Алматы
Актау Актобе Алматы Алтынсаринский район Амангельдийский район Аральск Атбасар Атырау Аулиекольский район Аягоз Байконур Балхаш Бейнеу Денисовский район Джангельдинский район Жайрем Жанаозен Жанатас Жангала Жанибек Жаркент Жезказган Жетисай Житикаринский район Казалы Казыгурт Казыгуртский район Камыстинский район Кандыагаш Капшагай Карабалыкский район Караганда Карасуский район Каратау Келесский район Кокшетау Костанай Кульсары Кызылорда Лисаковск Макат Мактааральский район Мендыкаринский район Миялы Наурзумский район Нур-Султан Ордабасынский район Отрарский район Павлодар Петропавловск Район Байдибека Район Туркибасы Риддер Рудный Сайрамский район Сайхин Сарыагаш Сарыкольский район Сарыозек Сатпаев Семей Степногорск Сузакский район Талдыкорган Тараз Тарановский район Туркестан Узункольский район Уральск Усть-Каменогорск Ушарал Фёдоровский район Хромтау Чапаев Шалкар Шардара Шиели Шымкент Экибастуз
Зухр 12:41
Алматы
Актау Актобе Алматы Алтынсаринский район Амангельдийский район Аральск Атбасар Атырау Аулиекольский район Аягоз Байконур Балхаш Бейнеу Денисовский район Джангельдинский район Жайрем Жанаозен Жанатас Жангала Жанибек Жаркент Жезказган Жетисай Житикаринский район Казалы Казыгурт Казыгуртский район Камыстинский район Кандыагаш Капшагай Карабалыкский район Караганда Карасуский район Каратау Келесский район Кокшетау Костанай Кульсары Кызылорда Лисаковск Макат Мактааральский район Мендыкаринский район Миялы Наурзумский район Нур-Султан Ордабасынский район Отрарский район Павлодар Петропавловск Район Байдибека Район Туркибасы Риддер Рудный Сайрамский район Сайхин Сарыагаш Сарыкольский район Сарыозек Сатпаев Семей Степногорск Сузакский район Талдыкорган Тараз Тарановский район Туркестан Узункольский район Уральск Усть-Каменогорск Ушарал Фёдоровский район Хромтау Чапаев Шалкар Шардара Шиели Шымкент Экибастуз
Алматы
свернуть
Фаджр Восход Зухр Аср Магриб Иша
05:47 07:02 12:41 16:29 18:13 19:28
свернуть
Календарь
Хиджра
16 Сафар 1441
Григорианский
15 октября 2019

Статьи

Духовное постижение и непрерывная борьба жизни

| A | +

Жизнь является, на самом деле, непрерывной борьбой, единственная разница между борьбой за духовное постижение и борьбой мирской жизни лежит в направленности. В мирской жизни, будь то бизнес, политика, промышленность или любой другой жизненный путь, если вы покажете, что вам недостает сил, позволяющих бороться в одиночку, вы не заслужите ничего, кроме поражения. Вы можете быть очень хорошим человеком, безгрешным, духовным – это не принимается в расчет. По этой причине "в миру" многие потеряли веру в доброту, в духовность, потому что они видят, что это ничего не значит в мирской жизни. Это абсурд, когда духовный человек говорит: “Своей добротой, духовностью и благочестием вы поможете себе в мирской борьбе”. Нет, эти качества сами по себе не помогут – у вас должно быть вдохновение и силы соответствовать требованиям борьбы жизни.

 

Этим я хочу сказать своим друзьям, которые ищут духовного пути, чтобы они не забывали, что парить в небесах нет толку, а  необходимо -  стоять на земле. Есть много, кто мечтает, кто живет, паря в воздухе, но это не отвечает нашим целям. Они могут сказать: “Мы выполняем духовную работу, и все же мы пребываем в плохих условиях”. Но язык этого пути иной, закон этого пути другой!  По этой причине я провожу различие между духовным путем и мирской жизнью, для того, чтобы осознать, что один имеет мало общего с другим. Это не значит, что злой человек преуспеет, что успех достигается через зло и с помощью злобного характера, если бы это было так, то успех был бы смертельным. Тем не менее, мы не должны винить духовность за неудачи в мирских делах, ибо мирское относится к другому типу вдохновения, если бы это было не так, то все великие мудрецы были бы миллионерами.

