Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Иминов Нурмухаммад
- Канатали Такиров
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев
Видео версия | Аудио версия | Озвучивает: Мади Рахман
ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ:
- Где приводится, что Аллах ограничен чем-то?
ЕРСИН АМИРЕ:
- Вы остановитесь на словах Ибн Таймии? Его акыда правильна или нет?
ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ:
- Я привожу Вам слова «мутакаддимов» (предшественников), а вы затрагиваете «мутааххиров» (последующих, поздних) ученых. И так, как я говорил ранее, это приводится от сахабов. Вы же хотите сказать, от сахабов нет никаких раваятов, что Аллах на арше?
ЕРСИН АМИРЕ:
- В слове «Аллах сделал «истиуа» над Троном» нет никаких проблем. Абу Бакр Ибн аль-Араби говорит: «мы принимаем слова: «Аллах Субханаху ва Тааля фи ас-сама (на небе) – в качестве атрибута Аллаха».
ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ:
- Давайте, Вы послушаете меня до конца. «Аллах находится на высоте седьмого неба» - такова акыда сахабов, об этом я говорил ранее, также привел их слова и хадисы из Сборников Бухари и Муслим. Насчет этого Вы не высказали свое мнение, и перешли на тему «арш».
ЕРСИН АМИРЕ:
- Я отвечу вам насчет этого.
ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ:
- Вы сказали: «В чем проблема, если будем говориться, что Он на небе, а не над троном?», в таком случае я приведу Вам слова сахабов относительно «арша». Имам Байхаки в книге «Аль-асма вас-сыфат», Ибн Хузейма в книге «Ат-Таухид», Имам Дарими в книге «Ар-рад аля джахмия», все они приводят слова Ибн Масуда (رضى الله عنه): «Арш находится над водой, а Аллах над аршем и Он ведает о всякой вещи», тут приводится предлог "فوق" (над), тут не упоминаются слова: «истива», «аля» (на, над), «في» (в). Эти слова дошли правильным путем, также это приводят ученые Ахлю Сунны. От сахабов передаются множество изречении о том, что Аллах на небе, некоторые из них я уже упомянул и это является акыдой сахабов. Когда Пророка (ﷺ) спросили «Где Аллах?», он ответил: «На небе», этот хадис передает Имам Муслим.
ЕРСИН АМИРЕ:
- В какой главе Имам Байхаки делает этот риваят? Я открою эту главу.
ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ:
- На странице 401
ЕРСИН АМИРЕ:
- Нет, скажите в какой главе, т.к. есть отличия в изданиях книги.
ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ:
- Глава и издание книги не приводятся. Имам Бухари привел в главе "خلق أفعال العباد" – «Халк афъали ибад», Имам Ибн Каййм аль-Джаузийя привел в книге «Ас-Саваик аль-мурсаля» несколькими путями слова Ибн Масуда (رضى الله عنه). Как упоминалось выше, мы понимаем религию, как понимали её сахабы, мы не говорим того, чего они не говорили, и мы не выходим за рамки их установленных правил. От Пророка (ﷺ), от госпожи Айшы (رضى الله عنها), от Зайнаб бинт Джахш (رضى الله عنها) и от других сахабов передается, что Аллах находится на высоте седьмого неба. От Ибн Масуда (رضى الله عنه) передалось, что Аллах над «аршем». Все аяты и хадисы в общем смысле указывают на это. Например, "نزول الأشياء من الله" (ниспослание чего-либо от Аллаха); "إليه يصعد الكلم الطيب" (к Нему поднимаются благие слова, мольба); «والعمل الصالح يرفعه" (и праведные дела поднимаются к Нему). Слово «подниматься» означает подъем чего-либо снизу-вверх, также приводятся много аятов о ниспосланиях от Аллаха свыше, например, аят "تنزيل من رب العالمين" (Поистине этот (Коран) – ниспослание Господа миров).
ЕРСИН АМИРЕ:
- Откуда ниспослался Коран?
ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ:
- От Аллаха.
ЕРСИН АМИРЕ:
- Коран ниспослался с неба? Откуда и куда был ниспослан Коран в ночь предопределения?
ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ:
- Вы хотите сказать, что в ночь предопределения Коран был ниспослан из «байтуль мамур» (небесный храм)?
ЕРСИН АМИРЕ:
- После этого ангел Джабраил ((عليه السلام в течении 23 лет доносил оттуда откровения Пророку (ﷺ).
ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ:
- В хадисах относительно существовании «байтуль мамур» ставится под вопросом. Но, касательно этого нет разногласий, например, "إليه يصعد الكلام الطيب" (к Нему поднимаются благие слова, мольба), или же "تنزيل من رب العالمين" - «Это (слова Корана) – ниспослание от Господа миров».
ЕРСИН АМИРЕ:
"يا هامان ابن لي صرحا..", (Фараон тогда сказал: О, Хаман! Построй мне высочайшую башню, чтобы я достиг путей – путей в небеса – и смог увидеть Бога Мусы)!
ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ:
- Приводится достоверный хадис Пророка (ﷺ)в книгах «ас-Сахихайн», что он сказал: «Разве вы не веруете в меня, тогда как я являюсь доверенным того, Кто на небе?». Или же, поднятие к Аллаху чего-либо. В аяте говорится: "تعرج الملائكة و الروح..." - (Ангелы и Джибрил поднимаются).
