Диспут. Часть 8 - Диспут по акыде между Ерсином Амире и Октамом Заурбековым
Темиртау
Алматы Астана Шымкент Аксай Аксу Актау Актобе Актогайский район Алтынсарин ауданы Алға Амангельдинский район Арал Аркалык Арысь Атасу ауылы Атбасар Атырау Аягоз Аққулы ауданы Байконур Байғанин ауданы Балхаш Баянауыл ауданы Бейнеу Бәйдібек ауданы Денис ауданы Ембі Ертіс ауданы Еңбекшіқазақ Жітіқара ауданы Жалағаш кенті Жанаозен Жанатас Жангелді ауданы Жаркент Жаңақорған кенті Жаңқала Жезді кенті Жезказган Жетысай Жосалы Жосалы кенті Жәйрем Жәнібек Зайсан Индер Исатай ауданы Караганда Каскелен Келес ауданы Кентау Кокшетау Конаев Костанай Косшы Кульсары Курчатов Кызылорда Көкпекті ауданы Ленгер Лисаков Май ауданы Майқайын кенті Маханбет ауданы Мақат Меңдіқара ауданы Миялы Мойынқұм ауылы Мырзакент кенті Мәртөк ауданы Науырзым ауданы Ойыл ауданы Ордабасы ауданы Отырар ауданы Павлодар Петропавловск Риддер Рудный с.Мангистау Сайрам ауданы Сайқын Сарыагаш Сарыкөл ауданы Сарыозек Сатпаев Сауран ауданы Семей Созақ ауданы Солнечный Степногорск Сырым ауданы Тайынша Талгар Талдыкорган Тараз Таран ауданы Текели Темиртау Тереңкөл ауданы Тереңөзек кенті Теңіз кен орны Туркестан Түлкібас кенті Узынагаш Уральск Усть-Каменогорск Федоровский р-он Форт-Шевченко Хромтау Целиноградский р-он Чапаево Чемолган Чу Шал ақын ауданы Шалкар Шарбақты ауданы Шардара Шетпе Шиелі кенті Шұбарқұдық Ырғыз ауданы Экибастуз Қазығұрт Қамысты ауданы Қандыағаш Қарабалық ауданы Қаражал Қарасу ауданы Қаратау Қарғалы Қобда ауданы Қордай Құрманғазы ауданы Құрық Үржар ауданы Үшарал Ұзынкөл ауданы Әйтеке би ауданы Әйтеке би кенті Әулиекөл ауданы
Восход 08:00
Темиртау
Алматы Астана Шымкент Аксай Аксу Актау Актобе Актогайский район Алтынсарин ауданы Алға Амангельдинский район Арал Аркалык Арысь Атасу ауылы Атбасар Атырау Аягоз Аққулы ауданы Байконур Байғанин ауданы Балхаш Баянауыл ауданы Бейнеу Бәйдібек ауданы Денис ауданы Ембі Ертіс ауданы Еңбекшіқазақ Жітіқара ауданы Жалағаш кенті Жанаозен Жанатас Жангелді ауданы Жаркент Жаңақорған кенті Жаңқала Жезді кенті Жезказган Жетысай Жосалы Жосалы кенті Жәйрем Жәнібек Зайсан Индер Исатай ауданы Караганда Каскелен Келес ауданы Кентау Кокшетау Конаев Костанай Косшы Кульсары Курчатов Кызылорда Көкпекті ауданы Ленгер Лисаков Май ауданы Майқайын кенті Маханбет ауданы Мақат Меңдіқара ауданы Миялы Мойынқұм ауылы Мырзакент кенті Мәртөк ауданы Науырзым ауданы Ойыл ауданы Ордабасы ауданы Отырар ауданы Павлодар Петропавловск Риддер Рудный с.Мангистау Сайрам ауданы Сайқын Сарыагаш Сарыкөл ауданы Сарыозек Сатпаев Сауран ауданы Семей Созақ ауданы Солнечный Степногорск Сырым ауданы Тайынша Талгар Талдыкорган Тараз Таран ауданы Текели Темиртау Тереңкөл ауданы Тереңөзек кенті Теңіз кен орны Туркестан Түлкібас кенті Узынагаш Уральск Усть-Каменогорск Федоровский р-он Форт-Шевченко Хромтау Целиноградский р-он Чапаево Чемолган Чу Шал ақын ауданы Шалкар Шарбақты ауданы Шардара Шетпе Шиелі кенті Шұбарқұдық Ырғыз ауданы Экибастуз Қазығұрт Қамысты ауданы Қандыағаш Қарабалық ауданы Қаражал Қарасу ауданы Қаратау Қарғалы Қобда ауданы Қордай Құрманғазы ауданы Құрық Үржар ауданы Үшарал Ұзынкөл ауданы Әйтеке би ауданы Әйтеке би кенті Әулиекөл ауданы
Темиртау
свернуть
Фаджр Восход Зухр Аср Магриб Иша
06:25 08:00 12:12 14:28 16:14 17:49
свернуть
Календарь
Хиджра
20 Джумада-сани 1446
Григорианский
22 декабря 2024

Циклы уроков

Диспут. Часть 8

Диспут. Часть 8

Диспут. Часть 7

Предыдущий урок
Дни выхода уроков: 1 раз в месяц
27 янв. 2021 5 870 0
Скачать в pdf
| A | +

 

ВИДЕО ВЕРСИЯ  |  АУДИО ВЕРСИЯ


 

ЕРСИН АМИРЕ: Хорошо, для чего мы зашли в калям?

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Вы зашли в него…

 

ЕРСИН АМИРЕ: Давайте перейдем к вопросу о муташабихат (аяты с неясным смыслом). Что для вас муташабихат? Вы сами сказали мне, что я ничего не говорю о калям, и мы снова ушли от темы. Но я вначале задал вам вопрос: что для вас муташабихат?

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Имам Табари (р.а) говорит в тафсире к слову «الم» - «Алиф, лям, мим», после того как приводит слова ученых: «Наши слова, которые мы приводим от Джабир ибн Абдуллаха:

أشبه بتأويل الآية

«больше похоже на толкование аята» - это самые близкие слова к тафсиру (толкованию) данного аята.

وذلك أن جميع ما أنزل الله عز وجل من آي القرآن على رسوله ﷺ، فإنما أنزله عليه بيانًا له ولأمته وهدًى للعالمين، وغيرُ جائز أن يكون فيه ما لا حاجة بهم إليه،

И то все, что Всемогущий Аллах ниспослал из аятов Корана Своему Посланнику, Он ниспослал это ему как разъяснение ему и его умме (общине) и наставление мирам, и не допустимо, чтобы было в нем то, что не нужно им,

ولا أن يكون فيه ما بهم إليه الحاجةُ، ثم لا يكون لهم إلى علم تأويله سبيل

и не было то, что нужно, затем они не знают его толкования.

فإذْ كان المتشابه هو ما وصفنا، فكل ما عداه فمحكم.

если было муташабих это то, что мы описали, то все остальное мухкам (аяты с ясным смыслом).

Да, он привел несколько слов, разных слов. Мухкам – это, муташабих – это…

 

ЕРСИН АМИРЕ: Таким образом, что у вас мухкам, а что муташабих?

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: После того, как он привел их, имам Табари (р.а) не говорит, о чем? В этом месте он не называет сыфаты Аллаха муташабих, вы в прошлый раз говорили об этом…

 

ЕРСИН АМИРЕ: Да

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Также он говорит об аятах, ниспосланных Его Посланнику:

فإنما أنزله عليه بيانًا له ولأمته

Он ниспослал их для разъяснения Своему Пророку и умме.

وغيرُ جائز أن يكون فيه ما لا حاجة بهم إليه

и не допустимо, чтобы было в нем то, что не нужно им.

Они, то есть, …

 

ЕРСИН АМИРЕ: Да, о вещах, в которых нет необходимости…

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Всевышний Аллах не говорит о вещах, в которых нет необходимости.

 

ЕРСИН АМИРЕ: Да, правильно. Верно.

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: А?

 

ЕРСИН АМИРЕ: Кто говорит о вещах, в которых нет необходимости?

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Далее его…И его…

ثم لا يكون لهم إلى علم تأويله سبيل

«И нельзя говорить, что непонятно, что нет способа понять». Таким образом, сыфаты (атрибуты) Аллаха… Одна из наиболее часто приведенных Аллахом тем в Коране – это сыфаты Аллаха, в каждом аяте снова и снова приходят Его сыфаты. Безусловно, Всевышний Аллах ниспослал их, так как человек нуждается в них, и чтобы он познал Аллаха, а также, что говорит имам Табари, неверно то, что нет пути понять это. Безусловно, мы не делаем «мустфид» (извлечение пользы)…

 

ЕРСИН АМИРЕ: То есть, имам Табари в этом месте в муташабихат,

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Мм..

 

ЕРСИН АМИРЕ: В муташабихат, аяту-с-сыфат (аяты атрибутов), что именно это означает? Вы выводите отсюда слова, что он не называет муташабихатами те, что означают другие направления, верно?

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Он говорит…

 

ЕРСИН АМИРЕ: То есть, ясно пришли такие слова ведь?

