Три качества призывающего к благому - Пятничная проповедь
Алматы
Аксай Актау Актобе Алматы Алтынсаринский район Амангельдийский район Аральск Атбасар Атырау Аулиекольский район Аягоз Байконур Балхаш Бейнеу Денисовский район Джангельдинский район Жайрем Жанаозен Жанатас Жангала Жанибек Жаркент Жезказган Жетисай Житикаринский район Казалы Казыгурт Казыгуртский район Камыстинский район Кандыагаш Капшагай Карабалыкский район Караганда Карасуский район Каратау Келесский район Кокшетау Костанай Кульсары Курык Кызылорда Лисаковск Макат Мактааральский район Мендыкаринский район Миялы Наурзумский район Нур-Султан Ордабасынский район Отрарский район Павлодар Петропавловск Район Байдибека Район Туркибасы Риддер Рудный Сайрамский район Сайхин Сарыагаш Сарыкольский район Сарыозек Сатпаев Семей Степногорск Сузакский район Талдыкорган Тараз Тарановский район Туркестан Узункольский район Уральск Усть-Каменогорск Ушарал Форт-Шевченко Фёдоровский район Хромтау Чапаев Шалкар Шардара Шетпе Шиели Шымкент Экибастуз
Восход 06:11
Алматы
Аксай Актау Актобе Алматы Алтынсаринский район Амангельдийский район Аральск Атбасар Атырау Аулиекольский район Аягоз Байконур Балхаш Бейнеу Денисовский район Джангельдинский район Жайрем Жанаозен Жанатас Жангала Жанибек Жаркент Жезказган Жетисай Житикаринский район Казалы Казыгурт Казыгуртский район Камыстинский район Кандыагаш Капшагай Карабалыкский район Караганда Карасуский район Каратау Келесский район Кокшетау Костанай Кульсары Курык Кызылорда Лисаковск Макат Мактааральский район Мендыкаринский район Миялы Наурзумский район Нур-Султан Ордабасынский район Отрарский район Павлодар Петропавловск Район Байдибека Район Туркибасы Риддер Рудный Сайрамский район Сайхин Сарыагаш Сарыкольский район Сарыозек Сатпаев Семей Степногорск Сузакский район Талдыкорган Тараз Тарановский район Туркестан Узункольский район Уральск Усть-Каменогорск Ушарал Фёдоровский район Форт-Шевченко Хромтау Чапаев Шалкар Шардара Шетпе Шиели Шымкент Экибастуз
Алматы
свернуть
Фаджр Восход Зухр Аср Магриб Иша
04:50 06:11 12:56 17:37 19:36 20:56
свернуть
Календарь
Хиджра
1 Рамадан 1442
Григорианский
13 апреля 2021

Циклы уроков

Три качества призывающего к благому

Три качества призывающего к благому

Семь сторон молодости

Предыдущий урок
Скачать в pdf
| A | +

 

Видео версия  |  Аудио версия


Три качества призывающего к благому

 

الحمد لله رب العالمين و الصلاة و السلام على نبينا محمد و على آله و صحبه أجمعين , أما بعد

Бесконечная хвала Сотворившему нас Всевышнему Аллаху, многочисленные приветствия и благословения нашему драгоценному Пророку Мухаммаду ﷺ.

 

Ассаляму алейкум уа рахматуллахи уа баракятуху! Уважаемый джамаат, дорогие братья, пусть будет благословенным величайший день – Пятница. Да примет Всевышний Аллах в этот священный день все ваши мольбы, поклонения и намерения.

 

Уважаемые братья, сегодняшняя пятничная проповедь посвящена качествам призыва к благому и запрету порицаемого, а также об их наградах. Один из основных путей сохранения нашей религии – это призыв к благому и запрет порицаемого. То есть,

 

الأمر بالمعروف و النهي عن المنكر

«Магруф» - это благое, хорошее как в плане разума, так и в плане религии, а «мункар» - это явления, противоречащие разуму и религии.