ЕРСИН АМИРЕ:
- В каком месте сказано, что поднимается к Аллаху? Имеете ввиду слово "إليه" (к нему)?
ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ:
- Да.
ЕРСИН АМИРЕ:
- Слово «илайхи» означает то, что указывает на местоположение, Вы имеете ввиду это?
ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ:
- Под этим словом подразумевается «урудж» (подниматься), что в переводе с арабского языка означает - восходить, подниматься.
ЕРСИН АМИРЕ:
- Слово "تعرج" означает «подниматься», но откуда и куда поднимаются? Вы утверждаете, что поднимаются к Аллаху, т.к. есть ключевое слово "إليه" (к нему), не так ли? Теперь, приведу пример, Аллах сказал: «О, Иса! Я упокою (завершу твое пребывание на Земле) тебя и вознесу тебя к Себе». Означают ли слова «вознесу тебя к Себе», что Аллах на небе? Тут слово "إلي" – «иляйя» (к Себе) означает на возвышенность.
ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ:
- Т.е. на второе небо.
ЕРСИН АМИРЕ:
- Да на второе небе, т.к. Пророк Ииса ((عليه السلام на втором небе. Слово «иляйя» (к Себе), мы не должны понимать, что Аллах буквальном смысле возносит к себе.
ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ:
- Нет, Вы не можете делать такой вывод сопоставив вознесение Исы ((عليه السلام на второе небо и нахождение Аллаха. Доказательством нахождение Аллаха служат ниспослания от Аллаха откровений, к Нему поднимаются ангелы, к Нему поднимаются все деяния. Самым весомым доказательством является вознесение Пророка (ﷺ). Пророк (ﷺ) вместе с ангелом Джабриилом ((عليه السلام вознесся во все врата семи небес, и вознесся к Аллаху. «Вахи» (откровение) от Аллаха Пророк (ﷺ) мог бы получить и на земле, но Всевышний Аллах возвышая степень Пророка (ﷺ), вознес его к Себе.
ЕРСИН АМИРЕ:
- «Вахи» было ниспослано и на земле.
ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ:
- Но ведь намаз стал обязанностью там. Событие Мирадж, является одним из основных доказательств. Всевышний Аллах возвысил к себе Пророка (ﷺ) и когда Пророк (ﷺ) дошел до врат седьмого неба Ангел Джибриль остался в «Сидрат аль-мунтаха» (Лотос Крайнего Предела) и Аллах оказал ему честь разговаривать с Ним. Это указывает нам, что Аллах находится на самой возвышенности отдельно от созданий.
ЕРСИН АМИРЕ:
- Во-первых, Слова Зайнаб (رضى الله عنها) Имам Табари приводит как: «Для меня было ниспослано решение Аллаха с высоты семи небес». Во-вторых, если рассматривать слова сахабов, то они лишь говорили так, как это приводится в Коране и хадисе. Они не разъясняли, что предлог «في» - «фии» (в) пришло в значении предлога «аля» (на), и не разъясняли понятие "علو" (возвышенность).
ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ:
- Мы тоже говорим так, как приводится в Коране и Сунне, мы понимаем религию так, как это понимали сахабы.
ЕРСИН АМИРЕ:
- Разве Имам Абу Ханифа не разъяснил нам, как понимали тот или иной вопрос сахабы? Скажите, акыда Имама Абу Ханифы являтся правильной или нет?
ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ:
- Я ранее сказал, что мы не останавливаемся только на одном человеке. Известно, что Абу Бакр, Умар, Усман и Али (رضى الله عنهم) , а также имамы четырех мазхабов иногда ошибались в некоторых вопросах.
ЕРСИН АМИРЕ:
- Ранее Вы привели хадис, в котором Ибн Аббас (رضى الله عنه) говорит относительно хаджа: «Я боюсь, что вот-вот упадут на вас камни с небес!». На самом деле в этом хадисе не упоминаются такие слова.
ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ:
- Этот хадис приводится в Сахих Бухари.
ЕРСИН АМИРЕ:
- В этом хадисе Урва Ибн Аз-Зубайр сказал Ибн Аббасу: «Абу Бакр и Умар сильнее тебя следовали за Посланником Аллаха (ﷺ)и лучше тебя знали о нем». До этого времени я приводил слова Абу Ханифы, Имама Ат-Тахави, они лучше знают акыду саляфов, чем я и вы, они установили эти правила.
ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ:
- Вы думаете, мы должны оставлять слова сахабов и брать в доводы ученых пришедших после них?
ЕРСИН АМИРЕ:
- Нет, я имею ввиду, мы должны понимать религию так, как они нам разъяснили. Абу Бакр Ибн аль-Араби говорит в книге «Арида аль-Ахвази», что слово «фи ас-сама», также, как и муташабихаты (рука, глаза) является одним из сыфатов (атрибутов) Аллаха. Но этот сыфат, во-первых, не в значении «джиха» (направление), во-вторых, если подробно рассматривать основу вашей акыды, можно сделать вывод, что мы находимся не под Аллахом, а внутри Него.
ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ:
- Внутри? Упаси Аллах, не говорите, того, что не было сказано.
ЕРСИН АМИРЕ:
- Скажите, вы принимаете слова Ибн Таймии или нет?
ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ:
- Я привожу его слова. Откуда вы взяли слова, что мы внутри Аллаха?
