Месяц Шаабан, пост и ночь Бараат
На днях начался Шаабан - один из священных месяцев, который предшествует священному месяцу Рамадан. Этот месяц считается месяцем духовной подготовки к месяцу Рамадан, к месяцу Поста.
Одной из самых значимых особенностей месяца Шаабан является наличие в нем ночи, которая обозначена в шариате как «Ляйлятуль-Бараат» (Ночь освобождения от Огня). Эта ночь наступает между 14-ым и 15-ым днями месяца Шаабан (что в 2024 году ориентировочно соответствует ночи с 24 на 25 февраля).
Существуют определенные хадисы Пророка Мухаммада ﷺ, доказывающие, что это особая ночь, в которую Божественная милость посещает людей всей земли. Прочитаем некоторые хадисы об этом:
1. Сообщается, что Уммуль-Му'минин Айша (р.а.) сказала: «Однажды Пророк Мухаммад ﷺ совершал ночную молитву (тахаджуд) и находился в очень продолжительном саджда, что я забоялась, не умер ли он. Когда я увидела это, я встала и подвинула его большой палец (чтобы убедиться, что он жив). Палец сдвинулся, и я вернулась (на свое место). Затем я услышала, как он говорил в саджда:
«Я ищу прибежища Твоего прощения от Твоего наказания, и я ищу прибежища Твоего довольства от Твоего недовольства, и я ищу Твоего прибежища от Тебя. Я не могу восхвалить тебя так полно, как Ты того заслуживаешь. Ты именно такой, каким Ты определил Себя». После этого он поднял голову из саджда и закончил свой намаз. Он обратился ко мне: «Айша, ты думала, что Пророк предал тебя?». Я сказала: «Нет, О Пророк Аллаха, но я боялась, что твою душу забрали (из этого мира), потому что твой саджда был очень долгим». Он спросил меня: «Знаешь ли ты, что это за ночь?». Я сказала: «Аллах и Его Посланник знают лучше». Он сказал: «Это ночь половины Шаабан. Аллах Всемогущий смотрит в эту ночь на своих рабов и прощает тех, кто просит прощения, и удостаивает Своей милости тех, кто молит о милости, но сохраняет тех, кто имеет злой умысел (против мусульманина), такими же (и не прощает их до тех пор, пока они не освободятся от злобы)».
2. В другом хадисе Айша (р.а.) сообщила, что Пророк Мухаммад ﷺ сказал:
«Аллах Всевышний в ночь в середине (месяца) Шаабан прощает большое количество людей — больше, чем количество волосков овец племени Кальб».
Кальб представляло собой большое племя, располагавшее очень большим числом овец. Поэтому последнее предложение хадиса указывает на большое количество людей, прощаемых в эту ночь Всевышним Аллахом.
Чтобы соблюсти Ночь Бараат, следует бодрствовать в эту ночь так долго, как это возможно. Если у кого-то есть больше возможностей для этого, ему следует провести всю ночь в поклонении и молитве. Однако если кто-либо не может сделать этого по той или иной причине, он может выбрать для этих целей какую-либо существенную часть ночи, желательно ее вторую половину, и совершать следующие действия поклонения:
1. Намаз. Это самое предпочтительное действие для исполнения в эту ночь. Нет какого-либо определенного количества ракаатов, но желательно, чтобы их было не менее восьми. Также рекомендуется каждую часть намаза — такие, как кыйям, руку' и саджда - исполнять дольше обычного. В намазе следует произносить самые длинные суры Священного Корана из тех, что человек знает наизусть. Если кто-нибудь не помнит длинные суры, он может также произносить несколько коротких сур в одном ракаате.
2. Тилават. Произнесение Священного Корана — другая форма поклонения, очень полезная в эту ночь. После совершения намаза или в любое другое время следует произнести из Священного Корана столько, сколько человек в состоянии сделать.