 

Всевышний Аллах по поводу призыва к благому и запрета порицаемого повелевает верующим в 104-м аяте суры Али-Имран:

 

أستعيذ بالله

وَلْتَكُن مِّنكُمْ أُمَّةٌ يَدْعُونَ إِلَى الْخَيْرِ وَيَأْمُرُونَ بِالْمَعْرُوفِ وَيَنْهَوْنَ عَنِ الْمُنكَرِ وَأُوْلَئِكَ هُمُ الْمُفْلِحُونَ

«Пусть же среди вас будет такая умма, призывающая к благому, повелевающая хорошее и запрещающая порицаемое. Они – достигшие успеха».

 

Если в обществе не будет разумных людей, запрещающих порицаемое, то такое общество придет в упадок. История свидетельствует о том, что общество, в котором были растоптаны человеческие ценности, долго не просуществует. Пророк ﷺ в одном хадисе сказал:

 

 من رأى منكم منكرا فليغيره بيده ، فإن لم يستطع فبلسانه ، فإن لم يستطع فبقلبه ، وذلك أضعف الإيمان

«Кто из вас увидит порицаемое, пусть изменит его рукой. Если он не в состоянии сделать это, то – языком. Если и это он не в состоянии сделать, то пусть порицает сердцем. И это – признак наиболее слабой веры»

 

Если порицаемые случаи происходят в стране, где широко распространен Ислам, то государство останавливает это в рамках закона. Это изменение рукой. В стране же, где не применяются такие законы, никто не в силах изменить это рукой. Необходимо только вносить свой вклад в запрет порицаемого посредством проповедей и назиданий, доказывая народу вред от порицаемых вещей научными фактами.

 

Призывающий к правильному и благому для начала сам должен стать примером в обладании этими благими качествами и своем поведении, быть подобным железному колу в указании заблудившимся людям на прямой путь.

 

Таким образом, какие же качества нужны человеку, призывающему к благому? Если будем все перечислять, то это:

 

Первое качество: знания. Для устранения невежества, каждому человеку было вменено в обязанность получение знаний. Всевышний Аллах, создав первого человека Адама (а.с), обучил его названиям всех вещей, после чего возвысил его над ангелами. К тому же, отправил его на Землю в качестве «халифа».

 

Поэтому Всевышний Аллах приказал людям обучаться знаниям, призывать народ к благому в соответствии с полученными знаниями. В указавшем людям на прямой путь, различившем между плохим и хорошем, в Священном Коране говорится в самом первом ниспосланном его аяте:

 

«Читай во имя твоего Господа, Который сотворил все сущее!»

 

О знании в Коране упоминается около 700 раз. Поэтому, быть знающим для того, чтобы призывать народ к благому – это главное требование Ислама. Различие между знающим и незнающим человеком показано в 9 аяте суре «Зумар» Священного Корана:

 

«Разве будут равны те, которые знают и те, которые не знают?»

 

В хадисе Пророка ﷺ говорится:

 

وإنَّ فضلَ العالمِ على العابدِ كفضلِ القمرِ ليلةَ البدرِ على سائرِ الكواكبِ

«Превосходство знающего над поклоняющимся подобно превосходству луны в ночь полнолуния над прочими небесными светилами».

 

Обладание знанием помогает мусульманину помогает познать смысл сотворения и открыть другим путь для совершения поклонений без изъянов. Отсутствие религиозных знаний делает поклонения неполноценными, приводит к действиям бид`а, а порой способствует тому, что человек встает на неправильный путь. Халифа Умар (да будет доволен им Аллах) сказал:

 

«Я не боюсь греха, совершенного одним мусульманином. Однако я боюсь человека, который толкует Коран без знаний и оснований».

 

Незнание открывает путь к несправедливости. К тому же, говорится, что если Аллах решает наказать какой-либо народ, то забирает из их числа знающих. В хадисе от Абдуллаха ибн Амра ибн Аса (да будет Аллах доволен им и его отцом) Пророк ﷺ сказал:

 

«Всевышний Аллах не забирает знания из сердец, Он забирает людей из числа искренних, истинных ученых. Когда же не останется на Земле ни одного ученого, люди выберут в качестве предводителя невежественного человека. Народ будет просить их выдать фетву, а они станут выдавать фетву без знания и выносить решения так, как им угодно. В результате, они сами станут заблудшими и сделают заблудшими других людей».

