қазығұрт Қамысты ауданы Қандыағаш Қарабалық ауданы Қаражал Қарасу ауданы Қаратау Қарғалы Қобда ауданы Қордай Құрманғазы ауданы Құрық Үржар ауданы Үшарал Ұзынкөл ауданы Әйтеке би ауданы Әйтеке би кенті Әулиекөл ауданы
Алматы
свернуть
Фаджр Восход Зухр Аср Магриб Иша
04:19 05:36 12:00 16:26 18:18 19:35
свернуть
Календарь
Хиджра
19 Рамадан 1445
Григорианский
29 марта 2024

Циклы уроков

Глава 18: Битва при Хунайне. Поход на Таиф

Глава 18: Битва при Хунайне. Поход на Таиф

Дни выхода уроков: 4 раза в месяц
5 авг. 2021 6 766 0
Скачать в pdf
| A | +

 

ВИДЕО ВЕРСИЯ  |  АУДИО ВЕРСИЯ


Битва при Хунайне

 

После овладения Меккой на совет собралась знать группы племён кайс ‘айлян во главе с представителями племён хавазин и сакиф, которые сказали: «Мухаммад закончил воевать со своими соплеменниками, и теперь ничто не может удержать его от войны с нами, так двинемся же на него первыми, пока он не двинулся на нас!» Все присутствующие были согласны с этим и стали готовиться к началу военных действий, избрав главнокомандующим Малика бин ‘Ауфа ан-Насри. Через некоторое время в Аутасе (вади в 80 км к северу от Таифа) сконцентрировались крупные силы, причём воины прибывали в этот лагерь вместе со своими семьями и всем своим имуществом и скотом. Среди прочих там находился и Дурайд бин ас-Симма, известный своим здравомыслием человек, который услышал крики детей и рёв скота и обратился к Малику бин ‘Ауфу за разъяснениями. В ответему Малик сказал: «Я хочу, чтобы за спиной у каждого воина находилась его близкие и его имущество, ради которых он стал бы сражаться». Услышав такой ответ, Дурайд воскликнул: «Клянусь Аллахом, ты уподобился пастуху! Разве не ясно, что для победы тебе могут пригодиться только мужчины с мечами и копьями, а если ты потерпишь поражение, то покроешь себя позором, ибо лишишься и семьи, и имущества?!» Затем он посоветовал Малику отправить обратно женщин, детей и скот, но Малик не последовал его совету и собрал всех в вади Аутас, а своих бойцов привёл в находящееся поблизости вади Хунайн и устроил там засады.

 

Узнав об этих приготовлениях, Посланник Аллаха ﷺ выступил из Мекки во главе 12-тысячной армии в субботу, в 6 день месяца шавваль. Для осуществления этого похода он одолжил у Сафвана бин Умайи сто кольчуг и оружие, оставив за себя в Мекке ‘Итаба бин Усайда.

 

Путь мусульман к Хунайну пролегал мимо огромного дерева, на ветви которого во времена джахилии арабы подвешивали своё оружие, приносили около этого дерева жертвы и уединялись там. Люди называли его Зат Анват, и некоторые стали просить Пророка ﷺ: «Устрой и для нас такой же Зат Анват, как у них!»

 

На это Пророк ﷺ дал им такой ответ: «Аллах велик! Вы говорите нечто подобное тому, что соплеменники Мусы говорили Мусе. Они сказали: “О Муса, сделай нам бога, подобного их богам”. Он сказал: “Поистине, вы — люди невежественные” (7:138).

 

Это — всего лишь обычаи, и вы непременно станете следовать обычаям тех, кто жил до вас!»

 

Увидев многочисленность своего войска, некоторые мусульмане стали говорить: «Сегодня нас ни за что не победить!» — и Посланнику Аллаха ﷺ было тяжко слышать подобное т.к. мусульмане должны были надеяться не на многочисленность своего войска, а на помощь Аллаха. К вечеру к Пророку ﷺ прискакал всадник, который сообщил, что хавазин выступили в поход со своими семьями и всем своим имуществом, и тогда он улыбнулся и сказал: «Если будет угодно Аллаху, завтра всё это станет добычей мусульман!»

