Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Иминов Нурмухаммад
- Канатали Такиров
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев
Платформа мусульман Казахстана: 1. Основные религиозные убеждения
Введение
Духовное управление мусульман Казахстана (далее - ДУМК), на основе своего Устава и с учетом светского характера государства, поддерживает отечественный опыт мирного сосуществования мусульман страны с представителями других религий и лицами, не являющимися последователями какой-либо религии, по сохранению межэтнической и межконфессиональной стабильности. Также в своей повседневной деятельности будет руководствоваться настоящей Платформой, которая станет основой для дальнейшего укрепления этой традиции.
Платформа определяет основные религиозные убеждения мусульман, необходимый объем знаний в религиозных вопросах и отношение к светскому обществу, законодательству государства и установленному порядку в обществе, получению образования, медицинской помощи, защите Родины, окружающей среде, труду и уважению семейных ценностей, традиций и особенностей народов, проживающих на территории нашей страны.
1. Основные религиозные убеждения
1.1. Основы Ислама
Слово «Ислам» имеет значение «полное смирение перед Всевышним», «быть мирным человеком». Основу Ислама составляют пять столпов: вера, пятикратная молитва (намаз), пост, закят и хадж. Ислам требует исполнения религиозных предписаний на должном уровне.
ДУМК придерживается Ислама сунитского направления и следует мазхабу Абу Ханифы. Проповедует общие для большинства последователей мусульманской уммы религиозные убеждения и законы шариата. В вопросах вероубеждения следует пути Матуридитской догматической школы.
Основы веры (акида)
Иман — это вера в Аллаха сердцем и произнесение языком. Иман состоит из семи основополагающих постулатов:
1. Вера в существование Единого Всевышнего Аллаха;
2. Вера в Ангелов;
5. Вера в Священные писания;
4. Вера в пророков;
5. Вера в Судный день;
6. Вера в предопределение;
7. Вера в воскрешение после смерти.
Акида — это учение, которое рассматривает вопросы вероубеждения мусульман. Фундаментальная основа акиды мусульманина - Коран и Сунна. Каждый мусульманин должен принять следующее: «Верую во Всевышнего Аллаха, всем сердцем принимаю присущие Ему имена и свойства, полностью подчиняюсь всем Его приказам».
Свойства, присущие Всевышнему Аллаху, делятся на «Сыфат-Затийя» и «Сыфат-Субутия».
А) «Сыфатов-Затийа» шесть:
1. аль-Вуджуд (существование);
2. аль-Кидам (предвечность, Его существованию не было начала);
3. аль-Бакаа (вечность);
4. Мухалафатуль лил-хаваадис (Его свойства не похожи на свойства
других творений);
5. Кыяму би-нафсихи (самодостаточность, ни в чем не нуждается);
6. аль-Вахданият (единственность);
Б) «Сыфатов-Субутия» восемь:
1. аль-Ильм (знающий);
2. аль-Калам (говорящий);
3. ас-Сам’ (слышащий);
4. аль-Басар (видящий);
5. аль-Хайат (живой);
6. аль-Ираада (обладающий волей);
7. аль-Кудра (всемогущий);
8. ат-Таквин (создающий).
Акида Имама Матуриди охватывает нижеследующие вопросы:
Вера в Аллаха
1. Всевышний Аллах существует. Он «Ваджибул-уджуд», то есть Его существование обязательно. Все остальное «Мумкинул-уджуд», то есть существование всего остального зависит от Аллаха.
2. Всевышний Аллах - один. У Него нет сотоварищей. Также Всевышний Аллах один в своих свойствах, действиях и сущности. Ничто не похоже на Аллаха. Нет свойств, подобных Его свойствам. Никто не может быть соучастником в Его делах. Лишь Он Один - творец и управляющий.
5. Всевышний Аллах изначален. Его существованию нет начала. Имена и свойства Аллаха изначальны, то есть у них нет начала и конца.
4. Всевышний Аллах ни в чем не нуждается, Он самодостаточен. Аллах существовал до создания мира. И после создания мира Аллах не изменился. Аллах не нуждается в чем-то, во времени и в пространстве.
5. Всевышний Аллах - вечен. Все остальное кроме Него не вечно. Его вечность ни от кого не зависит. Вечность остальных вещей зависит только от пожелания Аллаха.
6. Всевышний Аллах ни на что не похож. Он бесподобен. Все творения не похожи на Него.
