Тафаккур, как способ познания Бога - Пятничные наставления
Алматы
Алматы Астана Шымкент Аксай Аксу Актау Актобе Актогайский район Алтынсарин ауданы Алға Амангельдинский район Арал Аркалык Арысь Атасу ауылы Атбасар Атырау Аягоз Аққулы ауданы Байконур Байғанин ауданы Балхаш Баянауыл ауданы Бейнеу Бәйдібек ауданы Денис ауданы Ембі Ертіс ауданы Еңбекшіқазақ Жітіқара ауданы Жалағаш кенті Жанаозен Жанатас Жангелді ауданы Жаркент Жаңақорған кенті Жаңқала Жезді кенті Жезказган Жетысай Жосалы Жосалы кенті Жәйрем Жәнібек Зайсан Индер Исатай ауданы Караганда Каскелен Келес ауданы Кентау Кокшетау Конаев Костанай Косшы Кульсары Курчатов Кызылорда Көкпекті ауданы Ленгер Лисаков Май ауданы Майқайын кенті Маханбет ауданы Мақат Меңдіқара ауданы Миялы Мойынқұм ауылы Мырзакент кенті Мәртөк ауданы Науырзым ауданы Ойыл ауданы Ордабасы ауданы Отырар ауданы Павлодар Петропавловск Риддер Рудный с.Мангистау Сайрам ауданы Сайқын Сарыагаш Сарыкөл ауданы Сарыозек Сатпаев Сауран ауданы Семей Созақ ауданы Солнечный Степногорск Сырым ауданы Тайынша Талгар Талдыкорган Тараз Таран ауданы Текели Темиртау Тереңкөл ауданы Тереңөзек кенті Теңіз кен орны Туркестан Түлкібас кенті Узынагаш Уральск Усть-Каменогорск Федоровский р-он Форт-Шевченко Хромтау Целиноградский р-он Чапаево Чемолган Чу Шал ақын ауданы Шалкар Шарбақты ауданы Шардара Шетпе Шиелі кенті Шұбарқұдық Ырғыз ауданы Экибастуз Қазығұрт Қамысты ауданы Қандыағаш Қарабалық ауданы Қаражал Қарасу ауданы Қаратау Қарғалы Қобда ауданы Қордай Құрманғазы ауданы Құрық Үржар ауданы Үшарал Ұзынкөл ауданы Әйтеке би ауданы Әйтеке би кенті Әулиекөл ауданы
Иша 17:46
Алматы
Алматы Астана Шымкент Аксай Аксу Актау Актобе Актогайский район Алтынсарин ауданы Алға Амангельдинский район Арал Аркалык Арысь Атасу ауылы Атбасар Атырау Аягоз Аққулы ауданы Байконур Байғанин ауданы Балхаш Баянауыл ауданы Бейнеу Бәйдібек ауданы Денис ауданы Ембі Ертіс ауданы Еңбекшіқазақ Жітіқара ауданы Жалағаш кенті Жанаозен Жанатас Жангелді ауданы Жаркент Жаңақорған кенті Жаңқала Жезді кенті Жезказган Жетысай Жосалы Жосалы кенті Жәйрем Жәнібек Зайсан Индер Исатай ауданы Караганда Каскелен Келес ауданы Кентау Кокшетау Конаев Костанай Косшы Кульсары Курчатов Кызылорда Көкпекті ауданы Ленгер Лисаков Май ауданы Майқайын кенті Маханбет ауданы Мақат Меңдіқара ауданы Миялы Мойынқұм ауылы Мырзакент кенті Мәртөк ауданы Науырзым ауданы Ойыл ауданы Ордабасы ауданы Отырар ауданы Павлодар Петропавловск Риддер Рудный с.Мангистау Сайрам ауданы Сайқын Сарыагаш Сарыкөл ауданы Сарыозек Сатпаев Сауран ауданы Семей Созақ ауданы Солнечный Степногорск Сырым ауданы Тайынша Талгар Талдыкорган Тараз Таран ауданы Текели Темиртау Тереңкөл ауданы Тереңөзек кенті Теңіз кен орны Туркестан Түлкібас кенті Узынагаш Уральск Усть-Каменогорск Федоровский р-он Форт-Шевченко Хромтау Целиноградский р-он Чапаево Чемолган Чу Шал ақын ауданы Шалкар Шарбақты ауданы Шардара Шетпе Шиелі кенті Шұбарқұдық Ырғыз ауданы Экибастуз Қазығұрт Қамысты ауданы Қандыағаш Қарабалық ауданы Қаражал Қарасу ауданы Қаратау Қарғалы Қобда ауданы Қордай Құрманғазы ауданы Құрық Үржар ауданы Үшарал Ұзынкөл ауданы Әйтеке би ауданы Әйтеке би кенті Әулиекөл ауданы
Алматы
свернуть
Фаджр Восход Зухр Аср Магриб Иша
05:30 06:50 11:41 14:44 16:26 17:46
свернуть
Календарь
Хиджра
19 Джумада-авваль 1446
Григорианский
21 ноября 2024

