Важность получения знаний в Исламе - Пятничная проповедь
Алматы
Айтекебийский район Аккулинский район Аксай Аксу Актау Актобе Актогайский район Алга Алматы Алтынсаринский район Амангельдийский район Арал Аркалык Астана Атбасар Атырау Аулиекольский район Аягоз Байганинский район Байконур Балхаш Баянаульский район Бейнеу Денисовский район Джангельдинский район Енбекшиказахский Жайрем Жалагашский район Жанакорганский район Жанаозен Жанатас Жанибек Жанкала Жаркент Жезказган Жетисай Житикаринский район Жосалы Зайсан Индер Иргизский район Иртышский район Исатайский район Казалы Казыгурт Камыстинский район Кандыагаш Капчагай Карабалыкский район Караганда Каражал Карасуский район Каратау Каргалы Каскелен Келесский район Кентау Кобдинский район Кокпектинский район Кокшетау Кордай Костанай Кульсары Курмангазинский район Курчатов Кызылорда Ленгер Лисаков Майский район Макат Мартукский район Махамбетский район Мендыкаринский район Миялы Наурзумский район Орал Отрарский район Павлодар Петропавловск Риддер Рудный Сайкын Сайрамский район Сарыагаш Сарыкольский район Сарыозек Сатпаев Семей Солнечный Степногорск Сузак Сузакский район Сырымский район Тайынша Талгар Талдыкорган Тараз Тарановский район Темиртау Теренкольский район Туркестан Узункольский район Узынагаш Уилский район Урджарский район Усть-Каменогорск Ушарал Федеров ауданы Форт-Шевченко Хромтау Целиноградский район Чапаев Чемолган Шалкар Шардара Шаян Шиелийский район Шу Шубаркудык Шымкент Щербактинский район Экибастуз Эмба поселок Жезды посёлок Тюлькубас район Шал акына село Атасу село Теренозек
Восход 06:53
Алматы
Айтекебийский район Аккулинский район Аксай Аксу Актау Актобе Актогайский район Алга Алматы Алтынсаринский район Амангельдийский район Арал Аркалык Астана Атбасар Атырау Аулиекольский район Аягоз Байганинский район Байқоныр Балхаш Баянаульский район Бейнеу Денисовский район Джангельдинский район Енбекшиказахский Жайрем Жалагашский район Жанакорганский район Жанаозен Жанатас Жанибек Жаркент Жаңқала Жезказган Жетисай Житикаринский район Жосалы Зайсан Индер Иргизский район Иртышский район Исатайский район Казалы Казыгурт Камыстинский район Кандыагаш Капчагай Карабалыкский район Караганда Каражал Каратау Каргалы Каскелен Келесский район Кентау Кобдинский район Кокпектинский район Кокшетау Кордай Костанай Кульсары Курмангазинский район Курчатов Кызылорда Ленгер Лисаков Майский район Майский район Макат Мартукский район Махамбетский район Мендыкаринский район Миялы Наурзумский район Орал Отрарский район Павлодар Петропавловск поселок Жезды посёлок Тюлькубас район Шал акына Риддер Рудный Сайкын Сайрамский район Сарыагаш Сарыкөл ауданы Сарыозек Сатпаев село Атасу село Теренозек Семей Солнечный Степногорск Сузак Сузакский район Сузакский район Сырымский район Тайынша Талгар Талдыкорган Тараз Тарановский район Темиртау Теренкольский район Туркестан Узункольский район Узынагаш Уилский район Урджарский район Усть-Каменогорск Федеров ауданы Форт-Шевченко Хромтау Целиноградский район Чапаев Чемолган Шалқар Шардара Шаян Шиелийский район Шу Шубаркудык Шымкент Щербактинский район Экибастуз Эмба Қарасу ауданы Үшарал
Алматы
свернуть
Фаджр Восход Зухр Аср Магриб Иша
05:38 06:53 12:43 16:41 18:26 19:41
свернуть
Календарь
Хиджра
11 Раби-авваль 1444
Григорианский
07 октября 2022

Циклы уроков

Важность получения знаний в Исламе

Важность получения знаний в Исламе

Дни выхода уроков: Пятница
16 сент. 2022 808 0
Скачать в pdf
| A | +

 

ВИДЕО ВЕРСИЯ  |  АУДИО ВЕРСИЯ


Ассааляму алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!

