Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Иминов Нурмухаммад
- Канатали Такиров
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев
Урок 12: Три ответственности мусульманина
بسم الله الرحمن الرحيم
الحمد لله رب العالمين و الصلاة و السلام على رسولنا محمد و على ىله و صحبه أجمعين
Ассаляму алейкум уа рахматуллахи уа баракятуху. Мы с вами начали изучение цикла уроков по сире, жизнеописанию Пророка ﷺ. Наша последняя тема, на которой мы остановились – ниспослание откровения Пророку ﷺ и его распространение людям. Как вам известно, в начале своего призыва Пророк ﷺ призывал народ к религии скрытным образом. Вы знаете и о первых ниспосланных аятах:
اقْرَأْ بِاسْمِ رَبِّكَ الَّذِي خَلَقَ
«Читай с именем Господа твоего, Который сотворил (всё сущее)».
После ниспослания первого откровения, первых пяти аятов суры «Аляк», в некоторых риваятах сказано, что откровение прекратилось на 3-6-8 месяцев. Далее Пророк ﷺ, боясь приверженности курайшитов к своей религии, к своему многобожию, первый призыв начал делать скрытно. Такой призыв длился три года. Посредством неустанного труда Пророка ﷺ, число мусульман, принявших ислам в течение трех лет, достигло сорока человек, включая мужчин и женщин. Мы останавливались на некоторых людях из числа данных сорока сподвижников (р.а.) на прошлых уроках. Позднее, спустя три года такого призыва, Пророку ﷺ пришло следующее повеление от Всевышнего Аллаха:
فَاصْدَعْ بِمَا تُؤْمَرُ وَأَعْرِضْ عَنِ الْمُشْرِكِينَ
Был ниспослан 94 аят суры «Хиджр». «Провозгласи же (о, Пророк) то, что тебе приказано, и отвернись от многобожников»
В следующем аяте сказано:
وَأَنذِرْ عَشِيرَتَكَ الْأَقْرَبِينَ
«Предостереги (от наказания) своих ближайших родственников».
وَاخْفِضْ جَنَاحَكَ لِمَنِ اتَّبَعَكَ مِنَ الْمُؤْمِنِينَ
«Будь снисходителен к верующим, которые следуют за тобой».
Данные два аята, как вы могли заметить, означают что? Они повелевают отныне призывать к Исламу не скрытно, а открытым образом. Когда был ниспослан первый аят и было повелено: «Провозгласи то, что приказано тебе», Пророк ﷺ поднялся на гору Сафа и провозгласил: «О, Бану Фахр! О, Бану Ади!». Под словами Бану Ади здесь подразумеваются имя деда среди курайшитов. Арабы подобно казахам делятся на рода. Внутри рода что есть? Есть дед. Например, род «Конырат», внутри которого есть деды Божбан, Алги или Оразгелды. Либо род «Найман», внутри которого Семиз найман и другие. Либо род «Жалайыр», внутри которого есть также свои деды. То есть, в любом роде есть свои деды. Названные здесь Бану Фахр и Бану Ади, обращаясь к каждому их представителю, являются дедами внутри племени курайшитов. Все были созваны, некоторые деды отправили своих представителей, кто-то не смог прийти и отправил за место себя другого человека, но в итоге все собрались в том месте. Пророк ﷺ сказал после того, как вышел на гору, и все люди собрались вокруг:
«Скажите, если я скажу вам, что в долине стоит конница, которая готова напасть на вас, поверите ли вы мне?» Они ответили: «Да, мы не видели от тебя ничего, кроме правды». Пророк ﷺ сказал: «Поистине, я предостерегаю вас перед наступлением тяжких мучений».
После этих слов вышел Абу Лахяб и сказал:
تبًا لك
С арабского языка это переводится, как «Да случится с тобой беда! Да ударит тебя Бог по голове! Для этого ты собрал нас здесь?» После этого Всевышний Аллах ниспослал известную нам с вами суру «Таббат»:
تَبَّتْ يَدَا أَبِي لَهَبٍ وَتَبَّ
«Да пропадут пропадом обе руки Абу Лахаба, а сам он пропал! Не помогло ему его богатство и то, что он приобрел. Будет он гореть в огне с пламенем...».
Так, было ниспослана сура «да пропадут пропадом». Так как был ниспослан аят, указанный мной в начале урока:
وَأَنذِرْ عَشِيرَتَكَ الْأَقْرَبِينَ
«Предостереги (от наказания) своих ближайших родственников»,
Пророк ﷺ еще раз взошел на гору и призвал курайшитов по именам их дедов:
«О, Бану Каб! О, Бану Мурра! Спасайте себя от Ада! О, Бану Мурра, спасайте себя от Ада! О, Бану Абдуш-шамс, спасите себя от Ада! О, Бану Абду Манаф, спасите себя от Ада! О, Бану Абдуль-Мутталлиб, ближние родственники, спасите себя от Ада! О, Фатима, ты тоже спасай себя от Ада! Я не смогу принести для вас никакой пользы перед Аллахом! Однако между нами есть некая родственная связь, которую я изо всех сил буду стараться не разрывать».
