Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Иминов Нурмухаммад
- Канатали Такиров
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев
Ассааляму алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!
Уважаемые аксакалы! Уважаемый джамаат! Пусть Всевышний Аллах запишет вам вознаграждение за каждый проделанный шаг в дом Аллаха. Поистине, в день пятницы есть час, и если человек в это время обратится к Аллаху с мольбой, то Аллах примет его. Так пусть наше сегодняшнее поклонение и наши дуа совпадут с этим временем.
Вот уже через считанные дни начинается новый учебный год. Поэтому, уважаемые братья, по всему Казахстану темой пятничной проповеди является «Важность получения знания в нашей религии». Как вы знаете, первые откровения, которые ниспослались Пророку ﷺ начинались со слов «Читай». Ему было сказано:
«Читай, во имя твоего Господа, который создал тебя»
Как видите, эти слова самого первого – ниспосланного аята, повеления и откровения Аллаха. В этом ниспосланном аяте Пророку ﷺ говорится о познании Аллаха и о получении знания. Самые первые эти повеления посвящены, чтобы обратить особое внимание, на знание и науку, уважаемые братья.
Во времена нашего Пророка ﷺ в битве при «Бадре», в числе пленников, которые были там задержаны – находились люди, осведомленные письменной и устной грамоте. И Пророк ﷺ обещал им дать свободу, при условии, если они научат грамоте по десять мусульман, которые не умели читать и писать. Также сподвижникам, с трудным положением, которые были поселены в мечети и близ нее, наш Пророк ﷺ создавал условия для получения знаний, предоставив для этого специальное место и собирая их в мечети. Пророк ﷺ призывал к этому и других. Посланник Аллаха ﷺ завещая всей исламской умме, сказал:
«Поиск знаний – является обязательным для каждого мусульманина».
То есть для мужчины и женщины поиск знаний является обязательным. И так, если знание – это обязательно, то какое именно получение знания является обязательным для нас? Несомненно, в первую очередь – это знания на пути познания Аллаха, знания на пути правильного понимания пяти обязанностей. Например, знание о правильном выполнении пятикратного намаза. Что портит намаз; как встает на коллективный намаз тот, кто опоздал; что должен учесть имам; если намаз был совершен неправильно, то, как человек восполнит это. Например, некоторые люди по незнанию, если совершат ошибку в намазе, читают его заново, однако если ошибка была в положении «ваджиба», то восполнить его можно сделав «саху саджда» и завершить намаз. Точно также знания о нюансах поста: что портит пост; когда надо поститься; в какое время необходимо разговляться, в каких уважительных причинах можно прекратить поститься. И так, получение знаний вокруг этих пяти обязанностей – первостепенно.
А теперь на втором плане – это освоение профессии, которая необходима социуму. В шариате принято, если в одном ауле не будет ни одного хафиза Корана, то для каждого мужчины становится обязанностью заучивание Корана. Точно также, если в одном ауле не будет ни одного врача, то обязанностью будет освоить профессию врача, подготовить такого специалиста.
