Вопрос: Говорят, что саляфитское течение делится на опасных, (более радикальных), не опасных (менее радикальных) и умеренных. То есть, на мадхалитов, суруритов и такфиритов. Можете более подробнее рассказать о них и как их можно отличить друг от друга? Какими особенностями они отличаются?
Ответ:
На самом деле все эти три течения считают себя истинными мусульманами и являются представителями Ислама ваххабитского толка. Остановимся на каждой группе более подробнее.
Мадхалитами называют мединских саляфитов, которые придерживаются взглядов Раби ибн Хади аль Мадхали (1932 г.р.). Политическая ситуация, сложившаяся в 1991 году вынудила власти Саудовской Аравии поднять вопрос о размещении на своей территории военной базы США, что привело к расколу среди саудийских ученых-богословов. Одна группа посчитала, что ввод войск США на Священную землю является куфром. Другая группа, во главе с Мухаммадом Аман аль Джами, выходцем из Эфиопии, поддержала позицию официальных властей, объявив тех, кто был против - хариджитами.
Властям по душе пришлось последнее мнение и таким образом на территории Саудии появилось течение «Джамия», которое было поддержано властями. Под защитой официальных властей, представители этого течения усилили свои позиции и стали обвинять несогласных с их мнениями в нововведениях, заблуждениях и выступлении против правителя.
Продолжателем этой идеологии стал Раби аль Мадхали. По словам специалистов, позиция Мадхали стало своеобразной реакцией на идеологию «Братьев-мусульман» и Саида Кутба, хотя он сам около 20 лет находился в числе сторонников «Братьев-мусульман». Однако позже, он начал открыто критиковать позицию Саида Кутба и даже написал книгу на эту тему. Неугодных им суруритов они называют «ихванами», «кутубистами» или «хариджитами» и пытаются оправдать свои убеждения. Так как основу их убеждений составляет принцип подчинения правителю во всем, диктаторские режимы стран Ближнего Востока поддержали это течение и даже использовали их в качестве силы против некоторых радикальных течений, выступающих против властей. В последующем, течение распространилось на все арабские страны.
Конечно, они не называют себя мадхалитами и считают, что такое название придумали для них враги религии. Но все их шейхи основывают свои учения на идеях Раби аль Мадхали. Они отрицают таклид (за имамами мазхабов), но в то же время для них считается нормальным следование за своими шейхами. Считают, что только они являются истинными салафитами и представителями Ахлю Сунна ульДжамаа, прикладывая все усилия, чтобы очернить других.
Мадхалиты считают, что современные мусульмане искажают одну из главных составных Таухида – улухийа (согласно Ибн Таймии, прим. пер.), и поэтому призывают очистить Ислам от всех бида`а. Они критикуют не только тех, кто придерживается традиционных мазхабов, но и других салафитов. Поэтому мадхалиты более уважаемы среди салафитов-такфиритов. Любимая их тема – бида`а. Они не согласны с теми, которые классифицируют бида`а на хорошие и плохие. И хотя в вопросах джихада они считаются умеренными, в 2000 году имело место противоречие в их убеждениях, когда они призывали мусульман к участию в вооруженном конфликте в Индонезии.
Отсюда вывод о том, что в случае изменения политической обстановки, они могут с легкостью изменить свои убеждения.
Шейхи, за которыми они следуют: Ибн Таймия, Ибн Кайим, Мухаммад ибн Абдуль-Ваххаб, Абдуль-Азиз ибн Баз, Мухаммад ибн Салих аль-Усеймин., Салих аль-Фаузан, Насруддин аль-Альбани, Абдульмухсин ибн Бадр аль-Аббад, Рабиъ ибн Хади аль-Мадхали (КСА), Ясир Бурхами (Египет), Мукбиль аль-Уадии (Иемен), Мухаммад Аман аль Джами, Фалих аль-Харби, Фарид аль Малики, Тарахиб Даусари, Абдуллатиф Башамил, Абдуль-Азиз аль-Аскар, и др.
Русскоязычные представители: Ринат Зайнуллин Абу Мухаммад, Абу Салих Наиль Зайнуллин, Абу Марьям Назратулла (таджик, сейчас в КСА), Абу Яхъя Крымский, и т.д.
Казахстанские устазы: Тоиржан Ибрагимов, Октам, Дильмурод и др.
Профессор А.Муминов полагает, что их основная цель на данном этапе – проникновение в официальное Духовное управление.
