Отношение в Исламе к иноверцам
Некоторые наши заблудшие братья думают, что немусульмане не имеют в Исламе прав. Другие, став на путь разрушения собственной религии говорят, что имущество и жизнь иноверцев дозволена для мусульман. Но это не так, а точнее – совершенно не так. Как сообщается в достоверном хадисе, Пророк (ﷺ) говорит нам:
«В Судный день я буду выступать против того, кто притесняет приверженца другой религии, ущемляет, даёт непосильную работу, берёт у него что-то без его согласия» (имам Абу Давуд).
В одном из хадисов рассказывается, что однажды перед Пророком (ﷺ) ним пронесли тело покойного иудея. Пророк (ﷺ), проявляя уважение, встал. Сподвижники были удивлены:
«Это же погребальные носилки иудея!».
На что Пророк (ﷺ) ответил:
«А разве он не человек?» – и остался стоять, пока не скрылась из виду похоронная процессия.
И таких примеров в его жизни было много. Посланник Аллаха (ﷺ) является образцом для подражания в налаживании взаимоотношений с людьми.
Есть среди мусульман такие, у кого искаженно самовосприятие как носителя исламской веры. Они думают, что им оказана честь, а тем, кто не мусульманин – тому нет. Стало быть они - выше и им не престало приветливость в обращении с не мусульманинами и, более того, является унизительным для них и наносит урон величию Ислама. Стоит ли говорить, что это ошибочное мнение. Напротив, когда мусульманин проявляет дружелюбие, открытость, готовность поддержать и помочь людям независимо от их религии, именно так он показывает величие Ислама, исламской этики и нравственности.
Проявление доброты и мягкости в отношении кого бы то ни было, имеет высокую ценность и вознаграждение. Так, согласно хадису, переданному от Аиши, да будет доволен ею Аллах:
«Поистине, мягкость, в чем бы она ни выражалась, украшает, а ее отсутствие, в чем бы оно ни выражалось, поистине очерняет (порочит)». (Муслим)
Бывает даже такое, когда, находясь вдали от дома, невежественные люди относятся к немусульманам плохо, воруют у них, отнимают у них что-то не по праву, оправдывая себя словами: «Это немусульмане, какое нам до них дело!» Такое происходит, когда в мысли вторгаются низменные страсти – искажаются символы и понимание Ислама, который, на самом деле, учит справедливости, нравственности и добродетели по отношению ко всем созданиям Всевышнего.
Один из важных принципов, которому Пророк (ﷺ) уделял огромное значение, – форма отношений между людьми. Он недаром призывал к Исламу, когда люди были спокойны, довольны и мирно общались друг с другом.
Когда курайшиты потребовали выполнить условия Худайбийского договора, ущемляющие права мусульман, Пророк (ﷺ) подчинился в целях сохранения мирного сосуществования мусульман и идолопоклонников. Наблюдая за образом жизни мусульман, в том же году многие идолопоклонники добровольно приняли Ислам. Учёные говорят, что в этот период Ислам приняло больше арабов, чем на протяжении 18 – 19 лет. По какой же причине? Благодаря спокойствию и миру.
Нам, мусульманам, надо помнить, что через нас окружающие видят Ислам. А потому, отправляясь в другие страны, не стоит упускать шанс показать высокую нравственность и этические нормы Ислама, продемонстрировать, как в жизни мы применяем пример Посланника Аллаха (ﷺ). Если немусульмане, живущие в исламских странах, увидят справедливость, уважение, хорошее отношение, правдивость и надёжность их жителей, всё это будет способствовать возникновению в мире милосердия, спокойствия и укреплению веры во Всевышнего.
Ещё один пример из жизни Посланника Аллаха (ﷺ), показывающий, что он заботился о добрых взаимоотношениях. Пророк (ﷺ) повелел некоторым сподвижникам изучать различные языки. Зайду ибн Сабиту он повелел изучать иврит, другому сподвижнику – персидский, чтобы люди могли общаться и знакомиться. Знакомство вызывает симпатии, сближает людей, делает их единомышленниками и является прекрасным способом для приглашения в Ислам, для ознакомления с ним.
Каждый из нас должен знать, что он является послом Ислама, представителем Пророка (ﷺ). Нужно украшать себя нравом Пророка (ﷺ), такими его качествами, как надёжность, правдивость, справедливость. Проявляя плохой нрав, скверные качества характера в общении с немусульманами, мы показываем Ислам в плохом свете. Каждый из нас делает свой выбор: быть хорошим послом Ислама или – наоборот. Это останется между нами и Пророком (ﷺ).