7. Аллах не является ни жаухаром (неразделимой частью тела), ни джисмом (физическое тело) и ни гаризом (случайное обличие, присутствующее в физическом теле). Поскольку перечисленное является описанием творений, свойства, присущие только творениям, нельзя относить к Всевышнему Аллаху.
8. Свойства Всевышнего Аллаха Зати и Субути являются истиной. Всевышнему Аллаху присущи такие свойства, как могущество, пожелание, знание, существование, умение говорить, умение видеть, умение слышать, творить и другие. Свойства Аллаха не являются его основной сущностью. При этом нельзя рассматривать их и вне его сущности.
9. У Всевышнего Аллаха нет недостатков. У Него нет детей, жен. Всевышнему Аллаху не свойственны такие понятия как внедряться, соединяться, разделяться, прикрепляться к своим творениям.
10. Всевышнему Аллаху не свойственны известные нам понятия, как приходить, уходить, двигаться, обосновываться, располагаться, облик, глаза, руки и голень. У этих слов есть особый смысл. Но мы вверяем их Аллаху, говоря: «Аллах знает лучше» (делаем тафуид). Иногда, при необходимости, делаются примерные предположения (тауиил), достойные величия Аллаха и соответствующие практике арабского языка.
11. Нельзя придавать Всевышнему Аллаху облик, изображение, объем, форму, грань сторон. Всевышний Аллах чист от понятий, присущих творениям Аллаха.
12. Всевышний Аллах говорит. Он обладает качеством калям. Однако Его способность говорить отличается от нашего умения говорить и не состоит из голоса, букв, звуков.
15. Нельзя отрицать истинные иллахи имена-свойства, упомянутые Всевышним Аллахом и Пророком Мухаммедом (да благословит его Аллах и приветствует), все они истинны.
14. Все свойства Всевышнего Аллаха изначальны - кадим, то есть вечны. Также у Всевышнего не появятся другие качества со временем. Поскольку Он не изменяется. Аллах был совершенен и до сотворения мира, Его совершенство не увеличится и не уменьшится с началом и наступлением конца света.
15. Обладатели Рая будут лицезреть Всевышнего Аллаха в Судный день. Однако это будет происходить без образа, стороны и пространства. Нельзя отрицать то, что Он предстанет перед нами в Судный день.
Вера в ангелов
1.Вера в существование ангелов - обязанность, у каждого из них есть своя определенная задача. Их нельзя отрицать, они не имеют мужского или женского пола.
2. Ангелы созданы из света, с пожеланием Аллаха эти существа способны появляться в различных обликах и даже в облике человека. Но они не предстают в плохом образе.
5. Ангелы не едят, не пьют, не умножаются. Их число известно лишь Всевышнему.
4. Есть четыре величайших ангела - Архангелы Джабраил, Микаил, Исрафил и Азраил.
Вера в священные писания
1. Четыре книги - Таурат (Тора, Пятикнижие), Забур (Псалтырь), Инджиль (Евангелие), Коран, которые были ниспосланы посланникам, являются истиной. Ни одну из них нельзя отрицать. Мы веруем лишь в оригиналы Торы, Забура, Евангелие.
2. Священный Коран был полностью ниспослан Пророку Мухаммеду (да благословит его Аллах и приветствует) в течении двадцати трех лет. Священный Коран не изменялся и не будет изменен. Всевышний Аллах гарантировал Его сохранение.
5. В Священном Коране 114 сур. При жизни Пророка Мухаммеда (да благословит его Аллах и приветствует) суры и аяты Священного Корана были полностью упорядочены и расставлены по местам.
4. Слово Всевышнего Аллаха - Священный Коран не был создан. А Коран, который находится в наших руках, бумага, краски, буквы, звуки при чтении - все являются творением.
5. В Священном Коране есть аяты насих-мансух(действующие и утратившие силу), мухкам-муташабих(однозначные и двусмысленные). Священный Коран охватывает такие понятия, как хакикат-маджаз (прямое-скрытое), гамм-хас (общее-частное), мутлак-мукаййад (общее и ограниченное), мужмал-муфассал (сокращенное - подробное).
Вера в Пророков
1.Вера в пророков - обязанность. Они из числа людей. Они питаются, создают семью и имеют детей. Все ценные качества человечества присутствуют и в пророках.
2. Они не совершают грех, не лгут, не скрывают правду, полностью выполняют все приказы, не сходят с ума. Не болеют заразными болезнями, вызывающими отвращение у людей. Пророки при жизни не лишаются рассудка.
5.Пророки доносят до людей шариат. Им присущи такие обязательные качества, как честность, верность, обладают особым умом, также они безгрешны (гисма). Пророки выбираются исключительно из числа мужчин.