 

Уважаемые аксакалы! Уважаемый джамаат! Пусть Всевышний Аллах запишет вам вознаграждение за каждый проделанный шаг в дом Аллаха. Поистине, в день пятницы есть час, и если человек в это время обратится к Аллаху с мольбой, то Аллах примет его. Так пусть наше сегодняшнее поклонение и наши дуа совпадут с этим временем.

 

Вот уже через считанные дни начинается новый учебный год. Поэтому, уважаемые братья, по всему Казахстану темой пятничной проповеди является «Важность получения знания в нашей религии». Как вы знаете, первые откровения, которые ниспослались Пророку начинались со слов «Читай». Ему было сказано:

 

 «Читай, во имя твоего Господа, который создал тебя»

 

Как видите, эти слова самого первого – ниспосланного аята, повеления и откровения Аллаха. В этом ниспосланном аяте Пророку говорится о познании Аллаха и о получении знания. Самые первые эти повеления посвящены, чтобы обратить особое внимание, на знание и науку, уважаемые братья.

 

Во времена нашего Пророка в битве при «Бадре», в числе пленников, которые были там задержаны – находились люди, осведомленные письменной и устной грамоте. И Пророк обещал им дать свободу, при условии, если они научат грамоте по десять мусульман, которые не умели читать и писать. Также сподвижникам, с трудным положением, которые были поселены в мечети и близ нее, наш Пророк создавал условия для получения знаний, предоставив для этого специальное место и собирая их в мечети. Пророк призывал к этому и других. Посланник Аллаха завещая всей исламской умме, сказал:

 

«Поиск знаний – является обязательным для каждого мусульманина».

 

То есть для мужчины и женщины поиск знаний является обязательным. И так, если знание – это обязательно, то какое именно получение знания является обязательным для нас? Несомненно, в первую очередь – это знания на пути познания Аллаха, знания на пути правильного понимания пяти обязанностей. Например, знание о правильном выполнении пятикратного намаза. Что портит намаз; как встает на коллективный намаз тот, кто опоздал; что должен учесть имам; если намаз был совершен неправильно, то, как человек восполнит это. Например, некоторые люди по незнанию, если совершат ошибку в намазе, читают его заново, однако если ошибка была в положении «ваджиба», то восполнить его можно сделав «саху саджда» и завершить намаз. Точно также знания о нюансах поста: что портит пост; когда надо поститься; в какое время необходимо разговляться, в каких уважительных причинах можно прекратить поститься. И так, получение знаний вокруг этих пяти обязанностей – первостепенно.

 

А теперь на втором плане – это освоение профессии, которая необходима социуму. В шариате принято, если в одном ауле не будет ни одного хафиза Корана, то для каждого мужчины становится обязанностью заучивание Корана. Точно также, если в одном ауле не будет ни одного врача, то обязанностью будет освоить профессию врача, подготовить такого специалиста.

 

Таким образом, уважаемые братья, одним словом в нашей религии – обязательным знанием является освоение профессии, в котором нуждается народ. Если вы заметите, государство, выделяют гранты на специальности, в котором люди больше всего нуждаются. Большинство людей хотят, чтобы их дети стали юристами, и они не учитывают, хотят того ли они сами дети, есть ли у них уклон в этом направлении, но нет, некоторые даже продают свой скот, лишь бы их ребенок стал юристом. Родитель сначала должен присмотреться, какие специальности пользуются спросом. Начиная с 2011 года государство для университета «Нур Мубарак» начало выделять 300 грантов на специальность «Исламоведение». Такого в истории Казахстана еще не было. И в настоящее время гранты продолжают выделяться, хоти и не в таком количестве как ранее. Целью является подготовить в нашей стране высококвалифицированных имамов, устазов, исламоведов и теологов, которые будут правильно доносить ислам. Родители должны воспользоваться этой возможностью. Но ведь не все люди становятся имамами, есть и другие специальности, которые необходимо освоить. Таковым было и мнение сподвижников, которые получали знания от Пророка . Однажды путник спросил у Ибн Аббаса: «Что лучше? Мирское богатство или знание?». Ибн Аббас не думая, ответил: «Несомненно, знание». Тот сказал: «Чем ты докажешь предпочтение знания?». Ибн Аббас сказал:

 

«Мирское богатство – это наследование Фараонов, а знание – это наследие пророков. Богатство может быть даровано каждому, а знание Аллах дает Своим любимым рабам. Имущество уменьшается, каждый раз, когда ты тратишь его. Но чем больше ты даешь знания, тем больше оно растет. В День Суда человек будет спрошен, каким путем он получал мирские блага и куда растратил их. А получая знания и обучая других, человек наоборот собирает за это великую награду».

 

Теперь, уважаемый джамаат, мы должны обратить внимание на следующие вещи, в процессе получения знания и следовании этому знанию: во-первых, быть всегда в поиске. Покойный уважаемый Музаффар Алимбаев сказал: «Знание – драгоценное сокровище. Не останавливайся на малом (из того, что знаешь)». Не думайте: «Я знаю десять сур и этого достаточно для выполнения намаза». Если, к примеру, у вас есть определенная деятельность, вы не должны ограничиваться одним уровнем и говорить: «для моей работы этого достаточно», то есть стремитесь всегда улучшать свои навыки. Уже сколько лет вы читаете намаз. Не останавливайтесь на заученных десяти сурах, корректируйте произношений и ошибки.

 

Поэтому, уважаемый джамаат, самое первое условие – это всегда быть в поисках. Был один человек, прославленный именем Шейхуль Андалуси – Баки Ибн Махлад. Свои 34 года он посвятил поискам знания, странствуя по миру. Однажды он направился к Имаму Ахмаду в целях получить у него знания. Сам он жил в Андалусии (Испании), а Имам Ахмад в Багдаде (Ираке). Их разделяло 6 тыс. км. Для вашего понимания, это расстояние как между Уральском и Усть-Каменогорском, т.е. с одного конца страны в другой. Несмотря на такое огромное расстояние, он направляется к нему, чтобы получить знание о хадисе. Посмотрите на его характер. И когда он пришел к нему, оказалось, что из-за мугтазилитов Имаму Ахмаду запретили обучать знанию о хадисе, и он находился под домашним арестом. Баки Ибн Махлад явившись к имаму Ахмаду рассказал о том, с каких краев он прибыл пешком что бы обучаться у него. Удивившись его имам Ахмад ответил: «Я с радостью научил бы тебя тому, что знаю, однако мне сейчас запретили это». Баки сказал: «Тогда каждый день я буду приходить к вам в образе нищего просящего. А вы дайте мне кусок хлеба и научите меня двум хадисам. Пусть мой путь в 6 000 километров не будет напрасным». Имам Ахмад согласился и сказал: «В таком случае не посещай собрания в мечетях и другие религиозные собрания, дабы никто не увидел твои знания». На этом они договорились. Баки Ибн Махлад несколько лет брал знания у Имама Ахмада подкрадываясь к нему в образе бедняка. После того, как политическая ситуация изменилась и Имаму Ахмаду разрешили открыто преподавать уроки, люди начали толпами приходить к нему, чтобы получить знания о хадисах. Имам Ахмад среди толпы людей глазами нашел шейха Андалуси, и, подозвав его, усадил с правой стороны от себя после чего сказал: «Если ты стремишься к знанию, то делай это как Баки». После чего он неоднократно приводил его в качестве примера. Посмотрите на это усердие, пройти длинный путь, который не равен пути в современное время. Ранее, человек отправившись в такой путь не мог быть уверенным что пройдет и половину: разбой и убийства с целью наживы были распространены на дорогах, ночью был риск замерзнуть и не проснуться, а днем получить тепловой удар. Если же неудачно споткнутся, то можно было так и остаться там – никто не приедет на скорой помощи, и спасатели не будут эвакуировать тебя на вертолёте. Это во-первых. Во-вторых, несколько лет приходить в образе нищего, соблюдая конспирацию и не вызывая подозрений – это усердие и внимательность, помноженные на терпение.