 

Мирская борьба – это внешняя борьба, борьба на духовном пути – борьба внутренняя. Человек вступает на духовный путь не раньше, чем встретится с первым врагом – собственным нафсом (эго). Что делает нафс? Он очень хитрый. Когда вы говорите: “Я хочу бороться с тобой”, он говорит: “Ведь я – это ты сам. И ты хочешь бороться со мной?” Когда он приводит к неудаче, он достаточно умный, чтобы обвинить кого-нибудь еще. Те, кто проиграли в жизни, разве они обвиняли самих себя? Нет, они всегда винят кого-то другого. Когда они выигрывают, они говорят: “Это я сделал”. Когда они любят что-либо, но не могут получить это, они говорят: “Кто-то перешел мне дорогу”. И в большом, и в малом все происходит так же: нафс не признает ошибок, но всегда находит их у других, и его тщеславие, его гордыня, его мелочность, его эгоистические тенденции, его довольство ослепляет человека.

 

Нафс не устраивает помех на мирском пути так, как оно мешает на пути духовном. Мне вспоминается персидское стихотворение, которое относится к нафсу: 

 

“Когда бы я ни чувствовал, что могу примириться со своим нафсом, он находит время подготовиться к следующей атаке”. 

 

Таковы у нас обстоятельства. Мы думаем, что наши мелкие ошибки происходят от небольших случайностей, мы вовсе о них не думаем. Но каждая мелкая погрешность – это флаг нафса, его собственного доминиона. Таким образом, в борьбе нафс лишает человека суверенитета. Очень немногие осознают огромную силу, заключенную в борьбе с нафсом, в его преодолении. Но как обычно поступает человек? Он говорит: “Мой бедный нафс! Ему и так приходится противостоять таким трудностям в мире! Разве я должен бороться с ним?” Так он отдает нафсу свое царство, так он лишает себя той силы, которая скрыта в сердце человека.

 

У человека имеется ложное Я и настоящее Я. Настоящее Я обладает вечной жизнью, у ложного Я жизнь ограничена. Настоящее Я – это мудрость, ложное Я – невежество. Настоящее Я может подняться до совершенства, ложное Я – сама ограниченность. Настоящее Я – само добро, ложное Я порождает всевозможное зло. Победив нафс, мы реализуем божественное в себе. Нафс можно назвать силой, но сила ли это? В действительности, это не так. Это так и не так. Это тень: мы видим ее, и в то же время, это – ничто. Если осознаем это, то увидим, что нафс не имеет самостоятельного существования. Как только душа поднимается над нафсом, она начинает осознавать свое благородство.

 

А теперь обратимся к практическому аспекту нафса, как он представляется? В какой форме? Он поднимается в поддержку своих собственных интересов. Он защищает себя от нападения других. Он чувствует себя исключительным по сравнению с любым другим. Он знает себя, как сущность, отделенную от друга и врага. Он заботится лишь о том, что происходит прямо сейчас, он слеп к будущему и не знает прошлого. Он проявляется в форме самосожаления, он выражает себя в форме мести. Он живет, питаясь горечью и всегда в темноте. Его условие – беспокойство, недовольство. Он обладает безмерным аппетитом ко всему, что видит вокруг, но никогда не насытен. У него нет: доверия ни к кому, мыслей ни о ком, заботы ни о ком. Ему недостает совести и, следовательно, воспитанности. Нафс заботит лишь его собственное благополучие, собственный комфорт. Отдать что-нибудь кому-то из ближних – повергает нафс в ужас, потому что ему не знакомо самопожертвование, отказ от чего-либо для него ужасен, страшнее смерти. А если он все же отдаст что-либо, то всю жизнь будет помнить свое «великодушие» упиваясь этим.

 

Таков он - господин нафс. Когда мы видим его в ком-то, мы виним в этом того человека, он нам не нравится, но мы не видим этого же самого элемента в себе самих. Никто в мире не может сказать: “Во мне этого нет”. Если человек отнесется к этому по справедливости, то он увидит это, часто несправедливый обвиняет другого. Чем более справедливыми вы становитесь, тем более спокойными вы будете при всех обстоятельствах. Внешне вы будете видеть недостатки других, а внутренне вы увидите итог внутри себя. Например, маленький ребенок любит независимо ни от чего. Вор ли это или  грабитель – ребенок хочет любить его и улыбается ему, потому что ребенок безгрешен. Почему это так? Потому что вор в нем еще не пробудился. Ребенок приходит с небес, вор – с  земли, у ребенка нет вместилища для вора, поэтому для ребенка не существует его .

 

Мы принимаем вещи, потому что они в нас. Если мы рассмотрим свое знание, мы пережили тысячу вещей, большую часть которых мы узнали от других, и мы им сразу же поверили. Как только человек говорит нам о чем-то злом, мы думаем: “Теперь-то мы знаем, в этом мы можем быть уверенными”. Но если человек приходит и говорит: “Я видел что-то совершенно чудесное: этот человек такой хороший!” – тогда все думают: “А правда ли это? Все ли мы о нем знаем? Разве может быть это хорошо? Нет ли в нем чего-нибудь плохого?” Доброе кажется неестественным.

