Культура поминальных обедов (Кұдайы ас) - Концептуальные документы Духовного управления мусульман Казахстана
Алматы
Айтекебийский район Аккулинский район Аксай Аксу Актау Актобе Актогайский район Алга Алматы Алтынсаринский район Амангельдийский район Аральск Аркалык Атбасар Атырау Аулиекольский район Аягоз Байганинский район Байконур Балхаш Баянаульский район Бейнеу Денисовский район Джангельдинский район Енбекшиказахский Жайрем Жалагашский район Жанакорганский район Жанаозен Жанатас Жангала Жанибек Жаркент Жезказган Жетисай Житикаринский район Жосалы Зайсанский Индерский район Иргизский район Иртышский район Исатайский район Казалы Казыгуртский Камыстинский район Кандыагаш Капшагай Карабалыкский район Караганда Каражал Карасуский район Каратау Каргалинский район Каскелен Келесский район Кентау Кокпектинский район Кокшетау Кордай Костанай Кульсары Курмангазинский район Курчатов Кызылорда Ленгер Лисаковск Майский район Макат Мартукский район Махамбетский район Мендыкаринский район Миялы Наурзумский район Нур-Султан Отрарский район Павлодар Петропавловск Риддер Рудный Сайрамский район Сайхин Сарыагаш Сарыкольский район Сарыозек Сатпаев Семей Степногорск Сырымский район Тайынша Талгар Талдыкорган Тараз Тарановский район Темиртау Теренкольский район Туркестан Узункольский район Узынагаш Уилский район Уральск Урджарский район Усть-Каменогорск Ушарал Форт-Шевченко Фёдоровский район Хобдинский район Хромтау Целиноградский район Чапаев Чиилийский район Шалкар Шардара Шаян Шу Шубаркудык Шымкент Щербактинский район Экибастуз Эмба поселок Жезды поселок Майкайын посёлок Солнечный посёлок Тюлькубас район Шал акына село Атасу село Теренозек село Шамалган
Иша 19:55
Алматы
Айтекебийский район Аккулинский район Аксай Аксу Актау Актобе Актогайский район Алга Алматы Алтынсаринский район Амангельдийский район Аральск Аркалык Атбасар Атырау Аулиекольский район Аягоз Байганинский район Байконур Балхаш Баянаульский район Бейнеу Денисовский район Джангельдинский район Енбекшиказахский Жайрем Жалагашский район Жанакорганский район Жанаозен Жанатас Жангала Жанибек Жаркент Жезказган Жетисай Житикаринский район Жосалы Зайсанский Индерский район Иргизский район Иртышский район Исатайский район Казалы Казыгуртский Камыстинский район Кандыагаш Капшагай Карабалыкский район Караганда Каражал Карасуский район Каратау Каргалинский район Каскелен Келесский район Кентау Кокпектинский район Кокшетау Кордай Костанай Кульсары Курмангазинский район Курчатов Кызылорда Ленгер Лисаковск Майский район Макат Мартукский район Махамбетский район Мендыкаринский район Миялы Наурзумский район Нур-Султан Отрарский район Павлодар Петропавловск поселок Жезды поселок Майкайын посёлок Солнечный посёлок Тюлькубас район Шал акына Риддер Рудный Сайрамский район Сайхин Сарыагаш Сарыкольский район Сарыозек Сатпаев село Атасу село Теренозек село Шамалган Семей Степногорск Сырымский район Тайынша Талгар Талдыкорган Тараз Тарановский район Темиртау Теренкольский район Туркестан Узункольский район Узынагаш Уилский район Уральск Урджарский район Усть-Каменогорск Ушарал Фёдоровский район Форт-Шевченко Хобдинский район Хромтау Целиноградский район Чапаев Чиилийский район Шалкар Шардара Шаян Шу Шубаркудык Шымкент Щербактинский район Экибастуз Эмба
Алматы
свернуть
Фаджр Восход Зухр Аср Магриб Иша
05:29 06:42 12:48 16:55 18:42 19:55
свернуть
Календарь
Хиджра
21 Сафар 1443
Григорианский
29 сентября 2021

Циклы уроков

Культура поминальных обедов (Кұдайы ас)

Культура поминальных обедов (Кұдайы ас)

Дни выхода уроков: Среда Суббота
25 авг. 2021 752 0
Скачать в pdf
| A | +

 

Определение значения «Кұдайы ас» (Поминальный обед)

 

В целях вознесения вознаграждения душам усопших проводятся поминальные обеды, которые называются «Кұдайы ас». Как следует из названия «Кұдайы ас» (ради довольства Всевышнего), они проводятся для вознаграждения умершего милостью и прощением Всевышнего.