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Он говорит:

فإذْ كان المتشابه هو ما وصفنا، فكل ما عداه فمحكم

если было муташабих это то, что мы описали, то все остальное мухкам (аяты с ясным смыслом).

 

«Если только это будет муташабих, тогда все остальное будет мухкам». В этом месте, что он описал?

 

ЕРСИН АМИРЕ: Вы сейчас…

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Ни один сыфат в этом месте он не вывел, как муташабих. Если бы он вывел сыфаты, как муташабих, тогда бы мы могли сказать…

 

ЕРСИН АМИРЕ: Значит, вы сейчас отвергаете Коран?

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Какой Коран я отвергаю?

 

ЕРСИН АМИРЕ: Говоря:

و أخر متشابهات

«остальные муташабихаты».

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Этот человек говорит, что есть аяты муташабих.

 

ЕРСИН АМИРЕ: Да, а что же тогда аяты муташабих?

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Говоря о том, что есть аяты муташабих, этот человек…

 

ЕРСИН АМИРЕ: Что же такое аяты муташабих? Какие это аяты?

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Говоря, что есть аяты муташабих…

 

ЕРСИН АМИРЕ: Скажите же, какие это аяты.

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Я скажу, не торопитесь.

 

ЕРСИН АМИРЕ: Нет, не торопитесь, я задаю вопрос.

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Верно, я же отвечаю. А…

 

ЕРСИН АМИРЕ: Если говорится в Коране:

وَمَا يَعْلَمُ تَأْوِيلَهُ إِلَّا اللَّهُ

«Но не знает его толкования никто, кроме Аллаха» (3:7).

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Его…

 

ЕРСИН АМИРЕ: Получается, что вы приходите и говорите: «Нет, мы знаем его значение»?

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Это какие именно вопросы, которые мы не знаем?

 

ЕРСИН АМИРЕ: Какие вопросы, скажите?

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Муташибих.

 

ЕРСИН АМИРЕ: Какие вопросы? Где эти муташабих? Назовите же.

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Не торопитесь, не торопитесь. Да… Говорит имам Багауи:

المحكمات ما أوقف الله الخلق على معناه والمتشابه ما استأثر الله بعلمه لا سبيل لأحد إلى علمه ، نحو الخبر عن أشراط الساعة من خروج الدجال ، ونزول عيسى ، وطلوع الشمس من مغربها ، وقيام الساعة

Мухкам аяты – это аяты, смысл которых Всевышний Аллах дал нам знать. Что касается аятов муташабих – это аяты, знание о которых Всевышний Аллах скрыл.

Ни один человек не достигнет их. К примеру, признаки Судного дня, выход Даджаля, приход Исы, и другие подобные условия Судного дня. 

 

ЕРСИН АМИРЕ: Да

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Мухкам аяты – это аяты, смысл которых Всевышний Аллах дал нам знать. Что касается аятов муташабих – это аяты, знание о которых Всевышний Аллах скрыл. Ни один человек не достигнет их. К примеру, признаки Судного дня, выход Даджаля, приход Исы, и другие подобные условия Судного дня. И он также сказал…

 

ЕРСИН АМИРЕ: Получается, мы не знаем о приходе Исы и подобных вещах?

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Когда он придет, как он придет – эти вещи для нас муташабих. Далее, еще раз:

المحكم ما لا يحتمل من التأويل غير وجه واحد والمتشابه ما احتمل أوجها

Мухкам мы называем то, что обозначает одно точное, ясное значение. Муташабих мы называем то, что несет разные значения…

 

ЕРСИН АМИРЕ: Это кто говорит?

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Имам Багави приводит.

 

ЕРСИН АМИРЕ: Багави, хорошо.

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: То, чему можно дать разные значения.

 

ЕРСИН АМИРЕ: Это ваш ответ?

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Не торопитесь.

 

Он говорит, у мухкам ясные значения, а муташабих – это аяты, которые могут давать разные значения.

والمتشابه هو الذي يدرك علمه بالنظر

Муташабих аяты познаются после проверки.

 وقال الحسن : هم 

И сказал Хасан: они…

Речь идет об аятах: «فَأَمَّا الَّذِينَ فِي قُلُوبِهِمْ زَيْغٌ فَيَتَّبِعُونَ مَا تَشَابَهَ مِنْهُ»

«А [люди], в сердцах которых укоренилось уклонение [от истины], следуют за аятами, которые требуют толкования» (3:7)

 

ЕРСИН АМИРЕ: В рамках данного аята « ابْتِغَاءَ الْفِتْنَةِ وَابْتِغَاءَ تَأْوِيلِهِ»

«стремясь совратить [людей истины] и толковать Коран [по своему усмотрению]» (3:7). 

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Да

 

ЕРСИН АМИРЕ: Говорится: «Желая смуты». Теперь, была ли фитна (смута) в муташабихат, то есть, когда будет Судный день? Была ли в этих вопросах фитна?

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Не торопитесь.

 

ЕРСИН АМИРЕ: Люди желали ли фитны? Была ли она?

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Здесь имам Багави…

 

ЕРСИН АМИРЕ: Была фитна именно в отношении имен Аллаха, да?

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Нет. Не говорите такое. Давайте приводить слова ученых.

 

ЕРСИН АМИРЕ: Хорошо.

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Ибн Касир говорит: «Всевышний Аллах в Коране сказал о том, что есть аяты мухкам. Они – основа Книги.

واضحات الدلالة

«Приводятся ясные значения».

لا التباس فيها 

«Человек в них не запутается».

 

Сказано, что никто не запутается. Есть другие аяты:

فيها اشتباه في الدلالة

«Они дают разные значения».

على كثير من الناس

«Многие люди их не знают».

 

 

 أو بعضهم

«Или некоторые из них».

فمن رد ما اشتبه عليه إلى الواضح منه ، وحكم محكمه على متشابهه عنده ، فقد اهتدى . ومن عكس انعكس

Тот, кто вернул то, что ему неясно к ясному, и вынес решение мухкамом на муташабих, тот на истине. А кто сделал наоборот, тот заблудился.

 

ЕРСИН АМИРЕ: Правильно, мы тоже говорим об этом.

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Да

 

ЕРСИН АМИРЕ: Нужно руководствоваться мухкаматами. Снова и снова повторяем это.

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Сказано, если руководствоваться мухкаматами, то будет это. Теперь, он говорит…

 

ЕРСИН АМИРЕ: Нет, все, на этом вы закончили объяснять?

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Имам Табари (р.а) привел это, слова Багави и ибн Касира: «Мухкам – это ясные аяты, в которых никто не запутывается, обозначающие одно точное значение. А муташабих аяты могут давать различные значения, в которых можно запутаться». А он что приводит?

 

ЕРСИН АМИРЕ: Муташабих…

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Пришли люди и спросили об аятах про Ису, это слабый, но он приведен: «Всевышний Аллах назвал Ису в Коране «калимату-р-рух»», тем самым, являясь муташабих. Есть ясные аяты в Коране, где сказано о том, что он человек, сын Марьям. Сказано, что мы берем мухкам и муташабих и соединяем их. Что привел имам Табари (р.а), после того, как сказал об аятах муташабих?

 

ЕРСИН АМИРЕ: Он сказал после этого? Вы же не приводили это так.

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Тафсир имама Табари…

 

ЕРСИН АМИРЕ: Вы просто взяли и сказали «Если это так, так» и приводили дальше.

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Есть имам Табари? Откройте этот аят. Открывайте.

 

ЕРСИН АМИРЕ: В итоге, что для вас муташабих аят? Скажите мне об этом. Вы прочитали то, это, теперь вы сами сказали, что сделаете вывод. Посмотрев то, это, вы сказали, вот это муташабих аят в Коране, потому что Всевышний Аллах Сам говорит в Коране, что есть муташабих аяты…

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Откройте имама Табари. Имам Табари говорит, указывая на это. Ибн, Касир, Багави, другие…

 

ЕРСИН АМИРЕ: Хорошо, то есть…

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Открывайте имама Табари.

 

ЕРСИН АМИРЕ: То есть, пришедшие в Коране сыфаты Аллаха – это не муташабих аяты, верно? Это не муташабих аяты?

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Кайфията (образ). Сам не муташабих.

 

ЕРСИН АМИРЕ: Сам не муташабих.

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Откройте имама Табари.

 

ЕРСИН АМИРЕ: Приводится у имама Багави в книге «معالم التنزيل» (маалимут-танзили) в 1 томе, на 235 странице:

روى عن سفيان الثوري ، والأوزاعي  والليث بن سعد ، وسفيان بن عيينة ، وعبد الله بن المبارك ، وغيرهم من علماء السنة فى هذه الآيات التى جاءت في الصفات المتشابهة : أمروها كما جاءت.

Сообщено от Суфьяна Ас-Саври, Авзаи, Ляйси бни Саади, Суфьяна бни Уяйна, Абдуллы бну Мубарока и других ученых сунны в этих аятах, которые пришли о сыфатах муташабих: «принимайте как они пришли».

О чем здесь речь? Сказано, что касательно аятов Корана и хадисов. Это слова Багави. Имам Багави, о котором вы только что говорили.

