Комментарий к заметке на umma.ru
Чтобы формулировка не показалась странной, необходимо пояснить, что в соответствии с казахстанским законодательством, для того, чтобы иностранный исламский миссионер приехал с религиозной деятельностью в Казахстан, необходимо приглашение Духовного управления мусульман Казахстана.
На запрос о приглашении, ДУМК был дан следующий ответ: "Ознакомившись с Вашим письмом, сообщаем следующее. Духовное Управление мусульман Казахстана не считает нужным приглашать в текущем году в Казахстан имама московской мечети Ш. Аляутдинова».
Запрос был отправлен в частном порядке, неким индивидуальным предпринимателем, представляющим интересы московского имама. Информация об этом была опубликована на сайте Шамиля Аляутдинова, после чего была выставлена в социальные сети, где вызвала бурную полемику между сторонниками и противниками приезда российского проповедника.
Надо признать, что доля провокации была заложена еще в заголовке:
«Духовное управление мусульман Республика Казахстан препятствует приезду Шамиля Аляутдинова в страну. Почему одни не хотят просвещения других?»
И заголовок, и подача информации указывали на неприкрытое желание создать общественный резонанс. Судя по обсуждениям цель была достигнута. ДУМК было выставлено организацией, вставляющей палки в колеса просвещения, на которых в Казахстан мог бы приехать московский имам.
«Позор» и «тупизм» - возмущались сторонники. «Завидуют» и «не хотят развиваться» - заключали они. Много было сказано о том, какой вклад внес в Ислам Шамиль Аляутдинов. Сторонники приезда напомнили и о том, что Шамиль Аляутдинов является автором единственного богословского перевода смыслов Корана на русский язык, и других многочисленных книг по исламской тематике.
Не остались в долгу и противники приезда. Со своей стороны они выразили несогласие с той интерпретацией Ислама, которую проповедует автор проекта «Триллионер». По мнению оппонентов, это уже перестало быть религией и превратилось в откровенный бизнес-проект.
Один из участников обсуждения напомнил о музыкальных композициях с аятами Корана, назвав это низведением Священного Писания до уровня поп-культуры, а также других сомнительных, на его взгляд, действиях. Сами же триллионеры, по его мнению, стали все более походить на "сектантов", не желающих слышать никого, кроме своего лидера.
Несмотря на горячие споры противников и сторонников, часть мусульман все же оставалась сравнительно нейтральной. Она предлагала просто принять решение ДУМК и не устраивать фитну. Мол, суверенное государство, как никак. Своих забот хватает.
Результатом этих обсуждений стало обращение к нам с просьбой высказать свое мнение и разъяснить причины отказа. Поскольку к выдаче приглашений, а стало быть и к отказу, мы никакого отношения не имеем, то и давать официальные разъяснения не правомочны. Это прерогатива принадлежит исключительно ДУМК.
Однако мы наблюдали за обсуждениями в сети, и считаем нужным поделиться своими замечаниями на этот счет.
Совсем недавно в ДУМК произошли серьезные кадровые перестановки. Был избран новый Верховный муфтий страны. Насколько нам известно, запрос о приглашении поступил именно в этот момент, и рассматривался в порядке общей очереди, поскольку это не является неотложным вопросом.
При этом необходимо понимать, что Шамиль Аляутдинов, как бы то ни было, является иностранным религиозным деятелем, имеющим достаточно большое количество последователей в Казахстане, на которых и был рассчитан резонанс. А это, ничто иное, как демонстрация своего влияния. Все это требует от ДУМК определенного внимания к религиозной деятельности российского имама в Казахстане, оказывать или не оказывать которое, оно вправе решать само, в зависимости от своих обстоятельств, без какого либо давления на себя.
В этой ситуации, на наш взгляд, не совсем корректно провоцировать резонанс среди своих казахстанских последователей. Будучи наиб-муфтием РФ, было бы правильным принять решение ДУМК с уважением и пониманием, а не пытаться извне дискредитировать главную религиозную организацию мусульман Казахстана в глазах ее граждан. Все это приводит к смуте и напряжению в нашей умме.
По этим причинам, реакцию российского коллеги мы видим некорректной и недальновидной. Личные амбиции и интересы не должны ставиться выше авторитета Духовного управления мусульман соседней страны.