 

Ночью 10 шавваля 8 года хиджры мусульмане подошли к вади Хунайн, а перед рассветом, прежде чем войти туда, Посланник Аллаха ﷺ занялся построением боевых порядков своего войска. Он вручил знамя мухаджиров ‘Али бин Абу Талибу, знамя ауситов — Усайду бин Худайру, а знамя хазраджитов — Хаббабу бин аль-Мунзиру, назначив знаменосцев также и для представителей других племён, которые принимали участие в этом походе. После того как Пророк ﷺ надел кольчугу и шлем, авангард мусульман начал спускаться в вади Хунайн. Однако, когда мусульмане достигли боковых ущелий, где их поджидали враги, они подверглись интенсивному обстрелу и внезапному нападению из засад. Это внесло сумятицу в ряды мусульман, и шедшие первыми бросились бежать, увлекая за собой остальных, что чуть было не привело к полному разгрому.

 

Это порадовало не только многобожников, но и отдельных новообращённых мусульман. Однако другие стали ругать за это злорадствующих и заставили их умолкнуть. Посланник Аллаха ﷺ, который находился в окружении горстки мухаджиров и ансаров, пришпоривал свою мулицу, порываясь броситься на врага, но Абу Суфьян бин аль-Харис и ‘Аббас удерживали мулицу за узду и стремя и не давали ей сдвинуться с места. Тогда Посланник Аллаха ﷺ спешился и обратился к своему Господу с мольбами о помощи, а потом велел ‘Аббасу, обладавшему очень громким голосом, призвать к нему сподвижников.

 

‘Аббас изо всех сил закричал: «Где люди, дававшие клятву, угодную Аллаху?» — после чего каждый, кто услышал его призыв, устремился к Пророку ﷺ со словами: «Вот я перед тобой!» Когда таких людей набралось около сотни, они двинулись на врага и снова вступили в бой.

 

Сначала этот призыв передали ансарам, потом — бойцам из племени бану аль-Харис бин аль-Хазрадж, а потом и всем остальным, и рассеявшиеся отряды мусульман один за другим стали собираться вокруг Посланника Аллаха ﷺ. Когда количество собравшихся стало весьма значительным, Аллах вселил спокойствие в сердца верующих и в сердце Своего посланника и послал на помощь мусульманам Своё невидимое воинство. Сражение возобновилось с новой силой, и Пророк ﷺ воскликнул: «Вот когда разгорелся настоящий бой!» — а потом взял горсть земли и бросил её в многобожников со словами: «Да исказятся лица!» Эта земля попала в глаза каждому из врагов, после чего неверные стали неуклонно терять силы и в конце концов бросились в бегство. Мусульмане преследовали многобожников, которые были либо захвачены в плен, либо погибли, завершилось же сражение тем, что в плену у мусульман оказались не только они, но и их семьи. В этом бою Халид бин аль-Валид получил несколько тяжёлых ранений, а многие мекканские многобожники, убедившиеся в том, что Аллах помогает Своему посланнику, приняли ислам.

 

Преследование многобожников

 

Разбитые многобожники бежали в трёх направлениях: большая часть их укрылась в Таифе, другие бежали в вади Нахля, а третьи стали лагерем в вади Аутас. Посланник Аллаха ﷺ отправил в Аутас Абу ‘Амира аль-Апш‘ари, дядю Абу Мусы аль-Апг‘ари, да будет доволен Аллах ими обоими, во главе отряда мусульман, которые заставили многобожников обратиться в бегство и захватили богатую добычу. В бою с ними Абу ‘Амир погиб, но его заменил Абу Муса аль-Апт‘ари, и отряд вернулся назад с победой.

 

Другой отряд мусульманской конницы пустился в погоню за остатками многобожников, бежавших в Нахлю, и в ходе этого преследования Дурайд бин ас-Симма был убит.

 

После завершения битвы Посланник Аллаха велел собрать добычу и пленных. Трофеи мусульман были огромны. Им досталось 24000 верблюдов, более 40000 овец, 4000 окий (примерно 148 кг.) серебра и около 6000 пленных. Всё это Пророк ﷺ велел отправить в аль-Джи‘рану, поручив охранять добычу отряду под командованием Мас‘уда бин ‘Амра аль-Гифари.

