Последствия расточительности
Слава Аллаху, Господу Миров! Мир и благословение нашему господину и предводителю, нашему образцу для подражания, Мухаммаду (ﷺ), и его семье, и всем его сподвижникам. О, Аллах! Научи нас тому, что принесет пользу и прибавь нам знания. Прибавь нам богобоязненности и праведности в религии и в этом мире! Ассаляму алайкум уа рахматуллахи уа баракатух! Уважаемый джамаат! Всевышний Аллах в Священном Коране, описывая нас и всю мусульманскую умму, сказал:
«И также Мы сделали вас общиной, придерживающейся срединного пути» (2:143).
То есть, сделали вас особой общиной на земле, придерживающейся середины, живущей с этим, без излишка и без недостатка. Мы, мусульманская умма, придерживаемся золотой середины, не обладаем недостатком или излишеством в словах, действиях или поведении. Всевышний Аллах, называя нас «рабами Милостивого» и, считая Своими любимыми рабами, также описывает в Коране:
«И (праведные рабы Милостивого Аллаха – это) те, которые, когда расходуют (свои средства), не расточительствуют и не скупятся, а (их расходование) (является) между этим ровным» (25:67).
Таким образом, они не скупятся и не расточительствуют. По этой причине, наша религия возлагает на нас обязанность придерживаться во всех делах серединного пути. Пророк (ﷺ) в одном из хадисов сказал: "إن الله كره لكم ثلاثا" «Воистину, Аллаху ненавистны три вещи». Первое, "قيل و قال" - лишние разговоры, сплетни. Все разговоры, наподобие «я слышал так-то, он сделал то-то, получилось вот так вот», ненавистны Аллаху. Прежде, чем соберетесь сказать что-то, подумайте, есть ли в этом польза. Только если ваша речь является правдой, то говорите её. А пустые разговоры, сплетни, излишние слова - этого Аллах не любит.
Далее, второй пункт - "إضاعة المال" это «пустая трата имущества и лишние расходы». То есть, Всевышний Аллах не любит расточительства в имуществе. Наш предок Абай, описывая пять отвратительных качеств, которых необходимо избегать, говорит: «Лень, лишняя трата имущества». Как мы видим, слова такого авторитетного человека, нашего соотечественника, со дня рождения которого в этом году прошло уже 175 лет, несомненно, были взяты из хадиса Пророка (ﷺ). В продолжении хадиса сказано: "و كثرة السؤال" - многочисленные вопросы. Задавать много вопросов, не смотря на то, есть ли в них польза или нет. Стремиться узнать ответы на все вопросы, неважно касаются ли они самого человека или же нет. Все это нелюбимо для Аллаха. И это в очередной раз считается расточительством. Пророк (ﷺ) сказал в другом хадисе: "من حسن إسلام المرء تركه ما لا يعنيه" - «Признаком хорошего исповедания ислама человеком является его отказ от того, что его не касается».
Мусульманин не вмешивается в дела, не касающиеся его, не задает вопросы, в которых нет пользы. Это является признаком правильности нашей религии, прекрасного исповедания ислама. Поэтому Пророк (ﷺ) со словами: «Аллаху ненавистны эти вещи», обращает наше внимание на данные три пункта и предупреждает нас об их пагубности. Мы будем спрошены перед Аллахом за каждую данную нам милость. Потому что Всевышний Аллах в суре «Такасур» сказал:
{ثُمَّ لَتُسۡـَٔلُنَّ یَوۡمَىِٕذٍ عَنِ ٱلنَّعِیمِ}
«Потом вы будете спрошены в тот день о благах (которые Аллах даровал вам для мирской жизни» (102:8).
Мы будем спрошены за каждую милость. За каждую возможность, данную нам Аллахом, за каждое добро и благо мы будем спрошены пред Аллахом и призваны к ответу. На вопрос о том, как мы будем спрошены, один из имамов ответил: «Всевышний Аллах даровал нам имущество, возможности, силу, здоровье и много других благ. Если мы используем это на вознаграждаемые дела, по своему назначению, то мы должны воздать хвалу за это. Мы будем спрошены за благодарность». Потому что, и в этом есть милость Аллаха. Всевышний Аллах направляет на правильный путь, на благие дела Своего любимого раба. Он не направляет к этому всех. В Священном Коране говорится:
«И Аллах ведет, кого пожелает, к прямому пути» (24:46).