Циклы уроков

Тафаккур, как способ познания Бога

Тафаккур, как способ познания Бога

Дни выхода уроков: Пятница
5 июл. 2024 2 936 0
Скачать в pdf
| A | +

 

ВИДЕО ВЕРСИЯ  |  АУДИО ВЕРСИЯ


Мы продолжаем цикл пятничные наставления. Напомним, что это лекции, поясняющие проповеди, которые проходят в наших мечетях. Не у всех есть возможность посетить мечеть, поэтому данный цикл в том числе для тех, кто не смог присутствовать в мечети на проповеди. В этом выпуске мы поговорим о Размышлении (тафаккур), как способе укрепления имана и познания Творца.

 

Уважаемый джамаат! Люди имеют разные степени имана. У одних иман крепок, у других слаб.

 

В Судный день, Всевышний Аллах установит мост сырат над пропастью ада. Говорят, что этот мост тоньше волоска и острее ножа. И людям придется проходить по этому мосту, чтобы войти в Рай. Так вот, в Судный день придут люди, чья вера был настолько крепка, что они буквально пролетят как молния через «сырат» (мост) и войдут в Рай. Но будут и такие, чей иман был слабым на столько, что им придется ползти по сырату, чтобы добраться до Райских врат.

 

Вера человека, как и все в этом мире, подвержена изменениям. Порой она ослабевает, и тогда человек становится нерадивым по отношению к религиозной практике. Порой степень имана крепнет, что в свою очередь воодушевляет человека на совершение поклонений и благих дел. Есть несколько факторов влияющие на ослабление имана. И, наверное, самым главным фактором является совершение грехов. Посланник Аллаха ﷺ говорил:

 

«Мумин, когда совершит грех, на его сердце появится черное пятно. Если он сразу, поняв это, раскается и не возвратится к совершению греха, его сердце обретет первозданную чистоту, ибо сотрется раскаянием черное пятно. Если не сделает этого и продолжит совершать грехи, черные пятна полностью покроят его сердце». (Ахмад).

 

Покрытое черными пятнами сердце, становится черствым. Такое сердце не чувствует ни стыда, ни страха. Если раньше человек боялся совершать малое ослушание, то черствое сердце не боится и больших грехов. Посланник Аллаха ﷺ приводя в пример человека с крепкой верой и того чья вера слаба сказал: «Праведник смотрит на свой грех как на гору и боится, что она обрушится ему на голову. Грешник же смотрит на свой грех как на муху, которая, сев ему на нос, тут же улетела».

 

Мусульманину следует остерегаться грехов и каяться в своих прегрешениях, иначе ослушание для него станет обыденным делом, и он даже не заметит, как впадает в большой грех.