 

Поход на Таиф

 

После этого Пророк ﷺ двинул войска на Таиф и велел разрушить укрепление Малика бин ‘Ауфаан-Насри, которое стояло на пути к городу. Когда мусульмане подошли к Таифу, выяснилось, что враги, располагавшие запасами продовольствия на год, укрылись за городскими стенами. Войска подошли вплотную к городу и осадили его, но были осыпаны градом стрел. Многие мусульмане получили ранения, и им пришлось стать лагерем на безопасном удалении от стен.

 

После этого мусульмане пять раз пытались вынудить осаждённых принять бой за стенами Таифа, но ни одна из этих попыток не имела успеха. Халид бин аль-Валид ежедневно вызывал их на поединки, но никто из них не принял вызова, а обстрелы города из катапульты не дали желаемого эффекта. Потом для совершения подкопа были сооружены две черепахи (осадные машины), но сверху их забросали кусками раскалённого железа, и люди, прикрывавшиеся ими, были вынуждены отступить, ничего не добившись. Наконец Пророк ﷺ велел вырубить виноградники и пальмы, росшие вокруг Таифа, но люди стали заклинать его Аллахом и родственными связями не делать этого, и приказ был отменён. Через некоторое время глашатай Пророка ﷺ объявил, что любой из рабов жителей Таифа, который явится к мусульманам, получит свободу, после чего оттуда сбежали 23 раба, что весьма раздосадовало осаждённых.

 

Осада продолжалась 20 дней (а по другим данным целый месяц), но ни к чему не привела. Посланник Аллаха ﷺ решил посоветоваться с Науфалем бин Му‘авией, который сказал ему: «Они подобны лисе, укрывшейся в норе: если будешь стоять над ней, то схватишь её, а если уйдёшь, то она не причинит тебе никакого вреда», и тогда Пророк ﷺ велел снять осаду. Некоторые мусульмане стали призывать его обрушить проклятия на жителей Таифа, но вместо этого он обратился к Аллаху с мольбой и сказал: «О Аллах, выведи их на путь истинный и сделай их мусульманами!»

 

Раздел добычи и пленных

 

Посланник Аллаха вернулся из Таифа в аль-Джи‘рану и провёл там более десяти дней, не приступая к разделу добычи, поскольку он надеялся, что люди из племени хавазин покаются и придут к нему с просьбой вернуть им их имущество и их близких, оказавшихся в плену, однако никто из них не явился туда. Тогда он выделил пятую часть добычи и разделил её среди тех, кто принял ислам, но был етцё нетвёрд в вере, чтобы окончательно привлечь их к себе, а также среди тех, кто ещё не принял ислам, чтобы внушить им любовь к этой религии. Этим людям, которые получили свою долю первыми, досталось больше всех остальных, и их стали называть “людьми с приручёнными сердцами” (Так стали называть принявших ислам незадолго до этого влиятельных и знатных людей, которых Пророк ﷺ старался окончательно привлечь на свою сторону с помощью богатых подарков). Так, например, Абу Суфьян получил 40 окий серебра и 100 верблюдов, столько же получил его сын Язид, а Сафвану бин Умайе Пророк ﷺ дал сначала 100 верблюдов, потом ещё 100, а потом ещё 100, всего же — 300 верблюдов. Хаким бин Хизам, аль-Харис бин аль-Харис, Уяйна бин Хисн, аль-Акра‘ бин Хабис, Малик бин ‘Ауф, аль-Харис бин Хишам, Джубайр бин Мут‘им, Сухайль бин ‘Амр, Хувайтиб бин ‘Абд аль-‘Узза и некоторые другие получили по 100 верблюдов, а прочие — по 40 или 50, и люди стали говорить, что дары Мухаммада — это дары человека, который не боится обеднеть. Это привело к тому, что под напором требовавших подарков бедуинов Пророку пришлось отступить к какому-то дереву, в ветвях которого запуталась его накидка, и Пророк ﷺ воскликнул: «О люди, отдайте мою накидку, ибо, клянусь Тем, в Чьей длани душа моя, если бы у меня было столько же скота, сколько есть в Тихаме деревьев, я обязательно разделил бы его между вами, что бы вы не называли меня ни скупым, ни малодушным, ни лжецом!»

