Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Иминов Нурмухаммад
- Канатали Такиров
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев
Ассаламу алаейкум, уважаемые слушатели, мы продолжаем рассказывать вам Истории о пророках и, с дозволения Аллаха, сегодня расскажем заключительную часть истории Пророка Ибрахима, мир ему.
Одним из важных этапов в жизни пророка Ибрахима (а.с.), является этап строительства Священного Дома, когда Всевышний Аллах велел ему построить Благословенную Каабу. Пророк Аллаха, откликнувшись на веление Господа, покинул Шам, где находилась его супруга Сара и отправился в Мекку, где проживали Исмаил и Хаджар. Встретившись после долгой разлуки с сыном, Ибрахим сообщил Исмаилу о том, что ему велено построить Дом Аллаха в Мекке. Послушный юноша с радостью принял эту новость и стал помогать отцу в этом благородном деле.
Всевышний Аллах указал Ибрахиму (а.с.) где именно должна быть построена Кааба. В различных версиях говорится, о том, что на этом месте ранее уже стоял Дом Аллаха. Первым его построили ангелы, согласно другой версии первым Каабу построил пророк Адам или Шис мир им, а ко времени пророка Ибрахима (а.с.) первоначальное здание было разрушено, возможно по причине потопа в эпоху пророка Нуха (а.с.), или его основание ушло под землю. Поэтому Ибрахим (а.с.) построил Каабу на том основании, которое было заложено ранее. Однако версии о строительстве Каабы до пророка Ибрахима не имеют достоверных подтверждений, поэтому об этом известно лишь Аллаху, но мы точно знаем, что Ибрахим (а.с.) вместе с сыном Исмаилом (а.с.) по велению Аллаха построили Священный Дом. Всевышний Аллах сказал в Коране:
وَإِذْ يَرْفَعُ إِبْرَاهِيمُ الْقَوَاعِدَ مِنَ الْبَيْتِ وَإِسْمَاعِيلُ رَبَّنَا تَقَبَّلْ مِنَّا إِنَّكَ أَنتَ السَّمِيعُ الْعَلِيمُ
«Вот Ибрахим и Исмаил подняли основание Дома (Каабы): «Господь наш! Прими от нас! Поистине, Ты – Слышащий, Знающий» (2:127)
Что касается отражения этого вопроса в Сунне, то здесь можно сослаться на множество сообщений, в частности имам аль-Бухари приводит длинный хадис от ибн ‘Аббаса, в котором сказано: «…. После этого Ибрахим провёл отдельно от них (столько времени, сколько) было угодно Аллаху, а потом пришёл к ним (и увидел, что) Исмаил точит свои стрелы под большим деревом рядом с Замзамом. Увидев (Ибрахима,) он поднялся (со своего места, направился) к нему и они (приветствовали друг друга как подобает) отцу приветствовать сына, а сыну — отца, а потом (Ибрахим) сказал: “О Исмаил, поистине, я получил от Аллаха одно веление.” (Исмаил) сказал: “Делай, что повелел тебе твой Господь.” Он спросил: “Поможешь ли ты мне?” (Исмаил) сказал: “Я помогу тебе.” Тогда (Ибрахим) сказал: “Поистине, Аллах велел мне построить здесь дом”, — и указал на холм, возвышавшийся (надо всем) вокруг. И тогда они заложили основы этого дома, и Исмаил стал носить камни, а Ибрахим — строить, когда же были возведены стены, (Исмаил) принёс и поставил этот камень для (Ибрахима), который встал на него и продолжал строить, Исмаил же (продолжал) подносить ему камни и они говорили: «Господь наш! Прими от нас, поистине, Ты — Слышащий, Знающий».”
Упомянутый в этом хадисе камень именуется «макаму Ибрахим» (место Ибрахима). То есть, Исмаил приносил камни, а Ибрахим возводил стены Каабы. Когда стены стали высокими, Исмаил принес большой камень «макаму Ибрахим», встав на который Ибрахим продолжил возводить стены Священного Дома. Считается, что этот камень подымался по мере возвышения стен и опускался при необходимости подобно подъемному крану. На нем отпечатались следы от ступней пророка Ибрахима, однако со временем следы стёрлись из-за того, что люди часто прикасались к ним руками. Изначальна макам был прислонен к стене Каабы, но во время своего правления халиф Умар, да будет доволен им Аллах, отодвинул камень, что бы он не мешал паломникам, совершающим таваф (обход вокруг Каабы).
