Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Иминов Нурмухаммад
- Канатали Такиров
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев
Уважаемые посетители Azan.kz, приближается священный праздник Курбан айт. В связи с этим, мы в очередной раз отвечаем на часто-задаваемые вопросы, посвященные этому событию.
- Курбан айт отмечается 10 дня месяца Зуль-Хиджа. Как мы уже отмечали ранее, исламский лунный календарь короче солнечного григорианского. Поэтому, каждый год дата праздника смещается примерно на 10-11 дней. В 2024 году первый день Курбан айта приходится на 16 июня.
- Согласно ханафитскому мазхабу, совершение жертвоприношения является ваджибом (то есть обязательным, близким к фарду). Доказательством этому служат слова Всевышнего:
«Молись Господу твоему совершая праздничную молитву и принеси в жертву животное» (108:2).
А также хадис Пророка, мир ему и благословение Аллаха:
«Кто имеет возможность и не приносит в жертву животное, тот пусть не приближается к месту совершения нами молитвы».
Для того, чтобы совершение жертвоприношения было обязательным, мусульманин должен соответствовать следующим критериям:
- дееспособность;
- совершеннолетие;
- муким, то есть не находиться в путешествии;
- нисаб, т.е. обладать минимальным имуществом, с которого необходимо выплачивать закят (нисаб равен стоимости 85 г. золота).
- Курбан не возлагается на ребенка, на душевнобольного, независимо от того, обладают они имуществом (т.е. нисабом) или нет. Также не является ваджибом для их опекунов совершать курбан от их имени.
Для путника курбан тоже не является ваджибом. Путником ислам признает человека, который находится в поездке с намерением проехать 80 км. и более. Он становится путником сразу, как только покинет город. Но если он намеревается остаться в каком-то месте 15 дней или более, он перестает быть путником в месте прибытия.
К жертвенным животным относятся:
1. Овцы и козы;
2. Коровы, быки и буйволы;
3. Верблюды.
Овцы и козы должны достичь годовалого возраста, крупнорогатый скот - двухлетнего, а верблюды - пятилетнего.
Из остальных животных курбан невозможен. Из названных трех видов животных можно приносить в жертву и самцов, и самок. Предпочтительным считается приношение в жертву барана и козла. Но если ягненок в 6-месячном возрасте наберет вес годовалого, то разрешается его жертвоприношение.
Животные должны быть полностью здоровыми и не иметь следующих изъянов:
1. Слепота на один или оба глаза;
2. Слабость и истощение;
3. Отсутствие уха или хвоста (более одной трети), зубов (половины и более);
4. Сломанный рог;
5. Хромота;
6. Явная болезнь.
- Это пост в день Арафат, который наступает 9-го числа месяца Зуль-Хиджа (15 июня, 2024 года). В хадисе, который передал имам Муслим, Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Пост в этот день служит искуплением грехов прошлого и будущего года». В качестве намерения на пост можно сказать: «Я намереваюсь держать пост дня Арафа от рассвета до заката ради довольства Аллаха». Однако намерением может быть осознание, что вы будете держать данный пост. Проговаривать в этом случае необязательно.
1. Курбан сделан обязательным, это дань благодарности Всевышнему за годовое мирское благо.
2. Отпускаются прегрешения и зарабатывается саваб (награда).
3. Курбан станет для хозяина в Судный день транспортом, который проведет его через мост Сырат и будет причиной его спасения.
4. Курбан – это помощь мясом, шерстью и шкурой другим мусульманам, которые не могут себе этого позволить.
- Можно сделать курбан с намерением передать саваб, то есть, вознаграждение за него умершему родственнику или любимому человеку. Дозволено есть мясо Курбана, совершенного на свои средства, вознаграждение от которого он дарит умершему родственнику. Он также может угощать других. Такой курбан не обязательно совершать в праздничные дни, но если человек завещал сделать курбан после своей смерти, то является ваджибом совершить его именно в праздничные дни. Человек, который делает такой курбан, не может есть его мясо, а обязан полностью его раздать.