4. Первым пророком был Адам (мир ему), последним – пророк Мухаммед (да благословит его Аллах и приветствует). После него не будет пророков.
5. Нельзя точно указывать количество пророков. В Священном Коране встречаются 25 имен пророков: Адам, Идрис, Нух, Салих, Худ, Лут, Ибрахим, Исмаил, Исхак, Яакуп, Шугайб, Айюб, Зул-Кифл, Юсуф, Муса, Харун, Дауд, Сулейман, Ильяс, Аль-Ясаг, Юнус, Закария, Яхья, Иса, Мухаммед (да благословит их Аллах).
6. Среди пророков пятеро называются «улул-азм» (великие пророки): Нух, Ибрахим, Муса, Иса, Мухаммед (да благославит их Аллах).
7. В доказательство тому, что они пророки, Аллах наделял их мугжизой (спо-собностью совершать чудеса). Такое качество присутствует только у пророков.
8. Имеется различие между Расулом и Наби. Расулам посылаются книги и дается шариат. А Набию не посылаются книги и не дается шариат. Наоборот, они руководствуются шариатом современных или предшествовавших им Расулов.
9. Всевышний Аллах посылал пророков по своей воле. Поэтому послание пророков не является обязанностью для Аллаха.
10. Объявление себя пророком после Пророка Мухаммеда (да благославит его Аллах и приветствует) является вероотступничеством.
Вера в предопределение
1. Вера в предопределение - обязанность. Также, является обязанностью вера в то, что добро и зло от Аллаха.
2. Судьба, предопределение — это загадка, скрытая Всевышним Аллахом от своих созданий. Никто кроме Аллаха не знает их. Это неизвестно даже пророкам и ангелам.
5. Запрещено гадать на свое будущее. Пытаться раскрыть загадку своей судьбы — это заблуждение.
4. Добро и зло от Аллаха. Все происходит по воле Аллаха. Ничто не происходит вне Его воли.
5. У человека есть частичный выбор «ирада джузийа» (отмеренное, ограниченное, частичное право выбора). Только посредством данного выбора человек имеет право на какое-либо действие. Если человек примет решение и приложит усилие для совершения греховного или хорошего поступка (например, оказание помощи нуждающимся), то данное решение будет зависеть от его выбора. Никто не заставляет и не утруждает человека совершить это деяние. Поэтому, в Судный день, человек будет сам в ответе за свой выбор. Аллах не заставляет человека совершить этот поступок, человек сам приходит к какому-либо решению, пользуясь ирада джузийа (правом выбора). Люди, используя это право, предоставленное Аллахом, действуют по своему разумению, а Творец дает возможность и силы осуществить эти действия. По этому вопросу в Коране сказано: «Аллах сотворил вас и то, что вы делаете» (Сура 37: Стоящие в ряд, 96 аят). Однако желание человека не бывает вне абсолютного желания Аллаха (ирада куллия). Об этом в Коране говорится так: «Но вы не пожелаете этого, если этого не пожелает Аллах, Господь миров» (Сура 81: Скручивание, 29 аят).
Вера в Судный день
1. Вера в Судный день и признание того, что будет происходить в киямете - обязанность.
2. Загробное мучение и наслаждение, допрос двух ангелов является истиной. Отрицание всего этого приводит к вероотступничеству и заблуждению.
5. Воскрешение в Судный день, хашр, допрос, весы деяний, книга деяний, мост сират, хауз, рай, ад - все это является истиной. Тот, кто не признает этого, будет исключен из религии.
4. Рай и ад вечны. Поэтому люди, которые попали в рай, вечно живут там в наслаждении. А кафиры, которые попали в ад, будут страдать там вечно от огня. А верующие люди, которые попали в ад по причине своих грехов, после того как искупят их, попадают в рай.
5. В Судный день человек, который жил по канонам Ислама, и имеет много воздаяний за свои благие поступки, получит книгу деяний справа. А у кого много грехов, тот получает книгу деяний слева или сзади.
Дополнительные сведения касательно акиды
1.Человек, совершивший большой грех, не считается вероотступником. Тем не менее считается грешным мусульманином. Если Аллах пожелает, то может проявить к нему благосклонность или подвергнуть наказанию.
2. Действия и поступки человека происходят по воле Аллаха, но осуществляются непосредственно самим человеком.
5. Заступничество и милость Пророка Мухаммеда (да благословит его Аллах и приветствует) является истиной.
4. Верить в существование Лаухул-махфз и калама - обязательно.