 

Другим фактором ослабления или укрепления веры является круг общения. В зависимости от того, кто твои друзья, ты можешь прочно стоять на верном пути или же свернуть с истины. Посланник Аллаха ﷺ говорил:

 

«Человек исповедует ту же религию что и его близкий друг. Так пусть же посмотрит каждый из вас, кто является вашим близким другом!» (Абу Дауд).

 

Подобный смысл имеет известная пословица: «С кем поведешься, от того и наберешься». Общение с праведными людьми, которые боятся Аллаха и совершают благодеяния, которые дают наставления и призывают к истине послужит причиной твоего исправления и укрепления веры. Но если ты общаешься с грешниками, которые небрежны к поклонениям, то со временем твой иман может ослабнуть, и ты станешь таким, же нерадивым к поклонению.

 

Шайтан всегда стремится сбить человека с пути. Поэтому мусульманину следует работать над собой и укреплять веру, чтобы не пойти на поводу у шайтана. Иман подобен телу. Подобно тому, как тело без пищи ослабевает и чахнет, вера без пищи гаснет и исчезает. Пищей же для имана являются знания, поклонения, частое поминание Аллаха, общение с праведными и самое главное изучение Корана, и размышление над его аятами. Как сказал Всевышний:

 

إِنَّمَا الْمُؤْمِنُونَ الَّذِينَ إِذَا ذُكِرَ اللَّهُ وَجِلَتْ قُلُوبُهُمْ وَإِذَا تُلِيَتْ عَلَيْهِمْ آيَاتُهُ زَادَتْهُمْ إِيمَانًا وَعَلَى رَبِّهِمْ يَتَوَكَّلُونَ

«Верующими являются только те, сердца которых испытывают страх при упоминании Аллаха, вера которых усиливается, когда им читают Его аяты, которые уповают на своего Господа». (8:2)

 

Иман, вера в Аллаха у некоторых она крепка как стены крепости. Такой иман защищает человека от наущений шайтана, такой иман не позволят ему совершать грехи и ослушания. Человек с сильным иманом стоит прочно на пути религии, он послушен своему Господу, выполняет Его повеления и сторонится запретов. Но бывают крепости со слабыми стенами. Которые не выдерживают натиска врага и рушатся во время нападения. Поэтому необходимо укреплять эти стены, затворять пробоины и дыры, что бы враг не пробрался сквозь них.

 

Во времена Посланника Аллаха ﷺ даже многобожники, которые поклонялись идолам верили в существование Аллаха. Они верили, что Аллах Творец всего сущего. По этому поводу Всевышний сказал:

 

وَلَئِن سَأَلْتَهُم مَّنْ خَلَقَهُمْ لَيَقُولُنَّ اللَّهُ فَأَنَّى يُؤْفَكُونَ

«Если ты спросишь у них, кто сотворил их, они непременно скажут: "Аллах"». (43:87)

 

В другом аяте Всевышний Аллах говорит:

 

وَلَئِن سَأَلْتَهُم مَّن نَّزَّلَ مِنَ السَّمَاءِ مَاءً فَأَحْيَا بِهِ الْأَرْضَ مِن بَعْدِ مَوْتِهَا لَيَقُولُنَّ اللَّهُ قُلِ الْحَمْدُ لِلَّهِ بَلْ أَكْثَرُهُمْ لَا يَعْقِلُونَ

«Если ты спросишь их: «Кто ниспосылает с неба воду и оживляет ею землю после того, как она умерла?» – они непременно скажут: «Аллах». Скажи: «Хвала Аллаху!» Но большинство их не разумеет». (29:63).

 

Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не пришлось доказывать арабским племенам существование Всевышнего. Они, итак, верили и не отрицали Творца. Однако они придавали Ему сотоварищей и Пророку ﷺ пришлась доказывать, что Он Един и что нет иного Бога помимо Него.

