Психология Рамадана
Пост в священный месяц Рамадан имеет очень много преимуществ как духовных, физических так и психологических. Сегодня я бы хотела вам рассказать о некоторых психологических аспектах месяца Рамадан.
Пост в Священный месяц Рамадан является третьим столпом Ислама, и предписан всем совершеннолетним и здравомыслящим мусульманам. В течение месяца Священного поста мы берём под контроль свой нафс, отказываясь от физиологических потребностей в световое время дня.
«О те, которые уверовали! Вам предписан пост, подобно тому, как он был предписан вашим предшественникам, – быть может, вы устрашитесь» (2:183).
Давайте разберём этот момент с точки зрения психологии. Пирамида Маслоу, которую в своё время разработал психолог Абрахам Маслоу, последовательно представляет все человеческие потребности, от наиболее простых до возвышенных. Суть этой пирамиды в том, что человеческие потребности распределяются по уровням — от самых простых к высоким и духовным. При этом стремление утолить возвышенные потребности возникает, только когда утолены низшие.
По этой теории цель поведения человека достичь самоактуализации, то есть восполнить духовные потребности. Но на первом уровне это удовлетворение своих физиологических потребностей. Во время поста в световое время дня мусульмане отказываются от своих основных физиологических потребностей, таких как: еда и питье, половой акт, соблюдая очень строгую дисциплину.
Айша (да будет Аллах доволен ею) сообщила: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) употреблял еще больше усилий в богослужении во время Рамадана, чем в любое другое время года, он еще больше посвящал себя поклонению Аллаху в последние десять ночей Рамадана, чем он в первой части месяца» (Муслим).
Уровень духовности в этом месяце возрастает, если судить по этой пирамиде - то мы отказываемся от первой ступени, от удовлетворения своих низших потребностей сразу попадаем на высшую ступень - духовную. Поэтому Священный месяц Рамадан — это прекрасная возможность укрепить или восполнить своё духовное развитие, свои высшие потребности.
Абу Хурайра передал, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тот, кто соблюдает пост во время месяца Рамадан с искренней верой, и в надежде достичь награды Аллаха, то все его прошлые грехи будут прощены» (Аль-Бухари и Муслим).
Священный месяц Рамадан — это перезагрузка именно для всего организма, его духовной и физической части. Во время поста отдыхает пищеварительная и центральная нервная системы, нормализуется метаболизм.
Известно, что на формирование новой привычки человеку необходим 21 день, это обусловлено психологически и физиологически, а следующие 10 дней привычка, закрепляется. В среднем нужен месяц, чтобы закрепить новые привычки. Именно во время месяца Рамадан можно закрепить полезные привычки в питании, в раннем пробуждении, самодисциплине, постоянстве поступков. Эти привычки можно продлить, закрепить и пронести через всю свою жизнь в общем и через весь последующий год до следующего Рамадана в частном случае. Поэтому пост — это прежде всего «Самодисциплина», а дисциплина делает нас более успешными в этом мире (дунье) и приближает к Создателю.
В хадисе, переданном от Айши (да будет доволен ее Аллах), говорится:
«Больше всего Аллах любит те дела, которые совершаются с наибольшим постоянством, даже если их будет немного» (Аль-Бухари и Муслим).
Комментируя данный хадис, имам Ан-Навави отмечает: «Этот хадис побуждает к постоянству в делах, а также в нем говорится о том, что небольшое, но неуклонно совершаемое дело лучше, чем значительное, но непостоянное. Постоянно совершаемое небольшое дело приносит намного больше пользы, чем значительное, но непостоянное», то есть дисциплина в делах и поступках должны быть приоритетом жизни верующего.
Пост призывает нас быть терпеливыми, не злиться, не осуждать, не сплетничать и т.д., то есть очищать свои сердца, избавляясь от душевных болезней, и совершать как можно больше благих дел.
Абдулла ибн Амр сообщил, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: Пост и Коран будут заступаться за раба Аллаха в Судный день: Пост скажет: «О мой Господь, я не допускал его к еде и желаниям в течение дня, прими мое заступничество за него». И Коран скажет: «О мой Господь! Он не спал по ночам, так что прими мое заступничество за него». Заступничество обоих будет принято. (Ахмад).
С психологической точки зрения Рамадан – это важное время для верующего. Во время Рамадана мы, мусульмане, получаем возможность отточить в себе качество самоконтроля.
Давайте вспомним «Зефирный эксперимент» Стэнфордского ученого, психолога Уолтера Мишеля, который проводил психологические исследований с детьми. Он и его команда исследовали сотни детей, чтобы вывести одно качество, которое является самым важным для здоровья, карьеры, отношений и жизни в целом. Во время эксперимента детям предлагали их любимые сладости, с условием если они потерпят некоторое время, то они получат двойную порцию, оставляя их наедине с лакомством. Дети вели себя по-разному: кто-то съедал сразу, кто-то все-таки пробовал, кто-то терпел только до половины назначенного времени, а некоторые действительно удержались 15 минут и в подарок получали вдвое больше.
После этого эксперимента за детьми наблюдали в течение нескольких десятков лет и выявили закономерность. Дети, которые смогли немного потерпеть ради второй сладости были самыми успешными, социализированными во всех областях жизни. А те, кто не смог устоять, терпели неудачи в браке, в карьере и в других сферах. Так, эти исследования доказали, что способность откладывать удовольствие является критически важной для достижения успеха в жизни…
Тот же самоконтроль, который проверяли исследователи в приведенном выше эксперименте это то, что мусульманин вырабатывает в себе во время поста. А это одно из самых важных качеств для достижения мирского и вечного успеха, потому что терпение нужно почти во всем, чтобы отказывать себе в настоящем удовольствии ради будущего вознаграждения в следующей жизни. Аллах Всевышний сказал:
«… Поистине, получат терпеливые награду свою сполна без счета» (39:10).
Поэтому пост приносит благо человеку не только в Мире вечном, но и в этой дунье, помимо всего блага физического и духовного, он воспитывает в человеке навыки успеха и самоконтроля. А самый успешный человек это тот, кто умеет справиться с самим собой, проявляя терпение, выдержку, дисциплину и самоконтроль.
Хасан аль-Басри (да помилует его Аллах) сказал: «Остерегайся откладывать (дела на потом), ведь ты живешь сегодня, а не завтра. И если ты доживешь до завтрашнего дня, то проведи его так же, как сегодняшний, а если нет – то не придется сожалеть о том, что упустил сегодня».