- Могут, но это допускается только для крупнорогатого скота или верблюда. Такое жертвоприношение может совершить как один человек, так и группа людей, состоящая из 7 человек. Причем все члены этой группы должны сделать намерение принести жертвоприношение. Сообщается со слов Джабира, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
«Корова приносится в жертву за семерых и верблюд за семерых».
В этом случае, компаньоны должны объединиться с намерением принести жертву ради Аллаха. Если кто-то из них ставит целью лишь купить мясо, то ни у одного из них курбан не будет действительным. Компаньоны по курбану должны, взвешивая, забрать каждый свою долю.
- Жертвоприношение надо совершать после праздничной молитвы. Но если человек, по каким-либо причинам не смог это сделать в первый день, он может совершить обряд во второй день, а также в третий до захода солнца.
- Кастрированное животное принести в жертву можно. Абу Рафи' рассказывал:
«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, принес в качестве жертвоприношения двух черно-белых кастрированных баранов». (Ахмад).
- Перед совершением жертвоприношения нужно сделать намерение, подготовить место и заточить нож. Нельзя точить нож перед жертвенным животным, это макрух. Пророк ﷺ сказал:
«Когда закалываете животное, делайте это хорошо, хорошо заточите свои ножи и закалывайте животное, не мучая его». (Муслим).
Жертвенное животное кладут левый на бок, поворачивают его голову в сторону кыблы, и произносят следующий аят, как дуа (это действие является желательным, но не обязательным):
Перевод: «Скажи: «Воистину, мой намаз и мое жертвоприношение (или поклонение), моя жизнь и моя смерть посвящены Аллаху, Господу миров, у Которого нет сотоварищей». (6:162).
Далее желательно произнести такбир:
После этого, произнося: «Бисмилляхи, Аллаху Акбар» и закалывается животное. Снимать шкуру и разделывать мясо надо только после его полного умерщвления.
- Присутствие имама или муллы при закалывании животного необязательно. Необязательно также читать суры и молитвы. Главное, при закалывании произнести: «Бисмиллях. Аллаху Акбар!».
- Милостыня, в данном случае, не заменит жертвоприношение. Жертвоприношение - это акт поклонения Аллаху. Всевышний Аллах для того, чтобы испытать пророка Ибрахима (а.с.) повелел ему принести в жертву своего сына Исмаила (а.с.). Когда Ибрахим (а.с.), был уже готов принести его в жертву, Всевышний Аллах, испытав его покорность, ниспослал барана для жертвоприношения и сохранил жизнь Исмаила. Сегодня, совершая жертвоприношение, мы делаем это как знак памяти о том, какую великую жертву готов был принести пророк Ибрахим (а.с.) будучи преданным Господу. Совершая жертвоприношение, человек демонстрирует покорность Аллаху и следование пути Пророков, мир им. Поэтому милостыня деньгами не заменяет собой важный религиозный ритуал.
- Сунной является сделать это самому. Но если вы собственноручно не можете совершить обряд закалывания, то дозволено уполномочить кого-либо сделать это от вашего имени. Но даже в этом случае вам желательно присутствовать непосредственно во время обряда.
«Пророк, мир ему и благословение Аллаха, когда совершал жертвоприношение за свою дочь Фатиму, попросил ее лично присутствовать во время обряда, сказав при этом, что с первой каплей крови, капнувшей с жертвенного животного простятся все ее предыдущие грехи». (Ибн Хиббан).
Однако, если человек не имеет возможности присутствовать на церемонии, он может совершить намерение, передать стоимость жертвенного животного и попросить, чтобы от его имени совершили обряд.
- Мустахабом, то есть желательным является разделить мясо на три части. Одну часть оставляете себе, вторую часть оставляете в качестве угощения для гостей, третью желательно раздать неимущим. Однако можно раздать все полностью.
- Шкуру животного можно оставить на собственные нужды или отдать в качестве садака. Категорически запрещено продавать шкуру и использовать деньги для себя, но можно отдать эти деньги в качестве садака.
Действия, следующие:
1. Праздничные ночи проводят в мольбе и поклонении, читают пропущенные намазы. Читают Коран и просят прощения. Ведь ду’а, совершаемые в праздничную ночь, принимаются. Как передал Табарани от Убада бин ас-Самита (р.а.), Пророк ﷺ сказал:
«Не погибнет в тот (Судный) день душа того, кто проводит ночи праздников Рамадан и Курбан, рассчитывая на вознаграждение, в поклонении, когда умрут сердца многих».