 

Кроме того, в традиции казахского народа существуют следующие наименования Поминального обеда «Кұдайы ас» применительно к регионам, в частности: садақа, жабдық, береке жинау, хатым өткізу и т.д.

 

Цель

 

Формирование и систематизация культуры проведения поминальных мероприятий «Кұдайы ас беру» во всех регионах Казахстана в рамках предписаний шариата и без отягощения социального положения семей и недопущения расточительства.

 

Проведение поминальных мероприятий «Кұдайы ас беру» является национальной культурной традицией наших предков, передающихся из поколения в поколение. Имеется необходимость структурирования некоторых обрядов для должной передачи данного наследия потомкам.

 

Актуальность

 

У каждого народа есть свои национальные традиции и ментальные особенности. Национальные традиции казахского народа, передаваемые из поколения в поколение, особенно религиозно-познавательные, имеют широкое распространение. Как говорится, «есть традиции прогрессивные и архаичные», поэтому для потомков правильная ориентация представляется важным осуществлением канонической и научной интерпретации нашего религиозного и традиционного наследия, так как это веление времени. Вызывает беспокойство распространение в нашем обществе противоречивых представлений и догматических домыслов, не соответствующих шариату и традициям, от которых больше вреда, чем пользы.

 

При проведении погребальных обрядов: заворачивание в саван, проведение джаназа - намаза, захоронение усопшего, поминальные мероприятия« Кұдайыасберу»: «семьдней», «сорок дней» и годовщина со дня смерти ил.п. нередко выполняются действия, которые не требует наша религия и традиции. К примеру, в скорбящем доме, потерявшем родственника, считают, что «проведение поминальной трапезы - долг» и накрывают богатый стол, допуская при этом чрезмерные излишества. Это безусловно может доставить трудности многим семьям со средним достатком. Поэтому сегодня вопрос организации и проведения поминальных мероприятий требует регулирования по канонам шариата и традициям.

 

В то время, когда некоторые семьи с достатком проводят поминальные мероприятия «Кұдайы ас беру» с приношением в жертву крупного животного и накрывают богатый стол, безусловно малоимущие семьи или семьи со средним достатком не захотят отставать. Поэтому есть и те, кому приходится брать у людей в долг и проводить затратные поминальные мероприятия. На самом деле, согласно шариату, принято не выходить за рамки общепринятых норм: «Облегчайте и не усложняйте, радуйте и не отгалкивайте!».

 

Если сейчас не урегулировать эти обычаи и ритуалы, то вероятно с годами указанные трудности только усилятся.

 

В этой связи, принятие данного специального документа Духовным управлением мусульман Казахстана является особо актуальным.

 

Историческое значение

 

Согласно традиционным устоям казахского народа совершаются такие религиозные ритуалы, как омовение тела усопшего, вынесение из дома захоронение, прощание, выражение соболезнования, проведение поминальной трапезы.

 

На протяжении многих столетий проведение поминальных мероприятий, а именно «Кұдайы ас беру», имеет свои особенности и значение. В понимании народа проведение поминального «Күдайы ас беру», чтение дуа и Корана за упокой души усопшего, приносит пользу умершему в загробном мире. Отсутствие проведения поминальных мероприятий считается неуважением к своим предкам и традициям. Поэтому, именно эти нюансы в проведении поминальной трапезы, являются актуальной проблемой, требущей четкого регулирования.

 

Потому что, со временем среди народа укрепились такие понятия, что игнорирование поминальных обязательств, как «Күдайы ас беру», лишает этих людей чести и достоинства. Поэтому, при организации поминального мероприятия часто уделяется особое внимание пришедшим гостям (выбор ресторанов, богатое меню для пришедших гостей и т.д.), нежели благоденствию душ усопших. Поэтому, пришло время сознательно отказаться от этих предрассудков. На самом деле лучше обращать внимание на то, что принесет пользу как и усопшим, так и живым.

 

Значение проведения поминальной трапезы «Күдайы ас беру»

 

Основное значение поминальной трапезы («Күдайы ас») – это приглашение людей для прочтения Корана за упокой души умершего, прошение Всевышнего о прощении грехов и ошибок, заступничества нашего Пророка за душу умершего.