Кому это говорит Пророк ﷺ? Посланник Аллаха ﷺ сам был из числа курайшитов. Говоря по-казахски, он говорил это своим «братьям, соплеменникам».
Теперь, после открытого призыва Пророка ﷺ число мусульман увеличилось. Так, они понемногу начали доносить курайшитам о том, что приобщать Аллаху сотоварищей неправильно, а идолы не принесут никакой пользы и являются простыми созданными руками вещами, которые не дарят людям никакой радости и счастья. Курайшиты же, в свою очередь, выступили категорически против этого. Самое большое доказательство этому – Абу Ляхаб. Абу Ляхаб сразу сказал: «Ты для этого нас здесь собрал?» Его родственники выступили против него.
Следующим шагом курайшитов было то, что они приступили к построению козней в противостоянии призыву Пророка ﷺ. Они придерживались такой позиции: «Ты не сможешь отдалить нас от религии наших предков. Наша религия такова. То, что мы видели от наших предков, таково. Мы не откажемся от этого до самой смерти!» Пророк ﷺ призывал их к единобожию, а они в ответ противились и говорили, что не оставят религию своих предков.
В общем, на наших уроках мы сначала приводим сам случай, а затем останавливаемся на мудростях и положениях из данного случая. Из вышеприведенного случая наши ученые самым первым выводят следующий хукм:
«Между религией, с которой пришел Пророк ﷺ, религией Ислам, религией мусульман и той религией, которой придерживались арабы, нет никакой связи».
Это первое. Почему? Потому что они говорят, что религия, ниспосланная Пророку ﷺ, призывает к поклонению одному Аллаху. Если спрашивать, то у Аллаха, если поклоняться, то Аллаху. И плохое, и хорошее приходит только от Аллаха. Таков основной посыл религии. Религия арабов абсолютно противоположна этому. Какова она? Она призывает к поклонению идолам, совершать все плохое, к примеру, прелюбодеяние, главное, чтобы тебя не застали врасплох, а также алкоголь, и т.д. Если вы посмотрите, то обе они – совершенно разные вещи. Это первое.
Во-вторых, наши взрослые знают об этом, на Западе также говорят об этом. Есть такое мнение: «Мухаммад сам придумал эту религию, пошел на этот шаг, дабы поднять положение своего народа, арабов, обеспечить хорошее будущее арабам, сделать их будущее светлым и беззаботным». То есть, что же он сделал? Есть такой взгляд, что Пророк Мухаммад ﷺ, впечатлившись своими соплеменниками, попав под их влияние, придумал такого рода религию. Ранее такое было, говорилось на научных лекциях, дабы выставить ложными все религии. Как вы видите, между приведенным мной случаем и их разговорами нет никакой связи. Потому что все курайшиты выступили против. Если бы курайшиты знали о том, что это приведет к их беззаботному будущему, к хорошему исходу, то они были примкнули к Мухаммаду. Они бы не выступили против религии, с которой пришел Пророк Мухаммад ﷺ. Что же это доказывает? Что это религия была ниспослана от Аллаха. К ней не имеет отношения никто из предводителей, главнокомандующих, лидеров из числа арабов. Теперь смотрите. Давайте вернемся к аяту, который ниспослал Всевышний Аллах:
«О Мухаммад! Провозгласи то, что повелено тебе, донеси до людей то, что было ниспослано тебе».
Следующий ниспосланный аят гласит:
«О Мухаммад! Предостереги (от наказания) своих ближайших родственников. Будь снисходителен к верующим, которые следуют за тобой».
До этого я вам последовательно сказал. Сначала были ниспосланы 5 аятов суры «Аль-Аляк», далее уахи (то есть, откровение) прекратилось. Затем уахи продолжилось. Далее был тайный призыв, который длился три года. Только после этого пришло повеление к открытому призыву. Это, в свою очередь, показывает следующее: это третья мудрость, которую мы получаем из данной истории: после первого ниспосланного Пророку ﷺ уахи, Пророк ﷺ кому рассказал об этом в первую очередь? Матери правоверных Хадидже. После этого Пророку ﷺ не приходили откровения на протяжении 3, 6 или 8 месяцев. Порой он даже сам боялся: «Мне действительно ниспосылаются откровения или это что-то другое?» Далее он призывал три года тайно, после чего перешел к открытому призыву к религии. Наши ученые, смотря на это, говорят: «Самая первая ступень порождает три ответственности: сначала ответственность человека за самого себя, ответственность за семью и родных и ответственность человека за свою Родину и народ. Пророку ﷺ, в качестве ответственности что было ниспослано? Было ниспослано откровение:
«Читай с именем Господа твоего, Сотворившего (все сущее)».