 

Второе качество: богобоязненность. Богобоязненный человек – это тот, кто отстраняется от того, что Всевышний Аллах запретил, беспрекословно выполняет то, что Он приказал. Такой человек, чтобы удержать людей от порицаемого и призывать их к благому, сам должен выполнять божественные предписания и отстраняться от запретного, а его богобоязненность должна быть выше, чем у других. Каждому человеку для действия в соответствии с полученными знаниями необходима богобоязненность. Потому что посредством его богобоязненности люди будут судить его слова и действия. Пророк ﷺ, отправляя своих сподвижников в определенные места для призыва к исламу и назначая их главнокомандующими, завещал: «Где бы ты ни был, бойся Аллаха!» Это завещание открывает путь для призыва народа к благому, к хорошему и удержанию их от порицаемого.

 

В действительности, достоинство человека не измеряется его имуществом, огромным домом или машиной. Ценность человека заключается в его знаниях, благом нраве и богобоязненности. Всевышний Аллах поведал об этом в 13-м аяте суры «Худжурат» Священного Корана:

 

«Самый достойный из вас перед Аллахом – более богобоязненный»

 

Третье качество: благой нрав. При объяснении религии особенно важны благой нрав и мягкость. Человеку необходимо призывать народ к благому посредством его собственных благих качеств. Путеводитель обоих миров, наш Пророк ﷺ довел благой нрав до совершенства, был примером для сподвижников рядом. Всевышний Аллах поведал о том, насколько прекрасным был нрав Пророка ﷺ в 4-м аяте суры «Калам» Священного Корана:

 

«И, поистине, ты – человек превосходного нрава».

 

Он напомнил своим сподвижникам о важной роли обладания благим нравом в Исламе для призыва народа к прямому пути, обрадовал их вестью о том, что за это им будет построен огромный дворец в высших садах Рая. Пророк ﷺ сказал Муазу ибн Джабалю: «Покажи людям свой благой нрав».

 

Мы сможем приучить людей к благому только посредством впитывания в себя этих качеств, оставленных нам в завещание. Пророк ﷺ сказал:

 

«Призывать к благому и удерживать от порицаемого может только добрый, мягкий и глубоко познавший религию человек».

 

Для назидания особо необходима мягкость. Однажды к халифу Мамуну пришел один проповедник и сказал ему очень тяжелые слова, чем опозорил и унизил его. Тогда халифа Мамун сказал ему:

 

«Для тебя было бы правильнее говорить о благом. Ведь Аллах отправил того, кто лучше тебя (Мусу) к тому, кто хуже меня (Фараону), и приказал Мусе говорить с ним мягко. Сказано в 44-м аяте суры «Та Ха»: «Говорите с ним мягко, быть может, он воспримет наставление или испугается».

 

Приведем пример по поводу мягкости нашего Пророка ﷺ. Однажды Пророк ﷺ сидел с некоторыми сподвижниками в мечети, когда внутрь зашел один молодой человек. Сподвижники не называют его открыто по имени, но из некоторых риваятов мы узнаем, что его звали Джуляйбиб. Молодой человек обратился к Пророку ﷺ со словами: «О Пророк! Разреши мне совершить зина, мое терпение заканчивается». Все сидящие встали со своих мест от злости на эти слова, некоторые из них нахмурились, упрекнули его, сказав: «Как ты осмелился прийти к Пророку с такими словами?!» Однако наш добрый Пророк ﷺ не разозлился на это, подозвал того молодого человека к себе и задал ему вопрос: «Пожелал бы ты, чтобы зина совершили с твоей матерью?» Он ответил: «Да будут мой отец и мать выкупом за тебя! О посланник Аллаха, я не желаю этого!» Пророк ﷺ сказал:

 

- Ни один человек не пожелает такого бесстыдства для своей матери. А пожелал бы ты, чтобы с твоей родной дочерью совершили зина? 

 

- Пусть Всевышний Аллах сделает меня жертвой на твоем пути, не желаю этого!»

 

- Ни один человек не желает такого для своей дочери. Пожелал бы ты, чтобы это сделали с твоей сестрой?

 

- Нет, о посланник Аллаха, я не желаю этого.

 

- Пожелал бы ты, чтобы кто-либо совершил зина с твоей сестренкой?

 

- Нет, я не желаю этого.

 

- Никто из людей не пожелал бы, чтобы с его сестрой или сестренкой совершили зина.