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Вы прочтите слова имама Табари. Откройте его слова по поводу данного аята.

 

ЕРСИН АМИРЕ: Хорошо, вы откройте.

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Откройте Али Имран.

 

ЕРСИН АМИРЕ: Он очень тяжелый табакат привел в тафсире. Не пишет где и что, просто снаружи ставит седьмой, такой-то. В 4 томе или 3?

هُوَ اللَّهُ الَّذِي لَا إِلَٰهَ إِلَّا هُوَ ۖ عَالِمُ الْغَيْبِ وَالشَّهَادَةِ ۖ هُوَ الرَّحْمَٰنُ الرَّحِيمُ

«Он — Аллах, нет бога, кроме Него, ведающего сокровенное и очевидное. Он — милостивый, милосердный» (59:22).

Так, это зачем он здесь приводит? Что у вас в итоге является муташабих аятом? Вы же прочли имама Табари, скажите мне, я пока найду.

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Я же говорю, откройте это место. Слова ибн Касира и Багави были же понятны.

 

ЕРСИН АМИРЕ: Читали ли тафсир ибн Касира «الظاهر المتبادر» (Аз-зохиру ал-мутабаадир) к 52 аяту суры «Аграф»?

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Читал. 54 читал.

 

ЕРСИН АМИРЕ: Что он сказал в этом месте?

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Давайте прочту.

 

ЕРСИН АМИРЕ: Аллах пречист от значений муташабих аятов среди захиритов, верно?

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Смотрите, в этом аяте. Вы открыли Табари? Вы нашли? Будете читать? Или мне прочесть слова ибн Касира в этом месте?

Ибн Касир (р.а) говорит… 

 

ЕРСИН АМИРЕ: Табари… Я его не открывал. Если кто-либо из вас видел, мне тяжело найти, потому что здесь не приведены номера страниц.

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Я говорил слова имама Табари, Багави, ибн Касира.

 

ЕРСИН АМИРЕ: Да, слова Багави я прочитал, он говорит «муташабихат».

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Его кайфия муташабихат. Самого его мы говорим, ибн Касир говорит…

 

ЕРСИН АМИРЕ: Что же получается, мухкамат аяты дают только одно значение и больше никаких значений не дают? Так? Приведенные выше аяты, связанные с сыфатами (атрибутами), мухкамат? 

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Мухкам аяты.

 

ЕРСИН АМИРЕ: Например,

بل يداه مبسوطتان

Это мухкам аят? О том, что у Аллаха есть две руки (5:64).

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Безусловно, мухкам.

 

ЕРСИН АМИРЕ: А аят:

يد الله فوق أيديهم

«Мощь Аллаха превосходит их мощь» (48:10).

 

Получается тоже мухкам?

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Мухкам аят. Мы в этом вопросе абсолютно… берем слова саляфов. Нет такого, что это мухкам или муташабих, мы не понимаем это, эти знания, мы оставляем их Аллаху. Это не так. Саляфы сказали об этом, поэтому мы говорим, что это не муташабих, а мухкам аят.

 

ЕРСИН АМИРЕ: Кстати у Табари, чьи слова вы приводили, есть также слова о том, что это не джариха (орган - рука).

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: И мы не говорим, что это джариха. Зачем вы это приводите?

 

ЕРСИН АМИРЕ: Хорошо, достаточно того, что вы признаете, что это не джариха.

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Я не говорил, что это джариха. Послушайте.

 

Человек с зала: 15 вопросов... Ты задал 15 вопросов.

 

ЕРСИН АМИРЕ: Нет, вы не вмешивайтесь.

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Тише, тише.

 

Человек с зала: Ты же сказал 10 вопросов. Надо сдерживать обещание.

 

(Шум в зале).

 

ЕРСИН АМИРЕ: Хорошо, тогда я остановлюсь, вы задавайте вопрос.

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Все, не буду задавать вопрос, буду сам говорить. Муташабих – это не то, что непонятно по смыслу или на что нужно делать тафвид. Ученые-саляфы делали тафвид на них? Не делали тафвид, сказали его значение, поэтому мы называем их ясными, то есть мухкам.

 

ЕРСИН АМИРЕ: Да, сделали тафвид.

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Теперь, если мы вернемся к вышеприведенному …

 

ЕРСИН АМИРЕ: Чему?

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Вопросу.

 

ЕРСИН АМИРЕ: Какому вопросу?

 

(Голос в зале).

 

ЕРСИН АМИРЕ: Нет, смотрите, например, в Коране Всевышний Аллах...

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Вы не ответили на вышеприведенные мной вопросы. Я сейчас задам вам пару вопросов, вы говорили мне задать вопросы, я вам прочту, после чего вы ответите на них.

 

ЕРСИН АМИРЕ: Хорошо.

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Слова имама Авзаи:

كنا والتابعون متوافرون نقول إن الله عز وجل فوق عرشه .

 «Когда нас, табиинов, было много, мы говорили, что Всевышний Аллах над Аршем (троном)».

 

«Когда нас, табиинов, было много, мы говорили, что Всевышний Аллах над Аршем».

 

Да? Это слова имама Авзаи, также имам ибн Хаджар аль-Аскаляни в книге «Фатхуль-Бари» называет это достоверным, Захаби сказал, что это достоверно, а Байхаки привел это.

 

Далее, ибн Абдуль-Барр (р.а) говорит в «Тамхид», это я приводил ранее, на это вы также не ответили.

 

ЕРСИН АМИРЕ: Где? Что вы привели?

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Он сказал:

علماء الصحابة والتابعين الذين حمل عنهم التأويل في قوله:{مَا يَكُونُ مِن نَّجْوَى ثَلَاثَةٍ إِلَّا هُوَ رَابِعُهُمْ} هو على العرش

Ученые сподвижники и табиины, которые передали от них толкование в словах Аллаха: «Не бывает тайной беседы между тремя, чтобы Он не был четвертым» (58:7) Он на арше.

Далее…

 

ЕРСИН АМИРЕ: «على العرش» - это же сыфат…

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Вы возьмите «على» - (аля - на), я приведу на «فوق» - (фавка - над) …

 

ЕРСИН АМИРЕ: Я спрашиваю, сколько есть значений «فوق (фавка)» в Коране, вы и от этого убегаете.

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Нет, почему, основное значение слов «فوق» - наверху.

 

ЕРСИН АМИРЕ: В Коране приходит в таких значениях, например, в отношении Аллаха:

و هو القاهر فوق عباده

«Он владычествует над Своими рабами» (6:18).

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Я не об этом, я приведу вам хадис. Послушайте.

 

ЕРСИН АМИРЕ: Теперь об этом…

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Я сказал слова ибн Масуда:

»العرش فوق الماء و الله فوق العرش «

«Арш над водой и Аллах над аршем».

 

ЕРСИН АМИРЕ: Я тоже приводил вам слова ибн Масуда.

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Что скажете? Что ответите?

 

Е: Я приводил второй риваят. О «علو» (улю - возвышении). О том, что над Курсий. Вы же не говорите, что на Курсий?

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Я говорю на него Арш.

 

ЕРСИН АМИРЕ: Что такое Курсий тогда?

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Курсий, что это. Ибн Касир (р.а) приводит слова ибн Аббаса:

الكرسي موضع قدمي الرب

«Курсий место двух ног Господа» (прямой перевод).

 

ЕРСИН АМИРЕ: Нет, он не говорит «موضع قدمي الرب» (место двух ног Господа), он говорит: «موضع القدمين» (место двух ног).

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Ну, он говорит «قدمي الرب» (двух ног Господа).

 

ЕРСИН АМИРЕ: Получается, Курсий – это место, куда Аллах ставит две ноги, так? Рядом с Аршем.

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Послушайте.

 

ЕРСИН АМИРЕ: Нет, ну так ведь сказано.

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Он сказал:

الكرسي كالمرقاة إلى العرش

«Курсий как ступень перед аршем».

 

Человек с зала: Он так не говорил.

 

ЕРСИН АМИРЕ: Нет, на арабском так сказано.

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Послушайте. Что говорит ибн Аббас?

 

ЕРСИН АМИРЕ: Говорится, что это место, куда ставятся две ноги Аллаха. Я же понимаю арабский.

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Послушайте. Итак, что он сказал. Он сказал:

كالمرقاة إلى العرش

«Как ступень перед аршем».

 

Ибн Касир дал определение. Теперь, другое, ибн Масуд сказал...

 

ЕРСИН АМИРЕ: Я понял из ваших слов, что Курсий – это место, куда ставятся две ноги Аллаха.

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Я вам...

 

ЕРСИН АМИРЕ: Вы же сказали только что «موضع قدمي الرب» (место двух ног Господа), верно? Это же записалось.

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Да.

 

ЕРСИН АМИРЕ: Теперь, «موضع قدمي الرب» (место двух ног Господа): «موضع» - место, «قدمي» - две ноги, «رب» - Аллах. Правильно?

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Да, пришли такие слова.

 

ЕРСИН АМИРЕ: Значит, это место, куда ставятся две ноги Аллаха.