Таким образом, уважаемые братья, одним словом в нашей религии – обязательным знанием является освоение профессии, в котором нуждается народ. Если вы заметите, государство, выделяют гранты на специальности, в котором люди больше всего нуждаются. Большинство людей хотят, чтобы их дети стали юристами, и они не учитывают, хотят того ли они сами дети, есть ли у них уклон в этом направлении, но нет, некоторые даже продают свой скот, лишь бы их ребенок стал юристом. Родитель сначала должен присмотреться, какие специальности пользуются спросом. Начиная с 2011 года государство для университета «Нур Мубарак» начало выделять 300 грантов на специальность «Исламоведение». Такого в истории Казахстана еще не было. И в настоящее время гранты продолжают выделяться, хоти и не в таком количестве как ранее. Целью является подготовить в нашей стране высококвалифицированных имамов, устазов, исламоведов и теологов, которые будут правильно доносить ислам. Родители должны воспользоваться этой возможностью. Но ведь не все люди становятся имамами, есть и другие специальности, которые необходимо освоить. Таковым было и мнение сподвижников, которые получали знания от Пророка ﷺ. Однажды путник спросил у Ибн Аббаса: «Что лучше? Мирское богатство или знание?». Ибн Аббас не думая, ответил: «Несомненно, знание». Тот сказал: «Чем ты докажешь предпочтение знания?». Ибн Аббас сказал:
«Мирское богатство – это наследование Фараонов, а знание – это наследие пророков. Богатство может быть даровано каждому, а знание Аллах дает Своим любимым рабам. Имущество уменьшается, каждый раз, когда ты тратишь его. Но чем больше ты даешь знания, тем больше оно растет. В День Суда человек будет спрошен, каким путем он получал мирские блага и куда растратил их. А получая знания и обучая других, человек наоборот собирает за это великую награду».
Теперь, уважаемый джамаат, мы должны обратить внимание на следующие вещи, в процессе получения знания и следовании этому знанию: во-первых, быть всегда в поиске. Покойный уважаемый Музаффар Алимбаев сказал: «Знание – драгоценное сокровище. Не останавливайся на малом (из того, что знаешь)». Не думайте: «Я знаю десять сур и этого достаточно для выполнения намаза». Если, к примеру, у вас есть определенная деятельность, вы не должны ограничиваться одним уровнем и говорить: «для моей работы этого достаточно», то есть стремитесь всегда улучшать свои навыки. Уже сколько лет вы читаете намаз. Не останавливайтесь на заученных десяти сурах, корректируйте произношений и ошибки.
Поэтому, уважаемый джамаат, самое первое условие – это всегда быть в поисках. Был один человек, прославленный именем Шейхуль Андалуси – Баки Ибн Махлад. Свои 34 года он посвятил поискам знания, странствуя по миру. Однажды он направился к Имаму Ахмаду в целях получить у него знания. Сам он жил в Андалусии (Испании), а Имам Ахмад в Багдаде (Ираке). Их разделяло 6 тыс. км. Для вашего понимания, это расстояние как между Уральском и Усть-Каменогорском, т.е. с одного конца страны в другой. Несмотря на такое огромное расстояние, он направляется к нему, чтобы получить знание о хадисе. Посмотрите на его характер. И когда он пришел к нему, оказалось, что из-за мугтазилитов Имаму Ахмаду запретили обучать знанию о хадисе, и он находился под домашним арестом. Баки Ибн Махлад явившись к имаму Ахмаду рассказал о том, с каких краев он прибыл пешком что бы обучаться у него. Удивившись его имам Ахмад ответил: «Я с радостью научил бы тебя тому, что знаю, однако мне сейчас запретили это». Баки сказал: «Тогда каждый день я буду приходить к вам в образе нищего просящего. А вы дайте мне кусок хлеба и научите меня двум хадисам. Пусть мой путь в 6 000 километров не будет напрасным». Имам Ахмад согласился и сказал: «В таком случае не посещай собрания в мечетях и другие религиозные собрания, дабы никто не увидел твои знания». На этом они договорились. Баки Ибн Махлад несколько лет брал знания у Имама Ахмада подкрадываясь к нему в образе бедняка. После того, как политическая ситуация изменилась и Имаму Ахмаду разрешили открыто преподавать уроки, люди начали толпами приходить к нему, чтобы получить знания о хадисах. Имам Ахмад среди толпы людей глазами нашел шейха Андалуси, и, подозвав его, усадил с правой стороны от себя после чего сказал: «Если ты стремишься к знанию, то делай это как Баки». После чего он неоднократно приводил его в качестве примера. Посмотрите на это усердие, пройти длинный путь, который не равен пути в современное время. Ранее, человек отправившись в такой путь не мог быть уверенным что пройдет и половину: разбой и убийства с целью наживы были распространены на дорогах, ночью был риск замерзнуть и не проснуться, а днем получить тепловой удар. Если же неудачно споткнутся, то можно было так и остаться там – никто не приедет на скорой помощи, и спасатели не будут эвакуировать тебя на вертолёте. Это во-первых. Во-вторых, несколько лет приходить в образе нищего, соблюдая конспирацию и не вызывая подозрений – это усердие и внимательность, помноженные на терпение.