5. Существование арша и курси - истина. Арш - самое большое из всех творений.
6. Нельзя выделять или подчеркивать никого из сподвижников. Вера в то, что десять из сахабов войдут в рай, является истиной.
7. Нельзя с уверенностью утверждать, что человек, кажущийся богобоязненным, войдет в рай, а грешный человек войдет в ад.
8. Всевышний Аллах прощает все грехи тем, кто искренне покаялся.
9. Святые (аулие, приближенные к Аллаху) не считаются почтеннее по сравнению с пророками.
10. После пророков (мир и благославение Аллаха им) великими людьми являются Абу Бакр, Омар, Осман, Али (да будет доволен ими Аллах).
11. Клеветание на Айшу (да будет доволен ею Аллах) и других сахабов является заблуждением.
12. Чудеса, которые совершают святые, являются истиной.
1.2. Основы шариата (фикх)
ДУМК в вопросах шариата руководствуется мазхабом Абу Ханифы. Наука, которая исследует шариат, называется «фикхом».
Основоположником ханафитского мазхаба является Нугман ибн Сабит Имам Агзам Абу Ханифа (80-150/699-767). Ханафитского мазхаба придерживаются более 50% мусульман мира. Данный мазхаб - путь, по которому в течение многих веков следуют мусульмане Казахстана.
На основе аятов и хадисов фикх Ханафитского мазхаба в своей основе охватывает следующие вопросы:
1. Ахкамул-ибадат (повеление поклонений) - повеления, которые касаются поклонений, регулирующие отношения между Создателем и человеком: намаз, пост, хадж, зякят, жертвоприношения.
2. Ахкамул-муамалат (повеление отношений) - повеления, которые регулируют отношения между людьми касательно договоров, преступлений и применение к ним наказаний.
Ханафитский мазхаб также регулирует множество общественных отношений. Ханафитский мазхаб - это образец системного мышления и совокупность методов фикха, основанная на равенстве людей, со временем превратился в крупную системную школу, распространившуюся по всему миру, которая пропагандирует толерантность.
Виды религиозных обязанностей в ханафитском фикхе:
1. Фард - строго доказанные, предписанные обязанности и деяния. Фард делится на два вида: а) Фард-уль-айн - этот вид фарда предписанный исполнять каждому мусульманину в обязательном порядке. 6) Фард-уль кифайа - этот вид фарда достаточно исполнять лишь некоторой группе мусульман, в этом случае остальные освобождаются от ответственности за невыполнение этой строго предписанной обязанности.
Повеление фарда: так как совершение фарда является обязательным, его игнорирование без причины считается грехом.
2. Уаджиб. Ученые ханафитского мазхаба рассматривают фард и уаджиб отдельно. Доказательства, приведенные по отношению выполнения уаджиба, не явлются сильными и конкретными как повеления фарда.
Повеление уаджиба: выполнение уаджиба обязательно. То есть, если исполняется - воздаяние, а если нет, то считается грехом. Однако отличием уаджиб от фарда является то, что отвергающий его не считается вероотступником.
3. Сунна. Согласно исламскому праву, сунна — это дела и поступки, кроме фардов и уаджибов, которые совершал и призывал совершать наш Пророк Мухаммед (да благословит его Аллах и приветствует). Сунна внутри делится на три части:
а) утвержденная сунна (суннату муаккада);
6) не утвержденная сунна (суннату гайру муаккада); в) дополнительная сунна (суннату зауаид).
Повеление сунны: за выполнение утвержденной сунны предусмотрено большое воздаяние. Человек, преднамеренно не выполняющий и относящийся безразлично к сунне, хоть и не наказывается во время Судного дня, но может лишиться заступничества Пророка Мухаммеда (да благословит его Аллах и приветствует). Осознанно не исполнять данный вид сунны является макрух танзихан (порицаемое деяние). По мнению ученых, таким людям не будет милости Пророка Мухаммеда (да благословит его Аллах и приветствует). Изменение сунны является нововведением и заблуждением.
Выполнение не утвержденной сунны - воздаяние, а не выполнение не является макрухом. Не выполнение сунны этих категорий не является грехом и в Судный день за это не привлекают к ответу.
3. Мустахаб. Действия и поклонения, которые иногда совершал, а иногда не совершал Пророк (да благословит его Аллах и приветствует). Деяния мустахаб относятся к человеческим ценностям, которые являются основой гуманности отношений между людьми, а также увеличивают значимость поклонений.
Выполнение мустахаба - дело благое, а не выполнение лишает человека воздаяния.