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Да, такие слова пришли от саляфов. Теперь, ибн Масуд сказал...

 

ЕРСИН АМИРЕ: То, что пришло от ибн Аббаса – «موضع القدمين» (место двух ног). То есть, получается, что есть Арш, а рядом с ним Курсий. А Курсий – это место рядом с Аршем, куда ставятся ноги. Он не говорил, что это место, куда ставятся две ноги Аллаха.

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Говорил. От ибн Масуда пришло: «العرش فوق الماء و الله فوق العرش».

 

«Арш над водой и Аллах над аршем».

 

ЕРСИН АМИРЕ: Вы это привели.

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Что вы ответите на это?

 

ЕРСИН АМИРЕ: Я привел от него второй риваят. Как вы его понимаете?

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Я сказал, что я беру этот хадис. Хадис сахих.

 

ЕРСИН АМИРЕ: Мне пришли два риваята. Если это так...

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Я беру сахих. Это сахих хадис. Я взял этот сахих хадис, отвечайте на это. Далее во многих книгах это было приведено: у имама Бухари, Табарани, ибн Хузаймы, все привели слова сподвижника ибн Масуда. Сказано «فوق العرش» - «над аршем».

 

ЕРСИН АМИРЕ: Спрашивайте, спрашивайте по этому поводу, я отвечу. Затем я задам вам вопрос.

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Таким образом, что это означает? Сподвижник, также мать правоверных Зайнаб сказали, что Аллах над Аршем, вы это никак не объяснили.

 

ЕРСИН АМИРЕ: Я объяснил. Кому нужно, тот слышал.

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Далее, что ты на это скажешь?

 

ЕРСИН АМИРЕ: Еще раз.

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: На слова ибн Масуда.

 

ЕРСИН АМИРЕ: Я же уже сказал, не переспрашивай снова.

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Хорошо, тогда я приведу другие слова.

 

ЕРСИН АМИРЕ: Нет, стойте...

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Ибн Масуд его...

 

ЕРСИН АМИРЕ: Не приводите слова, задавайте вопрос.

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Я...

 

ЕРСИН АМИРЕ: Вы же сказали, что сейчас зададите вопрос.

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Ученые сказали на данный хадис ибн Масуда «сахх» (достоверный). Когда ученые говорят «сахх», вы что на это ответите? Вы на это не ответили. Столько ученых привели эти слова ибн Масуда, а?

 

ЕРСИН АМИРЕ: Тогда я отвечу.

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: О том, что такое Арш, они сказали, что Аллах над Аршем. Если говорится, что на небе, вы это искажаете. Хорошо, пусть не на небе, но сказано, что Аллах над Аршем. Это пришло в сахих риваяте. Сколько ученых привели это в своих книгах, нет необходимости снова и снова перечислять их имена, что вы на это скажете?

 

ЕРСИН АМИРЕ: Хорошо

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Если скажете, что Ибн Масуд так не говорил, то так и скажите.

 

ЕРСИН АМИРЕ: Я привел два риваята. Во втором риваяте имам Захаби, не сказав, что это здесь неправильно, молча ушел. То, что он молча ушел, означает, что он посчитал это за сахих. Если это так...

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Нет, это не так.

 

ЕРСИН АМИРЕ: Не перебивайте.

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Нет, это неправильно.

 

ЕРСИН АМИРЕ: Не перебивайте.

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Нет, это ваше правило неверное. Это означает, то означает...

 

ЕРСИН АМИРЕ: Я даю свой ответ.

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Нет, его молчание не означает, что это сахих.

 

ЕРСИН АМИРЕ: Правильно или неправильно, вы мне это сейчас... Два риваята пришли: в одном говорится, что находится над Аршем, в другом – над Курсий. В еще одном риваяте приводится: «فوق ذلك» (над тем) без каких-либо уточнений. Во втором риваяте приводится в «علو» (улю - возвышении), если хотите, я вам прочту. Поэтому, хорошо, примем это, как правильное. Если мы примем это, как правильное, то слова ибн Масуда, как вы сами сказали, наложим на Коран, в первую очередь накладывается на Коран. Далее наложим на слова Пророка ﷺ. Давайте наложим на Коран. В Коране «فوق» (фавка - над) в каком значении приходит? Если посмотрим на Коран, то слово «فوق» в Коране, например:

و هو القاهر فوق عباده

«Он владычествует над Своими рабами» (6:18).

 

Верно?

يخافون ربهم من فوقهم

«Они боятся своего Господа, который над ними» (16:50).

 

Приводятся такие слова. Если мы взглянем, то поймем, что в обоих местах приводится в значении «فوقية القهر» (превосходство подчинения). Таким образом, «فوق العرش» (над аршем) здесь не «فوقية المكان» (возвышение места), а «فوقية القهر و المكان» (превосходство подчинения и места). Таков мой ответ.

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Ибн Масуд ничего подобного здесь не говорит.

 

ЕРСИН АМИРЕ: То есть, в Коране, например, …

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Вы это говорите…

 

ЕРСИН АМИРЕ: Посмотрите, в Коране приходит…

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Это вы придумали.

 

ЕРСИН АМИРЕ: В Коране слово «над» в арабском языке приходит в значении «над чем-то».

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: О.

 

ЕРСИН АМИРЕ: Слова «над чем-то» подразумевают что-то материальное.

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Когда говорится над Аршем, что вы понимаете?

 

ЕРСИН АМИРЕ: Я все это время разве не говорю вам про муташабих? Правильно?

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Как вы понимаете «Арш над водой»?

 

ЕРСИН АМИРЕ: «Арш над водой»: Арш – это сотворенное, вода – тоже сотворенное. Арш над водой. Какая здесь проблема?

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Сказано, что Аллах над водой.

 

ЕРСИН АМИРЕ: Смотрите:

إِنَّ اللَّهَ وَمَلَائِكَتَهُ يُصَلُّونَ عَلَى النَّبِيِّ

«Воистину, Аллах и Его ангелы благословляют Пророка» (33:56).

 

Правильно? «يُصَلُّونَ» (благословляют) - это одно слово, которое относится к Аллаху, ангелам, и у всех троих меняется смысл. Подобно этому, воду и Арш мы берем в хакики (истинном) значении,

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Слова ибн Масуда о том, что Аллах над Аршем…

 

ЕРСИН АМИРЕ: Когда же касается Аллаха, то берем, как сообщения тафвид (предоставлять смысл Всевышнему). Какая здесь проблема?

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Кто сказал это? Какой ученый сказал это?

 

ЕРСИН АМИРЕ: Сейчас скажу. Это сказали имам Байхаки…

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Этот хадис?

 

ЕРСИН АМИРЕ: имам Тахави…

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Имам Тахави в каком месте говорит?

 

ЕРСИН АМИРЕ: Имам Абдул-Кахир аль-Багдади…

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Имам Тахави где это сказал?

 

ЕРСИН АМИРЕ: В «تعالى الله عن الحدود» (ТааляЛлаху аниль-худуд – Аллах пречист от границ).

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Астагфируллах, оно не означает это, брат. Зачем вы говорите то, чего нет?

 

ЕРСИН АМИРЕ: Нет…

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: «تعالى الله عن الحدود» (ТааляЛлаху аниль-худуд – Аллах пречист от границ) не означает ведь это.

 

ЕРСИН АМИРЕ: Аллах над Аршем Своей сущностью, верно?

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Искажая слова ибн Масуда, пришедшие в сахих хадисе, говоря то, это, приводя слова имама Тахави, которые он не говорил…

 

ЕРСИН АМИРЕ: Тогда вы скажите, как вы понимаете слова имама Тахави? О том, что Аллах пречист от границ.

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Я сказал, Аллах пречист от границ, да.

 

ЕРСИН АМИРЕ: Давайте теперь я вам приведу толкование ибн База и Фаузана.

 

(Шум).

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Субханаллах, ответьте на мои слова, зачем вы то, это говорите.

 

ЕРСИН АМИРЕ: Вы не принимаете их, значит их акыда неправильная.

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Теперь, смотрите…

 

ЕРСИН АМИРЕ: Слова «Аллах пречист от границ» означают, что Аллах над Аршем, но не Своим Существом. Верно? Посмотрите разумно. Вы все разумные люди, например, это над этим, а это над этим – означает, что здесь он ограничен. Вы этого не можете понять?

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Смотри, одно слово скажу, ничего не означает…

 

ЕРСИН АМИРЕ: Своим Существом означает, что Он ограничивается Аршем.

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Брат, Ерсин.

 

ЕРСИН АМИРЕ: Означает, что Он ограничен.

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: «فوق» (фавка - над) не говорилось.

 

ЕРСИН АМИРЕ: О, Субханаллах…

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Давайте приведем другие значения.

 

ЕРСИН АМИРЕ: Значит вы не принимаете слова ибн База, Фаузана, ибн Таймии о том, что Он ограничен.

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Давайте приведем другие слова

 

ЕРСИН АМИРЕ: Я скажу это.

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Послушайте же…

 

ЕРСИН АМИРЕ: Аха.

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Если говорить «فوق فوق» (фавка фавка – над над), то-то и то-то будем говорить. Давайте приведем другие слова. Не в таком, в другом значении приведем.

