Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Иминов Нурмухаммад
- Канатали Такиров
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев
ВВЕДЕНИЕ
Народная мудрость гласит: «Рожденному смерти не миновать». Кто-то только приходит в эту жизнь, а кто-то из нее уходит. Это непреложная истина. Для мусульман загробный мир - первые врата вечной жизни.
Поэтому близким и родным умершего только и остается молиться со словами: «пусть земля будет пухом», «Пусть Всевышний упокоит его душу»,
«Пусть душа покоится в раю».
Как говорится в Священном Коране, Всевышний сотворил человека как самое прекрасное и почитаемое создание из всех Его творений. Поэтому, как уважаемы люди при жизни, так и умершие достойны уважения и почтения. В этой связи, уход за могилами, где захоронены тела усопших, соблюдение чистоты в местах захоронения, оберегание кладбищ является обязанностью живых.
Основной целью представленного документа является формирование всеобщей культуры возведения могил и их посещения.
Идея и актуальность
Известно, что казахский народ испокон веков в обыденной жизни, в особенности при выполнении духовно-религиозных обрядов, связанных с рождением и смертью человека, придерживается мусульманской культуры. В последнее время установленные религиозные обряды претерпевают изменения, нередко не соответствующие основным нормам шариата. Например, на месте захоронения устанавливаются масштабные надгробные памятники и высокие ограждения.
Эти действия часто вызывают критику со стороны общественных деятелей, аксакалов и религиозных служащих. В Духовное управление мусульман Казахстана все больше поступают обращения и письма с подобными жалобами. Кроме того, люди, посещающие могилы и мавзолеи, совершают действия, не соответствующие религиозным требованиям.
Сцелью решения этих вопросов иформирования общей культуры возведения и посещения могил подготовлен данный специальный документ для дальнейшего использования его во всех регионах страны.
Возведение и посещение могилы относятся к самым важным ценностям жизни каждого человека. Предание тела умершего земле и его захоронение является долгом человека.
Согласно мусульманским канонам, предписание о необходимости захоронения умершего является обязательством. Если не хоронить тела умерших, то это будет проявлением большого неуважения к самому почитаемому созданию Всевышнего - человек и является большим грехом. Поэтому, наши предки, относясь с уважением к умершему, достойно провожали его в последний путь.
Могила - это специальный участок для захоронения умерших. Не зря наш Пророк Мухаммед (да благословит его Аллах и приветствует), посещая кладбище, приветствовал и говорил: «Мир обитателям жилищ из числа уверовавших мусульман (таким образом называл могилу жилищем, а умерших - обитателями).
Кроме того, посещение могилы как по шариату, так и с точки зрения традиций и обычаев является одним из одобренных благих дел.
«В этом мире есть только две двери: одна - открывается к жизни, вторая - открывается к смерти. «Человек, вошедший в первую дверь, также войдет во вторую дверь», - сказал Жусип Баласагун, а Абай сказал: «Ты родился, чтобы умереть, поразмышляй над этим». Смерть наступает независимо от возраста, силы и энергии человека.
Как высказал глубокую мысль Махамбет Утемисов: «Смерть - это воля Всевышнего».
В вышеупомянутых изречениях мыслителей можно заметить, что жизнь и все традиции казахского народа, веками придерживающегося ислама, связана с мусульманскими канонами.
На сегодняшний день при возведении могил и мавзолеев, их ограждении и облагораживании, установлении могильных плит и так далее наблюдается совершение действий, не соответствующих требованиям шариата, противоречащих традициям наших предков, да и современной цивилизации.
Надо отметить, что в каждом регионе Казахстана наблюдаются различия в посещении могил, почтении предков и других погребальных обрядах. В этой связи, возникла необходимость формирования общей культуры возведения и посещения могил, соответствующих требованиям сегодняшнего дня.
Значение возведения могилы
1. Осмысление необходимости проявления должного уважения как к живим, так и умершим людям.
2. Возведение могилы необходимо, чтобы имя и место захоронения покойного были известны потомкам.
3. Недопущение наступления на место захоронения усопшего.
4. Чтение и посвящение Корана и молитвы - дань уважения потомков в память о душах своих предках.
5. Для предостережения людей, чтобы они по незнанию не вскопали место захоронения и не извлекли останки наружу.
Суть посещения могилы
1. Человек, когда-то лежавший в деревянной колыбели, окажется и в колыбели земли. Как новорожденный после рождения укладывается в колыбель, так и человек, которому пришло время, предается земле для захоронения. То есть, необходимо понимание, что этот мир является временным.
