Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Иминов Нурмухаммад
- Канатали Такиров
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев
Уважаемый джамаат! Сегодня, мы вновь поговорим с вами на тему ахлак, т.е. благонравие. Почему выбрана именно эта тема? Потому что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
إنما بُعثتُ لأتمم مكارم الأخلاق
«Поистине я был послан только для того, чтобы довести достойные нравы до совершенства». (аль-Байхаки)
Представьте себе общество, в котором распространены такие мерзкие качества, как: ложь, предательство, высокомерие, скупость… Люди в таком обществе не обладают высокой культурой и благим нравом. Разве такое общество будет счастливым? Разве члены этого общества будут уважать друг друга и жить в мире и согласии? Будет ли в этом обществе благополучие и безопасность? Нет, благополучным общество будет лишь тогда, когда его члены станут обладать благонравием, воспитают в себе такие качества как доброта, милосердие, терпение, справедливость, честность и другие прекрасные нормы воспитания и поведения.
Именно с этой целью пришел Посланник Аллаха ﷺ. Вся его жизнь наполнена благим нравом, и он на своем примере показал, как нужно соблюдать правила взаимоотношений со своим Господом и со всеми окружающими его людьми. Посланник Аллаха ﷺ побуждал нас украшать себя благим нравом. Он говорил:
أكملُ المؤمنين إيمانًا أحسنُهم خُلقًا، وخيارُكم خيارُكم لنسائهم
«Наиболее совершенной верой обладает тот из верующих, кто отличается наилучшим нравом, а лучшими из вас являются те, кто лучше всех относится к своим жёнам». (ат-Тирмизи)
Посланник Аллаха ﷺ описывая полноценного верующего не сказал, что им является тот, кто больше всех молится, у кого длиннее борода или тот, кто обладает большим богатством или занимает высокие должности, но он сказал: Лучший верующий тот, кто обладает наилучшим нравом.
Благой нрав – самое ценное и дорогое, чем может обладать верующий. Возможно, такой человек не известен в широком кругу людей, он не обладает богатством или другими мирскими ценностями, но всё же он любим Аллахом. Аллах любит его, потому что этот человек обладает хорошим нравом, прекрасными манерами. Поэтому, если ты желаешь быть настоящим верующим, таким верующим которого воспитывает Ислам, тебе следует придерживаться благонравия. Обладатели хорошего нрава в Судный день будут вместе Посланником Аллаха ﷺ, который говорил:
إن من أحبكم إليَّ وأقربكم مني مجلسا يوم القيامة أحاسنكم أخلاقا
«Поистине, к самым любимым для меня и сидящим ближе всех ко мне в Судный день относятся самые благонравные из вас». (ат-Тирмизи)
Затем Посланник Аллаха ﷺ в вышеприведенном хадисе сказал:
وخيارُكم خيارُكم لنسائهم
«…а лучшими из вас являются те, кто лучше всех относится к своим жёнам»
Почему Посланник Аллаха ﷺ делает акцент на то, что лучшими из верующих являются те, кто лучше всех относится к своим женам? Потому что есть мусульмане, которые проявляют благонравие лишь за пределами стен своего дома. Когда он в мечети, когда он с братьями, когда он на работе…. Ма шаа Аллах, какой замечательные человек, истинный мусульманин. Он внимателен, приветлив, добр, воспитан. Но когда он приходит домой, он будто перевоплощается. Он меняется и его уже не узнать. Он становится грубым, жестоким…. В его словах нет мягкости, на лице нет улыбки, в отношениях нет доброты. Он ругает супругу, упрекает её, причиняет ей различные душевные и быть может физические страдания. Такое поведение является показателем отсутствия благого нрава, что делает человека неполноценным мусульманином.
Разве так поступал Посланник Аллаха ﷺ с членами своей семьи? Книги по жизнеописанию Посланника Аллаха ﷺ описывают многие ситуации в отношениях Пророка ﷺ с его женами. Наш Пророк ﷺ был любимым мужем, другом и наставником для своей семьи. Он шутил с ними, ласкал и утешал. Он принимал во внимание их чувства и желания, он никогда не бил женщин и советовал сподвижникам быть добрыми со своими женами. Приведем другой хадис о достоинстве благонравия.
ما من شيء أثقل في ميزان المؤمن يوم القيامة من حسن الخلق، وإن الله يُبغض الفاحش البذيء، رواه الترمذي
«В Судный День на весах верующего не будет ничего тяжелее благонравия, ибо, поистине, Аллах ненавидит произносящего непристойности и оскорбляющего!». (ат-Тирмизи)
Будьте внимательны! Задумайтесь над этими словами. Все слова Пророка ﷺ содержат глубокий смысл. Посланник Аллаха ﷺ не сказал, что самым тяжелым на весах верующего в Судный день будет ночной намаз, дополнительный пост или другое поклонения. Хотя, конечно, нельзя недооценивать все виды благих дел. Но самым тяжелым на весах верующего будет благой нрав. Потому что благой нрав это и есть поклонение. Приветствие – это поклонение, навещать больного, забота о нуждающемся, встречать людей с улыбкой на лице, прощение, милосердие и другие виды благонравия, всё это является ничем иным как поклонением.