 

Тем не менее в наше время многие, вовсе отрицают Создателя. Они не веруют, что были сотворены Богом. Поэтому сегодня приходится доказывать, что Аллах есть. На самом деле, доказывать существование Аллаха, это все равно, что доказывать наличие солнца на небе в ясную погоду. Однако есть люди незрячие, которые не видят солнца и приходится им объяснять наличие солнца. Подобно этому есть люди, которые слепы сердцем, которые не видят знамений Аллаха и отрицают Его существование. Чтобы познать Бога, есть много способов и одним из эффективных способов — это размышление над Его творениями. Всевышний Аллах сказал:

 

قُلِ انظُرُوا مَاذَا فِي السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضِ

Скажи: «Понаблюдайте за тем, что на небесах и на земле». (10:101); 

 

В другом аяте Аллах говорит:

 

إِنَّ فِي خَلْقِ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضِ وَاخْتِلَافِ اللَّيْلِ وَالنَّهَارِ لَآيَاتٍ لِّأُولِي الْأَلْبَابِ

«Воистину, в сотворении небес и земли, а также в смене ночи и дня заключены знамения для обладающих разумом» (3:190).

 

Эти аяты, как и многие другие побуждают нас размышлять о сотворении вселенной, о сотворении небес и земли и, конечно же, о нас самих. Многие люди, живя в этом мире, даже не размышляют о том, кто их Творец, кто создал окружающий нас мир. Некоторые обходят стороной этот вопрос или же повторяют бытовавший в научных кругах прошлого тезис о зарождении жизни в результате случая. Якобы жизнь зародилась в результате случайных процессов в некоем первобытном бульоне из аминокислот и других химических элементов в лоне древнего океана. 

 

Только подумайте – мир, невероятно сложный, но прекрасно организованный, с его флорой и фауной, состоящий из многих систем, которые сосуществуют друг с другом в гениальном балансе появился сам по себе, случайно. Я думаю, что разумный человек не примет такой ответ. Ведь ни что в этом мире не появляется само по себе. Никто не сможет сказать, что многоэтажное здание появилось само по себе. Что случайно в процессе стихийных аномалий или в результате случайного столкновения кирпичи сами по себе выстроились в ряд, стали ложиться друг на друга и образовалась ровная стена…. Конечно же, нет, такого не может быть. Ведь это здание имеет сложное строение, требующие особых расчетов. У этого здания есть проектировщики, строители, которые в процессе кропотливой работы построили его.

 

А как же этот мир, где всё взаимосвязано, где всё создано соразмерно и обдуманно, разве можно представить, что он появился сам по себе, случайно? Всё в этом мире подчинено тонко запланированному плану и закону. Всё находится на своих местах, всё создано в правильной и нужной форме. Солнце расположено на правильном расстоянии, чтобы излучать точное количество тепла и энергии, необходимых человеку для жизни. Если бы Солнце находилась чуть ближе к Земле, то вся вода на земле испарилась бы, а если бы оно было расположено немного дальше, то планету покрыла бы мерзлота. Земля вращается вокруг своей оси с определенной скоростью, которая так же способствует поддержанию жизни на земле. Если бы земля вращалась чуть быстрее, то температура на земле была на много ниже, а если бы вращалась чуть медленнее, то температура была бы на много выше, что нарушило бы жизненный устрой. Процент суши и воды рассчитать очень точно. Суша занимает 30%, а вода 70%. Если бы было наоборот, то жизнь на земле была бы невозможной. Может ли такой расчет появиться случайно?

 

Стоить заметить, что случайность не порождает порядок и последовательность. Если мы возьмем карточки с номерами, на каждой карточке написана цифра 1,2,3 – 20. Затем положим эти карточки в коробочку, перемешаем и затем, не смотря в коробку, станем доставать по одной. Какова вероятность, что эти карточки будут выходить в порядке численного возрастания? Сначала вы можете достать карточку под номером 5, затем 20 и т.д. Невозможно что бы чисто случайно вы достали все номера по порядку, даже если попытаетесь это сделать тысячи раз. Конечно, серьезный ученый скажет, что технически, вероятность хоть и очень мала, но она есть, пусть и одна на миллион. Но давайте не забывать, что мир – это не коробочка с набором из 20 карточек.