2. Мусульманин, который посещает могилу близкого ему человека, читает аяты священного Корана и делает дуа, чтобы полученные воздаяния вознеслись духам усопших близких, а также всех мусульман, захороненных на том кладбище. В то же время, глядя на их положение, сам получает назидание.
3. В мировоззрении людей возобновятся основные установки казахского народа, такие, как почтение имен предков, уважение к их душам, сохранение народных традиций.
Цели посещения могилы
1. Приветствие всех умерших на кладбище с пожеланием благодати, прошение у Всевышнего милости и прощения за всех умерших, прочтение молитвы.
2. Чтение и посвящение воздаяния от прочтенных аятов Корана предкам, родителям, родственникам и близким, ушедшим в мир иной.
3. Осознание того, что посещение могил является одним из благих дел, в надежде на вознаграждение.
4. Осознание и признание того, что сами когда- то окажутся на этом месте, что они являются временными странниками в этом мире.
5. Передать эту традицию, которая стала обычаем в повседневной жизни предков, подрастающему поколению.
Польза живым от посещения могилы
1. Посещение могил необходимо для напоминания о загробной Жизни.
2. Осознание мусульманами быстротечности этого мира, истинности смерти, необходимости уважения друг друга в этом мире.
3. Размышление о своей жизни, стремление оставить достойное наследие, которое станет примером для будущего поколения.
4. Увидев могилы людей, подобных коридору между этой и вечной жизнью, задуматься о своей будущей загробной жизни.
5. Воспитание все бестремления жить праведно, заниматься самовоспитанием, воздержание от греховного, оказание помощи другим.
6. Понимание сути истинного поклонения, ограждения себя от плохого и бесполезного.
7. Решиться на поступки, угодные народу, вести благую жизнь, надеясь на воздаяние.
Польза умершим от посещения могилы
1. Чтение Корана и вознесение за них дуа посетителями облегчают участь усопших путем прошения за них милости и прощения Всевышнего.
2. Полное чтение Корана (хатм-Корана) в честь умерших является благим делом, а также облегчением участи тех, кто захоронен.
3. Совершение благих молитв и мольбы за упокоение душ усопших является неким средством облегчения загробной жизни.
4. Прошение Милости Всевышнего посредством прочитанного потомками Корана.
5. Избавление от страданий в загробной жизни.
СТРОИТЕЛЬСТВО СООРУЖЕНИЙ НАД МОГИЛОЙ
Решение по строительству сооружений над могилой
1. Место для захоронения необходимо выбрать подальше от населенной местности, на широкой равнине с мягким грунтом.
2. Глубина могилы должна быть средней, согласно сунне могила копается в полный рост человека.
3. Могила копается таким образом, чтобы правая сторона умершего в могиле была обращена в сторону Киблы.
4. Для того, чтобы было видно, чья эта могила, а также недопущения осквернения и разрушения со стороны посторонних, разрешается установить небольшую могильную плиту.
5. Установление могильной плиты не относится к приданию сотоварища Всевышнему (ширк), новшеством (бидаат) или запрещенным действием (харам).
6. На местах захоронений не допускается сооружать мечети, медресе, места поклонения, устанавливать высокие памятники или высокие купола.
7. Не допускается использование другого грунта на могиле, за исключением грунта, выкопанного из самой могилы.
8. Согласно шариату не одобряется использование места, предназначенного для другого покойника.
9. В случае, если есть общее ограждение, нет необходимости ограждать могилы внутри ограждения по отдельности.
10.На памятной плите указывается полное имя, дата рождения и смерти того, кто похоронен.
11.На памятной плите не разрешается устанавливать фотографию умершего.
12. Сооружения, которые уже построены, не следует разрушать.
Культура сооружения могилы
1. У мусульман имеется обычай по установлению могильных плит для распознавания имени усопшего и его места захоронения.
2. С этой целью, кроме памятных плит, возведение громадных памятников, декоративных оград, скульптур не принесет никакой пользы усопшему и являются запрещенным.
3. Совершениедействий, неприносящихпользы усопшим, с намерением «пусть живые увидят или услышат», отдаляют от довольства Аллаха. Только добрые дела, совершенные с искренними намерениями, по шариату, вознаграждаются.
4. Расходование средств на живых являются более разумным делом, чем расходование средств на усопших.
