8 урок: Ибрахим (а.с.) - Истории о пророках
Алматы
Айтекебийский район Аккулинский район Аксай Аксу Актау Актобе Актогайский район Алга Алматы Алтынсаринский район Амангельдийский район Аральск Аркалык Атбасар Атырау Аулиекольский район Аягоз Байганинский район Байконур Балхаш Баянаульский район Бейнеу Денисовский район Джангельдинский район Енбекшиказахский Жайрем Жалагашский район Жанакорганский район Жанаозен Жанатас Жангала Жанибек Жаркент Жезказган Жетисай Житикаринский район Жосалы Зайсанский Индерский район Иргизский район Иртышский район Исатайский район Казалы Казыгуртский Камыстинский район Кандыагаш Капшагай Карабалыкский район Караганда Каражал Карасуский район Каратау Каргалинский район Каскелен Келесский район Кентау Кокпектинский район Кокшетау Кордай Костанай Кульсары Курмангазинский район Курчатов Кызылорда Ленгер Лисаковск Майский район Макат Мартукский район Махамбетский район Мендыкаринский район Миялы Наурзумский район Нур-Султан Отрарский район Павлодар Петропавловск Риддер Рудный Сайрамский район Сайхин Сарыагаш Сарыкольский район Сарыозек Сатпаев Семей Степногорск Сырымский район Тайынша Талгар Талдыкорган Тараз Тарановский район Темиртау Теренкольский район Туркестан Узункольский район Узынагаш Уилский район Уральск Урджарский район Усть-Каменогорск Ушарал Форт-Шевченко Фёдоровский район Хобдинский район Хромтау Целиноградский район Чапаев Чиилийский район Шалкар Шардара Шаян Шу Шубаркудык Шымкент Щербактинский район Экибастуз Эмба поселок Жезды поселок Майкайын посёлок Солнечный посёлок Тюлькубас район Шал акына село Атасу село Теренозек село Шамалган
Зухр 12:42
Алматы
Айтекебийский район Аккулинский район Аксай Аксу Актау Актобе Актогайский район Алга Алматы Алтынсаринский район Амангельдийский район Аральск Аркалык Атбасар Атырау Аулиекольский район Аягоз Байганинский район Байконур Балхаш Баянаульский район Бейнеу Денисовский район Джангельдинский район Енбекшиказахский Жайрем Жалагашский район Жанакорганский район Жанаозен Жанатас Жангала Жанибек Жаркент Жезказган Жетисай Житикаринский район Жосалы Зайсанский Индерский район Иргизский район Иртышский район Исатайский район Казалы Казыгуртский Камыстинский район Кандыагаш Капшагай Карабалыкский район Караганда Каражал Карасуский район Каратау Каргалинский район Каскелен Келесский район Кентау Кокпектинский район Кокшетау Кордай Костанай Кульсары Курмангазинский район Курчатов Кызылорда Ленгер Лисаковск Майский район Макат Мартукский район Махамбетский район Мендыкаринский район Миялы Наурзумский район Нур-Султан Отрарский район Павлодар Петропавловск поселок Жезды поселок Майкайын посёлок Солнечный посёлок Тюлькубас район Шал акына Риддер Рудный Сайрамский район Сайхин Сарыагаш Сарыкольский район Сарыозек Сатпаев село Атасу село Теренозек село Шамалган Семей Степногорск Сырымский район Тайынша Талгар Талдыкорган Тараз Тарановский район Темиртау Теренкольский район Туркестан Узункольский район Узынагаш Уилский район Уральск Урджарский район Усть-Каменогорск Ушарал Фёдоровский район Форт-Шевченко Хобдинский район Хромтау Целиноградский район Чапаев Чиилийский район Шалкар Шардара Шаян Шу Шубаркудык Шымкент Щербактинский район Экибастуз Эмба
Алматы
свернуть
Фаджр Восход Зухр Аср Магриб Иша
05:57 07:11 12:42 16:18 18:02 19:16
свернуть
Календарь
Хиджра
16 Раби-авваль 1443
Григорианский
23 октября 2021

Циклы уроков

8 урок: Ибрахим (а.с.)

8 урок: Ибрахим (а.с.)

7 урок: Салих (а.с.)