ЕРСИН АМИРЕ:
- Он растолковал сыфат Аллаха «Аль-Мухит» (Всеобъемлющий), как Объемлющий своим знанием и своей сущностью, не так ли? Например, в книге "بيان تلبيس الجهمية" – «Баян тальбис аль-Джахмия» говорится, что шейха спросили: «Если Аллах объемлет нас со стороны арша, почему в дуа наши руки направлены вверх, а не вниз?». Он отвечает: «Поднимать руки во время дуа к вверху ближе (к Аллаху)». Далее он приводит пример: «Будет легче полететь в небо прямым образом, чем попасть туда через землю». Исходя из этого, получается, что Аллах объемлет, охватывает нас.
ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ:
- Послушайте, этого я вам не говорил. Я разве сказал, что какой-то ашаритский ученый сказал так-то и вы тоже так говорите? Я вам изначально сказал, что ашариты и матуридиты расходятся во мнениях. Во-первых, ашаритская и матуридитская акыда не исходит из одной точки зрения.
ЕРСИН АМИРЕ:
- В каких вопросах?
ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ:
- Во-вторых, среди ученых есть разногласия. Я говорю исходя из Ваших сказанных слов, и требую этого и от Вас. Вы же приписываете мне слова Ибн Таймии, шейха Усаймина. Извольте не делать «исбат» (утверждение) того, чего я не говорил.
ЕРСИН АМИРЕ:
- Таким образом, акыда этих ученых в этих вопросах неправильна?
ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ:
Ибн Таймия не Пророк (ﷺ), у него есть ошибочные мнения в некоторых вопросах.
ЕРСИН АМИРЕ:
- Не все являются пророками, сахабы к примеру.
ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ:
- К примеру, Ибн Таймия говорит, что ад не вечный, с этим мы с ним не согласны.
ЕРСИН АМИРЕ:
- Тогда посредством кого мы узнаем правильную акыду? Какими книгами нам руководствоваться? Например, "شرح العقيدة الوسطية" – «Шарх акыда васатыя» является правильной или нет?
ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ:
- Я никогда не говорил, что слова Ибн Таймии на 100% истина. Я Вам в начале про это сказал, Вы же снова затрагиваете эту тему. Я сказал, что в доказательство мы берем то, в чем сахабы сделали "إجماع" – «иджма» (единогласие, консенсус). О тех местах, где имеются разногласия, я не говорю, что именно это истина. Если среди саляфов в каком-то вопросе есть «إجماع», это мы берем в доказательство, мы не можем брать в качестве доказательства слова только одного саляфа, относительно этого есть свои условия, тут надо прибегнуть к Корану.
ЕРСИН АМИРЕ:
- Как можно судить так в вопросах акыды, как мы можем говорить, что акыда имама Абу Ханифы, это только его акыда, ведь он является Имамом Ахлю Сунны.
ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ:
- Нет, не говорите так. Ерсин, я скажу Вам, у имама Абу Ханифы было немного из «мурджиитской» акыды (учение секты мурджиитов в том, что для спасения души достаточно одной веры, а совершение добрых дел откладывается). Он был "مرجأة الفقهاء" – «Мурджаатуль-фукаха». Согласны или нет? Было такое у него или нет?
ЕРСИН АМИРЕ:
- В каком вопросе у него проявляется «ирджа» - «откладывание»? Вы имеете ввиду его слова: «الإيمان لا يزيد و لا ينقص» (Вера не увеличивается и не уменьшается).
ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ:
- Да, он говорит, что вера не увеличивается и не уменьшается и что деяния не входят в основы веры. Это противоречит ашаритской акыде.
ЕРСИН АМИРЕ:
- В чем разница между теми, кто говорят, что деяния входят и имамом Абу Ханифой, который сказал, что не входят?
ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ:
- Давайте не будем затрагивать этот вопрос. Потому что здесь много разногласий по поводу "اختلاف لفظي و اختلاف حقيقي" – «словесное разногласие и действительное». В общем, я хочу сказать, давайте не перепрыгивать из одной темы на другую. Итак, Вы соглашаетесь с имамом Абу Ханифой в этом вопросе, Вы принимаете его мурджиитскую точку зрения?
ЕРСИН АМИРЕ:
- Если правильным образом понимать акыду Великого имама Абу Ханифы, в этом нет никакой проблемы.
ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ:
- Как это так? Если он не включает деяния человека в основы веры, тогда Вы считаетесь «мурджием». Что сказали ученые насчет этого? Хасан аль-Басри сказал: «Если кто-либо утверждает, что иман увеличивается и уменьшается, что деяния человека входят в одну из основ веры, и что «истисна» принимается, то он полностью чист от «ирджа»». Не так ли?
ЕРСИН АМИРЕ:
- Имам Ибн Хаджар аль-Аскаляни пишет в своей книге «Фатху ал-Бари» относительно этого вопроса: «Мурджиты говорят: «Иман – это слова и убеждение», хариджиты же говорят: «Иман – это слова и деяния», а саляфы (предшественники) говорят: «Иман – это слова и деяния»». Теперь, в чем разница между хариджитами и саляфами? Разница вот в чем, как говорит Имам Аскаляни: "السلف جعلوا الأعمال شرطا في كمال الإيمان و الخوارج جعلوه شرطا لصحة الإيمان" «Саляфы считают, что условием совершенной веры, являются деяния», т.е. если у тебя нет деяний, это не значит, что ты «кафир» (неверующий). Теперь, в чем же разница между этим сказанным и словами Имама Абу Ханифа, что деяния не является одним из основ веры?
ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ:
- Во-первых, эти слова Имама Ибн Хаджара аль-Аскаляни являются лично его словами, его «иджтихадом» (самостоятельное венесенное решение) и акыда Имама Ибн Хаджара аль-Аскаляни…
ЕРСИН АМИРЕ:
- Его акыда неправильная?
ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ:
- Я не говорю, что его акыда неправильная, почему вы забегаете вперед.
ЕРСИН АМИРЕ:
- Хорошо, продолжайте, то что начали говорить.
ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ:
- Я изначально ознакомил Вас с моей позицией, и прошу говорить со мной соответственно этому, не приписывая мне слова какого-нибудь ученого. Мы не считаем, если у человека нет деяний, значит у него только лишь несовершенная вера. Мы считаем, что деяния основа имана. Деяния человека делятся на: "عمل القلب" (деяния сердца), "عمل اللسان" (деяния языка), "عمل الجوارح" (деяния тела). Например, "خشوع و إخلاص و خوف و محبة – عمل" (покорность, искренность, страх, любовь – это все являются деяниями) и они не входят в «камаль» (совершенство). Всевышний Аллах говорит: "و على الله فتوكلوا إن كنتم مؤمنين" «На Аллаха Единого положитесь во всех своих делах, если вы искренне веруете!». Если в сердце человека не будет даже немного упования, немного любви, страха , то это не означает, что у него есть вера. Если в сердце человека отсутствует любовь к Аллаху, страх перед Ним и упование на Него, это не говорит, что у него лишь несовершенная вера, а об отсутствии его полностью и он неверующий. Поэтому слова Ибн Хаджара аль-Аскаляни в этом вопросе не имеют силу, к тому же он является из «мутаахиров» (пришедшие позже ученые).
ЕРСИН АМИРЕ:
- Слова Имама Абу Ханифы в этом вопросе…
ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ:
- У Имама Абу Ханифы были ошибки в вопросах акыды. Можете сказать, что их не было?
ЕРСИН АМИРЕ:
- Не было.
ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ:
- Я с вами не согласен.
ЕРСИН АМИРЕ:
- Я полностью принимаю и соглашаюсь с акыдой Имама Абу Ханифы.
ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ:
- Нет, Вы с ним не согласны. Имам Абу Ханифа не делал тафвид, чуть позже я приведу его слова.
ЕРСИН АМИРЕ:
- Можете привести его слова прямо сейчас, ранее я говорил, что я понимаю религию, так как разъяснили наши Имамы.
ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ:
- Во-первых, мы к этому постепенно дойдем, сначала мы начали с аятов, привели хадисы Пророка (ﷺ), теперь мы остановились на словах сахабов.
ЕРСИН АМИРЕ:
- Хорошо, если рассмотрим аяты и хадисы. В Коране приводится слово «في السماء» - «фис-самаа», например, аят: «و هو الله في السماوات و في الأرض» - «Он-Аллах в небесах и на земле», "و الذين كفروا أعمالهم كسراب بقيعة يحسبه الظمآن ماء حتى إذا جاءه لم يجده شيئا و وجد الله عنده فوفاه حسابه و الله سريع الحساب" - «А у тех, которые стали неверными, деяния их подобны миражу в пустыне. Жаждущий считает его водой, а когда подойдет к нему, видит, что это – ничто. И находит у себя Аллаха, Который полностью воздает ему его расчет». Если рассмотрим хадисы, есть например хадис: "أنت الظاهر فليس فوقك شيء و أنت الباطن فليس دونك شيء" – «Ты Возвышен и нет ничего над Тобой и Ты Ведающий сокровенное и нет ничего под Тобой». Имам Байхаки, о которым Вы ранее упоминали, говорит в книге «الأسماء و الصفات» - «Имена и атрибуты»: «Если нет ничего ни под Ним, ни над Ним, значит, Он не занимает место».
ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ:
- Но ведь еще, в Коране очень много встречается слово «عند الله» (перед Аллахом), «عند» (перед) означает «ظرف» (обстоятельственное слово).
ЕРСИН АМИРЕ:
- Почему бы не сделать «тавиль» (толкование) на все это?
ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ:
- Тут не обязательно делать «тавиль», т.к. слово «عند», пришло в значении «зохир» (в ясном значении), "المتبادر إلى الزهن" (Первое, что приходит в голову).
ЕРСИН АМИРЕ:
- Но Вы, к примеру, слово «عند» в Коране, говорите, что она в таком-то значении, в аяте: «و هو الله في السماوات و في الأرض» - «Он-Аллах в небесах и на земле», что слово «في» - «фии» в таком-то значении, и что в аяте «وجد الله عنده» - «Нашел Аллаха перед ним» такое-то значение, не так ли? Все это Вы приводите в таком значении, чтобы привести к тому, что Аллах на небе.
ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ:
- На то, что Аллах на небе нам указывает сам аят, тем более это приводится в хадисах, об этом сказали сахабы, с этим мы не можем ничего поделать.