Более того благонравие — это залог того, что поклонения, такие как намаз, пост, закят и другие будут приняты Всевышним, в то время как отсутствие благого нрава становится причиной лишения наград за поклонения или даже отклонения в принятии этого поклонения.
Абу Хурайра рассказывал: «Пророку ﷺ поведали: «Посланник Аллаха! Некая женщина молится по ночам, постится днем, совершает благодеяния и раздает милостыню, но язвит соседей своим языком». Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Нет в ней ничего хорошего. Она из обитателей Ада». (т.е. из-за отсутствия благого нрава по отношению к соседям, намаз, пост и другие поклонения этой женщины были отвергнуты Всевышним). Ему сказали: «Другая женщина совершает предписанные молитвы и раздает в качестве милостыни кусочки сыра и никому не делает ничего дурного». Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Она из обитателей Рая». (Адабуль-Муфрад, 88).
Поэтому каждому из нас необходимо украшать себя благим нравом и стремиться к развитию уровня своей нравственности. Некоторые люди с плохим нравом говорят: «таков мой характер, меня уже не исправить». Однако такое мнение ошибочно. Если характер человеке невозможно было бы изменить то, для чего пришел Посланник Аллаха ﷺ, для чего был ниспослан Коран? Если нравы человека не приемлют перемен, то становятся напрасными наставления и лекции, призыв и воспитательные мероприятия.
Однажды Посланник Аллаха ﷺ сказал аль-Ашаджу Абд-уль-Кайсу: «В тебе есть два качества, которые любит Аллах: мягкость и терпеливость». Аль-Ашадж сказал: «О Посланник Аллаха, я приобрел их или же Аллах создал меня таким?». Посланник Аллаха ﷺ ответил: «Нет, Аллах создал тебя таким». И тогда он сказал: «Хвала Аллаху, который сделал во мне качества, которые любит Аллах».
Из этого хадиса следует, что человек может приобрести хорошие качества, т.е. изменить свой характер и стать лучше. Для этого нужно предпринять следующие шаги:
Первое. Брать пример с Посланника Аллаха ﷺ который по свидетельству самого Всевышнего Аллаха обладал наилучшим нравом. Всевышний Аллах сказал:
لَقَدْ كَانَ لَكُمْ فِي رَسُولِ اللهِ أُسْوَةٌ حَسَنَةٌ
«Был для вас (о, верующие) в посланнике Аллаха [в его словах и поступках] прекрасный пример для тех, кто надеется на Аллаха и Последний день и поминает Аллаха много. (33:21).
Мусульманину следует изучать историю Пророка ﷺ чтобы глубже узнать черты характера и нрав посланника Аллаха ﷺ в отношениях с окружавшими его людьми. Изучение жизни Пророка, поможет мусульманину воспитать в себе те прекрасные качества, которыми обладал Пророк ﷺ и которым обучает Коран, ведь черты характера и нрав Посланника Аллаха ﷺ были олицетворением Корана. Ибн Джарир передал со слов Саида ибн Хашима, который сказал: «Я пришел к матери правоверных Аише, да будет доволен ею Аллах, и сказал: «Скажи мне, какой характер был у Пророка?». Она сказала: «Его нравом был Коран. Разве ты не читал:وَإِنَّكَ لَعَلَىٰ خُلُقٍ عَظِيمٍ «Воистину твой нрав превосходен» (68:4)».
Второе. Необходимо сменить круг общения. Помните хадис о мужчине, убившем 100 человек? Когда он обратился к ученому с вопросом примет ли Аллах его покаяние, ученый посоветовал ему сменить место проживания, так как его окружение негативно влияло на его характер и дела. Алим посоветовал мужчине отправиться в другой город, где проживали праведники, общаясь с которыми он смог бы научиться хорошим манерам, укрепить иман, исправить свои дела и сохранить условия покаяния и тем самым быть прощенным Господом.
Третье. Нужно знать, что важным шагом для воспитания в себе хороших нравов начинается с признания собственных недостатков, собственных пороков. Необходимо как можно чаще совершать самоотчет, а это значит после совершения какого-либо поступка размышлять: «Как я это сделал, были ли недостатки, не согрешил ли я во время этого действия, не обидел ли кого…?». Не следует быть упрямым и, если кто-то указал на наши ошибки в делах или поведении нужно принимать его замечания. Праведники говорили, что если даже твой враг укажет тебе на твои недостатки или ошибки, то прими его замечание и исправляй себя.
Четвертое. Конечно, необходимо делать дуа, прося Аллаха улучшить наш нрав. Абдуллах ибн Мас‘уд (р.а.) передает, что Пророк ﷺ сказал:
«اللهم كما حَسَّنْت خَلْقِي فَحَسِّنْ خُلُقِي»
В переводе: «О Аллах, сделай нрав мой благим подобно тому, как сделал ты благой наружность мою!» (Ахмад)
اللَّهُمَّ مُصَرِّفَ القُلُوبِ صَرِّفْ قُلُوبَنَا علَى طَاعَتِكَ
В переводе: «O Аллах, Который направляет сердца, наставь и наши сердца к тому, чтобы они были покорны Тебе!»
О, Аллах! Убереги нас от плохого нрава, негативных деяний, низменных страстей и заболеваний.