Предыдущий урок
Дни выхода уроков: 2 раза в месяц
27 авг. 2021 1 298 0
Скачать в pdf
| A | +

 

ВИДЕО ВЕРСИЯ  |  АУДИО ВЕРСИЯ


Ассаламу алайкум ва рахматтуллах. Сегодня с дозволения Аллаха, мы продолжим рассказывать истории о пророках, и расскажем вам об одном из величайших пророков Аллаха – Ибрахиме (а.с.). Пророк Ибрахим относится к числу – «Улюль-Азм» - обладателям непоколебимости, стойкости и решимости. Безусловно все пророки Аллаха обладатели решимостью, непоколебимостью и стойкостью в деле призыва к религии Аллаха. Однако, такие пророки как Мухаммад, Нух, Ибрагим, Муса и Иса (алейхимуссалям) относятся к «Улюль-Азм», обладают более высокой степенью по сравнению с другими пророками и их принято считать «Улюль-Азм». В суре «аль-Ахзаб» Всевышний Аллах, среди всех остальных выделил имена именно этих пяти пророков. Аллах сказал:

 

وَإِذْ أَخَذْنَا مِنَ النَّبِيِّينَ مِيثَاقَهُمْ وَمِنكَ وَمِن نُّوحٍ وَإِبْرَاهِيمَ وَمُوسَى وَعِيسَى ابْنِ مَرْيَمَ وَأَخَذْنَا مِنْهُم مِّيثَاقاً غَلِيظاً

«Вот Мы заключили завет с пророками, с тобой, Нухом, Ибрахимом, Мусой и Исой, сыном Марьям. Мы заключили с ними суровый завет» (33:7).

 

Каждый из этих пророков выдержал тяжелейшие испытания. Несмотря на все трудности и тяготы, с которыми сталкивались эти посланники Аллаха, с их уст никогда не слетали слова жалоб или недовольства предопределением. Единственной их целью и заботой было стремление вывести людей на путь истины. Пророк Ибрахим (а.с.) вошел в историю Ислама как проповедник единобожия и общий предок евреев и арабов. Среди имен пророка Ибрахима – «имам», «друг Аллаха» (халилу-лЛах), «исповедующий единобожие» (ханиф) и многие другие. В связи с его именем упоминается термин «религия Ибрахима» или «миллат Ибрахим», что означает Ислам и начальное единобожие.

 

Пророк Ибрахим (а.с.) родился в Халдейских землях, т.е. в окрестностях Вавилона, в городе, расположенном между Тигром и Ефратом. В те времена этими землями правил тиран и деспотичный царь - Намруд ибн Канъан провозгласивший себя богом. Соплеменники Ибрахима оставили религию Аллаха и поклонялись идолам. Таким образом Ибрахим вырос в языческом обществе и более того, его отец Азар не просто поклонялся идолам, а собственноручно изготовлял статуи (идолы), которые обожествляли люди Халдейских земель.

 

Среди ученых есть разногласия относительно того являлся ли Азар биологическим отцом Ибрахима (а.с.). Одна группа ученых, среди которых ибн Джарир и ибн Касир считают Азара настоящим, биологическим отцом пророка Ибрахима (а.с.). Ведь в Коране Азар прямым текстом назван отцом Ибрахима. Как сказал Всевышний:

 

  وَإِذْ قَالَ إِبْرَاهِيمُ لأَبِيهِ آزَرَ

«Вот Ибрахим сказал своему отцу Азару…» (6:74)

 

По версии других ученых в числе которых был имам ас-Суюти, Азар приходился Ибрахиму дядей или отчимом, за которого мать Ибрахима вышла замуж после смерти его отца по имени Тарих. То есть, согласно этой версии, биологическим отцом Ибрахима был Тарих который не был идолопоклонником. Почему Азара можно посчитать дядей? Потому что арабы используют слово «абун» - «отец» по отношению как к настоящему отцу, так и к дяде. В пример можно привести следующий аят из суры Бакара. Всевышний Аллах сказал:

 

أَمْ كُنتُمْ شُهَدَاء إِذْ حَضَرَ يَعْقُوبَ الْمَوْتُ إِذْ قَالَ لِبَنِيهِ مَا تَعْبُدُونَ مِن بَعْدِي قَالُواْ نَعْبُدُ إِلَـهَكَ وَإِلَـهَ آبَائِكَ إِبْرَاهِيمَ وَإِسْمَاعِيلَ وَإِسْحَاقَ إِلَـهاً وَاحِداً وَنَحْنُ لَهُ مُسْلِمُونَ

«Или же вы присутствовали, когда смерть явилась к Йакубу? Он сказал своим сыновьям: «Кому вы будете поклоняться после меня?» Они сказали: «Мы будем поклоняться твоему Богу и Богу твоих отцов – Ибрахима, Исмаила и Исхака, Единственному Богу. Ему одному мы покоряемся». (2:133)         