 

ЕРСИН АМИРЕ: Имам Тахави сказал: «Аллах пречист от границ». Это – правило.

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Вы сказали об этом, сколько мы об этом говорим.

 

ЕРСИН АМИРЕ: Нет, вы не объясняете, что это, сколько бы ни говорили. «Аллах пречист от границ, Аллах пречист от границ». Это же у вас не объяснение, это просто повторение слов.

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Субханаллах, Всевышний Аллах пречист от границ. Теперь здесь кто приводит?

 

ЕРСИН АМИРЕ: У Аллаха есть сущность?

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Да.

 

ЕРСИН АМИРЕ: Над Аршем?

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Над Аршем.

 

ЕРСИН АМИРЕ: Теперь. Если Он над Аршем, у Арша есть границы, верно? Так ведь?

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Да.

 

ЕРСИН АМИРЕ: Всевышний Аллах над этим. То есть, где заканчивается Арш, там начинается Аллах, верно?

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Астагфируллах.

 

ЕРСИН АМИРЕ: А как же тогда?

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Вы это…Послушайте. Я ранее давно уже ответил. Я в самом начале сказал: «Если мы этими словами Всевышнего Аллаха, мухтамиль (возможный, вероятный) словами…

 

ЕРСИН АМИРЕ: Нет, не мухтамиль (возможный, вероятный). Приводится правило из акиды – как мухтамиль?

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Послушайте, послушайте.

 

ЕРСИН АМИРЕ: Имам Тахави сказал мухтамиль? Он сказал баян (ясный). Вы теперь говорите джималь (сокращенно, кратко).

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Послушайте, в этом месте адават (органы), худуд (границы), джихад (направления) – все это не пришло в Коране. Это слова имама Тахави.

 

ЕРСИН АМИРЕ: То есть акыда имама Тахави неправильная.

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Я так не говорю. Вы говорите это.

 

ЕРСИН АМИРЕ: Вы же говорите, что эти слова не пришли в Коране, это слова Тахави.

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: В Коране и сунне не пришло отвержение этого. Что говорят об этом ученые я уже сказал, нет необходимости повторять. Мы сказали, что это будет спрошено. Если достойно Аллаха – будет принято, если не достойно – будет оставлено.

 

ЕРСИН АМИРЕ: Это правило ни один саляф не говорил. Я и в прошлый раз спрашивал у вас об этом.

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Я вам ранее уже говорил: если сказано «место», то место. Во-первых, мы не говорим, что Аллах нуждается в Арше. И мы не говорим, что Аллах прижался к Аршу «тамасс» (коснулся).

 

ЕРСИН АМИРЕ: Ибн Таймия говорит «мумасса» (касанием).

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Ибн Таймия сказал «нет»! Именно ибн Таймия это сказал, ибн Таймия привел.

 

ЕРСИН АМИРЕ: Показать вам?

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Он сказал нет на «мутамасса» (касанием). Не нужно. Ибн Таймия это сказал.

 

(Шум в зале).

 

ЕРСИН АМИРЕ: Вот две книги. Если скажете, что нужно, могу показать.

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Не нужно.

 

ЕРСИН АМИРЕ: Хорошо.

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Я знаю эти слова Ибн Таймии.

 

ЕРСИН АМИРЕ: Скажите какие слова и в каком месте.

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Я вам скажу.

 

ЕРСИН АМИРЕ: Хорошо, скажите. Где он сказал, что это не мумасса (касание).

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: А, это осталось в моей тетради. 

 

ЕРСИН АМИРЕ: Я могу прочитать из книги.

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Однако это пришло в «Фатава». Но в каком месте пришло я сейчас…

 

ЕРСИН АМИРЕ: Хорошо, я хотел вам показать из книги, но вы не принимаете. Ладно.

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Все. Но у ибн Таймии ясно приведено это сообщение.

 

ЕРСИН АМИРЕ: Но он сказал, что ограничен, да?

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Нет, не сказал, что ограничен, астагфируллах.

 

ЕРСИН АМИРЕ: Ибн Таймия говорит, что Аллах ограничен с шести сторон.

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Нет, он так не говорил.

 

ЕРСИН АМИРЕ: Давайте я найду, покажу и прочту. Арабский сами переведите, я прочту на арабском.

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Мы сейчас…

 

(Голоса в зале).

 

ЕРСИН АМИРЕ: Да, я хотел прочесть шарх (толкование) ибн База, но и его вы не слушаете.

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Я вам…

 

ЕРСИН АМИРЕ: Смотрите, вышесказанные все слова сподвижником не противоречат правилам акыды. Но мы должны их понимать в таком значении, чтобы не приписывать Аллаху границы. Не понимаете?

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Айюб ас-Сахтияни говорит:

إنما مدار القوم على أن يقولوا : ليس في السماء شيء

 «Подлинно собирались люди на словах: в небе ничего нет».

А?

 

ЕРСИН АМИРЕ: «في العلو شيء» (в возвышении ничего), правильно? Мы говорим: Аллах есть

 «في العلو» (в возвышении).

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: «في السماء شيء» (в небе ничего). Айюб ас-Сахтияни сказал.

 

ЕРСИН АМИРЕ: Если они взяли в значении «على» (аля-на), то приведите хотя бы одно слово, где есть

 «على السماء» (на небе). Они взяли в Коране «في» (фи-в) в значении «على» (аля-на), тогда приведите мне хоть одно слово с «على السماء» (на небе). Чтобы я смог взять «السماء» (небо) не в значении «علو» (возвышении), а в значении неба.

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Пришло же «فوق» (над).

 

ЕРСИН АМИРЕ: Нет, приведите мне хоть одно слово с «على السماء» (на небе) от них. Пожалуйста.

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Хорошо, послушайте. Имам Даххак из табиинов к аяту:

{مَا يَكُونُ مِن نَّجْوَى ثَلَاثَةٍ إِلَّا هُوَ رَابِعُهُمْ}

«Не бывает тайной беседы между тремя, чтобы Он не был четвертым» (58:7).

 

Сказал: «هو على عرشه» (Он на арше - троне).

 

ЕРСИН АМИРЕ: В Коране приводится «على عرش» (на арше). Я говорю о словах «على السماء» (на небе).

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Не торопитесь.

 

ЕРСИН АМИРЕ: Задавайте другие вопросы. В прошлый раз вы тоже прочитали, я отвечаю. Субханаллах. Я вас спрашиваю: Аллах ограничен или нет? Скажите мне это.

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Сколько раз я уже отвечал вам на это.

 

ЕРСИН АМИРЕ: Не ограничен же, да?

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Конечно, не ограничен.

 

ЕРСИН АМИРЕ: Те, кто говорят, что Он ограничен, ошибаются, верно?

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ:

 

ЕРСИН АМИРЕ: Ошибаются же те, кто говорят, что ограничен? Ответьте же, ошибаются ли те, кто говорят, что ограничен? А?

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Все, кто здесь…

 

ЕРСИН АМИРЕ: Те, кто говорят, что ограничен, ошибаются или нет?

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Давайте я приведу вам другой далиль (доказательство). Хадисы «فوق العرش» (над аршем) вы не приняли.

 

ЕРСИН АМИРЕ:  Я принимаю.

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ:  «على العرش» (на арше) не приняли.

 

ЕРСИН АМИРЕ:  Принимаю, принимаю. Я все принимаю. Вы не отвечаете на мой вопрос.

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Вот, смотрите…

 

ЕРСИН АМИРЕ: То есть, сводите на нет. Вы понимаете, что такое сводить на нет, отрицать?

 

Человек из зала: Он же не ответил на вопрос.

 

ЕРСИН АМИРЕ:  Все, не вмешивайтесь никто, все.

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Имам Абу Бакр аль-Аджурри в «Шариа» говорит… Его примете, наверное.

 

ЕРСИН АМИРЕ:  Кто это Абу Бакр аль-Аджурри?

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Имам Абу Бакр аль-Аджурри написал «Шариа», брал уроки у учеников имама Ахмада. Он сказал:

الذي يذهب إليه  أهل العلم أن الله على عرشه فوق سماواته

 

Он говорит: «Слова ахлюль-ильм: Аллах на арше над небесами» … (прямой перевод)

 

ЕРСИН АМИРЕ:  Вы знаете человека под именем аль-Аджурри?

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Знаем. Если вы не знаете ученого Ахлю Сунны, это ваши проблемы. По книге «Шариа» имама Абу Бакра все саудийские ученые дают уроки.

 

ЕРСИН АМИРЕ:  Вы брали у него уроки?

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Я не брал у него уроки, но привожу его слова.

 

ЕРСИН АМИРЕ:  Какой имам дает уроки, делая шарх (толкование)?

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Аллах видит, несколько раз я посещал уроки по «Шариа» имама аль-Аджурри, но полностью не посещал, но точно посещал в 2003 году. Полностью не посещал. Так, Абу Бакр аль-Аджурри, Субханаллах, известный ученый говорит от шейха:

الذي يذهب إليه أهل العلم أن الله على عرشه فوق سماواته

«Слова ахлюль-ильм: Аллах на арше над небесами».