Следующее условие в стремлении к знанию – это чтение книг. Всевышний Аллах сказал в Коране:
«Клянусь письменной тростью и тем, что записывают».
Когда Всевышний Аллах клянется чем-либо, Он показывает этим его важность. Самый необходимый и нужный инструмент ученого – это его перо и книга. Именно поэтому Всевышний клянется этим. Какая книга для мусульманской общины является наиболее предпочтительной в многократном чтении? Несомненно – это Коран. Наш Пророк ﷺ сказал в хадисе:
«Читайте Коран! Поистине, Коран в День Воскресения послужит заступничеством для, тех кто читал его».
В День Воскресенья Коран явится и скажет: «О Господи он так много меня читал, несмотря на то, что ему было сложно произносить, он усердно старался. Он не спал по ночам и вопреки своему нафсу читал меня». Подкрепляя эти слова, приведу изречение Ибн Масуда: «Если будете искать знания – читайте Коран, ибо в нем знание прошлого и будущего».
Несомненно, в целях постоянного саморазвития и осведомленности в различных сферах – мусульманин должен читать и другие книги. Относительно этого многие ученые оставляли назидание. Имам Бухари сказал: «Если хочешь улучшить способность заучивания, то чаще заглядывай в книги». Одна из методик по улучшению заучивания, которое говорится в медресе – это сохранение глаз от греха. Там часто говорят: «Не смотри по сторонам на запретное, один такой взгляд может уничтожить много уже заученных сур».
Частое чтение книг сохраняет от греха, а неоднократное чтение одной и той же книги раскрывает перед вами различные грани. Чтобы привить себе эту привычку на семейном уровне – мы должны выделить для этого специальное время, выбрать определенную тему и поделить эту тему среди членов семьи, а, затем, обсудить ее. Когда вы обсуждаете прочитанное, уважаемые братья, оно хорошо запоминается. В различных тренингах широко пользуется спросом одна японская методика: человек должен в течение одной минуты делать, то, что ему делается труднее всего. Например, даже самого ленивого человека, ежедневное минутное чтение книги может привить привычку читать книги и открыть любовь к чтению книг. Куда только не уходит минута нашего времени? Открыли книгу, прочитали одну страницу, и все. Ведь есть назидание нашего Пророка ﷺ:
«Самые лучшие дела те, которые совершаются с наибольшим постоянством, даже если их будет немного»
То есть, не должно быть так, что в один день человек совершает множество нафиль-намазов, читает пропущенные молитвы, а на следующий день не делает ничего. Нет. Это – к примеру, хоть даже короткое, но стабильное совершение нафиль намаза. Точно также и благое дело. Поэтому, дорогие братья, и в чтении книг мы должны использовать данный принцип. Радует глаза и становится приятно, когда иногда встречаешь молодежь в общественных местах, в общественном транспорте читающими книги. И радуешься тому, что еще есть люди, которые читают книги. Чтение книг – это второй путь в достижении знаний после его поиска. Потому что для углубленного понимания чего-либо, необходимо изучить книги данной тематики.
Третье условие – это обучаться у обладателей знания. Нет ничего зазорного, в том, чтобы незнающий обратился к знающему. В этом вопросе необходимо отодвинуть в сторону статус, возраст и положение и не стыдиться обучаться у того, кто знает. Это касается не только и религиозного знания, будь это предпринимательство или полезные навыки и так далее. Особенно, в поисках религиозного знания не следует обращаться к случайному человеку.