   

Известно, что Исмаил не был отцом Йакуба, он был его дядей, но в аяте назван отцом.      Пророк Ибрахим изначально молился за Азара прося для него прощения, но позже Аллах запретил ему молиться за многобожника. Однако в аятах суры Ибрахим сказано, что он молился за своих родителей:

 

 الْحَمْدُ لِلّهِ الَّذِي وَهَبَ لِي عَلَى الْكِبَرِ إِسْمَاعِيلَ وَإِسْحَاقَ إِنَّ رَبِّي لَسَمِيعُ الدُّعَاء  رَبِّ اجْعَلْنِي مُقِيمَ الصَّلاَةِ وَمِن ذُرِّيَّتِي رَبَّنَا وَتَقَبَّلْ دُعَاء  رَبَّنَا اغْفِرْ لِي وَلِوَالِدَيَّ وَلِلْمُؤْمِنِينَ يَوْمَ يَقُومُ الْحِسَابُ

«Хвала Аллаху, который даровал мне на старости лет Исмаила и Исхака. Воистину, мой Господь внимает мольбе. Господи! Включи меня и часть моего потомства в число тех, кто совершает намаз. Господь наш! Прими мою мольбу. Господь наш! Прости меня, моих родителей и верующих в тот день, когда будет представлен счет». (14:39-41)

 

Те, кто считает Азара настоящим отцом Ибрахима, полагают, что эта мольба о прощении было совершена до того, как Аллах запретил Ибрахиму молиться за многобожника. Однако сторонники другой версии, утверждают, что пророк Ибрахим произнес эту мольбу в конце жизни и молился он за настоящих родителей, а мольбу за Азара он прекратил задолго до этого.

 

Также расхождения относительно того, являлся ли идолопоклонник Азар настоящим отцом пророка Ибрахима связано с вопросом могут ли предки пророка Мухаммада ﷺ быть многобожниками или нет. Известно, что наш пророк Мухаммад ﷺ является потомком пророка Ибрахима (а.с.). Посланник Аллаха ﷺ сказал:

 

«Меня вывели от чресл чистых мужчин и утроб чистых женщин».

 

Исходя из этих слов, среди его предков не может быть язычников, ведь язычники согласно Корану, нечистые в духовном плане. Но сторонники того что предки пророка могут быть язычниками, считают, что данный хадис указывает не на вероисповедание предков пророка, а на то что все его предки рождены в законном браке. В другом хадисе сказано, что один человек сказал Посланнику Аллаха ﷺ: «О Посланник Аллаха! Где мой отец?» Он сказал: «В Огне» (потому что его отец умер язычником). Когда тот повернулся, чтобы уйти, он позвал его и сказал: «Поистине, мой отец и твой отец — в Огне». Этот хадис указывает на то что родители и предки пророка могут быть язычниками.

 

Однако не исключена версия того, что посланник Аллаха ﷺ в этом хадисе имел ввиду своего дяди Абу Талиба назвав его своим отцом. Ведь пророк с юношеских лет воспитывался в доме Абу Талиба и мушрики называли пророка его сыном. А Абу Талиб как известно умер на неверии и попадет в ад. Валлаху аълам, Аллаху известно об этом лучше.

 

Как бы там ни было пророк Ибрахим вырос в доме идолопоклонника Азара, но никак не перенял от него языческие убеждения. Пророк Ибрахим не мог смириться с тем что люди придают Аллаху сотоварищей. Он всеми силами пытался донести до них что идолы, сделанные руками человека, не могут обладать божественностью, и что единственный и истинный бог — это Аллах – создатель небес и земли. Он проводил с людьми диспуты и на основании логических доводов разъяснял им ложность их языческой веры.

 

Первый человек, к которому воззвал Ибрахим, был Азар, о котором мы говорили выше. Всевышний Аллах повествует их диалог в суре Марьям. Этот диалог показывает с какой мягкостью Ибрахим пытался донести до Азара религию Аллаха. Он не ругает его, не называет заблудшим мушриком и даже в обращении использует не слово «абун» (отец), а «абати», что переводится как «папочка». То есть, обращается к нему с добротой и лаской и этот призыв Ибрахима должен стать для нас примером, образцом для подражания. Сказал Всевышний:

 

 وَاذْكُرْ فِي الْكِتَابِ إِبْرَاهِيمَ إِنَّهُ كَانَ صِدِّيقاً نَّبِيّاً

«Помяни в Писании Ибрахима. Он был правдивейшим человеком и пророком.