 

Таким образом, можно ли утверждать, что этот мир появился случайно? Можно ли утверждать, что ваш организм, состоящий из множества сложных органов, появился сам по себе?

 

Хотелось бы привести в пример один известный рассказ, который произошел с имамом Абу Ханифой. Во времена имама Абу Ханифы был один безбожник, который утверждал, что у этого мира нет Создателя. Имам, решив доказать его неправоту назначил с ним встречу. В назначенное время приходит этот человек, а Абу Ханифы нет. Этот человек стал говорить людям, что Имам побоялся дискутировать с ним, поэтому не пришел. Но Абу Ханифа все же пришел, однако, с большим опозданием. Этот человек сказал: «Ты непорядочный и непунктуальный человек». Абу Ханифа, да помилует его Аллах, сказал: «Подожди, сообщу тебе причину моего опоздания. Для того, чтобы прийти сюда, я должен был переплыть через одну реку, я подошел к берегу, а никакой лодки нет. А как мне переправиться? Я жду, жду, никакой лодки нет. А потом случайно появился топор, разрубил дерево, так что получилась лодка, и тогда я переплыл на ней реку». Его оппонент возразил: «Ты что с ума сошел? Такого не может быть». Тогда Абу Ханифа сказал: «Ты не можешь поверить в то, что лодка образовалась случайно, но хочешь сказать, что вся Вселенная появилась сама по себе? Кто из нас сумасшедший?».

 

Действительно, не может быть, чтобы этот мир был без Создателя. Когда у бедуина спросили почему он признает существование Аллаха, он ответил: «След на песке указывает на существование того, кто его оставил. Взгляните на это небо, усыпанное созвездиями, и на его слаженность, посмотрите на землю с ее долинами. Разве все это не свидетельствует о существовании Всеведущего Аллаха?».

 

Таким образом, самый разумный ответ на то, как появился мир – это творение Аллаха. Только по средством размышления мы можем осознать, что ничто не может появиться само по себе, что не может быть случайности в появлении этого прекрасного, упорядоченного, хорошо организованного, подчиненного определенной системе и закону мира. Создатель всего сущего — это Аллах. Ведь Он сам, через своих посланников объявил о том, что Он лишь один является Творцом и Господом миров. Сказал Всевышний:

 

ذَلِكُمُ اللَّهُ رَبُّكُمْ لَا إِلَهَ إِلَّا هُوَ خَالِقُ كُلِّ شَيْءٍ فَاعْبُدُوهُ وَهُوَ عَلَى كُلِّ شَيْءٍ وَكِيلٌ

«Таков Аллах, ваш Господь. Нет божества, кроме Него, Творца всякой вещи». (6:102)

 

Уважаемый джамаат! Нам нужно часто размышлять о творениях Аллаха и даже над собой. Ведь Аллах говорит:

 

وَفِي الْأَرْضِ آيَاتٌ لِّلْمُوقِنِينَ  وَفِي أَنفُسِكُمْ أَفَلَا تُبْصِرُونَ

«На земле есть знамения для людей убежденных, а также в вас самих. Неужели вы не видите?». (51:20-21)

 

Размышляя о сотворенном, человек осознает, что этот прекрасный мир не мог появиться случайно, сам по себе, и что у него есть Создатель, управляющий этим миром Творец. Подобные размышления способствуют познию Господа, укрепляют иман и помогают сохранить веру.

 

Пусть Всевышний Аллах сделает нас в числе праведных мусульман с крепкой верой. Амин!

Отзывы читателей (0)

00:00
00:00
Created with Sketch. {{!-- --}} {{!-- --}} {{!-- --}} Created with Sketch. Asset 1mdpi