Дуа - оружие верующего
Всевышний в Коране говорит:
«Взывайте ко Мне, и Я отвечу вам» (40:60).
Этот аят нам поясняет, что мольба к Создателю не просто дозволена, но и желательна, ибо когда мы молим Аллаха о чём-либо, мы следуем Его же велению, ведь Он сам говорит нам «Взывайте ко Мне». Это означает, что мольба есть один из видов поклонения, ибо поклонением является исполнение любого веления Творца. Среди мусульман есть мнение что не надо просить, Аллах и так всё даёт и стыдно просить его о большем, чем Он мне дал. Однако это не всегда так, поскольку Аллах любит, когда его просят.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Дуа – это оружие верующего, опора религии и свет небес и земли» ("Джамиуль-ахадис" № 12408).
В этом хадисе Пророк (мир ему и благословение) говорит нам о важности мольбы. Дуа подобно оружию, оно способно защитить человека от бед и невзгод, болезней и трудностей, подобно тому, как оружие способно защитить человека от врага.
Очень важно просить Всевышнего после обязательной молитвы, ибо дуа, совершённое в это время, принимается Аллахом. Доводом тому служит хадис, переданный от Абу Умама аль-Бахили (да будет доволен им Аллах), который рассказал: «Пророка (с.а.у.) спросили: «О, Посланник Аллаха! Какое дуа самое слышимое (принимаемое)?» Пророк (мир ему и благословение) ответил: «Дуа, посреди ночи, и дуа после каждой обязательной молитвы» (имам ат-Тирмизи в книге «Сунан»188 /5).
Некоторые под словом дуа понимают только поднятие руки, просьбы, не читая азкаров (молитвы, которые читал Пророк (с.а.с.)), выбегают из мечетей, тогда как Пророк (с.а.с.) читал очень много разных азкаров. В трудах авторитетного учёного Ислама имама ан-Навави говорится: «…очень много азкаров, которых читают после обязательных молитв…» (книга «аль-Азкар» имама ан-Навави).
Также крайне желательно делать дуа коллективно, как это делают последователи всех четырёх мазхабов, после всех азкаров. Одному верующему предоставляют слово для дуа, а остальные говорят: «Амин!», что означает «Ответь, Прими» доводом же является то, что рассказали сподвижники:
Хабиб ибн Масляма аль-Фихри (да будет доволен им Аллах), который считался тем, чьё дуа принималось Аллахом, сказал: «Я слышал, как и Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Когда соберутся мусульмане и, кто-то из них будет делать дуа, а другие говорить: «Амин», то Аллах примет их мольбу» (ат-Табарани в книге «аль-Муджма аль-Кабир» №3536; Хайсам сказал: «цепочка передатчиков достоверная»; имам аш-Шавкани в книге «тухфату аз-Закирин»; имам Хаким сказал: «хадис с достоверным иснадом»).
В этом хадисе ясно и чётко Пророк (с.а.с.), сказал, что если один совершает дуа, а другие говорят: «Амин!», то Аллах принимает их дуа. Потому, что тот, кто делает дуа и тот, кто говорит «Амин», наравне перед Аллахом, ибо по сути оба просят у Аллаха. Такой вывод можно сделать из Корана, в котором говорится:
Когда, пророк Муса (мир ему) делал дуа, то Харун говорил: «Амин», Аллах ответил им, как в Коране сказано: «Он (Аллах) сказал (Аллах): Ваша молитва (Мусы и Харуна) принята» (10:89»). В этом аяте видно, что Аллах не только принял дуа, но и посчитал их (Мусу и Харуна) обоих, совершающими дуа.
Также говорят, что Пророк (с.а.с.) сказал Умару бин аль-Хаттабу (р.а.):
«Ты пришел на путь истины потому, что Абу Бакр говорил: «Амин», когда я делал дуа».
Коллективное дуа было во время Пророка (с.а.с.), в одном из хадисов говориться: «Абу Хурайра сообщил, что Пророк сказал: «Когда, имам (руководитель) говорит: «Амин!», то, и вы говорите «Амин!» ибо, если ваш «Амин!» совпадёт с «Амин!» ангелов, то прощаются ему предыдущие грехи» (имам аль-Бухари, «Сахих» №609).
В этом хадисе даётся понять, что если один, в данном случае имам, сказал «Амин», и другие также будут говорить «Амин», то при совпадении с ангелами прощаются их грехи. Поэтому, когда кого-либо просят сделать дуа, он не должен отказываться и перепоручать это другому. Потому что делающими дуа считаются и те, кто говорят «Амин».
Еще одной важной сунной является просить в своих мольбах за своих братьев по вере. Такая желательность обусловлена тем, что во-первых, такая мольба принимается Всевышним, а во-вторых, просящий получает подобное тому, что просит для своего брата по вере. Об этом говорится в одном из изречений Пророка Мухаммада (с.а.с.). «Когда мусульманин просит в своих мольбах за своего брата по вере в его отсутствии – его мольба бывает принимаемой Всевышним. И, каждый раз, когда человек просит [благое] для своего брата по вере у его изголовья объявляется ангел, которому поручено Всевышним говорить «о Аллах, прими его мольбу» и дай ему подобное тому, что он просит для брата своего единоверца» («Канзуль-уммаль фи сунаниль-аквали валь-афъаль» № 3310).
И пусть Всевышний примет мольбу каждого из нас и сделает нас из числа тех, кем Он доволен! Амин.