5. Согласно нормам шариата не требуется установление больших памятников и плит, возведение ограждений, напротив, для каждого мусульманина является обязанностью не допускать нигде чрезмерности и излишеств, а оказывать помощь сиротам, братьям, соседям, возведение учреждений образования, издание полезных книг и учебников.
6. По шариату не требуется сооружать больших памятников и украшать могилы, так как долг мусульманина в каждом деле – отсутствие расточительства. Мусульманское кладбище должно быть достаточно простым.
7. Превращать памятные плиты на могилах в произведение искусства, а также чрезмерное оформление не одобряется в исламе, так как это считается расточительством, что не доспускается по шариату. Наоборот, шариат призывает не совершать подобных действий.
Принцип равенства
1. Места захоронения людей - это такие сакральные места, где все равны перед Всевышним: богатые и бедные, молодые и пожилые, слабые и сильные, они отличаются друг от друга только уровнем богобоязненности и стойкости веры.
2. Тело умершего оборачивают в материал из белой ткани без воротника и рукавов, затем укладывают в могилу без лишней одежды и украшений, что демонстрирует принцип равенства.
3. В хадисах нашего Пророка особое внимание уделяется принципу равенства людей.
4. При установлении памятника на могиле следует строго соблюдать принцип равенства всех людей.
5. Возведение одному человеку огромного мраморного мавзолея, второму - высокого памятника, третьему - простого памятника противоречит по шариату принципам равенства.
Культура установления памятной плиты
1. Установление умершему человеку памятной плиты высотой не более 1 метра, шириной не более 50 см для единого образца.
2. На плите указать фамилию, имя, отчество умершего, дату рождения и смерти, не допускать лишнего.
3. На памятной плите не размещается фото покойного.
4. Не ставить памятную плиту из драгоценных и дорогих материалов.
5. На памятной плите не писать суры и аяты Корана.
Сооружение могилы
1. Согласно шариату приветствуется возведение скромной могилы без лишних и отличительных конструкций.
2. Для недопущения разрушения могил животными устанавливается общее ограждение.
3. Не требуется установление отдельного ограждения в каждой могиле.
4. Для облегчения посещения могилы необходимо проложить дорогу.
5. Установка света, посадка цветов, излишние украшения приводят к снижению должного восприятия кладбища посетителями. Кладбище - это не место посещения для созерцаний и удивлений, а место, для получения назидания и напоминания о мире ином (Ахирет).
Сооружение мавзолея
1. Мавзолеем называется специально построенное здание с захороненными останками усопшего, куда могут приходить люди и читать Коран.
2. Указахов было принято возводить на могиле мавзолеи выдающимся личностям, батырам, ученым, святым, праведным и справедливым ханам, героям, павшим за Родину. Например, мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави.
3. В мавзолее прописываются исторические сведения о захороненной здесь личности, что позволяет посетителям при чтении Корана, упомянуть его имя.
4. Приветствуется наличие специальной комнаты в мавзолее для того, чтобы посетители могли прочитать Коран.
2. ПОСЕЩЕНИЕ КЛАДБИЩА
Этика посещения могилы
1. Посещение могилы является благим делом для мусульман.
2. Прочтение посетителем могилы суры «Йасин» за усопшего является сунной и облегчением для усопших.
3. Также при посещении могилы следует прочитать суру «аль-Фатиха», первые 5 аятов суры «аль-Бакара», «Аятул-курси», аят «Аманар расуул», суру «Мульк», суру «Такасур», суру «Ыхлас» и в конце произнести слова мольбы: «Прошу вознаграждения за эти прочитанные суры и посвящаю такому-то...», данный порядок прочтения Корана приветствуется (Имам Зухайли).
4. Приветствуется чтение Корана, которое следует сначала посвятить нашему Пророку Мухаммеду и всем мусульманам.
5. Согласно шариату нежелательными действиями при посещении могилы являются: спать, справлять нужду, веселиться, шутить.
6. Противоречит нормам шариата: совершение намаза, поклонение, совершение тавафа (обход) вокруг могилы и другие подобные действия.
7. Совершение поклонения умершему противоречит основной цели посещения могилы.
8. Во время паломничества можно молиться как стоя, так и сидя.
9. Разрешается посещать могилы в любые дни недели. Для посещения могилы нет определенного времени.
Приветствие усопшего, чтение Корана
1. При входе на кладбище совершается приветствие всем усопшим и прошение милости Всевышнего за них.
2. При входе на кладбище рекомендуется произнести следующее приветствие:
«Приветствую вас, усопшие из числа уверовавших муминов! Пусть Всевышний дарует свою милость тем, кто ушел раньше нас! Прошу у Всевышнего благословения вам и себе!».