 

Поминальная трапеза в народной традиции

 

В традиции казахского народа имеются несколько видов проведения поминальных мероприятий «Кұдайы ас беру». Например, поминают усопшего на «третий день», «седьмой день», «сороковой день», «сотый день» и в «годовщину» со дня его смерти. Человеку, пришедшему выразить соболезнование родным умершего, накрывают стол – данная традиция олицетворяет присущее казахскому народу гостеприимство и доброжелательность. Помимо поминальных мероприятий, проводимых для умерших близких, есть еще другие виды «Кұдайы асберу». По желанию, люди могут проводить «Кұдайы ас беру» в честь своих предков или умерших родителей на пятый год, десятый год, а также в ознаменование 100-летия со дня рождения покойного. Особенно, в общественной жизни казахского народа широко распространена традиция проведения «Кұдайы ас беру» казахским ханам, батырам, поэтам, биям и другим выдающимся личностям.

 

Согласно предписаниям шариата, очень большую значимость имеет прочтение дуа с добрыми пожеланиями усопшему. Поэтому, родные читают Коран, делают дуа, проводят поминальные обеды с намерением вознаграждения усопшим.

 

Поминальные мероприятия по канонам ислама

 

В книге «Жаназа және жерлеу рәсімдері» («Джаназа и обряды похорон»), изданной Духовным управлением мусульман Казахстана, говорится: «Согласно предписаниям шариата, раздача поминальной пищи от имени умершего не относится к обязательным действиям». То есть, если этого не совершать, то никто не будет считаться грешником. Однако, в целом, некоторые аяты Корана и хадисы указывают на то, что в раздаче пищи есть благо и в этом нет ничего плохого. В нашей религии нет такого предписания, чтобы для раздачи поминальной пищи от имени умершего в обязательном порядке резали крупный рогатый скот, готовили богатый стол, занимая для этого деньги или растрачивая все свои средства. При организации поминальных трапез, обедов необходимо не допускать расточительства и излишеств» [«Жаназа және жерлеу рәсімдері » - Астана, 2017. - 148 стр].

 

Народные традиции складываются из отношений между людьми. Поэтому, если правила и порядки, установленные людьми, со временем будут структурироваться и систематизироваться и не противоречить канонам ислама, то никто не будет наказан и не будет считаться грешником.

 

Однако, нельзя искажать религиозные предписания и порядки. Поэтому, при проведении совещаний мусульман по вопросам общественных дел необходимо всегда руководствоваться данным положением.

 

Нужно не подрывать вечные исламские ценности при проведении общественных поминальных мероприятий. В этом документе «фард, ваджиб, халал-харам», указанные в шариате, другие строгие требования и правила религии не подвергались никаким изменениям.

 

Новое видоизменение обычаев и ритуалов

 

В исламском праве есть важный принцип, сохраняющий правовой динамизм: «Канонические решения могут меняться с течением времени». Это фундаментальная традиция, основанная на сути Священного Корана и Сунны Пророка. Поэтому изменение некоторых обычаев и традиций в соответствии с современными требованиями - явление закономерное.

 

Сегодня во всем мире общественно-информационное пространство обрело новый характер и формат. За считанные годы молниеносное развитие информационных технологий уже не приемлет первозданное восприятие старых традиций и моделей поведения. Те общества, которые, следуя историческим путям, ограничивали себя в принятии нового, испытывают сложности и препятствия по сей день. Точно также возникает острая необходимость рассмотрения и переосмысления культуры проведения поминальных мероприятий «Кұдайы ас беру» в соответствии с требованиями новых реалий. Здесь важно перейти на новый уровень проведения поминальных мероприятий, сохраняя истинную сущность и значение «Кұдайы ас». Формирование свода систематизированных правил культуры проведения поминальных мероприятий и его поддержка общественностью с установлением точного времени сбора народа, согласованное создание единого меню, т.е разработка единых правил, формирующих культуру поминальных мероприятий, что будет означать, мы движемся вперед согласно требованиям нового времени.

 

КУЛЬТУРА СЕМИ ОСНОВНЫХ ОПОР ПОМИНАЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ «КҰДАЙЫ АС»

 

1. Истинное намерение

 

- Перед началом любого дела в нашей религии важное значение придается искренности и намерению.

 

- Намерение мусульманина выше и лучше его дел.

 

- Согласно шариату вознаграждение за благие дела измеряются намерением в сердце.

 

- На каждое дело необходима истинная искренность. Притворство не допускается в благом деле.

 

- Единственное намерение при проведении поминального мероприятия от имени умершего должно сводиться к тому, чтобы получить довольство только Всевышнего. Другие цели и намерения уменьшают блага и вознаграждение этого мероприятия. Поэтому семья при организации поминального «Кұдайы ас беру» должна сохранять данное намерение.

