О таклиде
Несколько дней назад к нам в редакцию зашел один брат из числа салафитов, и как следствие, разговор об Исламе перешел в диспут и продлился несколько часов. Разговор начался с акыды, продолжился познаниями имама Абу Ханифы, и закончился таклидом.
Первоначально, наш оппонент утверждал, что таклид запрещен. Однако в процессе разговора несколько раз выяснялось, что таклид дозволен, в некоторых случаях неизбежен, в некоторых случаях обязателен, и встречается в жизни каждого мусульманина, даже из числа тех, кто считает, что таклид запрещен.
Дошли ли наши доводы до оппонента, или он остался на своем, знает только Аллах и сам оппонент, однако мы искренне надеемся, что хотя бы закинули в почву его размышлений то зерно, которое впоследствии принесет полезные плоды.
Эта ситуация напомнила нам о том, что тема таклида, важность и необходимость которой в прежние времена всегда считалась дозволенной, доказанной и неотъемлемой частью Ислама, в наше время, благодаря усилиям братьев-салафитов и их ученых, как никогда актуальна. В связи с этим, мы решили в очередной раз напомнить о том, что такое таклид, и "с чем его едят".
Данный материал является предисловием к книге "Учение Ислама" муфтия Кифаятуллаха. Примечание: в электронном варианте предисловия нет.
Каждый мусульманин обязан подчиняться только Аллаху и Его Посланнику (салляллаху алейхи ва саллям). Подчинение Посланнику (салляллаху алейхи ва саллям) следует из того, что он объяснил нам приказы Аллаха. Нет никого достойного подчинения, кроме Аллаха. Но ясно, что обычному человеку невозможно узнать, что Аллах хочет, и чем Он доволен, разговаривая с Ним напрямую. Также невозможно непосредственно обратиться к Посланнику Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) и узнать у него о приказах Аллаха. Поэтому нет другого пути для подчинения Аллаху и Его Посланнику, кроме как обратиться к Книге Аллаха и к Сунне Его Посланника (салляллаху алейхи ва саллям).
Но есть второй вид приказов Корана и Сунны, в понимании которых возникают сложности, из-за того, что по одному и тому же вопросу имеется два разных указания. И оба они подтверждаются достоверными источниками: Кораном и хадисами. Например, Аллах Тааля сказал в Коране:
Здесь слово «куру» (период) в словаре имеет два значения; первое - менструация, а второе - очищение от неё. Возникает вопрос. Какое значение этого слова мы должны применять? Или, например, в одном хадисе сказано:
Этот хадис, на первый взгляд, означает, что читать суру «Фатиха» обязательно как имаму, так и стоящему за ним, и читающему намаз отдельно. Но в другом хадисе сказано:
В этом хадисе указано, чтобы стоящий за имамом ничего не читал.
Для того чтобы избежать явного разногласия в этих хадисах, есть два пути. Один - это объявить первый хадис основным, что поступать надо по нему, потому что во втором хадисе под чтением Корана не имеется в виду сура «Фатиха», а подразумеваются аяты, которые читаются после «Фатихи». Второй путь - объявить основным второй хадис, и что надо поступать по нему, потому что в первом хадисе приказ читать суру «Фатиха» относится только к имаму и читающему намаз отдельно, а не стоящему за имамом. Как нам быть в таком случае?
При толковании Корана и хадисов часто возникают подобные вопросы. Тогда у нас может быть только два выхода. Или выбрать для себя какую- то одну сторону и соответственно поступать, полагаясь на свои знания и разум; или, вместо того, посмотреть как поступали в данном случае наши учёные предки, обладающие большими знаниями, затем, поступать согласно мнению того учёного и муджтахида, которому мы больше доверяем.
Последний вариант обозначается словом «таклид» (следование за кем- либо).
Если мыслить беспристрастно, нет никаких сомнений в том, что первый вариант из вышесказанного является наиболее опасным, и в нём больше вероятности заблуждения. Только невежда может отвергать тот факт, что наши знания и богобоязненность не идут ни в какое сравнение со знаниями и богобоязненностью наших предков.
- Во-первых, имамы - муджтахиды жили во времена более близкие к временам Посланника Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям), и по этой причине им было проще, чем нам, понимать Коран и Сунну, а также обстановку, в которой ниспосылался Коран.
- Во-вторых, никак нельзя сравнивать наши знания и память с силой знаний и памяти, которыми их наградил Аллах.
