3 урок: Адам (а.с.) - Истории о пророках
Алматы
Айтекебийский район Аккулинский район Аксай Аксу Актау Актобе Актогайский район Алга Алматы Алтынсаринский район Амангельдийский район Аральск Аркалык Атбасар Атырау Аулиекольский район Аягоз Байганинский район Байконур Балхаш Баянаульский район Бейнеу Денисовский район Джангельдинский район Енбекшиказахский Жайрем Жалагашский район Жанакорганский район Жанаозен Жанатас Жангала Жанибек Жаркент Жезказган Жетисай Житикаринский район Жосалы Зайсанский Индерский район Иргизский район Иртышский район Исатайский район Казалы Казыгуртский Камыстинский район Кандыагаш Капшагай Карабалыкский район Караганда Каражал Карасуский район Каратау Каргалинский район Каскелен Келесский район Кентау Кокпектинский район Кокшетау Кордай Костанай Кульсары Курмангазинский район Курчатов Кызылорда Ленгер Лисаковск Майский район Макат Мартукский район Махамбетский район Мендыкаринский район Миялы Наурзумский район Нур-Султан Отрарский район Павлодар Петропавловск Риддер Рудный Сайрамский район Сайхин Сарыагаш Сарыкольский район Сарыозек Сатпаев Семей Степногорск Сырымский район Тайынша Талгар Талдыкорган Тараз Тарановский район Темиртау Теренкольский район Туркестан Узункольский район Узынагаш Уилский район Уральск Урджарский район Усть-Каменогорск Ушарал Форт-Шевченко Фёдоровский район Хобдинский район Хромтау Целиноградский район Чапаев Чиилийский район Шалкар Шардара Шаян Шу Шубаркудык Шымкент Щербактинский район Экибастуз Эмба поселок Жезды поселок Майкайын посёлок Солнечный посёлок Тюлькубас район Шал акына село Атасу село Теренозек село Шамалган
Восход 08:12
Алматы
Айтекебийский район Аккулинский район Аксай Аксу Актау Актобе Актогайский район Алга Алматы Алтынсаринский район Амангельдийский район Аральск Аркалык Атбасар Атырау Аулиекольский район Аягоз Байганинский район Байконур Балхаш Баянаульский район Бейнеу Денисовский район Джангельдинский район Енбекшиказахский Жайрем Жалагашский район Жанакорганский район Жанаозен Жанатас Жангала Жанибек Жаркент Жезказган Жетисай Житикаринский район Жосалы Зайсанский Индерский район Иргизский район Иртышский район Исатайский район Казалы Казыгуртский Камыстинский район Кандыагаш Капшагай Карабалыкский район Караганда Каражал Карасуский район Каратау Каргалинский район Каскелен Келесский район Кентау Кокпектинский район Кокшетау Кордай Костанай Кульсары Курмангазинский район Курчатов Кызылорда Ленгер Лисаковск Майский район Макат Мартукский район Махамбетский район Мендыкаринский район Миялы Наурзумский район Нур-Султан Отрарский район Павлодар Петропавловск поселок Жезды поселок Майкайын посёлок Солнечный посёлок Тюлькубас район Шал акына Риддер Рудный Сайрамский район Сайхин Сарыагаш Сарыкольский район Сарыозек Сатпаев село Атасу село Теренозек село Шамалган Семей Степногорск Сырымский район Тайынша Талгар Талдыкорган Тараз Тарановский район Темиртау Теренкольский район Туркестан Узункольский район Узынагаш Уилский район Уральск Урджарский район Усть-Каменогорск Ушарал Фёдоровский район Форт-Шевченко Хобдинский район Хромтау Целиноградский район Чапаев Чиилийский район Шалкар Шардара Шаян Шу Шубаркудык Шымкент Щербактинский район Экибастуз Эмба
Алматы
свернуть
Фаджр Восход Зухр Аср Магриб Иша
06:54 08:12 13:09 16:14 17:56 19:14
свернуть
Календарь
Хиджра
19 Джумада-сани 1443
Григорианский
22 января 2022

Циклы уроков

3 урок: Адам (а.с.)

3 урок: Адам (а.с.)

2 урок: Адам (а.с.)