 

Теперь такой вопрос: а нужно ли обязательно бороться? Почему должны мы вступать на духовный путь? Не тирания ли это над самими собой? Но именно через борьбу мы формируем свой характер, свою личность. В этом основа всех религий. Когда человек начинает думать: “Я не должен никому навредить, никого не обидеть из встреченных мною, будь то достойный или недостойный, друг или враг”, только тогда он начинает работать в духовном направлении. Духовность – это не чудотворство. Духовность достигается хорошим воспитанием, правильным воспитанием.

 

Где же святилище Аллаха? Оно в сердце человека. Как только человек начинает заботиться о чувствах другого, он начинает поклоняться Богу. Это чувство не приносит прибыли, но каков же иной путь поклонения Аллаху? Кто-то может сказать, что трудно угодить всем. Несомненно, это трудно, и это становится еще труднее, если у человека есть стремление угождать каждому.

 

Есть одна история про муршида (наставника), который со своими мюридами (воспитанники, учениками) пошел однажды в деревню. Он постился, и мюриды тоже взяли обет поститься. Они пришли в дом одного крестьянина, и тот с готовностью и радостью принялся готовить им обед. Когда обед был подан, муршид пошел и сел за стол, но ученики не осмелились из-за данного обета. Все же они об этом не сказали, потому что у духовных людей не принято упоминать о таких вещах. Что касается муршида, то они подумали: “Муршид забыл о своем обете”. После того, как обед закончился, и они вышли из дома, ученики спросили: “Вы забыли свой обет поститься?” “Нет, - ответил муршид, - я не забыл, но предпочел нарушить свой пост, чтобы не разбить сердце этого человека, который со всем воодушевлением приготовил нам еду”.

 

Если бы мы только могли задумываться о повседневной жизни, обо всех ее мелочах, которые, когда мы ими пренебрегаем, лишают нас возможности делать добро! Каждое мгновение жизни – это возможность быть чуткими к человеческим чувствам, как в благополучии, так и в неблагоприятных обстоятельствах – при всех условиях. Это немногого стоит, нужно только немножко задуматься. Человек может быть внутри добрым, но не заботиться о  мелочах. Нет более великого в религии, чем любовь. Лучшая форма любви – это заботиться о чувствах тех, с кем мы соприкасаемся в повседневной жизни.

 

По мере продвижения дальше встречается все больше трудностей: мы видим более значительные недостатки по мере того, как продвигаемся по духовному пути. Не то, чтобы число недостатков растет, просто восприятие становится острым, иначе мы не обнаружили бы их. Это так же, как у музыканта: чем больше он знает и чем больше играет, тем больше ошибок слышит. Тот, кто не находит ошибок, в действительности, становится хуже. Нет конца погрешностям. Думать так - помогает человеку стать смиренным.

 

Именно осознание наших бесчисленных ошибок делает нас смиренными и стирает нафс из сознания. Только в таком стирании нафса заложено духовное сознание, духовное постижение.

 

Можно спросить: “Что такое настоящее духовное сознание?” Духовное сознание состоит в том, чтобы осознавать дух. Прежде этого сознание нафса закрывало дух. Когда нафс отодвинут, что там? Там пребывает дух – назовите его как хотите, это то, что есть. 

 

 

Предыдущий Следующий
Важность дозволенного (халал) Намаз - великое поклонение

Статьи по теме

Акыда Дуа возле могил праведников
Сегодня мы поговорим о такой практике мусульман как: дуа возле могил праведников, обращаясь к Аллаху посредством них и получение бараката (благословения) посредством их посещения. В наше смутное время то, что раньше считалось среди мусульман нормой и обычным явлением, сегодня может считаться заблужд...
Адаб (этика) и суфизм Мечтайте о Рае!
Большинство из нас больше погружено в мирское, мимолетное, пустое. И очень часто, особенно в наше время, мы проявляем слабость, чувствуем усталость, опускаем руки и теряем надежду. Наш капризный нафс нуждается в утешении, и для кого-то это, не дай Аллах, может стать первым шагом к греху....
Для сестер Почему люди оставляют друг друга?
В 17 лет мне приснился сон. Я видела себя сидящей в мечети, и ко мне подошла маленькая девочка и спросила меня: «Почему люди оставляют друг друга?». Вопрос, казалось бы, личный, но мне было понятно, почему он был задан именно мне. ...
Для сестер В погоне за любовью
Всю свою жизнь с самого рождения я провела, бегая за творениями. Я всегда была из тех, кого можно назвать «нуждающимися». Я нуждалась в друзьях, нуждалась в людях. Всегда. И я не могла справиться с этим явным недостатком. ...
Оберегание человека Вы и шайтан: вечная борьба
Одной из составляющих частей в руководстве и пути к вечному процветанию, является осторожность к врагам, которые могут помешать нам попасть в Рай. Сатана – опаснейший в этом списке. Он бдителен каждое мгновение, и не оставляет попытки совратить нас с прямого пути и ввести в заблуждение....