 

 إِذْ قَالَ لِأَبِيهِ يَا أَبَتِ لِمَ تَعْبُدُ مَا لَا يَسْمَعُ وَلَا يُبْصِرُ وَلَا يُغْنِي عَنكَ شَيْئاً

Вот он сказал своему отцу: «Папочка! Почему ты поклоняешься тому, что не слышит и не видит и не принесет тебе никакого избавления?

 

يَا أَبَتِ إِنِّي قَدْ جَاءنِي مِنَ الْعِلْمِ مَا لَمْ يَأْتِكَ فَاتَّبِعْنِي أَهْدِكَ صِرَاطاً سَوِيّاً

Папочка! Мне открылось знание, которое не было открыто тебе. Последуй же за мной, и я поведу тебя верным путем.

 

يَا أَبَتِ لَا تَعْبُدِ الشَّيْطَانَ إِنَّ الشَّيْطَانَ كَانَ لِلرَّحْمَنِ عَصِيّاً

Папочка! Не поклоняйся сатане, ибо сатана ослушался Милостивого.

 

يَا أَبَتِ إِنِّي أَخَافُ أَن يَمَسَّكَ عَذَابٌ مِّنَ الرَّحْمَن فَتَكُونَ لِلشَّيْطَانِ وَلِيّاً

Папочка! Я боюсь, что тебя постигнет наказание от Милостивого и что ты станешь помощником сатаны». (19:41-45)

 

Несмотря на доброту сына, идолопоклонник, защищая свои ложные убеждения, и, наверное, защищая свой бизнес, (ведь он имел прибыль с продажи идолов), ответил ему с грубостью и угрозами:

 

قَالَ أَرَاغِبٌ أَنتَ عَنْ آلِهَتِي يَا إِبْراهِيمُ لَئِن لَّمْ تَنتَهِ لَأَرْجُمَنَّكَ وَاهْجُرْنِي مَلِيّاً

«Он сказал: «Неужели ты отворачиваешься от моих богов, Ибрахим? Если ты не перестанешь, то я непременно побью тебя камнями. Оставь же меня надолго!». (19:46)

 

В те времена жители Харрана, куда переселилась семья Ибрахима после его рождения, помимо идолов поклонялись небесным светилам или семи планетам, воздвигнув каждой из них храмы. В этих храмах жители устраивали праздники и приносили жертву небесным телам.  В Коране повествуется спор пророка Ибрахима с теми, кто поклонялся звездам и планетам. Всевышний Аллах сказал:

 

«Так Мы показали Ибрахиму царство небес и земли, дабы он стал одним из убежденных. Когда ночь покрыла его своим мраком, он увидел звезду и сказал: «Вот мой Господь!» Когда же она закатилась, он сказал: «Я не люблю тех, кто закатывается». Когда он увидел восходящую луну, то сказал: «Вот мой Господь!» Когда же она закатилась, он сказал: «Если мой Господь не наставит меня на прямой путь, то я стану одним из заблудших людей». Когда он увидел восходящее солнце, то сказал: «Вот мой Господь! Оно больше других». Когда же оно зашло, он сказал: «О мой народ! Я непричастен к тому, что вы приобщаете в сотоварищи. Я искренне обратил свой лик к Тому, Кто сотворил небеса и землю, и я не принадлежу к многобожникам!» (6:75-79)

 

Некоторые, читая эти аяты, ошибочно полагают что Ибрахим (а.с.) искал своего Господа. Якобы прежде чем уверовать в единство Аллаха, он принимал в качестве бога небесные святила, а когда убедился в том, что они не соответствуют божественным качествам, отрекся от них. На самом деле, Ибрахим (а.с.) никогда не признавал кого-то или что-то богом помимо Аллаха. Пророку не подобает ни на секунду усомниться в единственности Аллаха, и поэтому Ибрахим (а.с.) не был из числа многобожников.

 

Слова Ибрахима: «Вот мой Господь!» следует понимать не как то, что он признал звезду или солнце своим Господом, а его стремление донести до язычников решительный довод лживости их убеждений. Он как бы сказал: «Вы считаете солнце, луну или звезду богом? Если бы они действительно соответствовали божественным критериям я бы принял их в качестве Господа, но я докажу вам что они всего лишь творения и не достойны обожествления и господства».