 

ЕРСИН АМИРЕ:  О «فوق» (фавка - над) мы с самого начала говорим.

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Да…

 

ЕРСИН АМИРЕ:  О «على» (аля - на) тоже давно говорим.

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Я не понимаю этих, ученые Ахлю Сунна говорят: «Аллах над небесами, над Аршем».

 

ЕРСИН АМИРЕ:  Слово «над» в арабском языке означает ли только «над чем-то материальным»?

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Ооо… опять об этом говорите.

 

ЕРСИН АМИРЕ: Я говорю … имам Тахави…

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Давай поговорим о «бизатихи» (сущьностью). На этом все. Давайте поговорим о «бизатихи», если и в этом не согласитесь… Если я прочту у любого человека, знающего арабский язык, про Арш, то любой человек как это понимает? Ясное слово и слова ученых: Всевышний Аллах над Аршем, над небесами. Вы то говорите, это говорите, этих слов полно у имамов. Смотри, теперь, вот здесь вот: Ибну Хузайма, имамуль-аимма, сказал:

فهو كافر  عرشه قد استوى فوق سماواته على من لم يقر بإن الله  

«Кто не подтверждает, что Аллах на арше возвысился над небесами, то он неверующий». Хорошо, приведу другие слова.

 

ЕРСИН АМИРЕ: Все, прекратите же.

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: «Бизатихи» приведу и все.

 

ЕРСИН АМИРЕ: Вы уже утомили мозг. Прекратите уже, субханаллах.

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Вы не дали ответ. Теперь скажу о «бизатихи».

 

ЕРСИН АМИРЕ: Вы говоря, вот сейчас приведу одного человека, о «бизатихи», о «бизатихи», и до сих пор не привели ничего. Все уже, сколько времени прошло, полчаса, час, как вы говорите приведу «бизатихи» и до сих пор ничего не привели.

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Вы же разговариваете.

 

ЕРСИН АМИРЕ: (Но) Я и слушаю.

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Я только начну что-то говорить, Усаймин так сказал, вы говорите о Тахави что-то.

 

ЕРСИН АМИРЕ: Акыда и имама Тахауи, и имама Ахмада…

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Ибн Аби Шайба, рахимахуллах…

 

ЕРСИН АМИРЕ: Если нужно, я могу прочитать слова имама Ахмада.

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Смотри…

 

ЕРСИН АМИРЕ: Всевышний Аллах после создания Арша и до создания Арша:

لا يلحقه الحدود

«Аллах ничем не ограничен». Эти слова говорит имам Ахмад. Вот по этой причине, я, будучи разумным человеком, если скажу о том, что Аллах Своей Сущностью находится над чем-то, то выйдет значение, что Он ограничен. Это пытался доказать ибн Таймия, ибн Баз, Фаузан, эту вещь, эту акыду имама Ахамада, акыду имама Тахави…

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Слово «бизатихи» …

 

ЕРСИН АМИРЕ: Я не могу это так принять. Я говорю, что наши имамы так говорят.

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Ибн Аби Шайба, имам Дарими, Яхья ибн Аммар, ибн Абдуль-Барр, Абу Наср ас-Сиджзи – эти ученые использовали слово «бизатихи».

 

ЕРСИН АМИРЕ: Из числа саляфов?

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Да.       

                                                          

ЕРСИН АМИРЕ: Они же из числа саляфов, да?

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Ибн Аби Шайба, имам Дарими, Яхья ибн Аммар…

 

ЕРСИН АМИРЕ: Из табиинов, атбау-табиинов?

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Ибн Абдуль-Барр, Абу Наср ас-Сиджзи…

 

ЕРСИН АМИРЕ: Они из табиинов?

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Выше мы сказали о других. Они табиины Ахлю Сунны. Они говорят «бизатихи». После этих слов, Альхамдулиллях, говоря «бизатихи», не говоря «бизатихи» …

 

(Шум в зале).

 

Человек в зале: Я задам вопрос.

 

ЕРСИН АМИРЕ: Быстрее задавайте.

 

Человек в зале: По вашему мнению, есть рука, глаза, нога, голень есть, верно? Оке, я верно говорю?

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Да, да.

 

Человек в зале: А недавно вы сами прочли аят: «Все исчезнет, кроме лика Аллаха».

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Да.

 

Человек в зале: Кроме лика Аллаха. Тогда, что получается сказанные, закрепленные вами рука, нога, голень тоже исчезнут?

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Нет. Так…

 

Человек в зале: А как тогда это понять? Если здесь нет тафвида?

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Какой тафвид… тафвид это…

 

ЕРСИН АМИРЕ: Нет, здесь имеется в виду «كُلُّ شَيْءٍ هَالِكٌ إِلَّا ذاته » - Останется только Сущность Аллаха.

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Эту вещь… Брат, если вы будете говорить «ваджх» - лицо…

 

ЕРСИН АМИРЕ: Все, вы задали вопрос. Да будет доволен вами Аллах.

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Нет нужды в таком вопросе.

 

(Шум.)

 

ЕРСИН АМИРЕ: Нет, если скажете «إلا ذاته», то ответите. Если скажете, что не останется ничего, кроме Аллаха, то вы ответите.

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: В Коране об этом очень много подобных слов. Всевышний Аллах называет одну часть. По поводу намаза сказано иман, почему? Потому что иман – это часть намаза.

 

Человек в зале: Вы не смогли объяснить. Давайте я задам еще один вопрос.

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Нет, не нужен ваш вопрос.

 

ЕРСИН АМИРЕ: Все, все. Вы уже задали свой вопрос.

 

Человек в зале: В Судный день…

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Все уже.

 

Человек в зале: Как вы понимаете слова: «Всевышний Аллах забудет того, кто забудет Его»?

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Субханаллах, подождите вы…

 

ЕРСИН АМИРЕ: Ибн Усаймин сказал об этом: «Забудет так, как это подобно Аллаху».

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Смотрите…Саляфы сказали «тарк, ятруку» - оставит, бросит…

 

Человек в зале: Что это значит?

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Это значит «оставить».

 

ЕРСИН АМИРЕ: Шейх ибн Усаймин говорит: «Подобающее Аллаху забывание и подобающая Аллаху усталость». Могу прочитать, если нужно.

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Ин шаа Аллах, давайте на этом закончим. Человек под именем Абу Амр ат-Таламанки…

 

ЕРСИН АМИРЕ: Не знаю такого (смеется).

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Если не знаете, то найдете в «Улув» Захаби.

 

ЕРСИН АМИРЕ: Хорошо.

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Если вы не знаете, то это проблема. Он сказал …

 

ЕРСИН АМИРЕ: Если разрешите, я поищу.

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Послушайте. Можно я скажу, брат?

 

ЕРСИН АМИРЕ: Да

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Дайте мне сказать о «Затихи».

 

ЕРСИН АМИРЕ: Хорошо.

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Имя у него сложное – Абу Амр ат-Таламанки.

 

ЕРСИН АМИРЕ: Да, только что я встречал его имя.

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Если встречали, то отлично. Захаби привел в «Улув».

 

ЕРСИН АМИРЕ: Да.

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Посмотрите.

 

ЕРСИН АМИРЕ: Да.

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Он сказал:

أجمع المسلمون من أهل السنة على أن معنى قوله: {وَهُوَ مَعَكُمْ أَيْنَ مَا كُنْتُمْ} ونحو ذلك من القرآن أنه علمه، وأن الله تعالى فوق السموات بذاته، مستوٍ على عرشه كما يتقدم في كتابه

Он сказал: «Единодушны мусульмане сделали (иджма - консенсус), ученые Ахлю Сунны, в тафсире к аяту: «Где бы вы ни были, Аллах с вами» и подобное этому из Корана, что это Его знанием, и что Всевышний Аллах «فوق السموات بذاته» - над небесами Сущностью - Сам «بذاته» над небесами. «مستوٍ على عرشه» Над Аршем сделал истива. Как сказано в Его Книге.

 

Человек в зале: Можно задать вопрос?

 

ЕРСИН АМИРЕ: Теперь… Смотрите. Вот Абу Умар ат-Таламанки. Имам аз-Захаби сказал: книга «Сияр а’лам ан-нубала», 17 том, 569 страница:

رأيت له كتابا في السنة في مجلدين عامتها جيد و في بعض تبويبه ما لا يوافق عليه أبدا مثل باب الجنب لله و ذكر فيه يا حسرتي على ما فرطت في جنب الله

«Видел его книгу по хадисам в двух томах, большинство ее хорошее и в некоторых его главах то, с чем не соглашусь с ним никогда, подобно главе о приписывании стороны Аллаху и упомянул в ней, о, горе, о проявлении небрежности в джанби (стороне) Аллаха».

То есть, этот человек здесь говорит по поводу исбата (утверждении) Аллаху «джанб» о том, что с этим нельзя соглашаться в некоторых главах.

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: В этом месте говорит, что нельзя соглашаться, но вот здесь накль сахих (достоверная передача). Имам Захаби разве не выносит накль, как слабый? Если он слабый, то говорите об этом.