Отзывы читателей (5)

А к
8 окт. 2019

Меня никогда не отталкивала бедность человека, другое дело если бедны его помыслы и душа. (с)

Это высказывание вносит понимание, при у чете того что сказал это преуспевший человек, того что ценится - всегда и везде. Правильное отношение к этому, формирует понимание, а значит успех в любом предприятии. Духовность пронизывает все материальное, и с этим важным является отношение. В конце концов, твой достаток и счастье - угодное Богу!

Джастин Алматинский
9 окт. 2019

Вот именно: "достаток и счастье"

Ответить
Я знаю Что ничего не знаю
10 окт. 2019

Извините, я больше люблю высказаться, чем принять что то из вне, против большинства слов, но не тех что выступают под грифом мудрости. Пока к сожалению, таких речей нахожу мало. К тому же, я написал комментарий ранее, как мне кажется из вдохновения.

Джастин Алматинский
10 окт. 2019

Я подчеркнул, подразумевая, что "достаток и счастье" - это, в том числе, то, про что эта статья.

Ответить
Я знаю Что ничего не знаю
11 окт. 2019

Спасибо, теперь я буду уверен что прокомментировал по теме.

Интересные материалы

Адаб (этика) и суфизм Ислам и отношения с соседями
Сегодня у нас тема – соседи. Я, например, вырос в ауле, и я чувствую разницу, которая есть в отношении к соседям в городе. У нас в ауле как было, например, если той или садаку надо, то соседи все собираются, помогают, все знают друг о друге… возможно это в чем-то минус через чур начинаем лезть друг ...
Семья в Исламе Какое дуа нужно читать за родителей?
Отец и мать – самые главные люди в жизни человека. Аллах именно им вручил ответственность за дарование жизни каждому из нас. В воспитании нас отцы и матери переживают многие трудности....
Оберегание человека Ислам и наука: 8 способов противодействия стрессу
Мусульманам следует забыть о плохих моментах из прошлого, и думать о хороших вещах, с надеждой на лучшее. Попытки изменить прошлое – ничто иное, как бесполезная и безумная трата времени. ...
Адаб (этика) и суфизм Азан – пища для души
Он подпитывает душу верой и возвышает ее. Не пропускайте свою порцию этой подпитки. Говорите об этом своим детям и друзьям. Аль-Бухари приводил со слов Абу Саида аль-Худри следующее высказывание Пророка, соляллаху алейхи уа саллям: «Услышав призыв, повторяйте слова муэдзина»....
Оберегание человека Злословие - путь к саморазрушению
Значение слова злословие (гыйба) – говорить плохое о ком-либо в его отсутствии. То есть высказывание недостатков одного человека другим людям в его отстутствие называется «злословием»....
свернуть
Календарь
Хиджра
16 Сафар 1441
Григорианский
15 октября 2019
Время намаза
Сейчас

Зухр 12:41

Время до Аср 01:26

Духовное постижение и непрерывная борьба жизни

Спасибо, теперь я буду уверен что прокомментировал по теме.

Я знаю Что ничего не знаю
11 окт. 2019

Мусульманам на заметку

Почему человек страдает? - Потому что сердце его, болеет, и вследствие этого оно обустраивает положе

Я знаю Что ничего не знаю
10 окт. 2019

Мусульманам на заметку

Для милых мне мыслей людей,Признаюсь - прибываю во тьме.Но тьма озаряется светом,Как листва озаряетс

Я знаю Что ничего не знаю
9 окт. 2019

Падение Бармакидов

В этом заключена большая мудрость: Первый слой - исторические события, это - форма. Следующий слой -

Джастин Алматинский
7 окт. 2019

Дуа возле могил праведников

Бисмиллях, хвала Аллаху, Господу миров! Да прольет Аллах Тағала свет знаний на нас. Благодарю авторо

MuslimMan
6 окт. 2019
Created with Sketch. {{!-- --}} {{!-- --}} {{!-- --}} Created with Sketch. Asset 1mdpi