Возможна ли реабилитация раскаившихся экстремистов и их семей в Казахстане?
Любая религия несёт в себе элемент раскаяния за содеянный поступок. Исключение составляют деструктивные секты, экстремистские и террористические организации, которые только прикрываются религиозной идеологией. Поэтому специалистам приходиться прилагать усилия к тому, чтобы их бывшие участники, а по сути жертвы экстремистской пропаганды и своей религиозной безграмотности, искренне раскаялись и больше не желали оказаться заложниками чужих замыслов, имеющих преступный характер. О том, что делается для этого в Казахстане, рассказывает руководитель Центра консультации и реабилитации при управлении общественного развития акимата Алматы Руслан Кайыргельды.
– Есть ли гарантия, что раскаявшиеся экстремисты вновь не встанут на путь своей прежней деятельности?
– Разумеется, таких гарантий нет. Тем не менее с такими людьми работают профессионалы своего дела, это теологи и психологи, и они стремятся не столько дать некие гарантии, сколько пытаются действительно реабилитировать человека. Причём работа ведётся не только с людьми, которые проходят корректуру своих прежних деструктивных жизненных установок, но и с их семьями, которые, несомненно, подверглись тяжёлым испытаниям и, наверное, хотели бы, чтобы ничего подобного с их близкими никогда не случилось.
Мы, несомненно, надеемся на лучшее и убеждены, что лучше воспитать человека, восстановить его положительный статус, подтолкнуть его к социализации и благодеяниям на пользу общества. Конечно, есть исключения, но во многих случаях это лучше, нежели сразу применение наказания. Наше государство придерживается гуманной политики и готово дать второй шанс таким людям. Это следует ценить.
Справка. "В Казахстане 907 человек прошли курс дерадикализации, изменили свои взгляды и идеологию в 2019 году. Это почти в 6,5 раза больше количества осуждённых за экстремизм", – сообщал в декабре прошлого года первый заместитель начальника штаба антитеррористического центра С. Швейкин. По его словам, в общее число дерадикализированных граждан входят также 162 осуждённых за террористическую и экстремистскую деятельность лиц.
– Почему некоторые люди и даже семьи попадают под влияние экстремистов?
– В первую очередь причиной этого является отсутствие религиозной грамотности. Зачастую, такие люди имеют слабую, лабильную психику и слабохарактерны, (при этом внешние атрибуты силы, не означает наличие психологической силы и твердого характера). Многих из них это приводит к отсутствию реализации в жизни и, как следствие, к озлобленности, которая ищет выход и обоснование для этого. Для одних это становится недовольством по отношению к государству, другие начинают ненавидеть общество, в котором живут, третьи находят фатальные, на их взгляд, изъяны в исповедовании религии в нашей стране.
Важно понимать, что те, кто вербует наших граждан в ряды экстремистов, не приходят в их квартиры с выпученными глазами и автоматом наперевес. Вопреки некоторому стереотипу, это не какие-то неопрятные, безграмотные люди, от которых несёт агрессией, а вполне на вид приличные люди, причём хорошо организованные, некоторые из них являются тонкими психологами, другие имеют выраженную харизму. Такие люди внезапно становятся для "рекрута" ответом на все вопросы и сообществом, ценящим его и готовым принять и поддержать. Ему могут помочь с деньгами, дать работу, оказать моральную поддержку и т.д. Вот так и попадают в умело разложенную ловушку.
– Многие выезжали в Сирию вместе с детьми. С этими детьми проводилась реабилитация и в чем она заключалась?
– Мы этим не занимаемся. Однако существует целая группа, которая работает в этом направлении: это психологи, в том числе, детские психологи, теологи, специалисты, профессионально занимающиеся именно данным сегментом. Наш центр этим не занимается.
– Как вы оцениваете уровень и качество религиозного воспитания казахстанских детей? И что это воспитание должно включать в себя?
– В первую очередь следует обращать внимание на духовные ценности. Воспитание – оно априори религиозно. Несёт добро, мораль, совесть. Уровень и качество религиозного воспитания изначально зависит от самих родителей. Это от родителей зависит, что они как исходный код заложат в своего ребенка.
Ребенок, как губка впитывает установки, моральные принципы и религиозные взгляды родителей и осознанно либо неосознанно будет реплицировать в тех или иных жизненных сюжетах то, что воспринял от них.
Именно родители до определенного возраста решают вопросы образования своих детей. К этому относится и религиозное образование. И именно от родителей зависит дальнейшее наличие у ребенка внутренних установок связанных с этикой и правилами поведения в обществе, в том числе через призму религиозных взглядов.
В подростковом возрасте, который может стать «опасным моментом» в жизни детей одной из задач воспитания является «не потерять» своего ребенка. Это время, когда родительские установки начинают проходить испытание на прочность и необходимо быть мудрее. Важно постараться создать косвенные причины для возникновения у ваших детей хорошего окружения. Если окружение будет хорошим, то это будет укреплять то хорошее, что есть в ваших детях. Как вариант, такое окружение можно найти на религиозных курсах в мечетях, где помимо изучения азов арабского языка, преподаются базовые основы религии. Таким образом, хорошее окружение в купе с авторитетным преподавателем может стать прививкой от манипуляций и маневров представителей деструктивных течений.
Возвращаясь к родительскому воспитанию, то ему следует включать разносторонность, многогранность, учить ставить большие задачи, мотивировать на прогресс, терпимость и корректность. И воспитывать обязаны именно родители не прося взамен благодарности. Это их прямая функция. А эффект благодарности – это воспитанный и достойный гражданин.
– Какую работу проводят в рамках реабилитации раскаявшихся экстремистов? У нас есть специальные центры и органы, которые занимаются ими?
– С экстремистами работают соответствующие органы власти, отдельные специализированные группы. Мы работаем с теми людьми, которые не являются отъявленными радикалами, но имеют шанс на реабилитацию. Это люди, которые, как правило, запутались, свернули не там, послушали не тех, прочитали не то, но ещё не зашли слишком далеко и могут вернуться. Наша задача – помочь им в этом. Мы проводим с ними беседы, в результате которых разъясняем и доказываем ошибочность тех данных, которыми они оперируют. Эти данные ещё не успели сформироваться в их сознании в деструктивную идеологию и не пустили глубокие корни. Для реабилитации такого типа людей у нас есть собственные разработанные методики, в соответствии с которыми мы действуем.
Телефоны горячей линии Центра консультации и реабилитации при Управлении общественного развития города Алматы здесь.