Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Иминов Нурмухаммад
- Канатали Такиров
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев
Ассаламу алейкум уважаемые посетители сайта azan.kz, мы продолжаем цикл уроков: «Истории о пророках» и, с дозволения Аллаха, сегодня расскажем вам о пророке Шуайбе, мир ему. Пророк Шуайб (а.с.) был третьим пророком, отправленным к арабским племенам. Как упоминали ранее первым из них был Худ, а вторым Салих. Всевышний Аллах отправил пророка Шуайба к жителям города Мадйан расположенный в Иордании к северу от Хиджаза, неподалёку от городов народа Лута (а.с.). Жителей Мадйан также называют народом Айка. Айка в переводе означает - густой, заросший лес. Некоторые считают, что Айка это название дерева, которому поклонялись жители Мадйана. Также существует мнение, что жители Мадйана и Айки это два разных племени, к которым был направлен пророк Шуайб (а.с.).
Жители Мадйана были безбожниками и самыми мерзкими разбойниками. Они перекрывали дороги, нападали на путников и торговые караваны. Они были первыми кто ввел плату и сборы за проход и проезд через их город. Наряду с совершением многобожия они обманывали людей в торговых отношениях. Пророк Шуайб призывал их к вере в Единого Аллаха и предостерегал от многобожия. Он также призывал их соблюдать точность в весах и запрещал им обман и мошенничество. Пророк Аллаха напоминал своему народу о благах, которыми Всевышний наделил их. Предупреждал их о мучительной каре, если они не перестанут творить нечестие на земле и призывал задуматься о наказании, которое постигло народы, отвергшие призыв своих пророков. Сказал Всевышний:
«Мы отправили к мадьянитам их брата Шуайба. Он сказал: «О мой народ! Поклоняйтесь Аллаху, ибо нет у вас другого божества, кроме Него. К вам явилось ясное знамение от вашего Господа. Не обмеривайте и не обвешивайте, не присваивайте себе имущества людей и не распространяйте нечестия на земле после того, как на ней наведен порядок. Так лучше для вас, если только вы являетесь верующими. Не садитесь на дорогах, угрожая и сбивая с пути Аллаха тех, кто уверовал в Него, и пытаясь исказить его. Помните, что вас было мало, а Он приумножил ваше число. Посмотри же, каким был конец злодеев!». (7:85-86)
Лишь немногие последовали за Шуайбом, большинство же жителей Мадйана отвергли призыв своего пророка. Они глумились и насмехались над ним. Как сказал Всевышний:
«Они сказали: «О Шуейб! Неужели твой намаз повелевает нам отречься от того, чему поклонялись наши отцы, или распоряжаться нашим имуществом не так, как мы того хотим? Ведь ты же – выдержанный, благоразумный». Он сказал: «О мой народ! А что, если я опираюсь на доказательство от моего Господа, и Он даровал мне прекрасный удел?». (11:87-88).
То есть, Шуайб призывал свой народ быть справедливым в заключении торговых сделок, запрещал им обвешивание и обман. Он говорил: почему вы обвешиваете на весах? Вы думаете, что таким образом сможете заработать больше денег? Я тоже, как и вы занимаюсь торговлей, но я не жульничаю и не обманываю людей и Аллах даровал мне прекрасный удел. Однако его слова никак не подействовали на них. Они продолжали вести безбожную жизнь и отрицать миссию своего пророка. Более того, они стали угрожать пророку и последовавшим за ним расправой. Как сказал Всевышний: «Знатные люди из его народа, которые превозносились, сказали:
«О Шуайб! Мы непременно изгоним тебя и тех, кто уверовал вместе с тобой, из нашего города или же ты вернешься в нашу религию».
Шуейб сказал: «Даже если это ненавистно нам?»
Увидев их упорство и заносчивость Пророк Шуайб (а.с.) сказал:
«О мой народ! Действуйте по своему усмотрению, и я тоже буду действовать. Вы скоро узнаете, кого постигнут унизительные мучения, и кто является лжецом. Ждите, и я подожду вместе с вами» (11:93).
В один из дней, неверующих из числа Мадйанитов постигла кара. Этот день назван в Коране يَوْم الظُّلَّةِ «день тени». Как сказал Всевышний:
«Они сочли его лжецом, и их постигли мучения в день тени. Воистину, это были мучения в Великий день». (26:189)
Всевышний Аллах наслал на жителей Мадйана сильную жару из-за которой они чуть было не задохнулись. В течении 7 дней не было ни единого дуновения ветерка. Они обливались водой, укрывалась в тени деревьев, но все было бесполезно. Затем Аллах послал облако, которое покрыло их тенью. Они стали собираться в тени этого облака в надежде спастись от невыносимой жары. Когда все собрались под облаком, над ними разгорелось громадное пламя, которое сожгло их всех. В тоже время земля содрогнулась под их ногами и сильное землетрясение сотрясло их. Затем Аллах ниспослал на них мощный вихрь, который погубил всех. Сказал Всевышний:
«Те, которые сочли Шуайба лжецом, словно никогда не жили там. Те, которые сочли Шуайба лжецом, оказались потерпевшими убыток». (7:92)
История пророка Шуайба, мир ему, напоминает нам о том, что обвешивание на весах, обман и мошенничество в торговле являются тяжким грехом, за который человек может понести суровое наказание. Всевышний Аллах говорит в Коране:
«Горе обвешивающим, которые хотят получить сполна, когда люди отмеривают им, а когда сами мерят или взвешивают для других, то наносят им урон. Разве не думают они, что будут воскрешены в Великий день – в тот день, когда люди предстанут перед Господом миров?» (83:1-6).
Слова «Вайл» можно перевести как «горе», однако у него есть и другое значение. «Вайл» одно из названий ада. То есть да будет ад с названием «Вайл» местом пребывания для тех, кто обвешивает других.
Абу Хурейра передал, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) проходил по рынку мимо кучи продуктов и засунул в них руку, от чего его пальцы стали влажными. Он спросил: «Что это, продавец еды?» Продавец ответил: «О Посланник Аллаха, их поразил дождь». Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Почему же ты не положил их сверху продуктов, чтобы люди это видели? Кто обманывает, тот не из нас» (Муслим).
Жители Мадйана не были бедными и не чувствовали нужду. Ведь в Коране сказано, что Шуайб обращаясь к ним сказал: إِنِّيَ أَرَاكُم بِخَيْرٍ «Я вижу, как вы благоденствуете» (11:84).
Но несмотря на это они незаконно поедали имущество людей, грабили путников и обогащались преступным путем. Кража имущества людей в любом случае считается незаконным и греховным. Однако если человек находясь в крайней нужде совершил кражу, то его грех может быть меньше по степени, по сравнению с тем, кто крадет, будучи в достатке. Есть люди, которые будучи в достатке крадут, отбирают имущество людей, не дают им развивать свой бизнес, они подобны жителям Мадйана, и если они не перестанут творить беззаконие, то их может постигнуть такая же участь.
С дозволения Аллаха на следующих уроках мы продолжим рассказывать истории о пророках.