- В- третьих, Аллах Та`аля не открывает истину и понимание Корана и хадисов тем, кто в любое время готов совершить грех. Для того чтобы правильно понимать смысл Корана и хадисов, кроме знаний, необходимо обладать особой богобоязненностью. Если мы сравним свою богобоязненность с богобоязненностью имамов-муджтахидов, то обнаружим разницу, как между небом и землёй.
Учёные, которые установили принципы исламского законоведения, определяют таклид следующим образом: «Поступать в соответствии со словами имама-муджтахида без требования доказательств».
Ссылаясь на данное объяснение, некоторые люди начали говорить, что следовать за чьими-либо словами без доказательств и принимать их как последние слова истины является ширком (многобожием). Но, если посмотреть на вышеприведённое объяснение таклида, данная критика исчезает сама собой.
Муджтахиды не устанавливают закон, не приносят шариат, а только растолковывают его. Доказательством этого факта является то, что мы не следуем за каким-либо имамом в вопросах, о которых имеются явные приказы Корана и Сунны, подтверждаемые достоверными источниками. Мы обращаемся к муджтахиду только в тех вопросах, в которых появляются трудности и сомнения в толковании Корана и хадисов, или в случае, когда по одному и тому же вопросу в Коране и хадисах имеются различные указания.
Первый вид таклида - в разных вопросах следовать разным имамам- муджтахидам без определения кого-либо одного. Такой вид таклида называется «таклид мутлак» или «таклид гайр шахси».
Второй вид таклида - определить из имамов кого-то одного и во всех вопросах следовать за ним. Этот вид таклида называется «таклид шахси».
В этом аяте приказано повиноваться (обладателям власти). Некоторые толкователи перевели как обладатели власти, но одна очень большая часть учёных говорит, что здесь имеются ввиду учёные-муджтахиды. Такое же толкование передаётся от Абдуллы ибн Аббаса, Джабира ибн Абдуллах (радыялЛаху анхум), Хасана Басри, Ата ибн аби Рабаха, Ата ибн Ассайба, Абуль Алия(рахматуллахи алейхим) и т. д. Также в тафсире ибн Джарира и имама Рази (рахматуллахи алейхима) также отдано предпочтение данному мнению.
Предыстория этого аята такова: во время битвы, некоторые лицемеры начали распространять разные слухи, и некоторые простые мусульмане поверили в них и стали передавать их дальше. Таким образом, по городу распространились ложные слухи, из-за чего начался беспорядок. В Коране Аллах сказал, что мусульманам, перед тем как распространять подобные слухи, надо обращаться к учёным сахабам, чтобы доискаться до истины и поступать соответственно с ней.
Хотя этот аят касается конкретного случая, но в правилах толкования Корана существует единогласно признанный принцип: «Берётся во внимание общий смысл, а не только особый случай ниспослания».
В этом аяте Аллах Та`аля наставляет мусульман, чтобы не все люди одновременно занимались одним делом. Пусть некоторые выходят на джихад, а другие набираются знаний религии. Затем те, которые получили знания, пусть передают их тем, кто выходил на пути Аллаха. В этом случае первые должны слушаться и следовать тем, кто получил знания. А это и есть таклид.
В этом аяте объясняется принцип, чтобы незнающие спрашивали у знающих. Хотя этот аят был ниспослан об обладателх Писания, но («Берётся во внимание общий смысл»), и он становится законом, чтобы незнающий обращался к учёному. А это и есть таклид.
Таклид и хадис
В сборниках хадисов «Джами Тирмизи», «Сунан Ибн Маджа», «Муснад Ахмад» и т. д. приводится хадис: Хузейфа (радыялЛаху анх) рассказывает, что Расулюллах (салляллаху алейхи ва саллям) сказал:
В этом хадисе приказано подчиняться. И подчинение не подразумевает следовать за кем-либо в организационных делах, а оно означает подчиняться в делах религии.
В сборнике хадисов Бухари в книге намаза (т.1 стр. 99) приводится, что некоторые сахабы начали поздно приходить на джамаат, поэтому Посланник Аллаха (саллялЛаху алейхи ва саллям) приказал им читать намаз в первых рядах и сказал:
Одно значение этого хадиса - это то, чтобы люди, находящиеся в первых рядах, глядя на Посланника Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям), следовали за ним. А второе значение - чтобы сахабы внимательно переняли намаз Посланника Аллаха (саллялЛаху алейхи ва саллям), потому что последующие поколения будут следовать им.
Хафиз ибн Хаджар Аскаляни (рахматуллахи алейхи) в книге «Фатхуль Бари» в толковании этого хадиса написал:
«Этот хадис означает: «Вы учитесь установлениям шариата у меня, пусть следующие за вами учатся у вас, и таким же образом следующие за ними, и так до конца света»».