Тот, кто был в Мекке видел макаму Ибрахим, он находится в 10 метрах от Каабы. Сейчас этот камень огражден стеклянным столбом. Всевышний Аллах говорит в суре «Бакара»:
وَاتَّخِذُواْ مِن مَّقَامِ إِبْرَاهِيمَ مُصَلًّى
«Сделайте же место Ибрахима местом моления». (2:125).
Согласно сунне, завершив обход вокруг Каабы (таваф), желательно совершить 2 раката намаза за макамом, так чтобы макам находился между молящимся и Каабой. Но ввиду того, что желающих помолиться много, дабы не создавать давку, этот намаз можно совершить в любом свободном месте на территории мечети аль-Харам.
После того как Кааба была возведена, ангел Джибраил (а.с.), принес Ибрахиму черный камень – «хаджар аль-асвад», который был помещен в восточный угол Каабы. В хадисе, приведенным имамом ат-Тирмизи сказано:
«Чёрный камень ниспосылался из Рая, будучи очень белым, и он стал чёрным из-за людских грехов» (ат-Тирмизи).
Хаджар аль асвад, является указателем начала тавафа, согласно сунне, при обходе Каабы, желательно поцеловать черный камень или прикоснуться к нему рукой. Целовать этот прекрасный камень – значит целовать частичку из Рая. Миллиарды мусульман на протяжении истории и до сегодняшнего дня почитают этот камень, как завещали нам Посланники и Пророки Аллаха, мир им. Целовать камень, вовсе не означает что мы поклоняемся ему. Однажды Умар ибн аль-Хаттаб (р.а.), подошёл к этому камню и поцеловал его, далее сказав:
«Я знаю, что ты просто камень, который не вредит и не приносит пользу (т.е. сам по себе), и если бы я не увидел, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) целовал тебя, то я бы не поцеловал тебя» (аль-Бухари).
Кааба, которую построил Ибрахим (а.с.) отличалась по форме от той, которую мы привыкли видеть с вами. Она была удлиненной и имела две двери. Позже Курайшиты перестроили Каабу и укоротили её, из-за нехватки дозволенных средств на ее строительство. Однажды Посланник Аллаха ﷺ сказал Аише (р.а.):
«О ‘Аиша, если бы твои соплеменники не были (столь) близки к джахилийи, я обязательно велел бы разрушить Каабу, а потом присоединил бы к ней то, что было от неё отделено, и опустил бы (её дверь до уровня) земли, и сделал бы в ней две двери – восточную и западную, (и перестроил бы её на основе) на фундаменте Ибрахима». (Бухари).
После того как Ибрахим (а.с.) завершил строительство Священного Дома, Всевышний Аллах велел ему призвать людей, к совершению паломничества к Дому Аллаха. В Коране сказано:
وَأَذِّن فِي النَّاسِ بِالْحَجِّ يَأْتُوكَ رِجَالاً وَعَلَى كُلِّ ضَامِرٍ يَأْتِينَ مِن كُلِّ فَجٍّ عَمِيقٍ
«Возвести людям о хадже, и они будут прибывать к тебе пешком и на всех тощих верблюдах с самых отдаленных дорог». (22:27).
В толковании данного аята Ибн Касир говорит: «Упоминается, что Ибрахим сказал: «О, Господь, как я призову к ним, ведь мой глас не будет услышан ими?» Аллах ответил: «Ты призови, а Мы берём на Себя доведения до них».
Говорят, что он встал на свой Макам, другие говорят, что он встал в Хиджр (место возле Каабы), третьи, что он встал на гору Сафа, или на гору Абу Кубайс. И сказал: «О, люди, ваш Господь установил Дом, приходите же и совершайте паломничество к нему». Говорят, что горы склонились, чтобы глас достиг до окраин земли. И услышали даже те, кто находился в утробах своих матерей и в чреслах своих отцов. И вняли зову и камни, и деревья и те, кому было предписано совершить паломничество, со словами: «Ляббяйка-л-лахумма ляббяйк» «Вот я перед Тобой, О, Аллах, вот я перед Тобой!».
С тех пор люди со всех уголков земли, приходят к Дому Аллаха и совершают хадж, как завещал им пророк Аллаха Ибрахим, мир ему и благословение Аллаха.