Затем до ниспослания второго откровения, между ними получился большой отрезок по времени. Если вы спросите, для чего нужен был такой длинный отрезок по времени, то ученые говорят: «До призыва своего народа к религии, Пророк ﷺ должен был осознать ответственность перед самим собой». Вы поняли? Что из этого следует? Уважаемый джамаат, если вы начинаете знакомство с исламом, то начните с самих себя. Я - не ты, а ты - не я. В первую очередь, нужно спасать от Ада самого себя. Для начала следует почувствовать ответственность перед самим собой, необходимо самим правильно обучиться шариату и исламу. После того, как ты впитаешь в себя все это, ты можешь призывать других. А это кто? Это твои родственники. Это – первый этап. Таким образом, если мусульмане, такие, как мы с вами, впервые знакомятся с исламом, конечно, все мы, казахи и большинство представителей других народов, проживающих в Казахстане, называем себя мусульманами, но у многих нет сведений об исламе. Каким бывает ислам, какова цель ислама? О чем в первую очередь говорит ислам? О таухиде, познании единства Аллаха, поклонении одному Аллаху, обращении за помощью только к Аллаху. Для начала человек должен установить это в своей голове и своем сердце, а затем, после этого, он может действовать. Это первая ответственность мусульманина за самого себя. Всевышний Аллах готовил Пророка ﷺ в течение нескольких месяцев после ниспослания первых аятов суры «Аль-Аляк».
К примеру, что будет, если сейчас я начну говорить о шариатских положениях тем из вас, кто только недавно начал изучение ислама? Нет, тебе не станет скучно. Ты встанешь с места и уйдешь, подумав «о чем он вообще говорит, это что-то непонятное». Значит, что ислам – это не просто слова, выходящие из уст. Если человек принял ислам, произнес слова шахады: «Ля иляха илляЛлах», он должен понять смысл сказанных им слов для начала. После этого можно призывать других. Но и при призыве людей к религии, нужно начинать с семьи, с родственников. Причина? Человек после того, как спасает себя, делает добро тому, кого он любит. Человек сначала делает добро себе, а потом своим любимым, родным и родственникам. По этой причине Всевышний Аллах сказал:
«Предостереги (от наказания) своих ближайших родственников».
Если вы вдумаетесь в значение этих слов, то здесь говорится: «предостерегай». Здесь не сказано: ругайся, спорь, кричи, дерись с ними. Некоторые глупцы из числа мусульман делают так, но так нельзя. Что здесь говорится? «Предостерегай (от наказания)».
В некоторых риваятах, Пророк ﷺ подозвал Али (р.а) и попросил приготовить еду для этого. После того, как стол был накрыт, и все поели, он сказал им об этом. Таким образом, чтобы доводить слова Аллаха и наставлять на путь ислама, нельзя ничего жалеть. Пророк ﷺ никогда ничего не жалел. Если было сказано, что кто-то станет мусульманином после того, как ему что-то дадут, то он никогда не жалел этого. Когда арабские племена приняли мусульманство, их лидерам и хорошим личностям из их числа было дано по сто верблюдов для того, чтобы их сердца смягчились, они познали ислам, тянулись к Аллаху. Есть слова Али (р.а):
«Если кто-то по твоей причине встанет на истинный путь лучше для тебя, чем множество домов или верблюдов».
В те времена верблюд был подобен современному джипу. Лучше этого что? Лучше этого быть причиной тому, что кто-то встанет на истинный путь.
Ни один мусульманин не должен быть доволен тем, что кто-то умрет, будучи неверующим. Не должно быть разговора, наподобие «он сам знает». Если бы он сам знал, то зачем тогда Пророк ﷺ призывал своих родных?! Некоторые не придерживались проложенного Пророком ﷺ пути и пошли по своему пути. Какому? Не призывая своих родных, начинают призывать других людей. Так нельзя. Ты для начала приведи в порядок то, что касается твоих родных. Потому что затем, когда ты будешь делать призыв среди народа, кто-то скажет: «Эй, ты для начала посмотри на своего братишку. Ты лучше обучи своего того родственника, своего братишку. Если ты так много знаешь, то скажи об этом своим братьям». Таким образом, то, что человек желает самому себе, он должен желать и для других мусульман. То, чего желает человек, он должен желать и своим родным. То, что желает человек, он должен желать любому человеку из своего происхождения. Например, Пророк ﷺ обращался с дуа к Аллаху, чтобы Умар принял ислам. Знаете об этом? Он говорил:
«О Аллах, наставь одного из двух Умаров на истинный путь».