ЕРСИН АМИРЕ:
- Я вам сказал это ранее, что Имамы нам разъяснили то, как понимали религию сахабы Пророка (ﷺ).
ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ:
- Почему мы не прибегнем напрямую к словам сахабов, а не к ученым, слова которых противоречат их словам?
ЕРСИН АМИРЕ:
- Как я уже сказал, во временя сахабов такие вопросы не затрагивались.
ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ:
- Нет, Вы не правы. Получается исходя из ваших слов, Вы не понимаете слова сахабов, их слова Вам разъясняют те, кто пришли позже.
ЕРСИН АМИРЕ:
- Разве такие Имамы, как Абу Ханифа, Имам Таухави не разъяснили нам акыду сахабов?
ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ:
- Во-первых, Речь Аллаха, Коран, ниспослался нам на ясном арабском языке и Пророк (ﷺ) разговаривал с точностью на арабском языке, правильной речью (красноречиво). Не так ли?
ЕРСИН АМИРЕ:
- Я изначально Вам сказал, что я понимаю религию так, как нам это объяснили имамы, в качестве примера привел Великого имама Абу Ханифу (رحمه الله) , Имама ат-Тахави (رحمه الله), и прошу Вас судить по их словам.
ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ:
- Не торопитесь, я постепенно иду к этому.
ЕРСИН АМИРЕ:
- У меня мало времени, т.к. в 19:30 у меня назначена встреча, на часах уже 18:30, а мы договорились закончить этот разговор до шести.
ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ:
- Итак, я уже привел доводы из аятов и хадисов.
ЕРСИН АМИРЕ:
- Может, сразу перейдем к словам имама Абу Ханифы?
ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ:
- К этому мы идем. Как я уже говорил, сам аят нам указывает на это, و "صعود الأشياء إليه" "نزول الأشياء منه تعالى" - «возвышение и ниспускание вещей от Него», также привели хадис Пророка (ﷺ), привели слова сахабов.
ЕРСИН АМИРЕ:
- Проблема заключается в понимании смысла всего этого.
ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ:
- В таком случае, можем остановиться на словах тех ученых, как Имам Абу Ханифа, которые разъяснили, как понимали сахабы тот или иной вопрос.
ЕРСИН АМИРЕ:
- Приведите мне слова имама Абу Ханифы.
ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ:
- Эти Ваши слова не подобают ищущему знания. Я тут привожу слова сахабов, а Вы требуете слова имама Абу Ханифы.
ЕРСИН АМИРЕ:
- Я же вам в начале сказал, я понимаю так, как нам разъяснили Имамы и я прошу у Аллаха оживить меня вместе с ними. Например, Имам Абу Ханифа, сказал, что некоторые приведенные аяты или другое мы не должны понимать в значении расстояния, т.е. буквально, и мы не придаем «джисм» Аллаху.
Слушатель (задает вопрос):
- Ерсин, Вы полностью прочли книгу шейха Усаймина?
ЕРСИН АМИРЕ:
- Да, прочитал полностью.
Слушатель:
- А книгу Ибн Таймии тоже полностью прочли?
ЕРСИН АМИРЕ:
- Да, прочитал полностью.
Слушатель:
- Какие книги?
ЕРСИН АМИРЕ:
"بيان تلبيس الجهمية في تأسيس بدعهم الكلامية" – «Баян тальбис аль-Джахмия фи тасиси бидъихим аль-кялямия» из издательства Саудии, которая имеется у меня, также имеется его книга "الرسالة العرشية" – «Рисаля аршия», книга Ибн Каийма "إجتماع الجلوس الإسلامية" – «Иджма джулюс ислямия», и книга Имама Захаби "العلو للعلي الغفار" – «Аль-улю Лиль-Алийль-Гоффар»...
Слушатель:
- Хорошо, этого достаточно. Еще один вопрос, приводятся слова четырех имамов. Например, Имам Абу Ханифа говорит: «Сахих хадис – это мой мазхаб», есть ли такое или нет?
ЕРСИН АМИРЕ:
- Есть. Так говорит каждый богобоязненный человек.
Слушатель:
- Имам Малик сказав: «Всем нам присуще ошибаться, кроме владельца этой могилы», - указал на могилу Пророка (ﷺ).
ЕРСИН АМИРЕ:
- Да.
Слушатель:
- Имам Ахмад сказал: «Берите оттуда, где мы брали».
ЕРСИН АМИРЕ:
- Он сказал это «муджтахидам» (тем, кто могут принимать богословское решение), а не нам.
Слушатель:
- Теперь, вопрос к Вам: «Есть ли вероятность, в том, что эти люди ошиблись в этом вопросе?».
ЕРСИН АМИРЕ:
- Я не могу сказать, что ученые, которые закреплены Имамами Ахлю Сунны в акыде, ошиблись в этом вопросе, в целой главе.
Слушатель:
- Нет, я не имею ввиду в целой главе.
ЕРСИН АМИРЕ:
- В главе «Об именах сыфатах» я считаю акыду Имама Абу Ханифы правильной.
Слушатель:
- Т.е. возможно ли, что они ошибались? Ведь они не пророки.
ЕРСИН АМИРЕ:
- Да, возможно. Но если посудить с призмы вероятности, и сахаба мог ошибиться и табиин.
Слушатель:
- Конечно, только Пророк (ﷺ) не ошибался. Давайте будем брать за основу это.