 

- Главной целью чтения Корана, совершения дуа, раздачи милостыни является вознесение вознаграждения усопшему, а не размышления о том, как будет воспринят гостями уровень проведения мероприятий.

 

2. Сбор по случаю поминок

 

- Поминальный «Кұдайы ас беру» по умершему проводится от имени детей, супруги, а также близких родственников.

 

- Желательно, чтобы при проведении поминальной трапезы, чтении Корана и дуа за умершего присутствовали все его близкие и родные.

 

- Также на поминальный «Кұдайы ас беру» приглашаются пожилые люди, близкие родственники, друзья и соседи.

 

- Из трех непрерывных благих дел, доходящих до умершего, особенным является мольба за него оставшихся детей. Поэтому в поминальных мероприятиях желательно, чтобы его потомки тоже

совершали дуа.

 

- Когда наступает трагическая ситуация, родственники должны быстро сплотиться и оказать необходимую поддержку и помощь друг другу.

 

- Если у семьи, постигшей горе, материальное положение невысокое, то родственники должны оказать финансовую помощь для приобретения необходимого.

 

- В исламе за благие дела, совершенные большинством, больше вознаграждений, чем это было бы сделано одним человеком.

 

- Необходимо также уделить внимание одежде, в которой приходят на поминальное мероприятие (женщинам по возможности одеться в соответствии с шариатом).

 

- В случае чрезвычайных ситуаций в стране необходимо отложить проведение поминальных мероприятий или проводить в узком кругу своей семьи. Зараженный человек не должен посещать поминальные мероприятия.

 

3. Чтение Корана, произнесение дуа и благословения

 

- Основная цель поминальной трапезы - это чтение Корана усопшему.

 

- Для чтения Корана во время проведения поминального мероприятия необходимо пригласить имама местной мечети. Если среди родственников и близких умерших есть те, кто сможет прочитать Коран с учетом правил рецитации, то им также разрешается чтение Корана.

 

- Аяты Священного Корана равны по степени святости. Поэтому можно читать любые суры и аяты Корана.

 

- В целях экономии времени собравшихся людей на поминальный обед людей, не стоит затягивать чтение Корана, в целом желательно прочитать средние суры и аяты (5-7 минут).

 

- При чтении сур Корана в заключении дуа назвать имя умершего с именем его отца.

 

- При произнесении дуа желательнопосвящать воздаяния от прочтенных аятов Корана пророкам, святым предкам казахских степей, батырам, а также усопшим предкам присутствующих.

 

- По шариату приветствуется, если все присутствующие единомысленно во время чтения Корана и произнесения дуа молятся за усопшего.

 

- Во время поминального обеда, перед прочтением Корана предоставление слов благословений старшему аксакалу является проявлением доброй казахской культуры.

 

4. Недопущение излишеств

 

- Время - это самое ценное благо дарованное Аллахом. Поэтому, неуместно начинать поминальную трапезу в неподходящее время, долго затягивать, отнимать время присутствующих, тем более за столом затрагивать бесполезные темы и разговоры. То есть считаться со временем - это также проявление культуры.

 

- Необходимо приходить вовремя на поминальную трапезу. Приходить вовремя без опозданий - это требование современного общества. Опоздание вызывает беспокойство у хозяина дома. Опаздывающие задерживают других людей.

 

- Если приглашение на «Кұдайы ас беру» считается благом, то и приходить без опозданий тоже является благом. В случае опоздания нужно заранее предупредить об этом хозяина дома, и это считается проявлением уважения к окружающим.

 

- Одним изтребований поминального обеда является своевременное начало трапезы и своевременное завершение. Для этого можно подготовить программу проведения поминальной трапезы, в условиях занятости людей этого требует нынешнее время. К примеру, начало трапезы в 13:00, чтение Корана, разъяснение старшими аксакалами сути проводимого поминального обряда, выражение присутствующими соболезнований семье умершего, слова утешения, проповедь имама, благодарность членов семьи присутствующим за оказанную поддержку, слова благословения и мольбы, завершение мероприятия. Говоря по сути, необходимо не затягивать поминальное мероприятие по возможности, так как стоит учитывать работу, занятость, службу и другие важные дела большинства присутствующих людей.

 

- Важно, чтобы время проведения поминальной трапезы не совпадало со временем пятничной молитвы.