2. В праздничное утро следует встать пораньше, принять омовение.
3. Надеть чистую или новую одежду.
4. Использовать хорошие благовония.
5. Если это возможно, идти на намаз пешком, так как Пророк ﷺ в эти праздничные дни шел пешком к месту намаза.
6. Раздавать больше садака бедным и нищим.
7. По дороге на праздничный намаз произносить такбиры: «Аллаху Акбар, Аллаху Акбар, ля иляха илля Ллаху, Аллаху Акбар».
8. Если человек собирается совершить курбан, то желательно воздерживаться от пищи, пока он не сможет попробовать мясо своего курбана.
9. Есть мясо Курбана, так как это делал Пророк ﷺ.
На официальных сайтах ДУМК будет размещена информация с перечнем мечетей города, в которых можно совершить жертвоприношение. Для города Алматы утверждены 14 локаций, где будут разрешены реализация, убой и раздача мяса жертвенных животных. На данных объектах работники мечети будут давать указания, как совершить жертвоприношение в соответствии с требованиями шариата, и совершать религиозные обряды.
- В городе Алматы айт намаз состоится в 6:00. Для остальных городов расписание будет размещено на сайтах Духовного управления мусульман Казахстана заранее.
- Не дозволено проводить обряд жертвоприношения заранее. Жертвенное животное должно быть заколото в установленные шариатом дни. О том, какие это дни мы ответили в предыдущем вопросе. Закалывание животного до праздничной молитвы не будет считаться жертвоприношением. Доказательством этом служит хадис, переданный от Джундуба (да будет доволен им Аллах), который рассказывал: Я был с Посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) в день праздника жертвоприношения. И когда он завершил молитву, он взглянул на зарезанных овец и сказал:
«Кто совершил жертвоприношение до праздничной молитвы, пусть зарежет ещё одного барана вместо того, что он уже зарезал. А кто ещё не совершил жертвоприношение, пусть сделает это с именем Аллаха!».
Если во время Курбан айта, вы будете путником по причине нахождения на вахте, то вам не обязательно совершать жертвоприношение. Но если желаете, то можете провести обряд в формате онлайн. Для этого вам нужно перечислить деньги доверенному лицу и попросить его купить жертвенное животное и заколоть его от вашего имени.
- Начиная с фаджра намаза 9-го дня месяца Зуль-Хиджа, который называется днем Арафа и продолжая до аср намаза 13-го числа месяца Зуль-Хиджа мусульманам следует читать такбир ташрика после каждой обязательной молитвы.
Передается, что Али, да будет доволен им Аллах, начинал произносить такбир после окончания утренней молитвы (фаджр) в День 'Арафа, последний раз произнося такбир после предвечерней молитвы ('аср) в последний из дней ташрика. (Аби Шейба приводит это предание в "Аль-Мусаннаф").
Каждый мужчина, независимо читает он намаз с джамаатом или один, обязан читать этот такбир вслух после каждой обязательной молитвы. Женщины же читают тихо.
Следует произносить следующие слова:
- Если у вас нет средств на покупку барана или вы не обладаете нисабом, то Курбан для вас не обязателен. Тем не менее, запрета нет, вы можете взять деньги или барана в долг, с условием что расплатитесь позже. Более того, вы можете купить барана в рассрочку при условии, что продавец не будет взымать пеню или штраф, в случае, если вы просрочите ежемесячный платеж. Не дозволено брать кредит в банке на покупку жертвенного животного, так как банк выдает деньги под проценты, что запрещено шариатом.
- Предоставить не имеющему средств человеку овцу или дать ему денег на приобретение жертвенного животного, относится к благому пожертвованию, за которое, с дозволения Аллаха вам запишутся награды. Если такой человек заколет барана от вашего имени, то это будет считаться вашим жертвоприношением, так как вы уполномочите его, заколоть животное за вас. Но если бедный человек проведет обряд от своего имени, то вам нужно будет самостоятельно заколоть барана, так как пожертвование не имущему не снимает с вас обязанность совершения жертвоприношения.