ЕРСИН АМИРЕ:
- Еще передатчик хадиса мог ошибиться. Правильно?
Слушатель 2:
- Брат Алмаз, кто знает брата Октама лучше, Вы или я?
Слушатель 1:
- Конечно я.
Слушатель 2:
- Т-еперь, кто знает Пророка (ﷺ) лучше, его сахабы или Ибн Таймия, ответьте только «да» или «нет».
Слушатель 1:
- Сахабы.
Слушатель 2:
- А теперь, кто знает сахабов лучше, Абу Ханифа или Ибн Таймия?
ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ:
- Слова сахабов я приведу Вам, не торопитесь. Шейх Ислам Аль-Ансари приводит в своей книге «Аль-Фарук», что Абул Мутъи аль-Хакам ибн Абдулла аль-Балхи спросил у имама Абу Ханифы: «Если какой-либо человек скажет, что он не знает Аллаха, как на небе или на земле, то что это значит?», - и что Имам ответил на этот вопрос сказав: «Тот, кто сказал так – неверующий, потому что Милостивый вознесся на Трон, а Трон Его на высоте седьмого неба». Также имам Захаби приводит этот риваят в своей книге «Возвышение» - "العلو".
Также Имам Ибн Кудама аль-Макдиси приводит в своей книге "إثبات العلو" – «подтверждение возвышения», что Имам Абу Ханифа сказал: «Тот, кто отрицает, что Аллах на небе, тот является кафиром (неверующим)».
ЕРСИН АМИРЕ:
- Давайте остановимся на словах имама Абу Ханифы, т.к. время ограничено. Ученый Яхья Ибн Маин, сказал про Аль-Балхи: "مرجئ كذاب" (он мурджит и лжец), а Имам Ахмад сказал, что от него не должно ничего передаваться; эти слова Вы можете найти в книге "ميزان الاعتدال" – «Мизануль-Игтидаль» Имама Захаби, поэтому его слова для меня не являются аргументом. К тому же Вы приводите это с книги «аль-Фарук» Аль-Ансари, а в этой книге встречаются много «ташбихов» (уподобление). Даже там говорится, о запрете брака с ашаритами, также там говорится, что Аллах приказал горам склониться перед Ним, чтобы Он поставил ногу, тогда все горы возгордились кроме горы Тур. Таким образом этот ученый относится к «мушаббихам» (уподобляюшим). А что касается слов Абу Мутъи аль-Балхи, оно пришло в риваяте Абу Ляйс ас-Самарканди, там не говорится, что Милостивый вознесся на трон, а наоборот в шархе этого риваята говорится, что человек словами «Я не знаю Аллаха на небе или на земле», придает Аллаху место, и поэтому выходит из религии. Таким образом, этот передатчик не является достоверным. Я основываюсь на книге «Фикх Акбар» Хаммада сына имама Абу Ханифы и на книге «Аль-Васыя», там говорится, если «истива» Аллаха – это «истикрар» (утверждение), то где Он был до создания арша? Там также говорится, что когда мы лицезрим лик Аллаха, то расстояние между нами и Ним не такое, как у творений. Теперь, давайте я задам вам последний вопрос.
ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ:
- Вам было дано достаточное время, теперь, полушайте и меня.
ЕРСИН АМИРЕ:
- Давайте зададим по одному вопросу и разойдемся, т.к. у меня мало времени, я спешу. Итак, Вы говорите, что у Аллаха есть лицо, две руки, два глаза, голень, пальцы, Он ходит, бегает, также шейх Усаймин в «Риадус ас-Солихин» говорит, что Аллаху присуще утомление, тогда как Вы понимаете аят «ليس كمثله شيء» «Нет ничего и никого подобного Ему»? – это мой последний вопрос. И вы задайте один вопрос.
ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ:
- Аяты в котором говорится, что у Аллаха есть глаза, руки, голень, лицо; как говорили саляфы, Его руки, лицо не как у творений, тому доказательство аят «ليس كمثله شيء». Об этом нам сказал Пророк (ﷺ), и было сказано «أمروها كما جاءت» (Понимайте так, как приводится), т.е. «على ظاهره» (в прямом значении). И мы говорим, что эти Его сыфаты соответствуют Его величию.
ЕРСИН АМИРЕ:
- Хорошо, задайте мне один вопрос и на этом закончим.
ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ:
- Давайте я закончу начатую тему.
ЕРСИН АМИРЕ:
- Нет, я извиняюсь, но у меня очень мало времени, я спешу. Вы уже сказали про имама Абу Ханифу.
ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ:
- Хорошо, я приведу слова других ученых, например, слова Имама Авзаи.
ЕРСИН АМИРЕ:
- Вы имеете ввиду слова: «كنا نقول و التابعون موجدون» – «Когда число табиинов было многочисленным, мы говорили»?
ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ:
- Да, именно.
ЕРСИН АМИРЕ:
- Передатчик этого ненадежный.
ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ:
- Это сахих хадис.
ЕРСИН АМИРЕ:
- Конечно я не «мухаддис» (знаток хадиса), но я ознакомился с цепочкой передатчиков.
ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ:
- Имам Байхаки: «جود اسناده» (одобрил цепочку), т.е. «كنا نقول و التابعون موجدون» - «Когда число табиинов было многочисленным, мы говорили», Имам Байхаки приводит этот хадис и сказал, что цепочка хадис достоверная.