3. Зикр. Этой ночью следует также совершать зикр (то есть, поминание имени Аллаха). Особенно полезно произносить салят (дуруд) Пророку Мухаммаду ﷺ столько, сколько возможно. Зикр можно также произносить во время ходьбы, лежа на кровати или в другие часы работы или отдыха.
4. Дуа. Наибольшая польза, которую можно извлечь из благ этой ночи - это дуа. Есть надежда, что все дуа в эту ночь будут приняты нашим Господом, ин шаа Аллах. Дуа само по себе является ибадатом, и Всевышний Аллах дает награду за каждое дуа вместе с удовлетворением нужд обращающегося. Даже если то, о чем молили, не достигнуто, человек не может быть лишен награды за дуа, которая иногда даже более ценна. Дуа также укрепляют отношения человека с Аллахом, что является главной целью всех видов и форм поклонения.
Человек может молить о разном. Но лучшие дуа — это те, которые делал Пророк Мухаммад ﷺ. Эти дуа настолько всеобъемлющи, что красноречивые выражения, используемые в них, покрывают все человеческие нужды как этого мира, так и Следующего. Человеку следует молить Аллаха в соответствии с ними, произнося дуа на арабском или же перевод их смысла на своем языке.
5. Есть люди, которые не могут исполнить дополнительный намаз или чтение Корана по различным причинам (болезнь, слабость или занятость другими необходимыми делами). Таким людям не стоит полностью лишаться благ этой ночи. Им следует исполнять следующие действия:
- Исполнить намазы магриб, иша и фаджр с джамаатом в мечети или в своих домах в случае болезни.
- Следует постоянно произносить зикр, ообенно упомянутый в 3 пункте, в любом положении, пока человек не заснет.
- Следует молить Аллаха о прощении и других благах. Это можно делать даже в кровати.
Женщины во время месячных не могут исполнять намаз и читать Коран, но они могут произносить любой зикр, тасбих, дуруд шариф и могут обращаться к Аллаху с любой просьбой, которую пожелают, на любом языке. Они также могут произносить арабские дуа, приведенные в Коране или в хадисах с намерением дуа (без намерения тилавата).
1. Сторонится грехов и того, что может вызвать недовольство Аллаха. Как говорилось выше, Ночь Бараат — ночь особых благословений, направленных на мусульман. Поэтому эту ночь следует проводить в полной покорности Аллаху, и следует сторониться всех тех действий, которые могут не понравиться Аллаху. Хотя каждый мусульманин должен всегда воздерживаться от совершения грехов, в такие ночи — это воздержание становится еще более необходимым. Следует строго воздерживаться от всех грехов, особенно упомянутых в следующем хадисе:
«Но Он (Аллах) даже не посмотрит на человека, придающего Аллаху сотоварищей, или на того, кто взращивает злой умысел в своем сердце (против кого-нибудь), или на того, кто порывает родственные связи, или на того, кто ослушается родителей, и на того, кто имеет привычку пить вино».
2. Не следует праздновать Ночь Бараат. Некоторые люди в эту ночь занимаются делами, которые они считают необходимыми для празднования Ночи Бараат: они готовят особые блюда, подсвечивают дома. Все такие действия безосновательны, а в некоторых случаях являются полной имитацией ритуалов немусульман. Такое имитирование само по себе является грехом, а совершение его в такую благословенную ночь, как Ляйлятуль-Бараат, делает его еще хуже.
3. Некоторые люди в эту ночь проводят религиозные собрания и читают длинные лекции. Такие действия также не рекомендуются. В эту ночь необходимо заниматься только самостоятельными действиями поклонения.
4. Коллективное поклонение. Такие действия поклонения как намаз, произнесение Корана и зикр следует исполнять в эту ночь самостоятельно, а не коллективно. Не следует исполнять нафль-намаз в джамаате и не следует мусульманам организовывать собрания в мечетях для коллективного празднования этой ночи.