 

ЕРСИН АМИРЕ: Здесь не приведен санад (цепочка), мы посмотрим это, ин шаа Аллах.

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Посмотрите.

 

ЕРСИН АМИРЕ: После этого имам Таламанки так сказал, так сказал…

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Имам Захаби приводит в книге «Улув».

 

ЕРСИН АМИРЕ: Хорошо, я сказал, что он отверг свою книгу «Улув», но вы это не признаете.

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Вы не доказали то, что он отверг ее.

 

ЕРСИН АМИРЕ: Субханаллах, вот снаружи пришли его слова, прямо с так называемых «мактутат» …

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Вы не говорили его слова «Я не признаю эту акыду», вы говорите то, чего нет.

 

ЕРСИН АМИРЕ: Он говорит, что не согласен. Внутри он сказал, что не согласен. Не знаю даже, Субханаллах…

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Но имам аз-Захаби написал такие большие, многотомные книги…

 

ЕРСИН АМИРЕ: Я вам о книге «Сияр а’лам ан-нубала»…

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: После этого… и в «Сияр а’лам ан-нубала», и в «Тарихуль-Ислам» сколько он привел слов саляфов. Теперь его…

 

ЕРСИН АМИРЕ: Его имам…

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: О не покаявшемся человеке говорите, что он покаялся.

 

ЕРСИН АМИРЕ: Да. Вы тоже сказали, что, если Абу Хамид аль-Газали умер в обнимку с Бухари, то это означает, что он покаялся.

 

(Шум.)

 

Человек в зале: Можно задать вопрос?

 

ЕРСИН АМИРЕ: Вы мне ответьте на вопрос: те, кто говорит, что Аллах ограничен, ошибаются или нет?

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Ученые не говорят, что Аллах ограничен. Но…

 

ЕРСИН АМИРЕ: Те, кто говорят, ошибаются, так? Ахлю Сунна так не говорит, а кто говорит – ошибается. Да?

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Об этом ибн Абидин что сказал? Если дает неправильное значение, то есть, как Арш заключает в себе Аллаха, небеса заключают Аллаха, и подобные этому…

 

ЕРСИН АМИРЕ: Так никто не говорит. Никто не говорит. Зачем вы приводите то, что не говорят?

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Вы это приводите.

 

ЕРСИН АМИРЕ: Ограничен – означает «заключать в себе»?

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Вы это приводите.

 

ЕРСИН АМИРЕ: Нет, я не привожу.

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Вы это говорите.

 

ЕРСИН АМИРЕ: Ой, Субханаллах…

 

Человек в зале: Можно задать вам вопрос?

 

ЕРСИН АМИРЕ: Вы наоборот…

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Аллах не джисм (тело), не орган, не адауат …

 

ЕРСИН АМИРЕ: Хорошо. Я в прошлый раз привел слова ибн Таймии, но вы не приняли их. Земля круглая, когда один говорит, что Аллах здесь, другой говорит, что Аллах здесь…

 

Человек в зале: Я задам вопрос.

 

ЕРСИН АМИРЕ: Нет, я задам вопрос, вы не задавайте. Это мой вопрос. Так, он объясняет это словами: «Аллах это заключает Своей сущностью». Вы соглашаетесь с этим шархом (объяснением) или нет? То есть, соглашаетесь ли вы с тем, что Всевышний Аллах заключает это Своей сущностью?

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Что заключает?

 

ЕРСИН АМИРЕ: Мир. Соглашаетесь?

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Я не знаю этих его слов.

 

ЕРСИН АМИРЕ: Я в прошлый раз прочел их.

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Нет, не знаю.

 

ЕРСИН АМИРЕ: Вы же не соглашаетесь с этими словами? Не соглашаетесь?

 

(Голоса в зале).

 

ЕРСИН АМИРЕ: Подождите же. Скажите мне, соглашаетесь вы или нет.

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Нет. Я об этом не знаю.

 

ЕРСИН АМИРЕ: Значит, не соглашаетесь.

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Я ничего не скажу.

 

ЕРСИН АМИРЕ: Хорошо.

 

Человек в зале: Вы же говорили о том, что «забыл» означает «оставил».

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Я выше сказал, попробуйте повторить это.

 

ЕРСИН АМИРЕ: Тогда вы как объясните? Например, вы объясняете акыду, к вам приходит ученик со словами: «Земля круглая, я здесь говорю, что Аллах наверху, а другой человек говорит, что Аллах там наверху. Как вы это можете объяснить?» Такой вопрос вам задаст ваш ученик. Тогда ответьте сами своими знаниями и акыдой. Слова Ибн Таймии вы не приняли. Это никакая не философия. Земля квадратная или круглая?

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Сподвижники задавали такой вопрос? Или имам приводил? Такого вопроса не было.

 

ЕРСИН АМИРЕ: Был задан вопрос.

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Сподвижники задавали такой вопрос во времена Пророка ﷺ? Не задавали.

 

ЕРСИН АМИРЕ: Потому что они так не понимали это. Если бы они понимали это, как вы, то задали бы.

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Тогда они не говорили этого.

 

ЕРСИН АМИРЕ: Они не понимали в значении хиссий (материальный). Поэтому и не было таких вопросов.

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Смотрите…

 

ЕРСИН АМИРЕ: Когда вы так понимаете, такой вопрос был задан.

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Да… в последний раз посмотрите слова имама Тирмизи. Проверьте, на сколько вопросов он не дал ответа. На слова Абу Хурайры о том, что Аллах рукой…Привел все слова ученых.

 

ЕРСИН АМИРЕ: Все, все. Я не говорил рука могущества. У Аллаха есть сыфат «йад» … Как сказано имаму Ахмаду…

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Об этом имам Тирмизи говорит: Суфьян ибн Уяйна, Малик так не говорят.

 

ЕРСИН АМИРЕ: Как? Про могущество?

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Вот, смотрите.

 

ЕРСИН АМИРЕ: Опять читать, объяснять… все. Давайте закроем.

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Сказано, что столько ученых не говорят. Малик не говорит. Вы как говорите?

 

ЕРСИН АМИРЕ: Они не говорят, что тавиль (толкование) не делается. Они говорят в этом месте, что мы не называем могуществом. И я признаю то, что они против тавиль.

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Вот и все. 

 

ЕРСИН АМИРЕ: Я что делаю тавиль? Я не делаю тавиль. Зачем вы мне говорите об этом, приводя доказательства?

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: В прошлый раз вы делали. Вы сказали «йадуль-кувва» - рука-сила, могущество.

 

ЕРСИН АМИРЕ: Нет, смотрите…

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Они говорят, что это не «йадуль-кувва».

 

ЕРСИН АМИРЕ: Смотрите…

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Не говорят они «йадуль-кувва». Это чьи слова? Малика, Суфьяна ас-Саури, они не говорят так.

 

ЕРСИН АМИРЕ: Да, приведя хадис, я доказал, это во-первых. Во-вторых, я сказал, это тема тавиль, мы же в основе своей берем тафвид, но если мы скажем об этом, то да, я действительно так сказал. Я это возьму.

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Я еще кое-что скажу, если вы ответите. Если не ответите, то не знаю.

 

ЕРСИН АМИРЕ: Вы на сколько моих вопросов не ответили.

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Нет, ответьте на это.

 

ЕРСИН АМИРЕ: Ибн Таймия, Албани ошиблись.

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Субханаллах.

 

ЕРСИН АМИРЕ: Они оказались не учеными саляфов..

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Я вам что-то сказал об этом?

 

ЕРСИН АМИРЕ: Ошиблись в сыфатах имени.

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Вы пришли сюда доказать, что они ошиблись? Давайте я прочту вам одно слово.

 

Человек в зале: Он говорит слова ученых.

 

(Шум.)

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Я скажу это слово, потом давайте закончим. Послушайте, брат. Не нужно. Имам Тирмизи говорит то, что точно все решит. Имам Тирмизи сказал: «Всевышний Аллах берет милостыню правой рукой».

 

ЕРСИН АМИРЕ: Хадис.

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: В шархе к данному хадису имам Тирмизи сказал: «Этот хадис сахих». Хасан сахих. Позднее он сказал: «Многие ученые берут этот хадис. Так, он сказал:  

و لا يؤالي كيف

«И не говорит какой».

 

Это пришло от Малика, Суфьян ибн Уайны, Абдуллах ибн Мубарака.

أمرها كما بلا كيف

«Берите как без образа».

 

ЕРСИН АМИРЕ: Да…

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: В продолжении что сказано? Такова акыда Ахлю Сунны уаль Джамаа.

و أما

Что касается джахмитов, по словам Тирмизи, они не признают этот хадис.

 

ЕРСИН АМИРЕ: Да.

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Они сказали, что это ташбих (уподобление).

 

ЕРСИН АМИРЕ: Хаваридж тоже не признают.

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Да. Они сказали, что это ташбих. Все.

 

ЕРСИН АМИРЕ: Они отрицают хадис.

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: И они говорят, что Аллах в нескольких местах в Коране сказал:

اليد و السمع و البصر

Всевышний Аллах в нескольких местах в Коране сказал, что у Него есть руки, Он видит и слышит.

 

ЕРСИН АМИРЕ: Да, в Коране пришло, верно.