 

Следующее условие в стремлении к знанию – это чтение книг. Всевышний Аллах сказал в Коране:

 

«Клянусь письменной тростью и тем, что записывают».

 

Когда Всевышний Аллах клянется чем-либо, Он показывает этим его важность. Самый необходимый и нужный инструмент ученого – это его перо и книга. Именно поэтому Всевышний клянется этим. Какая книга для мусульманской общины является наиболее предпочтительной в многократном чтении? Несомненно – это Коран. Наш Пророк сказал в хадисе:

 

«Читайте Коран! Поистине, Коран в День Воскресения послужит заступничеством для, тех кто читал его».

 

В День Воскресенья Коран явится и скажет: «О Господи он так много меня читал, несмотря на то, что ему было сложно произносить, он усердно старался. Он не спал по ночам и вопреки своему нафсу читал меня». Подкрепляя эти слова, приведу изречение Ибн Масуда: «Если будете искать знания – читайте Коран, ибо в нем знание прошлого и будущего».

 

Несомненно, в целях постоянного саморазвития и осведомленности в различных сферах – мусульманин должен читать и другие книги. Относительно этого многие ученые оставляли назидание. Имам Бухари сказал: «Если хочешь улучшить способность заучивания, то чаще заглядывай в книги». Одна из методик по улучшению заучивания, которое говорится в медресе – это сохранение глаз от греха. Там часто говорят: «Не смотри по сторонам на запретное, один такой взгляд может уничтожить много уже заученных сур».

 

Частое чтение книг сохраняет от греха, а неоднократное чтение одной и той же книги раскрывает перед вами различные грани. Чтобы привить себе эту привычку на семейном уровне – мы должны выделить для этого специальное время, выбрать определенную тему и поделить эту тему среди членов семьи, а, затем, обсудить ее. Когда вы обсуждаете прочитанное, уважаемые братья, оно хорошо запоминается. В различных тренингах широко пользуется спросом одна японская методика: человек должен в течение одной минуты делать, то, что ему делается труднее всего. Например, даже самого ленивого человека, ежедневное минутное чтение книги может привить привычку читать книги и открыть любовь к чтению книг. Куда только не уходит минута нашего времени? Открыли книгу, прочитали одну страницу, и все. Ведь есть назидание нашего Пророка :

 

«Самые лучшие дела те, которые совершаются с наибольшим постоянством, даже если их будет немного»

 

То есть, не должно быть так, что в один день человек совершает множество нафиль-намазов, читает пропущенные молитвы, а на следующий день не делает ничего. Нет. Это – к примеру, хоть даже короткое, но стабильное совершение нафиль намаза. Точно также и благое дело. Поэтому, дорогие братья, и в чтении книг мы должны использовать данный принцип. Радует глаза и становится приятно, когда иногда встречаешь молодежь в общественных местах, в общественном транспорте читающими книги. И радуешься тому, что еще есть люди, которые читают книги. Чтение книг – это второй путь в достижении знаний после его поиска. Потому что для углубленного понимания чего-либо, необходимо изучить книги данной тематики.

 

Третье условие –  это обучаться у обладателей знания. Нет ничего зазорного, в том, чтобы незнающий обратился к знающему. В этом вопросе необходимо отодвинуть в сторону статус, возраст и положение и не стыдиться обучаться у того, кто знает. Это касается не только и религиозного знания, будь это предпринимательство или полезные навыки и так далее. Особенно, в поисках религиозного знания не следует обращаться к случайному человеку.

 

Теперь, после того как мы научимся какому-либо навыку и получим знания – мы должны обучать этому других. В хадисе Пророка говорится:

 

«Самые лучшие из вас те, кто изучает Коран и учит ему других».