И хотя принято считать их умеренными, кровавый след, оставленный Мухаммадом Абдульваххабом, отличавшегося выступлениями против власти, (а мадхалиты как раз таки придерживаются убеждений Ибн Абдуль-Ваххаба, прим. автора), сразу становится ясно, что их лояльность к власти – всего лишь маска для прикрытия. Одним из примеров этого является то, что они, формально подчиняясь официальной власти в стране, в то же время отказываются подчиняться ДУМК – официальному представителю мусульман Казахстана и агитируют мусульман против имамов. Они очень результативно используют интернет, где у них функционирует большое количество сайтов.
К сожалению, ошибочное мнение о том, что они не выступают против правителя, привело к тому, что в определенных кругах поднимают идеи об использовании мадхалитов против других салафитских сект. Это – крайне ошибочная позиция. Подобно другим салафитам, мадхалиты, не особо углубляясь в смысл некоторых традиций и обрядов казахского народа, выводят их в разряды недопустимого бида`а и даже ширка. И хотя они открыто не выносят такфир тем, кто не читает намаз, фактически, многих из них не считают мусульманами.
Что касается суруритов, то они относятся к мединскому джамаату, который выступил против размещения войск США на территории КСА и обвинил власти в куфре. Их предводитель, уроженец Сирии - Мухаммад ас-Сурури. Говорят, что название «суруриты» присвоил им аль-Альбани и назвал их «хариджитами уммы».
Мухаммад ас-Сурури, в 50-60-х годах был активным членом «Братьев-мусульман». Поддерживая идею Саида Кутба о борьбе против несправедливого правителя, он призвал ихвановцев к реформам на пути следования традиционному суннизму. Однако сирийские ихвановцы (последователи Мухамада аль-Баннаны) посчитали, что такой подход ослабит позицию ихвановцев в борьбе против несправедливости властей.
1967 году, в результате столкновения ихвановцев с властями Сирии, Мухамад ас-Сурури бежал в Саудию, где продолжил свои проповеди. Самый успешный его ученик – Сальман аль-Ауда, со временем стал лидером саудийских суруритов.
Однако, в результате многочисленных жалоб и обращений к властям со стороны Раби аль-Мадхали, который заручился поддержкой большинства салафитских лидеров, ас-Сурури бежал в Англию. Это является одной из причин вражды между мадхалитами и суруритами. Мадхалиты называют суруритов «кутбистами, ихуановцами и хариджитами», а также «такфиритами». Арабоязычная газета «Шарх аль-Асват», расположенная в Лондоне, назвала их смесью идей Ибн Таймии и Саида Кутба.
Суруриты хотя и считаются более умеренными (чем такфириты), все же отличатся крайней нетерпимостью. Они считают, что власти не должны вступать в какие бы то ни было отношения с кяфирскими странами. Саудийские суруриты выносят такфир тем, кто не читает пятикратный намаз. Это тоже соответствует идеям Ибн Таймии, которые позднее были политизированы Ибн Абдуль-Вахабом. Считается, что именно саудийские суруриты были активными участниками идеологической подготовки к началу «арабской весны».
Идеологические лидеры суруритов: Насыр аль-Омар, Сальман аль-Ауда, Аид аль-Карни и др.
Русскоязычные проповедники: Э.Кулиев, Надир Абу Халид (примкнул к ИГИЛ, прим.переводчика), Абу Умар Саситлинский и др.
Казахстанские проповедники: Раббани, Дарын Мубаров, Дидар, Ахмад и др.
В Казахстане существует несколько их джамаатов. Они являются одними из тех, которые организовали религиозные объединения наподобие ДУМК. У них были свои амиры, советы (шура), создавались финансовые и образовательные центры. Первый лидер казахстанских суруритов – преподаватель Исламского культурного центра Мухаммад Абдуссамад. И суруриты и мадхалиты, считают заблудшими философами имамов аль-Матуриди и аль-Ашари – величайших имамов убеждения Ахлю Сунны уаль Джамаа. Это является результатом их неспособности глубокого понимания Ислама.
Бан.
Ассаламу алейкум ва рахматуллах!
У меня вопрос к администрации сайта. А почему вы говорите что Эльмир Кулиев сурурит? Его и салафитом трудно назвать. Насколько мне известно он порицает салафизм и называет современных салафитов псевдосалафитами.