 

- В меню поминальной трапезы необходимо строго придерживаться скромности, без допущения чрезмерности и излишеств. Допущение излишества может быть материально не под силу некоторым семьям. В Священном Коранеговорится:

 

«...Ешьте и пейте, но не расточительствуйте, ибо Он не любит расточительных» (сура «Преграды», 31 аят).

 

- Большинство предписаний в шариате были установлены с учетом среднего уровня материального положения людей. Например, размер фитр садака во время Священного месяца Рамадан, хоть и является обязательной милостыней каждого мусульманина, определен так, чтобы большинству людей это было под силу. Поэтому, нормы шариата взвешиваются не материальным количеством, а чистотой помыслов и намерений.

 

- Состоятельные семьи также должны проводить поминальные мероприятия «Кұдайы ас беру» скромно. Если они намереваются совершать другие благие дела в честь умершего близкого, они могут помочь нуждающимся, малоимущим семьям, вдовам и сиротам, построить мечеть, медресе, школу, детские сады, дорогу, мосты, посадить деревья и многое другое, главное делать все это с чистым намерением.

 

- Не обязательно специально резать скот для поминальной трапезы. На поминках угощение не является целью и требованием шариата. Самое главное, чтобы у организующей стороны и у присутствующих было благое намерение.

 

- Шариат не обязует раздачу пришедшим людям преподношений (Табарик, платки, материалы и др.). Наиболее благим поступком будет покупка на эти финансы всего того, что действительно необходимо нуждающимся людям.

 

5. Наставления и проповеди во время поминальной трапезы

 

- Во время поминальных мероприятий с участием большого количества людей желательно провести проповеди о важности поминания Всевышнего, о значимости истинной веры и богобоязненности, а также о необходимости благих поступков, желательных для исполнения.

 

- Важна не длительность проповеди, а его суть и смысл, чтобы было всем понятно и полезно.

 

- В ходе чтения проповеди необходимо уделять внимание, чтобы в речи присутствовали аяты Корана, хадисы нашего Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), поучительные истории из жизни святых и ученых, биев нашего народа.

 

- Во время проповеди важно также долго не занимать время присутствующих.

 

- Пришедшие на поминальную трапезу люди должны глубоко осознавать, куда они пришли, и вести себя культурно.

 

- Вести никчемные и пустые разговоры в доме людей, которых постигло горе, противоречит общепринятым нормам этики. Это может нанести вред благим намерениям хозяев.

 

- Во время поминальной трапезы желательно говорить о хорошем, необходимо искренне сопереживать родным и быть в мольбе за них.

 

6. Поминание умершего и утешение его семьи

 

- Большинство собираются в доме умершего не для напоминания о случившемся горе, а наоборот, чтобы оказать поддержку и утешение в этот трудный момент.

 

- Превращать поминальное мероприятие в стол обсуждений является проявлением бескультурья. Желательно говорить о благих делах усопшего, оказывать моральную поддержку и утешение делясь поучительными рассказами совместно с другими родственниками хозяев.

 

- Не следует много разговаривать, только лишь для того, чтобы обратить на себя внимание.

 

- Разрешается по шариату упоминать умершего только с хорошей стороны. Хорошо знающим его людям можно рассказать о благих качествах, нравах умершего, о которых возможно большинство не знает.

 

- Если не предоставлено слово, проявите воспитанность, мысленно будьте в молитве со всеми.

 

7. Проявление скромности во время поминальной трапезы

 

- Скромное поведение за поминальным столом является проявлением воспитанности и внутренней культуры.

 

- Необходимо отбросить предубеждения о том, что за поминальным столом должна соблюдаться иерархия присутствующих.

 

- Необходимо пригласить за поминальный дастархан больше людей со скромным достатком, социально обездоленных людей. В этом есть больше блага.

 

- В Священном Коране говорится:

 

«Они выделяли известную долю своего имущества для просящих и обездоленных» (Сура «Рассеивающие», 19-аят)

 

Во время поминальных трапез необходимо помнить об этом.

 

- На поминальном мероприятии меню должно быть максимально простым.

 

- Во время поминальной трапезы нельзя делить гостей по их статусу или благосостоянию. Необходимо проявлять одинаковое внимание и уважение ко всем пришедшим.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Свод правил, представленных в данном документе, был подготовлен для всей мусульманской уммы Республики Казахстан. Основной целью данного документа является формирование культуры проведения поминальных мероприятий, а также систематизация укоренившихся обрядов.

 

Отзывы читателей (0)

Скрыть Hide

Список уроков

00:00
00:00
Created with Sketch. {{!-- --}} {{!-- --}} {{!-- --}} Created with Sketch. Asset 1mdpi