В книге «Мишкатуль масабих» (т. 1 стр. 36) в третьей главе «Китабуль ильм» передаётся от имама Байхаки в книге «Аль-мадхаль»:
Ибрахим ибн Абдуррахман передаёт, что Расулюллах (саллялЛаху алейхи ва саллям) сказал: «Достойные из каждого будущего поколения понесут эти знания (Корана и хадиса), и будут они устранять им добавления тех, кто совершает излишества, выдумки лжецов и толкования невежд».
Здесь надо обратить внимание на то, что пытаться объяснять Коран и хадис может и тот, кто имеет хоть какие-нибудь знания, но в этом хадисе его тоже назвали невеждой. Из этого становится ясно, что немного знания недостаточно для того, чтобы выводить из Корана и хадиса приказы религии.
Таклид мутлак во времена сахабов
Во времена сахабов, где встречается много примеров иджтихада, также встречается немало примеров и таклида. Сахабы, которые не могли выводить заключения из Корана и хадисов, сами обращались к учёным сахабам, и узнавали вопросы религии у них. Учёные сахабы отвечали иногда с доказательствами, а иногда без доказательств.
Конечно же, во времена сахабов не было обязательным придерживаться только таклида шахси, а были приняты оба таклида, т.е таклид шахси и таклид мутлак. В те времена можно найти бесчисленное количество примеров таклида мутлак. Каждый факих (учёный сахаба) давал фатву в своём кругу, и остальные следовали за ним. Поэтому Аллама ибн Кайюм (рахматуллахи алейхи) написал в своей книге «Аламуль муаффин»:
«Среди сподвижников Посланника Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) тех, кто давали фатву, было более 130 мужчин и женщин».
Например, в книге «Муатта имам Малик» приводится хадис, что Умар (радыяллаху анху) увидел Талху (радыяллаху анху), одетого в крашеную одежду в состоянии ихрама, и упрекнул его, на что тот ответил: «В этой краске нет благовония». Умар (радыяллаху анху) сказал ему:
«Вы являетесь имамами, за вами следуют люди. Если какой- нибудь незнающий человек увидит эту одежду, он обязательно будет говорить, что видел Талху ибн Абдуллах (радыялЛаху анх) одетого в крашеную одежду в состоянии ихрама, поэтому вам не надо надевать ничего из этой одежды».
Таклид шахси во времена сахабов
Как уже было сказано, во времена сахабов встречается много примеров таклида шахси. Некоторые из них следующие.
В сборнике «Сахих Бухари» (т. 1 стр. 237) в главе «Китабуль хадж» Икрима (радыяллаху анху) рассказывает:
И эта же история имеется в «Муджим Исмаили» от Абдуль Ваххаба Сакафи с добавлением слов людей Медины:
А в «Муснад Абу- Дауд» приведены следующие их слова:
Из этого случая становится ясно, что данные люди следовали за Зейдом (радыяллаху анху) (таклид шахси) и поэтому не приняли фатву даже такого сахаба, как Ибн Аббас (радыяллаху анху). И для отказа от его фатвы они не объяснили других причин, кроме того, что она не согласовывалась с фатвой Зейда (радыяллаху анху).
Ибн Аббас (радыяллаху анху) тоже не стал критиковать их за то, что они делают таклид шахси. А наоборот, дал им совет, чтобы они уточнили это у Умми Сулейм и заново обратились к Зейду (радыяллаху анху). Люди сделали, как он сказал. И Зейд (радыяллаху анх), посмотрев хадисы, взял свою фатву обратно, как это приводится в «Муслиме». Как бы то ни было, из этого случая становится известно, что люди Медины делали таклид шахси Зейда (радыяллаху анху).
В сборнике хадисов «Сахих Бухари» в «книге Аль - Фараид » в главе «Мирас», Хузейль ибн Шарджиль передаёт, что некоторые люди спросили у Абу Мусы Ашари (радыяллаху анху) один вопрос. Он ответил им, но добавил:
А в «Муснад Ахмад» (т. 1 стр. 464) этот хадис передаётся с добавлением слов:
Здесь Абу Муса Ашари (радыяллаху анху) посоветовал им, чтобы по каждому вопросу обращались только к Абдулле ибн Масуду (радыяллаху анху). Это и называется таклид шахси.