 

А потом Посланник Аллаха ﷺ выдернул шерстинку из верблюжьего горба и обратился к людям с такими словами: «Клянусь Аллахом, не возьму я себе из вашей добычи даже волоска, если не считать пятой части, да и та пойдёт на ваши же нужды! Верните же всё, что вы взяли оттуда, а тем, кто утаит хоть что-нибудь, в День воскресения достанутся позор и пламя ада!» — и люди вернули обратно всё, что они присвоили из захваченной после битвы при Хунайне добычи.

 

Затем Посланник Аллаха 3 велел Зейду бин Сабиту разделить между мусульманами всё остальное. После выделения пятой части каждому участнику сражения досталось в пересчёте на скот по 4 верблюда и 40 овец.

 

Недовольство ансаров и речь Посланника Аллаха ﷺ

 

Ансары удивились решению Посланника Аллаха ﷺ, который щедро одарил тех, кого он хотел склонить к исламу, но ничего не дал ансарам. Один из них сказал: «Поистине, это удивительно! Он одаривает курейшитов и ничего не даёт нам, хотя с наших мечей ещё капает их кровь!» — и Са‘д бин ‘Убада передал эти слова Пророку ﷺ. Тогда он собрал ансаров, воздал хвалу Аллаху и восславил Его, упомянул о том, чем они обязаны друг другу по милости Аллаха, а потом сказал: «О ансары, неужели разгневались вы из-за той малости, которую я отдал этим людям, чтобы склонить их к себе и чтобы они приняли ислам, в то время как вас я вверил вашему исламу?! Неужели вы не согласитесь вернуться домой с Посланником Аллаха, тогда как другие будут возвращаться с овцами и верблюдами?!» — после чего Посланник Аллаха ﷺ призвал милость Аллаха на всех ансаров, их детей и внуков.

 

Выслушав его, ансары заплакали так, что бороды их промокли от слёз, а потом стали говорить: «Довольны мы тем, что нашей долей стал Посланник Аллаха ﷺ!» — после чего все разошлись.

 

Делегация хавазин

 

Посла раздела добычи к Пророку ﷺ прибыла делегация племени хавазин во главе с Зухайром бин Сардом, члены которой приняли ислам и дали на клятву на верность, а потом сказали: «О посланник Аллаха! Поистине, среди тех, кого вы захватили, находятся наши матери, сёстры, родственницы и кормилицы, что является позором для нас!» В ответ им Посланник Аллаха ﷺ, сказал: «У меня есть лишь те, кого вы видите перед собой, скажите же честно, что вы хотите получить больше: своё имущество или своих женщин?» Они ответили: «Не может быть никакого сравнения между близкими и имуществом! Верни нам женщин и детей, и не будем говорить об овцах и верблюдах». Тогда он сказал: «Когда я начну полуденную молитву, становитесь на неё и вы, чтобы показать людям, что вы приняли ислам, и скажите: “Мы — ваши братья по вере”, а потом скажите: “Поистине, мы просим посланника Аллаха стать нашим заступником перед мусульманами и просим мусульман заступиться за нас перед Посланником Аллаха, чтобы он вернул нам наших близких!”». Они так и поступили, и тогда Пророк ﷺ сказал: «Я отдаю вам то, что принадлежит лично мне и роду бану ‘абд аль-мутталиб, и обращаюсь к людям с просьбой помочь вам». Услышав его слова, мухаджиры и ансары сказали: «Всё, что у нас есть, принадлежит Посланнику Аллаха!» Что же касается предводителей некоторых бедуинских племён, например аль-Акра‘а бин Хабиса, ‘Уяйны бин Хисна и ‘Аббаса бин Мирдаса, то сначала они отказывались последовать их примеру, но в конечном итоге Пророку ﷺ так или иначе удалось склонить к этому и их.

 

После безвозмездной выдачи пленных бану хавазин доля каждого воина в пересчёте на скот уменьшилась вдвое и стала равняться 2 верблюдам и 20 овцам.

 

Умра из аль-Джи'’раны

 

Завершив раздел добычи, Посланник Аллаха ﷺ вошёл в состояние ихрама и совершил умру, отправившись в Мекку из аль-Джи‘раны, а из Мекки вернулся в Медину, прибыв туда 24 или 21 зу-ль-ка‘да.