Предыдущий урок
Дни выхода уроков: 2 раза в месяц
12 мая 2021 1 477 0
Скачать в pdf
| A | +

 

ВИДЕО ВЕРСИЯ  |  АУДИО ВЕРСИЯ


أما بعد السلام عليكم و رحمة الله و

 

Итак, первые люди покинули рай и начали жизнь на земле. Им предстояло научиться труду и добывать себе пропитание.  Адам и Хава стали возделывать землю, выращивали на ней разные злаки и овощи, шили себе одежду, изготавливали необходимую утварь.  У них стали рождаться дети. Однако ни в Коране, ни в хадисах, нет упоминаний о количестве рожденных детей от Адама и Хавы. Но все же согласно мнению некоторых ученых детей было много, ведь Всевышний Аллах сказал:

 

О люди! Бойтесь вашего Господа, который сотворил вас из одного человека, сотворил из него пару ему и расселил много мужчин и женщин, произошедших от них обоих.

 

В Коране упоминается история лишь двух сыновей Адама – Кабиля и Хабиля. Следует отметить, что сами имена не упоминаются в Коране и сунне. Т.е. несмотря на то, что в книгах по тафсирам и исламской истории двух сыновей Адама а.с. называют Кабилем и Хабилем, эти имена не упоминаются в Коране и хадисах. Скорее всего сведения об их именах взяты из исралията, т.е. историй которые передают люди писания (иудеи и христиане). Посланник Аллаха ﷺ говорил:

 

«и передавайте от бану Исраиль (людей писания) — в этом нет ничего греховного».

 

Известно, что исралияты делятся на три вида: первый – это сведения, противоречащие нашей религии, опровергнутые Кораном и хадисами Пророка ﷺ Такие истории от людей писания мы не принимаем. Например, история о распятии пророка Исы (а.с.) Второй вид, это такие сведения, которые имеют подтверждения в Коране или сунне, в такие исраилияты можно верить и рассказывать другим. Третий вид — это исраилияты не имеющие подтверждения в Коране и сунне, но также не имеющие опровержений. Такие истории от людей писания можно рассказывать и передавать, но мы в них не верим, однако в то же время не опровергаем, не считаем ложью.

 

Так вот, двух сыновей Адама принято называть Кабилем и Хабилем, действительно ли их так звали мы не знаем, но в то же время не отрицаем такую возможность.

 

Важно не то, как их звали, а важна сама история, которая описывается в Коране. Сказал Всевышний:

 

وَاتْلُ عَلَيْهِمْ نَبَأَ ابْنَيْ آدَمَ بِالْحَقِّ إِذْ قَرَّبَا قُرْبَاناً فَتُقُبِّلَ مِن أَحَدِهِمَا وَلَمْ يُتَقَبَّلْ مِنَ الآخَرِ قَالَ لَأَقْتُلَنَّكَ قَالَ إِنَّمَا يَتَقَبَّلُ اللّهُ مِنَ الْمُتَّقِينَ

Прочти им истинный рассказ о двух сыновьях Адама. Вот они оба принесли жертву, и она была принята от одного из них и была не принята от другого. Он сказал: «я непременно убью тебя». Он ответил: «воистину, Аллах принимает только от богобоязненных.

 

Жизнь семьи Адама протекала в мире и спокойствии. Дети Адама и Хава росли и получали родительское воспитание. Адам, будучи отцом и пророком, обучал детей поклонению Аллаху и законам Всевышнего. Старший сын Кабиль избрал своим занятием земледелие. Он сеял семена, сажал и ухаживал за фруктовыми деревьями, собирал урожай, а Хабилю по душе было скотоводство, он пас домашних животных. Когда дети подросли пришло время для женитьбы, но на ком они должны жениться? Адам и Хава – первые люди на земле, у них рождались дети, но каким образом продолжился человеческий род? Или как их дети должны были жениться между собой, чтобы продолжить человеческий род?

 

Ученые ислама, в том числе Ибн Касир говорят, что у Адама и Хава дети рождались парами, мальчик и девочка. Т.е. Хава каждый раз рожала двойню – мальчика и девочку. Мальчика из одной пары было велено женить на девочке из другой пары, но нельзя было женить мальчика на родившейся вместе с ним девочке. Кто-то может посчитать это инцестом, ведь рожденные в разных парах дети все равно считаются кровными братьями и сестрами. Однако на тот момент, ввиду того что других людей не было Всевышний разрешил или даже велел Адаму женить детей таким вот образом.