Теперь, после того как мы научимся какому-либо навыку и получим знания – мы должны обучать этому других. В хадисе Пророка ﷺ говорится:
«Самые лучшие из вас те, кто изучает Коран и учит ему других».
Обратите внимание, здесь не говорится только «изучает Коран», а говорится «изучает и обучает ему других». То есть, человек не должен думать «главное я сам изучил это и знаю», нет. Человек возвышается перед Всевышним, изучая Коран и обучая этому других. Поэтому, независимо какую деятельность вы освоили, стремитесь обучить этому других. Пусть это знание не останется только у вас. Есть назидание Пророка ﷺ, которое много раз упоминается в проповедях:
«После смерти человека все его деяния останавливаются, кроме трех:»
Например, если у вас есть билет до Каскелена или Тараза, вы выходите в этом месте, каким бы вы святым не были, вас высадят в пункте назначения и на ваше место сядет другой человек.
Посмотрите великую милость Всевышнего своему верующему рабу. Даже если человек покинет этот мир, у него будут дела, которые не остановятся.
Первое - это садака джария, непрерывная милостыня в случае если он в жизни построил мечеть, медресе, построил мост или детский сад, школу, то есть то, что служит людям и чем они пользуются.
Второе – это оставить после себя знание, которое принесет пользу людям. Видите, а некоторые не хотят делиться знаниями. Иногда встречаются повара, которые не хотят делиться секретами вкусного рецепта, думая, что к нему перестанут обращаться или же они учат только нескольким техникам. А вы все делаете по рецепту, но у вас не получается так, как у него. Вот, поэтому, здесь главное, обучить других тому, что знаешь.
Третье – это оставление после себя праведного потомства, которые после вашей смерти будут молиться за вас и просить прощения за ваши грехи у Аллаха.
Поздравляю всех с наступлением нового учебного года! Пусть Всевышний Аллах дарует нашим детям полезное знание. Да, среди знаний бывают и бесполезные знания, бывают вещи, которые наносят вред обществу. Есть люди, которые учат людей пагубному. Поэтому пусть Всевышний Аллах в преддверии нового учебного года дарует только полезное знание. И пусть Всевышний дарует нам потомство, которые будут стремиться познать Аллаха, беречь себя от пустого времяпровождения, будут пресвященными мирскими знаниями и будут почитать своих родителей и поклоняться Всевышнему. Как сказано в мольбе пророка Ибрахима (а.с): «Пусть Всевышний сделает нас и наше потомство полностью выстаивающими молитву и смеренными перед Ним». Сегодня инвестируя в качестве родителя в хорошее воспитание своим детям и создавая условия для получения знаний, в будущем это в многократном размере будет отражаться в вашем ребенке. Что мы сегодня вложим в детей, то мы и завтра увидим в нем. Не нужно учить ребенка только тому делу, которое будет приносить ему пропитание. Ведь тогда у него сформируется понятие, что главное в жизни - это обеспечение базовых потребностей. Нет. В сознании ребенка должно быть: «Могу ли я быть полезным этой деятельностью своему народу?». И когда он будет убежден в этом, то он будет любить свое дело. Тогда он будет трудиться с искренностью и его не подкупят никакими взятками, и он будет стоек перед плохим влиянием. В новом Казахстане мы хотим видеть новых специалистов. А новые специалисты выходят благодаря искренности и благому намерению родителей. И когда родители наставляют своих детей учиться не только ради добычи пропитания, а служить ради довольства Аллаха и приносить тем самым, пользу народу, тогда они будут добросовестно выполнять свои обязанности, и искать в этом довольство Аллаха, принося пользу другим. До тех пор, пока мы не воспитаем такое потомство, не произойдет пробуждения в сознании общества. Где нет пробуждения сознания, там люди будут всегда обвинять друг друга, клеветать, наговаривать и злословить. Чтобы произошло это пробуждение, для начала пробудиться должны родители этих детей. Пусть Всевышний примет наши намерения!