То, что необходимо знать
Имама Ибн Хаджара аль-Хайтами[1], пусть Аллах продлит пользу его знаниям, спросили:
«Что обязательно для нас знать и в чем быть убежденным? Разъясните нам открытым разъяснением, чтобы нам не приходилось искать ответ в другом месте. И да будет вам полное вознаграждение от Аллаха за это».
Он ответил:
Так же необходимо уверовать в то, что Всевышнего Аллаха увидят в раю (уверовавшие), в могильные мучения и в спрос двух ангелов (Мункар и Накир), в мост (сират) и водоем (хауд) и в весы и отчет что все это истинна, и то, что рай и ад сотворены в наше время, и все остальное, что связанно с земной и загробной жизнью.
И так же из того, что необходимо изучить каждому это арканы (обязательные составные части) намаза, его условия и так же то, что нарушает намаз, это все обязуется после того, как это стало для него обязанностью, а так же обязуется изучить это до его обязанности если после обязанности он не сумеет это изучить и совершить фард в свое время[9]. И так же пост, закат если у него есть имущество, хадж если он намерен совершить его, или есть угроза смерти или порча его имущества[10]. И так же торговля, если он решил заняться ею, так же подобно этому другие дела такие как бракосочетание, распределение (имущества и ночей) между женами если у него жен больше чем одна, и все это обязуется знать после того как это станет обязанным, или же тогда, когда он захочет их сделать. И обязуется знать каждому из нас поверхностно их условия, составные части и нарушения этих действий.
И так же обязуется знать болезни сердца ее причины и способы ее лечения, таких как зависть, самодовольствие, показуха, стремление к власти, ненависть и злоба. Да, тот, кто чист от этих болезней, или способен удалить эти болезни без их изучения, то он не обязан изучать то, что упомянуто из этих болезней, поскольку он не нуждается в этом. И Аллах свят Он и Велик знает лучше».
[1] 909-974 х/1504-1567 м
[2] Мукалляф - совершеннолетний, разумный, имеющий свободу выбора, понимающий не спящий и не потерявший сознание, ответственный за исполнение религиозных обязательств, к которому обращен призыв ислама.
[3] Прямой смысл которого: вознесение
[4] Прямой смысл которого: лицо
[5] Прямой смысл которого: глаз
[6] Прямой смысл которого: рука
[7] Прямой смысл которого: нога
[8] Прямой смысл которого: стопа
[9] Например, человек не должен изучить арканы и шуруты обеденного намаза до наступления времени обеденного намаза, а если есть вероятность, что после наступления времени он не успеет изучить их и совершить намаз в свое время до наступления времени следующего намаза, то он обязан изучить эти арканы и т.д.. до наступления времени обеденного намаза.
[10] То есть, человек боится, что в этом году он может умереть или, что у него отберут имущество или имущество испортится и в следующем году у него не будет этого имущества, и шанса совершить хадж, то он должен выучить все, что связанно с хаджем, чтоб совершить его.