3. У могилы нежелательно вести пустые разговоры.
4. Нужно стремиться к грамотному и правильному прочтению Корана.
5. При чтении Корана сидеть, обращаясь лицом к Кибле.
6. При чтении и посвящении Корана по возможности произносить полное имя умершего и его отца.
7. Произнесение мольбы после Корана сначала начать с восхваления Всевышнего, а также прочтения салавата Пророку Мухаммаду.
8. Во время мольбы обязательно просить о прощении умершего Всевышним, просить об облегчении его пути в загробном мире, чтобы он прошел все испытания.
9. Во время произнесения мольбы ладони держать открытыми и в завершении протереть лицо.
Памятка посетителям
1. Следует ходить только по специально выделенным дорожкам на кладбище.
2. Не ломать деревья и не вырывать траву на могиле (можно убирать сухие деревья и траву в целях наведения порядка и чистоты).
3. Обеспечить чистоту, убрать лишнее и не оставлять мусор вокруг могилы.
4. Во время посещения кладбища не сидеть на поверхности могил, а также не наступать на места захоронения.
5. На могиле: не курить, не употреблять спиртное, насвай и другие вредные вещества.
6. При обнаружении мусора и бытовых отходов очищать кладбище.
7. При виде могил помолиться и вспомнить о загробной жизни.
8. Не превращать могилы в места поклонения, совершая там намаз и другие богослужения.
9. Не гладить могилу, не совершать таваф, не поклоняться усопшим.
Посещение мавзолеев
Среди казахского народа были выдающиеся личности, заслуженные деятели, ученые и батыры. К примеру, широко известны имена таких исторических личностей, как Арыстан баб, Ибрахим ата, Ходжа Ахмед Яссави, Анет абыз, Алмерек абыз, Бекет ата, Есет ата, Машхур Жусип и другие. Со временем над их могилами возведены мавзолей и созданы условия для посещения мусульманам. Проходящие путники останавливаются для прочтения Корана. Имеется несколько правил посещения мавзолеев:
1. Предпочтительно заходить в мавзолей чистым, заблаговременно совершив омовение;
2. Во время посещения могилы не вести пустые разговоры;
3. Необходимо грамотно и правильно прочитать Коран;
4. Во время чтения Корана сидеть, обратившись лицом в сторону Киблы;
5. Дуа после прочтения Корана посвящается восхвалению Всевышнего, прочтению салавата нашему достопочтенному Пророку Мухаммаду;
6. В дуа просить Всевышнего о благополучии и прощении усопшего;
7. При завершении дуа соединить открытые ладони и протереть лицо.
Посещение могил женщинами
В шариате разрешено посещение женщинами могил. Женщинам при посещении могил необходимо обратить внимание на следующие условия:
1. При намерении посещения могилы не одеваться броско, не использовать благоухания;
2. Одежда должна соответствовать требованиям шариата (длинное платье с длинными рукавами, платок на голове);
5. Держать себя сдержанно, не плакать во весь голос, не вести пустые разговоры и не разговаривать в повышенном тоне;
4. Соблюдать этику при посещении могилы, держаться отдельно от мужчин;
5. Для посещения могил замужние женщины должны получить разрешение от мужа.
Дополнительные правила
1. Думать об усопшем только хорошее, говорить о нем только благое.
2. Просить у Всевышнего милость и прощение, заступничество Пророка Мухаммада за усопшего и сделать дуа, чтобы умерший прошел все испытания в загробном мире.
5. До посещения могилы совершить омовение (гусл), придав большое значение чистоте.
4. Нельзя совершать жертвоприношения на местах захоронения. При необходимости совершать жертвоприношения в специально отведенных местах вокруг кладбища.
5. Не проводить поминальные угощения на могилах, не проводить собрания и другие совещания.
6. Не разговаривать без надобности на могиле, не смеяться и не использовать телефон (не подключаться к социальным сетям).
7. После завершения джаназа намаза, во время захоронения покойника не отделяться от общества, не вести диалоги.
8. Не допускать веселья и шуток среди скорбящих, не допускать смех.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Данный документ был подготовлен в целях урегулирования процесса и формирования культуры посещения кладбища в стране. Надеемся, что данные правила, представленные в документе, принесут большую пользу нашим соотечественникам и близким усопших. Упомянутые каноны разработаны на основе принципов ислама и передовых традиций предков.