 

Так вот, сыновья Адама выросли и пришло время для женитьбы. Кабиль должен был жениться на сестре Хабиля, Хабиль должен был взять в жены девушку родившейся в паре с Кабилем.

 

Однако человек по своей природе тянется к красивому. Кабилю нравилась своя сестра, родившаяся вместе с ним. Он стал завидовать младшему брату, который должен был жениться на ней. Зависть заставила Кабиля ослушаться отца. Адам приказать Кабилю отдать сестру в жены Хабилю, но тот отказался, он хотел сам жениться на ней. Для того чтобы решить этот спор, Адам велел обоим сыновьям совершить жертвоприношение. Прав будет тот, чье жертвоприношение будет принято. Хабиль, у которого было стадо животных принес в жертву тучную корову. Кабиль принес в жертву самую плохую часть урожая.

 

В те времена в знак принятия жертвы с неба нисходил огонь, поглощавший эту жертву. Когда братья приготовили свои жертвоприношения, огонь поглотил корову Хабиля, а жертвоприношение Кабиля не было принято.

 

После этого зависть и ненависть Кабиля по отношению к младшему брату увеличилась. Кабиль не желавший смириться, готов был пойти на крайние меры. Как говорится в вышеприведенном нами аяте, он сказал:

 

«Я непременно убью тебя». Он ответил: «Воистину, Аллах принимает только от богобоязненных».

 

Ты возмущен тем, что твое жертвоприношение не принялось, но ведь ты сам виноват. Ты ослушался Аллаха, а Аллах принимает только от богобоязненных. То есть Аллах принимает жертвы и поклонение лишь у тех, кто совершает их с искренним намерением.

 

Каждому из нас важно помнить о том, что Аллах принимает поклонения лишь богобоязненных. Возможно, кто-то жертвует на пути Аллаха миллионы, но, если эти миллионы добыты путем обмана, мошенничества, взяточничества или криминала, такие пожертвования не будут приняты Всевышним. Кто-то другой жертвует малым, но его жертвоприношения приготовлены дозволенным путем. Богобоязненность не позволяет ему прибегать к греховному. Его заработок халяльный, жертвоприношение он совершает с искренним намерением. Поэтому его жертва будет принята, и он будет вознагражден Всевышним.

 

Сыновья Адама показали нам пример того, как нужно и как нельзя совершать жертвоприношения.

 

قَالَ لَأَقْتُلَنَّكَ قَالَ إِنَّمَا يَتَقَبَّلُ اللّهُ مِنَ الْمُتَّقِينَ 

он сказал: «Я непременно убью тебя». Он ответил: «Воистину, Аллах принимает только от богобоязненных».

 

لَئِن بَسَطتَ إِلَيَّ يَدَكَ لِتَقْتُلَنِي مَا أَنَاْ بِبَاسِطٍ يَدِيَ إِلَيْكَ لَأَقْتُلَكَ إِنِّي أَخَافُ اللّهَ رَبَّ الْعَالَمِينَ

Если ты поднимешь руку, чтобы убить меня, я не подниму руку, чтобы убить тебя. Поистине, я боюсь (наказания) Аллаха, Господа миров.

 

Ибн Аббас говорил: «То есть Хабиль сказал: если ты желаешь убить меня, я не стану защищаться».

 

Имам аль-Куртуби пишет: «Наши ученые сказали, возможно, в их законах отказ от самозащиты был поклонением, но в нашем Шариате единогласно дозволено защищаться».

 

«Поистине, я боюсь Аллаха, Господа миров»: я не буду протягивать руку, чтобы убить тебя, потому что я боюсь Аллаха.

 

 إِنِّي أُرِيدُ أَن تَبُوءَ بِإِثْمِي وَإِثْمِكَ فَتَكُونَ مِنْ أَصْحَابِ النَّارِ وَذَلِكَ جَزَاء الظَّالِمِينَ

(Раз уж ты решил убить меня, то) лучше ты возьмешь на себя бремя моего греха (моего убийства) и твоего греха (остальных твоих грехов) и окажешься среди обитателей Ада (чем я убью тебя и в Судный день буду отвечать за это). Таково воздаяние несправедливым».