 

Это было его последним словом. Юноша, сидевший перед Пророком ﷺ, стал кроток. Тогда милосердный и добросердечный Пророк ﷺ положил свою руку на плечо молодого человека и сделал следующее дуа:

 

«О Аллах! Прости его грехи! Очисти его сердце и сохрани его честь и достоинство!»

 

После этого дуа Джуляйбиб стал одним из самых достойных людей.

 

Какой бы период из истории мы ни рассматривали, мусульмане не прекращали делать назидания народу и призывать их к благому. Потому что только посредством назидания ислам напоминает людям о достоинстве вечной жизни, призывает их к улучшению намерений и деяний. В 104-м аяте суры «Али Имран» Священного Корана сказано:

 

«Пусть же среди вас будет такая умма, призывающая к благому, повелевающая хорошее и запрещающая порицаемое. Они – достигшие успеха».

 

Уважаемый джамаат! Да, для призыва людей к Исламу необходимы знание, здравомыслие, богобоязненность и благой нрав. Призывающий людей к благому всегда относится к себе критически, не убавляет богобоязненность, следит за соответствием его слов и действий, постоянно требует с себя отчет. Потому что, несомненно, у того, кто продолжает достойное дело Пророка ﷺ и говорит от имени религии, будет легкий спрос в Судный день. По этой причине в любой ситуации необходимо подойти к вопросам религии с полной ответственностью и быть искренним.

 

Однажды Пророк ﷺ сказал: «Религия – это проявление искренности». Тогда сподвижники спросили: «По отношению к кому нужно проявлять искренность?» На что Пророк ﷺ ответил: «По отношению к Аллаху, Его книге, Его пророку, предводителям мусульман и всем мусульманам».

 

Таким образом, искренне уверовать в Аллаха, подчиниться Ему без лицемерия и двуличия, полностью уверовать в Его книгу, действовать в соответствии с ее положениями, быть достойной уммой Его Пророка, подчиниться правителям мусульман, оказывать поддержку в благих делах, делать назидания, призывать к прямому пути, а также показывать истинное братство мусульманам и делать назидания.

 

Путь призыва к благому и удержания от порицаемого начался с Адама, а затем был продолжен всеми Пророками. Служить на пути религии, распространяя благое на Земле и удерживая от плохого считается лучшим служением. Если бы было лучшее служение, чем это, то Всевышний Аллах обязал бы им Своих Посланников. Распространение блага дарует людям свет, подобный свету солнца в небе, помогает им познать Аллаха и понять свою истинную природу, что является наивысшей степенью для пророков и их наичистейшей обязанностью перед Аллахом.

 

Наши прочитанные намазы, соблюдаемые посты, выплаченные милостыни, выполненные паломничества – это наши личные обязанности, а распространение блага – это наш долг перед обществом. Наилучший и самый верный способ помочь людям постичь истину – это соответствие наших слов и действий друг другу, проявление благого нрава. В этом деле Пророк ﷺ, сподвижники и все ученые ислама, жившие после них, выделялись данными своими качествами. Абдуллах ибн Рауаха говорил об этом качестве Пророка ﷺ:

 

«Если бы он даже не пришел с явными чудесами, достаточно было увидеть его лишь раз, чтобы довериться ему».

 

А Абдуллах ибн Салям сказал:

 

«Он был мусульманином, на лице которого не было ни капли лжи».

 

Да, каждое слово, действие нашего Пророка ﷺ свидетельствовало о том, что он является посланником Аллаха. Его наилучшие ученики также были примерным джамаатом, которые излучали вокруг себя свет.

 

Подводя итог, следует сказать, что в назидании религии есть свои методы, приличия и требования. Самое главное, как мы упомянули выше, быть личностью, чьи слова и поступки соответствуют друг другу, а поведение соответствует культурным нормам.

 

Да примет Всевышний Аллах наше сегодняшнее назидание, да сделает светлыми наши лица в этом мире и следующем! Пусть Всевышний Аллах поможет нам всем действовать в соответствии со сказанными словами. Аминь.

 

Отзывы читателей (0)

00:00
00:00
Created with Sketch. {{!-- --}} {{!-- --}} {{!-- --}} Created with Sketch. Asset 1mdpi