В книгах «Абу Дауд», «Тирмизи» и т. д., приводится известная история, в которой говорится, что Расулюллах (салляллаху алейхи уа саллям) отправил Муаза ибн Джабаль (радыяллаху анху) в Йемен с наставлением об основных принципах Шариата. Муаз ибн Джабаль (радыяллаху анху) поехал туда не только как наместник, а также в качестве казыя (судьи) и муфтия. Так как для жителей Йемена не было другого пути, кроме как следовать за ним, то они делали его таклид шахси.
Некоторые люди говорят, что Муаз (радыяллаху анху) был казый, а не муфтий, но это абсолютно неправильно. В «Сахих Бухари» (т. 2 стр. 297) в «Китабуль фараид» в главе Асвад (радыяллаху анху) рассказывает:
Одним словом, в эпоху сахабов встречается множество примеров таклида мутлака и таклида шахси. В действительности, оба таклида разрешаются. И в начале Ислама люди придерживались обоих видов. Но позже учёные с великой целью систематизации оба таклида заменили одним, сделав обязательным только таклид шахси.
Для того, чтобы понять эту мудрость, надо помнить, что согласно многочисленным объяснениям Корана, следовать своим страстям является очень опасной болезнью. Но один вид следования страстям – это совершать грех, считая его грехом, а второй и наихудший вид – это совершать грех и не признавать его грехом. Последний вид является наихудшим, потому что человеку совершившему грех, не становится стыдно.
Раньше люди были честными с самим собой, не было опасности потакания своим страстям. Позже люди изменились, и честность ослабла. Учёные почувствовали поэтому, что если дверь таклида мутлака оставить полностью открытой, то люди, следуя своим желаниям, будут выбирать себе у разных имамов то, что легче выполнять. Это является сильным заблуждением, никто не сомневается в том, что это против Ислама. Сам Ибн Таймия в своих фатвах считает порицаемым, чтобы человек следовал иногда за одним имамом, а иногда за другим, лишь из-за своих желаний.
Если разрешить применять высказывание любого муджтахида, которое понравится, то религия, в действительности, станет игрушкой, поскольку у многих муджтахидов встречаются некоторые отдельные высказывания, которые соответствуют желаниям нафса. Например, по мнению имама Шафии (рахматуллахи алейхи), разрешается играть в шахматы, в отношении Абдуллы ибн Джафара (рахматуллахи алейхи) люди говорят, что он разрешал музыку. Про Касима ибн Мухаммада (рахматуллахи алейхи) сказано, что он разрешал рисовать картины, среди маликитов разрешение полового акта со своей женой в задний проход приписывают имаму Сухнуну (рахматуллахи алейхи), от имама Амаша передают, что по его мнению, ураза начинается после восхода солнца. По мнению ибн Хазама (рахматуллахи алейхи), если есть намерение жениться на женщине, то разрешается увидеть её даже обнажённой. Далее он говорит, что если женщине трудно закрываться от мужчины, то пусть она накормит его своим молоком из груди, из-за чего он станет её махрамом. И с неё снимается обязанность закрываться от него. Ата ибн Аби Рабах (рахматуллахи алейхи) говорит, что если Ид наступит в день джума, то в этот день джума и зухр намазы перестают быть фарзом.
Одним словом, можно сказать, что если кто- нибудь станет выискивать подобные высказывания, чтобы затем применять их на практике, то появится религия, создателем которой будет только шайтан.
Его начали критиковать. Как может стать ваджибом позже то, что не было ваджибом во времена сахабов. Отвечая на этот вопрос, он пишет в книге «Аль- инсаф фи баян сабабаль ихтилаф»:
«У ваджиба есть два вида:1) ваджиб лиайнихи,2) ваджиб лигайрихи.
Ваджиб лиайнихи - это ваджиб, который стал таковым во времена Расулюллах (салляллаху алейхи ва саллям), в нём нельзя производить какие- либо изменения. Но к ваджибу лигайрихи можно что-то добавлять или убавлять. Так, если целью человека, является выполнить какой- либо ваджиб, но в определённое время его выполняют каким-то одним способом, а другой способ невозможен, то этот способ тоже становится ваджибом.
Например, во времена Расулюллах (салляллаху алейхи ва саллям) сохранение хадисов являлось ваджибом, потому что достигалось это выучиванием наизусть. Но позже, когда стало нельзя доверять памяти хафизов, то остался единственный метод сохранения хадисов - это сохранение их в письменном виде. Поэтому записывать хадисы стало ваджибом. Таким же образом во времена сахабов и табиин для обычного человека таклид мутлак был ваджибом, но когда этот путь стал опасным, то сделали ваджибом только таклид шахси. На этот факт Шейхуль Хадис Маулана Закария (рахматуллахи алейхи) указал следующими словами:
«Таклид шахси является ваджибом не из-за повеления шариата, а является фатвой для организационного порядка».