ЕРСИН АМИРЕ:
- Хорошо, я уже сказал, что риваят хадиса ненадежный.
ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ:
- Имам Байхаки, сказал, что цепочка хадиса «جيد» (хороший).
ЕРСИН АМИРЕ:
- Давайте встретимся в другой раз, если будет на то воля Аллаха.
ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ:
- Почему Вы не мне возможность говорить?
ЕРСИН АМИРЕ:
- Это не так, я неоднократно предлагал остановиться на словах Абу Ханифы.
ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ:
- Хорошо, дайте мне 2 минуты времени. Я уже говорил, я привожу аяты, хадисы, слова сахабов и тех, кто после них. Вы же в свою очередь после сахабов упоминаете только имама Абу Ханифу, а я привожу и многих других ученых.
ЕРСИН АМИРЕ:
- Но я же сказал, что придерживаюсь акыды имама Абу Ханифы.
ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ:
- Нет, это неправильно, говорить так.
ЕРСИН АМИРЕ:
- Я на акыде Имама Ат-Тахауи, Имама Байхаки, Имама Куртуби.
ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ:
- В таком случае, если Вы говорите, что Вы на акыде этих саляфов, я с Вами согласен. Но недопустимо говорить: «Я на акыде лишь одного человека», это уже проблема. Я не говорю, что я на акыде Имама Малика, например, но, если это не противоречит Корану и Сунне, «иджама» сахабов, я принимаю это.
ЕРСИН АМИРЕ:
- Для меня Абу Ханифа не заблудился в вопросах о сыфатах имен.
ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ:
- Ваши слова «для меня», «по моему мнению,» не имеют веса, Вы не ученый.
ЕРСИН АМИРЕ:
- Хорошо, таким образом, Вы судите по их словам, и считаете, что они ошиблись в этом, не так ли?
ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ:
- Нет, не говорите, те слова, которые я не говорил. Имам Абу Ханифа (رحمه الله) – Имам Ахлю Сунны, мы следуем ему, и мы понимаем Коран и Сунну его словами, но как говорил Имам Малик: «Слово каждого человека берется или может быть отвергнутым». Я не говорил, что я оставляю слова имама Абу Ханифы в вопросе о сыфатах имен, я лишь сказал, у него была маленькая проблема в вопросе «ирджа».
ЕРСИН АМИРЕ:
- Вы принимаете слова Абу Ханифы?
ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ:
- Да, беру. Почему Вы перебиваете мои слова, все это время я слушал Вас соблюдая правила этикета, а Вы нет.
ЕРСИН АМИРЕ:
- Просто, с каждой минутой время растягивается. Ответьте на мой заданный вопрос и задайте мне свой вопрос.
ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ:
- Я не буду Вам задавать вопрос, я буду делать «икрар» акыды саляфов. Итак, Имам Байхаки сказал, что санад хадиса надежный.
ЕРСИН АМИРЕ:
- Вы сами принимаете акыду Имама Бахаки?
ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ:
- Субхан Аллах, Вы уже избегаете и почему Вы не даете возможность мне досказать?
ЕРСИН АМИРЕ:
- Эти слова я уже знаю, можете продолжать говорить это остальным, а нам пора уходить. Пусть будет Аллах доволен Вами. Давайте назначим время и встретимся в другой раз.
ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ:
- Вы не даете мне даже одной минуты, досказать, если бы Вы молча слушали, я бы привел слова многих саляфов. Во-первых, как Вы сказали, Вы понимаете религию, как разъяснили сахабы, и их ученики после них, в таком случае, если спустимся еще вниз, я скажу слова Имама Авзаи, которые привел Имам Байхаки и одобрил цепочку, также Ибн Таймия считает этот хадис достоверным и Имам Захаби сказал о надежности цепочки передатчиков.
ЕРСИН АМИРЕ:
- Ибн Таймия не являтся достоверным лицом.
ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ:
- Имам Авзаи сказал: «Когда число табиинов было многочисленным, мы говорили, что Аллах над Троном, и уверовали в то, что пришло из Сунны из Его Атрибутов», это привел Имам Байхаки в книге «الأسماء الصفات» - «Имена атрибуты» и он сам сказал, о достоверности цепочки передачи, а также это сказали Ибн Таймия и Имам Захаби – все они являются «мухаддисами», приводят слова Имама Авзаи. Что это значит? Слова «когда число табиинов было многочисленным…», означает, что это акыда большинства, и это их «иджма» - «консенсус», и в этом вопросе нет противоречий.
ЕРСИН АМИРЕ:
- Многочисленность – не означает «иджма», если это противоречит мнению имама Абу Ханифы, оно не считается как «иджма».
ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ:
- Только Вы говорите, что имам Абу Ханифа противоречит этому.
ЕРСИН АМИРЕ:
- Это не считается как «иджма», но Вы можете сказать, что это большинство.
ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ:
- Я привел слова сахабов и слова табиинов, которые донесли нам их слова. Мукатил ибн Хайян говорит про аят: "ما يكون من نجوى ثلاثة إلا هو رابعهم" - «Не бывает тайной беседы троих (собеседников), чтобы Он (Аллах) не был четвертым», что, "هو على عرشه و علمه معهم" – «Он на Его троне и Его знание с ними».
ЕРСИН АМИРЕ:
- Кто это, Мукатил Ибн Хайян?
ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ:
- Мукатил ибн Хайян является табиином.
ЕРСИН АМИРЕ:
- Это тот Мукотил который, сказал, что от имама Абу Ханифы дошли два порицаемых мнения?
ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ:
- Этого я не знаю, такого не слышал.
ЕРСИН АМИРЕ:
- Такое мнение пришло от Мукатила и еще от одного передатчика.
ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ:
- Далее, он толкует этот аят: «Сущностью Аллах над аршем, но с нами Он со своим знанием».
ЕРСИН АМИРЕ:
- То есть, это не "معية حقيقية" (близость в действительности)?
ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ:
- Думаю не следует затрагивать эту тему, понимание в значении «маджази», «хакики» приводит к еще другим вопросам, это долгий разговор.
ЕРСИН АМИРЕ:
- Усаймин считает неправильным это мнение. Он понимает этот аят в значении "معية حقيقية" (близость в действительности).
ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ:
- Если говорить о "معية" (близость), то это растяжимое понятие и долгий разговор. Тут приводятся слова Суфьяна ас-Саури и Имама Малика. Имам Аджури и Абдулла ибн Ахмад, сын Имама Ахмада приводит это в книге «ас-Сунна» с достоверной цепочкой.
ЕРСИН АМИРЕ:
- Это книга припысывается к Абдулла ибн Ахмад.
ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ:
- В этой книге он приводит слова Имама Малика: "الله في السماء و علمه في كل مكان لا يخل منه شيء" (Всевышний Аллах на небе, а знание Его повсюду и ничто не скроется от Него). Ибн Мажишун, как Вы знаете он ученик имама Малика... Хаммад ибн Зайд, Вы знаете кто он?
ЕРСИН АМИРЕ:
- Он учитель имама Абу Ханифы.
ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ:
- Да, он учитель имама Абу Ханифы. Он говорит: «Джахмиты хотят сказать, что Аллах не на небе», и тем самым он не соглашается с ними и говорит, что это неправильно. К тому же эти его слова задевают и ашаритов. Теперь, анализируя все это, приведенные слова сахабов, хадис Пророка (ﷺ) вышеприведенные аяты и слова имама Абу Ханифы, которые Вы говорите, что они не приводятся достоверными цепочками, и слова его учителя Хаммада ибн Зейда, Имам Малик, Имама Авзаи, также мы привели слова некоторых ученых – так почему бы нам не принять все это, как акыду Ахлю Сунны?
ЕРСИН АМИРЕ:
- Все это приводит Имам Байхаки в книге «الأسماء الصفات» - «Имена атрибуты», также об этом говорят и другие наши Имамы, после того, как он привел все это, он говорит: «Мы не отрицаем сыфаты Всевышнего "على و ارتفع" – «алаа ва иртафаа» и "فوق السموات" – «фавка самавати». И как разъяснили наши имамы, что это "فوقية قهر و فوقية غلبة" (Возвышение силы и власти)». Также сказали относительно "على و ارتفع" - «алаа ва иртафаа», что Имам Табари растолковал это как: "علا علو ملك و سلطان" - «Возвысился возвышением власти и могущества». И пожалуй на этом и закончим.
ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ:
- Дайте мне еще немного времени. Вы ранее говорили, что Имам Шафии делает «тафвид» ...
ЕРСИН АМИРЕ:
- Если говорить относительно слов имамов, то я заранее не подготовился к ним. Если понадобится привести их слова, относительно тафвида я могу привести сотни их мнений.
ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ:
- Я привожу то, что Вы приводили. Откуда Вы взяли, что Имам Шафи делает тафвид? Это ведь были неясные слова? Он сказал: «Я уверовал так, как сказал Всевышний». Эти его слова можно понять с разной точки зрения. От него открыто не приводится, то, что он делает тафвид.
ЕРСИН АМИРЕ:
- Хорошо, тогда приведите его слова, что те аяты принимаются в значении «лугави», «хакики».
ОКТАМ ЗАУРБЕКОВ:
- Имам Шафи сказал: "القول في السنة التي أنا عليها و رأيت عليها الذين رأيتهم مثل سفيان و مالك و غيرهما أقرار بشهادة أن لا إلاه إلا الله و أن محمد رسول الله و أن الله على عرشه في سماءه يقرب من خلقه كيف شاء و ينزل إلى سماء الدنيا كيف شاء" Эти его слова приводит Имам Ибн Кудама аль-Макдиси. Что говорит Имам Шафий? Он говорит: «Я на этой акыде, и предшествующие меня Суфьян ас-Саури, Имам Малик и другие тоже были на это акыде, что Всевышний Аллах на небе, над Троном и что Он приближается к своим творениям как хочет». Это – вероубеждение Имама Шафи. Мы берем в доказательство эти его слова. Почему мы должны прибегать к его «мухтамаль» (возможным) словам? И эти его слова не означают, что он делает тафвид.
ЕРСИН АМИРЕ:
- Хорошо, остановимся на этом. В следующий раз по воле Всевышнего рассмотрим слова Имамов. Пусть Аллах будет доволен всеми нами, пусть Аллах оживит нас рядом с Пророком (ﷺ). И Пусть эта наша встреча не приведет к ненависти, все мы являемся братьями по вере и пусть наша встреча не закончится на этом! Аминь!