Один из них – Абу Джахль, а другой – Умар (р.а). Кому Аллах даровал прямой путь? Умару (р.а). В то время Умар был многобожником. Исходя из этого, наши ученые говорят:
«Просить об истинном пути для неверующего и любого другого человека – сунна».
Следовательно, в первую очередь мусульманин должен быть ответственен за самого себя, а во-вторых, должен чувствовать ответственность за свою семью и родных. Как это? После того, как ты стал достойным мусульманином, понял шариат, осознал религию Аллаха, ты понемногу начинаешь говорить об этом жене, детям, родственникам, родителям. Наверняка среди вас есть те, кто скажет: «Я им говорил, но они меня не слушают». Народ Пророка ﷺ тоже не слушал в самом начале. Но что Пророк ﷺ сказал им? «Между нами есть родственная связь, и я изо всех сил буду стараться не разрывать ее».
Еще одна ошибка, которую мы совершаем – это разрыв связей с родственниками, не читающими намаз. Это неправильно. «Они не читают намаз, не понимают религию, на их свадьбах присутствует алкоголь, поэтому я не общаюсь с ними». Это правильно. Но ты можешь пойти и разделить с ними эту радость до самого торжества, тебе никто не говорит быть на свадьбе. Если встретишь их на улице, то здоровайся. Если у них в доме беда, то вырази им соболезнования. Если на их долю выпали трудности, то помоги им в их решении. Кто ты? Ты – родственник. Известный казахский бий, Айтеке би говорил:
«Если ты являешься чьим-то родственником, то не нужно спорить. Это предписание Аллаха. Твои родные могут не быть министрами, богатыми или еще кем-то. Но это твои родственники, предписанные тебе Аллахом. Твоя обязанность призывать их по мере твоих возможностей».
Это – вторая ответственность.
Третья ответственность – это ответственность ученого, знатока Корана, управляющего государством, правителя. Это третья ответственность, которую мы взяли из приведенного случая. Потому что Пророк ﷺ после призыва своих родных, призвал к религии Ислам всех арабов, а затем и все человечество. Это третья ответственность. Следовательно, если ты один, то отвечай за самого себя. Если у тебя есть родные, то у тебя появляется ответственность за самого себя и за своих родных. Если же ты станешь возглавлять государство, будешь акимом, ученым или кари, то на тебя возлагается еще одна большая ответственность – призывать к религии Аллах всех людей.
Некоторые, возможно, подумают: «Причем тут аким? Причем тут правитель, возглавляющий государство?» Они также имеют к этому отношение. Потому что в арабском языке под словом «имам» подразумевается не только тот имам, за которым читают намаз. Имам – это халиф, возглавляющий страну, султан, хан, правитель. Это и есть третья ответственность.
Первая ответственность возлагается и на Пророка ﷺ и на тебя. Вторая ответственность за семью и родных была возложена на Пророка ﷺ и возлагается на тебя. Если ты не являешься акимом, руководящим страной, не являешься ученым, то две перечисленные ответственности остаются на тебе. Если же Аллах даровал тебе возможность быть акимом или ученым, то на тебя возлагается еще одна обязанность, ответственность – это донесение до других того, что ты знаешь.
Есть ли у вас вопросы по поводу того, что было сказано до этого момента? Если вы присутствовали на прошлых уроках, то мы говорили об этом. Почему их было только 40, почему большинство из них были бедняками, мы отдельно останавливались на этих темах, почему их было 40 человек, почему их было мало. Вот они знают. Сказано, что большинство из них были бедными. Не забывайте об одной вещи: «Сотворение, будучи человеком, дано каждому. Однако хидаят, прямой путь, возможность быть мусульманином, верующим человеком – это счастье, дарованное не всем людям».
Наши ученые говорят: «Чтобы быть человеком, ты не приложил никаких усилий. Однако, чтобы остаться человеком, необходимо их приложить». Действительно, ты не приложил никаких усилий, чтобы быть человеком. Ты пришел в этот мир после союза твоих родителей, по воле Всевышнего Аллаха. Но остаться человеком после этого зависит от усилий каждого.
Пророк ﷺ, призывая их, услышал от них в ответ: «Мы не оставим свою религию, мы не откажемся от того, чему поклонялись наши предки, не сойдем с их пути».
На следующем уроке мы побеседуем об этом. Какое влияние имеет путь предков в Шариате, имеет ли он место, традиции и обычаи казахов являются чем-то отдельным, подобны многобожию или основаны на религии. Мы остановимся на этом.
الحمد لله رب العالمين و الصلاة و السلام على رسولنا محمد و على ىله و صحبه أجمعين
ربنا آتنا في الدنيا حسنة و في الآخرة حسنة و قنا عذاب النار
آمين الله أكبر
Ассаляму алейкум.