Наоборот, эта ночь подразумевает поклонение Аллаху в уединении. Это драгоценные часы данной ночи, в которые между человеком и Его Господом никто не должен вмешиваться, и следует обратиться к Аллаху с полной концентрацией без помех с чьей-либо стороны.
Поэтому Пророк Мухаммад ﷺ совершал действия поклонения этой ночью в полном уединении, без чьего-либо сопровождения, даже без Айши (р.а.), и поэтому все формы добровольного поклонения (нафль-ибадат) рекомендованы им для совершения индивидуально, а не коллективно.
В день, следующий за Ночью Бараат, т.е. 15-го шаабана, является мустахаб (рекомендуемым) держать пост. Сообщалось, что Пророк Мухаммад ﷺ настоятельно рекомендовал данный пост и постился большую часть дней в Шаабан. Большое количество старейшин (саляфов) уммы держали пост 15-го шаабана. Эта непрерывная практика указывает на то, что они принимали соответствующий хадис в качестве достоверного.
Поэтому рекомендуется поститься 15-го шаабана, держа добровольный (нафль) пост. Можно также держать каза-пост (возмещение пропущенного обязательного поста), и есть надежда, что человек может также получить пользу от достоинств этого поста.
Завершая выпуск хотелось бы сделать небольшую ремарку: к сожалению, есть некоторые братья, которые не учитывают мнение исламских ученых, считая поклонение в эту ночь нововведением, противоречащим нашей религии. Если у вас возникнут вопросы, в том числе о Ночи Бараат, то мы настоятельно рекомендуем, во избежание попадания под влияние деструктивных религиозных течений, обращаться только к устазам, имамам и специалистам Духовного управления мусульман Казахстана.
Пусть Всевышний Аллах примет наше поклонение и наш пост в благословенный месяц Шаабан!
Ассаләму ғаләйкум уа рохматуЛЛАҺИ уа бәрокәтуһу!
7-8 қараған түн емес пе?
сәжде қолданбасында бүгін, яғни 06.04 шағбан айының 13-і деп тұр. Сонда ертең, 07.04 - 14-і болады. Қайсысы дұрыс?
Уалейкум ассалам!
Ориентируйтесь по сайтам Muftyat.kz и Azan.kz - это официальные сайты ДУМК. 6 апреля - 12 Шаабан.
Алла разы болсын!
Ассаламуалейкуум ия 25 Наурыз биринши Шагбан болмады ма ?
Ассаламуалейкуум, кеше Дуйсенби, бугин Барат туни деп ораза устагам ертен екен Барат туни Жалгатыра беруге болар ма екен?
Ассалам алейкум!
Ночь аль бараат месяца шабаан 14 на 15 по хиджре, по григорианскому календарю с 7 на 8 апреля в 2020году.
Календарь муфтията не обновлялся поэтому люди в замешательстве!
https://namaz.today/date-converter
Этот конвертер интерактивный и обновляется каждый месяц.
Да примет Аллах от нас и от вас! Аминь
Ассаламу алейкум!
Брат, а что означает "интерактивный и обновляется каждый месяц"? Какой метод используют? Астрономический или по видимости Луны? Предположим, по видимости Луны. Если 15 Шагбан - это 8 апреля, то 1 Шагбан приходится на 25 марта. В этот день разглядеть невооруженным глазом Луну при видимости 0,7% не представляется возможным, (а ночью она не превышает 0,3%). Таким образом, вариант метод по видимости Луны - отпадает. ... Тогда получается все-таки астрономический метод? Но какой смысл в интерактивности астрономического метода? Ведь он дает возможность на сотни лет вперед точно определить когда будет 1 день месяца Шагбан. Можете пояснить, возможно я не все учитываю в рамках Казахстана?
Уалейкум ассалам!
Данная дата - официально принятая Духовным управлением мусульман Казахстана. Рекомендуем придерживаться официально принятого календаря ДУМК. В случае, если те или иные даты будут корректироваться, мы незамедлительно сообщим об этом на сайте и в наших каналах и группах в Telegram и Whatsapp.