Ещё один пример: до правления Усмана (радыяллаху анху) существовали разные виды письма, в которых был записан Коран. С целью предотвращения страшной смуты, он оставил для всей общины только один вид письма и запретил писать Коран в других видах. С этим согласилась вся община. И никто не может его осуждать, что сделали ваджибом то, что ваджибом не было. Точно так же для предотвращения другой большой фитны ваджибом стал таклид шахси.
Таклид народа
Самая первая степень - это таклид народа. Под народом имеется в виду три типа людей:
- во- первых, те, кто абсолютно не владеет арабским языком и не имеет никаких исламских знаний, даже если они являются мастерами других искусств;
- во- вторых, те, кто хорошо владеет арабским языком, но не получил религиозных знаний в установленном порядке;
- в- третьих, те, кто регулярно получали религиозные знания и официально закончили исламское обучение, но не имеют ни опыта, ни понимания, ни мастерства.
Для всех трёх типов людей придерживаться таклида в любом случае является ваджибом. Им не разрешается поступать против высказываний своего имама или муфтия, даже если какое-нибудь высказывание, на их взгляд, противоречит хадисам.
Вроде бы кажется странным, когда перед человеком есть какой- нибудь хадис, и он, оставив его, следует за высказыванием своего имама или муфтия. Но людям, о которых идёт речь, нет другого выхода, потому что они не имеют достаточно знаний, чтобы самим осмысливать доказательства из Корана и хадисов и выводить правильное решение. Часто слова Корана и хадисов имеют одно буквальное значение, но в свете других доказательств имеют совершенно другой смысл. В этом случае, если разрешить обычным людям оставлять слова имама, противоречащие хадису и брать сам хадис, то в большинстве случаев, это станет причиной явного заблуждения.
Или, например, сказано в хадисе:
Имам Абу Юсуф (рахматуллахи алейхи) говорит:
«Если кто- нибудь прочитал хадис: «Кто делает кровопускание и кому делают, у обоих ураза испортилась», и прервал уразу, то для него каффара за уразу становится ваджибом, но если ему сказал кто- нибудь из муфтиев, что этим ураза портится и после этого он начал есть и пить, тогда каффара за эту уразу не является ваджибом для него».
Чтобы объяснить причину, он пишет:
«Для обычного человека следовать за учёным является ваджибом, по причине того, что он сам не может понять хадис».
Некоторые люди связывают таклид со следующим аятом:
- Во-первых, таклид, который запрещён Кораном, касается веры, а, как уже было сказано ранее, иман и то, что подтверждено достоверными источниками Шариата, т. е Кораном и хадисами, не подлежат таклиду.
- Во-вторых, неверующие, о которых сказано в этом аяте, отказались от того, что ниспослал Аллах и приводили поступки своих предков как доказательство против этого аята. Люди, которые следуют за имамами, не отказываются от того, что ниспослал Аллах, а лишь доверяются объяснению его муджтахидом. И не считают высказывание муджтахида последним словом.
- В-третьих, далее Коран также объясняет и причину, по которой запрещено следовать за своими предками:
В сборнике хадисов «Тирмизи» (т. 2 гл. Абвабу- т- тафсир уа мин сура Ат- Тауба») передаётся со слов Ади ибн Хатима (рахматуллахи алейхи), что Расулюллах (салляллаху алейхи ва саллям), толкуя следующие аяты Корана:
Т.е люди Писания считали своих учёных не только толкователями , но и законодателями тоже. И даже сегодня в книгах римских католиков подробно написано, что Папа полномочен издавать закон. Далее пишут, что ему разрешается вводить закон в Шариат, так как он непогрешим. Напротив, никто не считает имамов - муджтахидов ни непогрешимыми, ни законодателями, и по этой причине большие учёные иногда поступают против их высказываний.
Некоторые люди в критику таклида приводят следующий аят:
Но дело в том, что аяты Корана имеют два вида. Первый вид включает в себя приказы Шариата, а второй вид - наставления и предостережения. Последний вид аятов понять очень легко, и каждый человек может получить из них увещевание. Поэтому в вышеприведённом аяте подразумевается второй вид аятов. Доказательством этого является то, что Коран сам даёт заключение: после «лиззикр» (для поминания) сказал: «фахаль мим муддакир» (найдётся ли хоть один припоминающий!), а не сказал: «фахаль мим мустанбит» (найдётся ли хоть один, кто бы вывел из него приказы).