 

Ибн Аббас толковал аят так: «Я не стану убивать тебя, чтобы не нести бремя убийства, пусть ты – если хочешь – понесешь грех моего убийства».

 

فَطَوَّعَتْ لَهُ نَفْسُهُ قَتْلَ أَخِيهِ فَقَتَلَهُ فَأَصْبَحَ مِنَ الْخَاسِرِينَ

Его душа побудила его убить брата, и он убил его, понеся урон.

 

Иными словами, его душа приукрасила ему это преступление. Несмотря на предупреждения Хабиля, Кабиль легко решился на убийство, и убил брата, став несчастным и лишившись милости Аллаха.

 

Таким образом было совершено первой убийство в истории человечества. Ослепленный ненавистью и завистью брат убил брата.

 

После того как Кабиль совершил это преступление, он не знал, как поступить с телом брата. Он нес его на спине, а когда хотел выбросить увидел, как подрались два ворона и один убил другого. Затем живой ворон стал клювом и лапами рыть землю, а затем закапал мертвого. Всевышний Аллах сказал:

 

فَبَعَثَ اللّهُ غُرَابًا يَبْحَثُ فِي الأَرْضِ لِيُرِيَهُ كَيْفَ يُوَارِي سَوْءةَ أَخِيهِ قَالَ يَا وَيْلَتَا أَعَجَزْتُ أَنْ أَكُونَ مِثْلَ هَـذَا الْغُرَابِ فَأُوَارِيَ سَوْءةَ أَخِي فَأَصْبَحَ مِنَ النَّادِمِينَ

Аллах послал ворона, который стал разгребать землю, чтобы показать ему, как спрятать труп его брата. Он сказал: «Горе мне! Неужели я не могу поступить, как этот ворон, и спрятать труп моего брата?» Так он оказался одним из сожалеющих.

 

После этого Кабиль похоронил тело своего брата.

 

Таким образом, Всевышний Аллах на примере двух воронов показал людям как нужно хоронить усопших. Со времен пророка Адама (а.с.) люди совершают погребение умерших. Иные способы утилизации тел, к примеру - кремация не приемлема шариатом. Сегодня, апеллируя тем, что земли для кладбищ катастрофически не хватает или разложение тел в могилах может привести к заражению питьевой воды власти предлагают кремацию тел как альтернативу классическому захоронению. Известно, что в некоторых странах практика сжигания тел уже существует или даже является обязательной.

 

Ислам не приемлет никаких способов захоронения умершего, кроме погребения тела. Не зависимо от того жив человек или мертв, Ислам велит проявлять к нему уважение и почет. В хадисе сказано:

 

«Сломать кость мертвому человеку, подобно тому, что ее сломать живому». (Абу Дауд, Ибн Маджа)

 

Поэтому кремация с точки зрения Ислама рассматривается как надругательство над телом умершего.

 

После того как пророк Адам (а.с.) узнал о смерти сына, он сильно горевал. Он сожалел о том, что его сын, послушав шайтана совершил тяжкое преступление. Пророк Адам (а.с.) продолжил проповедовать религию Аллаха среди своих потомков. Он предостерегал их от следования шайту и рассказывал им свою истории в качестве назидания. Пророк Адам (а.с.) прожил около 1000 лет. Некоторое считают, что он захоронен на территории современной Мекки, однако подлинных подтверждений этому нет. Поэтому место погребения Адама неизвестно.

 

История сыновей Адама учит нас многому. Один из важных уроков который нам следует извлечь из этой истории, это то, что последствие зависти могут быть ужасающими. Зависть — это когда человек не может смириться с тем, что кто-то другой владеет некими благами, а не он. Завистливый человек желает, чтобы этот другой лишился этих благ. Если человек не перестанет завидовать он лишиться многих благ, как сказал посланник Аллаха ﷺ:  «Зависть поедает благие дела завистника подобно тому, как огонь сжигает дрова»

Отзывы читателей (0)

00:00
00:00
Created with Sketch. {{!-- --}} {{!-- --}} {{!-- --}} Created with Sketch. Asset 1mdpi