4. Мубах. Действия, за исполнение которых нет воздаяния, а за неисполнение нет греха.
5. Харам. Действия, строго запрещенные шариатом.
Повеление харама: отрекаться от харама - обязанность. Тот, кто совершает харам, впадает в грех.
6. Макрух и его виды. Макрух — это дела и действия, совершение которых не одобряются с точки зрения религии. Макрух делится на два типа: а) Макрух тахрими - дела, близкие к хараму. Поступки, которых не одобряет Аллах и Пророк Мухаммед (да благословит его Аллах и приветствует). К этой категории относятся поступки макрух, близкие к хараму; 6) Макрух танзихи - макрух, близкий к халялу. Вещи и деяния, которые не были категорично запрещены Аллахом и Его Пророком Мухаммедом (да благословит его Аллах и приветствует).
Повеление макрух: не совершение макруха тахриман - предусмотривает награду. Их совершение может привести к мучению в Судный день.
Совершение макрух танзихан не приводит к наказанию в Судный день, но за отказ от них предполагается награда.
Доказательства, применяемые в методике фикха Имама Абу Ханифы и ученых ханафитского мазхаба:
1. Священный Коран - основа исламского шариата. Основные постулаты Ислама берутся из Корана.
2. Сунна - слова, действия и одобрения Пророка (да благословит его
Аллах и приветствует), охватившие повеления шариата.
3. Иджма. Значение иджмы в методике фикха — это согласованное решение учёных-муджтахидов после смерти нашего Пророка Мухаммеда (да благословит его Аллах и приветствует) по одному определённому религиозному вопросу в одно определенное время. Так как иджма имеет отношение к категории доказательств, нельзя к ней относиться с сомнением и возражать ей.
4. Кияс. Если в аятах Корана, хадисах и иджме отсутствовала конкретная норма, регулирующая какую-либо возникшую ситуацию, то решение выносилось на основе их сопоставления с аналогичными ситуациями, встречающимися в Коране и хадисах. Кияс считается правильным, если опирается на определенное доказательство. В основном по киясу не устанавливается какое-либо новое повеление. С помощью кияса можно выносить скрытое повеление, имеющее основу в Коране и сунне.
5. Слово сподвижника. «Сахабами» (сподвижниками) являются современники Пророка Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), видевшие его и уверовавшие в него и умершие в состоянии Ислама. По мнению большинства исламских правоведов, если имеется ситуация,
которая не разрешается иджтихадом, то слово сподвижника может быть доказательством для разрешения проблемы.
6. Истихсан. В данном случае ученый-муджтахид, проводя аналогию в отношении какого-либо вопроса, имеет возможность принять два решения, но отдает предпочтение более удобному. Данная методика ханафитов основана на принципе «отказываясь от трудного, отдавать
предпочтение легкому».
7. Традиции и обычаи. Совокупность обрядов, выполнение которых закреплено и одобрено большинством определенного народа, повествует об обычаях повседневной жизни. Традиции и обряды, которые не противоречат шариату, не искажают понятия дозволенного и запретного, получившие широкое распространение среди народов, учитываются и считаются правильными и называются «сахих обычаями».
Дополнительные доказательства в методике фикха:
1. Истислах. Истислах — это вынесение решения посредством «Масалих аль-Мурсаля». «Масалих аль-Мурсаля» — это дела, предусмотренные в пользу и во благо народу. Эти благие дела, применяемые в Исламе, направлены на сохранение пяти интересов: религии, имущества, жизни, разума и продолжении рода. Благие дела, которые не указаны в аятах и хадисах, называются «Масалих аль-Мурсаля» (благие дела, оставленные иджихаду).
2. Истисхаб. Слово «истисхаб» означает сопутствие, иметь какую-то вещь в своем распоряжении. Истисхаб, как один из терминов мусульманского права, означает оставление чего-либо без изменения, то есть продолжение предыдущего повеления до появления новых доказательств.
3. Садду-з зараиъ. Решения, принятые для предотвращения действий, которые приведут к греху, называются «Садду-з зараиъ».
4. Древние шариаты. Предписания шариата, которые были ниспосланы до Ислама и не противоречащие ему, могут браться за основу. Но приказы древних шариатов берутся исключительно из Корана и сунны.
1.2. Этика ислама (ахлак)
Исламская этика состоит из совокупности гуманных, моральных принципов и норм. Она охватывает общечеловеческие ценности, такие как доброта, терпимость, добродушие, искренность, чистота, щедрость, братство, великодушие, верность, сохранение чести и выполнение обещаний.