 

Наказание людей из племени бану тамим и их обращение в ислам

 

В месяце мухаррам 9 года хиджры в Медине стало известно о том, что тамимиты подбивают другие племена отказаться от выплаты подушной подати, и Посланник Аллаха ﷺ отправил против них отряд из 50 всадников под командованием ‘Уяйны бин Хисна аль-Фазари. Мусульмане неожиданно напали на тамимитов в пустыне, захватили 11 мужчин, 21 женщину и 30 детей, которых привели в Медину. Некоторое спустя туда явились 10 предводителей тамимитов, которые вызвали мусульман на состязание в красноречии. Первым выступил оратор бану тамим ‘Утарид бин Хаджиб, соперником которого был Сабит бин Кайс, а потом поэт тамимитов аз-Забракан бин Бадр состязался с мусульманским поэтом Хассаном бин Сабитом.

 

В результате тамимиты признали своё поражение и приняли ислам, а Посланник Аллаха ﷺ не только отпустил пленных без выкупа, но и щедро наградил тамимитов.

 

Разрушение идола бану тай по имени аль-Куллюс и обращение в ислам ‘Ади бин Хатима

 

В месяце раби‘ ас-сани 9 года хиджры Посланник Аллаха ﷺ отправил ‘Али бин Абу Талиба (р.а.) в поход против племени бану тай, поручив ему разбить идола этого племени по имени аль-Куллюс. Он вёл за собой отряд в сто пятьдесят всадников, сто из которых ехали верхом на верблюдах, а пятьдесят — на конях. ‘Али (р.а.) вёз с собой чёрное и белое знамя, и через некоторое время неожиданно напал на стоянку вождя этого племени Хатима ат-Та’и, прославившегося своей щедростью, и захватил много скота и пленных, среди которых оказалась и дочь Хатима Саффана.

 

Добычу и пленных доставили в Медину, где Посланник Аллаха ﷺ не только освободил дочь Хатима без выкупа, но и оказал уважение, подарив ей верблюдицу, после чего она уехала в Сирию, где находился её брат ‘Ади бин Хатим. Она рассказала ему о Посланнике Аллаха ﷺ, добавив к своему рассказу следующее: «Он поступил так, как не поступал и твой отец, и ты обязательно должен повидаться с ним!» ‘Ади последовал её совету и отправился к Посланнику Аллаха ﷺ без каких-либо гарантий безопасности, поговорив же с ним, он сразу принял ислам.

 

Когда ‘Ади находился у Пророка ﷺ, к нему пришёл один человек, пожаловавшийся на свою бедность, а через некоторое время явился другой с жалобами на то, что его ограбили. Тогда Пророк спросил: «О ‘Ади, видел ли ты Хиру? Если ты проживёшь достаточно долго, то обязательно увидишь, как женщины в своих паланкинах станут отправляться в путь из Хиры, чтобы совершить обход Каабы, и не будут они бояться никого, кроме Аллаха! И, поистине, если ты проживёшь достаточно долго, то обязательно примешь участие в завоевании сокровищ хосроя, и если ты проживёшь достаточно долго, то обязательно увидишь, как человек, достающий пригоршню золота или серебра, будет искать того, кто согласился бы взять это у него, но не найдёт ни одного такого!» И ‘Ади действительно дожил до того времени, когда женщины могли спокойно передвигаться по дорогам, а сокровища Ирана оказались в руках мусульман. Два этих события — наказание бану тай и разрушение святилища аль-Куллюса стали важнейшими из событий, имевших место после овладения Меккой, и хотя в этот же период произошло ещё несколько незначительных инцидентов, в основном борьба между мусульманами и идолопоклонниками на этом завершилась.

 

Вопросы и задания

 

1. Назовите дату битвы при Хунайне. Какую ошибку совершили мусульмане в этом сражении и каковы были её последствия?

 

2. С какой речью обратился Пророк ﷺ к ансарам в ответ на их обиду?

 

3. Почему Пророк ﷺ снял осаду Таифа? С какой мольбой за жителей Таифа он обратился к Аллаху?

 

Отзывы читателей (0)

Скрыть Hide

Список уроков

00:00
00:00
Created with Sketch. {{!-- --}} {{!-- --}} {{!-- --}} Created with Sketch. Asset 1mdpi