 

Обратите внимание, здесь не говорится только «изучает Коран», а говорится «изучает и обучает ему других». То есть, человек не должен думать «главное я сам изучил это и знаю», нет. Человек возвышается перед Всевышним, изучая Коран и обучая этому других. Поэтому, независимо какую деятельность вы освоили, стремитесь обучить этому других. Пусть это знание не останется только у вас. Есть назидание Пророка , которое много раз упоминается в проповедях:

 

«После смерти человека все его деяния останавливаются, кроме трех:»

 

Например, если у вас есть билет до Каскелена или Тараза, вы выходите в этом месте, каким бы вы святым не были, вас высадят в пункте назначения и на ваше место сядет другой человек.

 

Посмотрите великую милость Всевышнего своему верующему рабу. Даже если человек покинет этот мир, у него будут дела, которые не остановятся.

 

Первое - это садака джария, непрерывная милостыня в случае если он в жизни построил мечеть, медресе, построил мост или детский сад, школу, то есть то, что служит людям и чем они пользуются.

 

Второе – это оставить после себя знание, которое принесет пользу людям. Видите, а некоторые не хотят делиться знаниями. Иногда встречаются повара, которые не хотят делиться секретами вкусного рецепта, думая, что к нему перестанут обращаться или же они учат только нескольким техникам. А вы все делаете по рецепту, но у вас не получается так, как у него. Вот, поэтому, здесь главное, обучить других тому, что знаешь.

 

Третье – это оставление после себя праведного потомства, которые после вашей смерти будут молиться за вас и просить прощения за ваши грехи у Аллаха.

 

Поздравляю всех с наступлением нового учебного года! Пусть Всевышний Аллах дарует нашим детям полезное знание. Да, среди знаний бывают и бесполезные знания, бывают вещи, которые наносят вред обществу. Есть люди, которые учат людей пагубному. Поэтому пусть Всевышний Аллах в преддверии нового учебного года дарует только полезное знание. И пусть Всевышний дарует нам потомство, которые будут стремиться познать Аллаха, беречь себя от пустого времяпровождения, будут пресвященными мирскими знаниями и будут почитать своих родителей и поклоняться Всевышнему. Как сказано в мольбе пророка Ибрахима (а.с): «Пусть Всевышний сделает нас и наше потомство полностью выстаивающими молитву и смеренными перед Ним». Сегодня инвестируя в качестве родителя в хорошее воспитание своим детям и создавая условия для получения знаний, в будущем это в многократном размере будет отражаться в вашем ребенке. Что мы сегодня вложим в детей, то мы и завтра увидим в нем. Не нужно учить ребенка только тому делу, которое будет приносить ему пропитание. Ведь тогда у него сформируется понятие, что главное в жизни - это обеспечение базовых потребностей. Нет. В сознании ребенка должно быть: «Могу ли я быть полезным этой деятельностью своему народу?». И когда он будет убежден в этом, то он будет любить свое дело. Тогда он будет трудиться с искренностью и его не подкупят никакими взятками, и он будет стоек перед плохим влиянием. В новом Казахстане мы хотим видеть новых специалистов. А новые специалисты выходят благодаря искренности и благому намерению родителей. И когда родители наставляют своих детей учиться не только ради добычи пропитания, а служить ради довольства Аллаха и приносить тем самым, пользу народу, тогда они будут добросовестно выполнять свои обязанности, и искать в этом довольство Аллаха, принося пользу другим. До тех пор, пока мы не воспитаем такое потомство, не произойдет пробуждения в сознании общества. Где нет пробуждения сознания, там люди будут всегда обвинять друг друга, клеветать, наговаривать и злословить. Чтобы произошло это пробуждение, для начала пробудиться должны родители этих детей. Пусть Всевышний примет наши намерения!

 

Аллах порицает вражду

Следующий урок

Отзывы читателей (0)

Скрыть Hide

Список уроков

00:00
00:00
Created with Sketch. {{!-- --}} {{!-- --}} {{!-- --}} Created with Sketch. Asset 1mdpi