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Джахмиты, делая на это тавиль, сказали тафсир, который не говорили ученые Ахлю Сунна. Что они сказали?

إن الله لم يخلق آدم بيده

«Воистину Аллах не создал Адама Своей рукой».

 

ЕРСИН АМИРЕ: Мм.

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Это слова джахмитов.

 

ЕРСИН АМИРЕ: Да.

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Они сказали, что Аллах не создал Адама Своей рукой.

 

ЕРСИН АМИРЕ: Вы же говорите, что Аллах сотворил Своей рукой, верно?

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Мы говорим, что Аллах сотворил Своей рукой. Это говорит имам Тирмизи…

 

ЕРСИН АМИРЕ: Вопрос к вам.

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Послушайте же эти слова.

 

ЕРСИН АМИРЕ: Хорошо.

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Послушайте. Вопрос, вопрос…

 

ЕРСИН АМИРЕ: Хорошо.

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Это слова, где имам Тирмизи нам говорит об акыде Ахлю Сунны.

 

ЕРСИН АМИРЕ: Хорошо, хорошо.

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Что же он говорит? О том, что Аллах не сотворил его Своей рукой, говорят джахмиты.

 

ЕРСИН АМИРЕ: Да. Понятно.

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: В прошлый раз вы сказали это. Вы сказали «кувва». Сделали тавиль.

 

ЕРСИН АМИРЕ: Я привел хадис Пророка ﷺ.

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Нет, вы не приводили.

 

ЕРСИН АМИРЕ: Приводил (смеется).

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: В том месте Пророк ﷺ не сказал про сотворение Своей рукой.

 

ЕРСИН АМИРЕ: Это доказательство к могуществу руки.

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Это слова джахмитов.

 

ЕРСИН АМИРЕ: Нет, я не говорил, что возьму их слова.

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Касаемо слов имама Тирмизи, это слова джахмитов.

 

ЕРСИН АМИРЕ: Я ответил касаемо арабского языка.

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Вы ответили касаемо арабского языка. Но что вы сказали? Вы сказали, что значение руки – «кувва».

 

Вы говорите словами джахмитов. Имам Тирмизи говорит о том, что слова «рука – это кувва» говорят джахмиты. Он говорит, что об этом говорят Малик, Суфьян ибн Уяйна, Абдуллах ибн Мубарак, все говорят об этом. Далее сказал…

 

ЕРСИН АМИРЕ: О том, что «рука – это кувва» говорится и в некоторых местах в тафсире Корана ибн Аббаса.

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Но саляфы его так… Это значение тоже есть, приходит в значении «кувва», но…

 

ЕРСИН АМИРЕ: Ибн Аббас в некоторых местах делает тафсир.

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Нет. Такого тафсира нет.

 

ЕРСИН АМИРЕ: Такой тафсир есть.

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Однако в этом месте имам Тирмизи.

 

ЕРСИН АМИРЕ: В аяте «وَالسَّمَاءَ بَنَيْنَاهَا بِأَيْدٍ» - «Мы воздвигли небо своею мощью» (51:47) …

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ:  «بِأَيْد» - «биайди» это другое. «بِأَيْد» это другое.

 

ЕРСИН АМИРЕ: Это означает «بقوة» - мощью.

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ:  «بِأَيْد» - это «قوة». Здесь я не говорю об этом. Я вам говорю о «خلق آدم بيده» - «Аллах создал Адама Своей рукой». Об этом аяте я веду речь.

 

ЕРСИН АМИРЕ: А что насчет «عَمِلَتْ أَيْدِينَا» - «сотворено Нашей мощью» (36:71)?

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Не заходите в другие аяты. Мы вели речь об этом аяте. Да? Всевышний Аллах Адама (а.с) … В этом месте проблема в наличии руки. Вот в чем проблема. Не в том, чтобы прыгать с одного аята на другой. У разных аятов разный тафсир. К «بِأَيْد» пришел другой тафсир, если вы меня спросите, я бы сказал, что к нему другой тафсир. Вы не путайте это. Об этом говорит. Джахмиты что сказали? Они сказали, что Аллах не сотворил Адама (а.с) Своей рукой. Они сказали:

إن معنى اليد ههنا القوة

«Воистину смыл йада здесь мощь».

 

ЕРСИН АМИРЕ: Хорошо.

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Все. Имам Тирмизи (р.а) приводит нам, что джахмиты говорят о том, что значение руки – это «кувва». И продолжать нет смысла.

 

ЕРСИН АМИРЕ: Понятно. Теперь, Оке, вам вопрос. Аллах создает Своей рукой или Своим могуществом?

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Сказано, что Аллах сотворил рукой, мы говорим, что сотворил рукой. Все.

 

ЕРСИН АМИРЕ: Нет, в общем, Аллах знает Своим знанием.

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Об этом позже…

 

ЕРСИН АМИРЕ: Он знает Своим знанием. Создает же Он могуществом или рукой?

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Проблема, брат, в …

 

ЕРСИН АМИРЕ: Всевышний Аллах создает по Своему могуществу? Или нет?

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Послушайте же...

 

ЕРСИН АМИРЕ: Сейчас я…

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Я же отвечаю!

 

ЕРСИН АМИРЕ: Я сейчас хочу объяснить вам, что выйдет из вашей акыды.

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Давайте я отвечу. Можно я отвечу?

 

ЕРСИН АМИРЕ: Создает по Своему могуществу или Своей рукой?

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Можно я отвечу?

 

ЕРСИН АМИРЕ: Да.

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Можно я отвечу?

 

ЕРСИН АМИРЕ: Да..

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Вы болтаете, не закрывая рта. Хочу ответить, но вы не даете.

 

ЕРСИН АМИРЕ: Отвечайте, отвечайте.

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Астагфируллах. Всевышний Аллах сказал, что создал Своей рукой. Слова Аллаха о том, что Он создал Своей рукой противоречат ли тому, что Он создал Своим могуществом? Как противоречит? Не противоречит. Зато здесь проблема: Всевышний Аллах…

 

ЕРСИН АМИРЕ: Говоря Своей рукой мы понимаем это, как взять рукой и сотворить, разве не так?

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Всевышний Аллах сказал, что сотворил рукой, вы сказали, что это «кувва», а это слова джахмитов, как сказал имам Тирмизи.

 

ЕРСИН АМИРЕ: Хорошо, как вы сказали…

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: И…

 

ЕРСИН АМИРЕ: Ад-Дарими, большой ученый, которого вы приводили, сказал:

مسه متيسا و عالجه معالجة

Так он объясняет создание двумя руками. То есть, «сотворил, держа, иначе говоря, прижимая». Вот, акыда.

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Имам Тирмизи (р.а) привел это, вы сказали слово «кувва» - это слова джахмитов.

Это приводит Малик…

 

ЕРСИН АМИРЕ: Не стоит соревноваться, говоря о том, кто сказал «кувва». Я больше не скажу

«кувва», хорошо.

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Вы раскаиваетесь? Раскаиваетесь в этом?

 

ЕРСИН АМИРЕ: Я доверяю смысл Аллаху.

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Значит, вы раскаиваетесь в сказанных вами ранее словах?

 

ЕРСИН АМИРЕ: Если нужна тема тавиль…

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Подождите, вы раскаиваетесь в этом?

 

ЕРСИН АМИРЕ: Голень берется в значении «силы»?

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Давай поговорим об этом.

 

ЕРСИН АМИРЕ: Какая разница, голень или рука?

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: О голени еще не было речи. В эту тему мы не зайдем.

 

ЕРСИН АМИРЕ: Почему не зайдем?

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Об этом есть слова ученых.

 

ЕРСИН АМИРЕ: От ибн Аббаса…

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Вы на прошлом уроке…

 

ЕРСИН АМИРЕ: От ибн Аббаса же приходит тавиль.

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Это не тавиль, это шарх.

 

ЕРСИН АМИРЕ: Тавиль.

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Астагфируллах. Вы на прошлом уроке так сказали: «يد» (рука) - это «قوة» (мощь).

Имам Тирмизи что говорит? «قوة» (мощь) - это слова джахмитов.

 

ЕРСИН АМИРЕ: Хорошо. Я привел слова имама Ахмада от ибн Касира: Где Аллах приходит, приходит савап (награда).

 

ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ: Он не сказал, что это его слова. Это слова Суфьян ас-Саури, Малика.

 

ЕРСИН АМИРЕ: Хорошо, понятно. Спасибо. Пусть Аллах будет доволен.

 

 

 

سبحانك اللهم و بحمدك أشهد ان لا اله الا انت أستغفرك

Субханакя Аллахумма ва бихамдикя, нашхаду ан ля иляха илля анта, настагфирукя ва натубу иляйкя.
 

«Пречист Ты Аллах, и хвала Тебе, свидетельствую, что нет никого достойного поклонения кроме Тебя, прошу прощения у Тебя и каюсь Тебе».
 

 

 

Отзывы читателей (0)

Материал закрыт для комментирования.
00:00
00:00
Created with Sketch. {{!-- --}} {{!-- --}} {{!-- --}} Created with Sketch. Asset 1mdpi