 

Пророк Ибрахим (а.с.) продолжал доказывать язычникам лживость их убеждений. Он отправился в Вавилон, жители которого поклонялись идолам. Однажды люди пригласили его участвовать в языческом празднике, но Ибрахим сославшись на болезнь остался дома. Как сказано в Коране:

 

فَنَظَرَ نَظْرَةً فِي النُّجُومِ. فَقَالَ إِنِّي سَقِيمٌ. فَتَوَلَّوْا عَنْهُ مُدْبِرِينَ.

«Потом он бросил взгляд на звезды и сказал: «Я болен». Они отвернулись от него, обратившись вспять» (37:88-90)

 

Пророк Ибрахим (а.с.) в действительности не был болен физически, но почему он сказал, что болен? Пророк не может обманывать и лгать. Возможно сказав: «Инни саким», он имел ввиду что чувствует боль по отношению к тому что, они поклоняются идолам. То есть, он имел ввиду одно, в то время как люди подумали, что он болеет физически и оставили его в покое. 

 

Оставшись в городе, когда все ушли на праздник, пророк Ибрахим (а.с.) отправился в храм где находились их идолы. Топором он разрубил на части всех их за исключением самого большого идола. Вернувшись со своего праздника люди поспешили к идолам, как вдруг обнаружили перед собой картину, которая ужаснула их. Кто мог поступить так с их божествами? Кто-то из толпы высказал мнение что это должно быть Ибрахим, ведь он всегда порицал идолов. Жрецы велели собрать людей и привести Ибрахима на допрос.

 

Именно этого желал Ибрахим – собрать всех людей и обнародовать истину. Когда все люди собрались и пришел Ибрахим, его спросили: это ты разрушил наших идолов? На что пророк Аллаха ответил: «Нет, это сделал вот это большой идол», и указал на идола, которого он оставил целым. Можно подумать, что пророк Аллаха солгал.  Однако он не признался в содеянном не для того чтобы оправдать себя или избежать их гнева, а для того чтобы показать им насколько они заблуждаются. Конечно, они не поверили бы в то, что статуя неспособная двигаться и даже защитить себя, сможет разрушить остальных идолов, поэтому пророк Аллаха предъявил им еще один контраргумент сказав:

 

 فَاسْأَلُوهُمْ إِن كَانُوا يَنطِقُونَ

«Спросите их самих, если они способны разговаривать» (21:63)

 

Предложение Ибрахима ввело их в замешательство. Они не могли оспорить этот довод. И признали, что их идолы не способны говорить. Тогда пророк Аллаха сказал:

 

قَالَ أَفَتَعْبُدُونَ مِن دُونِ اللَّهِ مَا لَا يَنفَعُكُمْ شَيْئاً وَلَا يَضُرُّكُمْ. أُفٍّ لَّكُمْ وَلِمَا تَعْبُدُونَ مِن دُونِ اللَّهِ أَفَلَا تَعْقِلُونَ.

«Он сказал: «Неужели вы поклоняетесь вместо Аллаха тому, что ничем не способно помочь или навредить вам? Тьфу на вас и на то, чему вы поклоняетесь вместо Аллаха! Неужели же вы не образумитесь?» (21:66-67)

 

На мгновение им пришлось осознать ложность их богов. Однако, очень скоро заблудшие убеждения, укрепившиеся в их сердцах, вернулись к ним, и они решили расправиться с Ибрахимом применив силу. Жрецы призвали сжечь Ибрахима и защитить идолов. Люли разожгли огромный костер и бросили в него пророка Аллаха. В этот момент Ибрахим (а.с.) произнес:

 

«Хасбиял-лаху ва ниъмал вакил» - «Достаточно мне Аллаха, - прекрасный Он покровитель».

 

Таким образом, Ибрахим (а.с.) полностью уповал на Аллаха. Господь приказал огню стать для Ибрахима прохладным и безопасным. Всевышний Аллах защитил и спас своего раба, но не смотря на столь ясные доводы и знамения, многобожники продолжили упорствовать в своем заблуждении и не пожелали отказываться от языческих убеждений.

 

Перечисленные выше моменты из жизни пророка Ибрахима (а.с.) учат нас стремлению донести до людей религию Аллаха, учат нас придерживаться мягкости и мудрости в деле призыва, а также истинному упованию на Аллаха.

 

В истории пророка Ибрахима (а.с.) есть еще много интересных и поучительных эпизодов, о которых, с дозволения Аллаха, мы расскажем в последующих уроках. Вас-саламу алайкум ва рахматтулла.

 

Отзывы читателей (0)

00:00
00:00
Created with Sketch. {{!-- --}} {{!-- --}} {{!-- --}} Created with Sketch. Asset 1mdpi