На путь ислама, путь истины, к правильным мыслям Всевышний Аллах ведет только избранных рабов. Поэтому, если мы потратили имущество, данное Аллахом, на благое, то мы должны быть благодарными за это. Всевышний Аллах спросит с нас за это: «Был ли ты благодарным или нет?». Если же данные Аллахом возможности и блага мы потратили на что-то недозволенное, запретное или бесполезное, на дела, которые, напротив, наносят урон нашей семье и нам лично, тогда за это мы будем снова спрошены. Спросят, почему ты потратил его на запретное. Таким образом, мы будем спрошены перед Аллахом за каждую милость, оказанную нам. Поэтому Всевышний Аллах запретил для нас расточительство, а именно излишнее расходование дарованных Им милостей и возможностей. Один из великих табиинов Ато ибн Аби Рабах (р.а) сказал: "المسلمون نهوا عن الإسراف في كل شيء" «Мусульманам запрещено расточительствовать во всех случаях». Даже в поклонении запрещено расточительство. Однажды три человека пришли к женам Пророка (ﷺ), чтобы узнать о положении в доме Пророка (ﷺ), его поклонениях, отношениях с женами. Так, жены Пророка (ﷺ) рассказали тем людям о его каждодневных делах. Услышав это, те люди, сказали: «Это ведь под силу любому человеку» и посчитали его поклонения и положение в доме за малость, за то, что может выполнять любой человек.
А ведь Пророк (ﷺ) любимый раб Аллаха, которому прощены все прошлые и будущие грехи. Мы же не такие, мы не являемся пророками, нам не дана гарантия прощении грехов, не было дано обещание Рая. Мы войдем в Рай только, если будем больше поклоняться, собирать вознаграждения, сторониться грехов, для нас нет никаких гарантий, поэтому мы должны больше поклоняться.
Один из этих людей сказал, решив, что может делать больше, сказал: «Отныне я не открою рта, буду держать пост целый год». Второй решил не отставать: «Отныне я не буду спать по ночам. Каждую ночь я буду читать намаз». Третий человек решил: «Я никогда больше не приближусь к женщинам. Ничего не должно мешать моим поклонениям, в них не будет паузы».
Приняв такое решение, они вышли из дома Пророка (ﷺ). Позднее, когда Посланник Аллаха (ﷺ) вернулся домой, жена рассказала ему о произошедшем, о том, что пришли трое из числа сподвижников, задавали вопросы, в итоге ушли с соответствующими мыслями и заключениями. Пророк (ﷺ), услышав это, взошел на минбар и сказал:
«О, мои сподвижники! Вы считаете, что превзойдете меня в богобоязненности, станете ближе к Аллаху, чем я? Клянусь именем Аллаха, в любой ситуации я больше вас страшусь Аллаха, и я более богобоязнен, чем вы, но при этом я держу пост и разговляюсь. Бывают дни, когда я пощусь, бывают дни, когда я не держу пост. Я читаю намаз и сплю по ночам. И женюсь на женщинах», (другими словами: у меня есть жены, и я выполняю перед ними свои обязательства) и далее Пророк (ﷺ) продолжил: «Поэтому, если кто-либо отвернется от моей сунны, то он не из нас».
Наши ученые говорят: «Иначе говоря, Всевышний Аллах запретил нам чрезмерность и в религии, и в поклонении». Мы не должны преступать границ в действиях, связанных и с религией, и с поклонением.
Пророк (ﷺ) в одном из хадисов сказал:
"هلك المتنطعون"
«В религии, в поклонении, в богобоязненности перед Аллахом не преступайте границ, это ведет к бедствию».
Почему? Потому что мы обычные люди, в нас существует «нафс», заложенный Аллахом, есть душа. Мы рабы Аллаха, вынужденные жить, и заботится о нуждах нашего тела, нафса и души. А если мы не будем этого делать, в надлежащем количестве или дозволенным шариатом путем, тогда наше тело, нафс, и образ жизни в целом будут нарушены. Мы окажемся в беде. Пророк (ﷺ) в другом хадисе сказал: «Аллах не устанет, пока вы не устанете». То есть, это значит, не придерживайтесь религии так сильно, что вам наскучит. Если мусульманин будет выполнять пять обязательных намазов и поститься в месяц Рамазан, будет держать дополнительный пост три дня в середине каждого месяца, и, как научил Пророк (ﷺ), по понедельникам и четвергам, ограничившись этим, а в оставшиеся дни будет давать нужды своему телу, семье, родственникам и обществу, тогда он будет жить в гармонии и слаженности. А, если же он будет в мечети с утра до вечера проводить время в поклонении, или поститься каждый день без остановки, занимаясь лишь поклонением, то это, напротив, может принести вред. Однажды Пророк (ﷺ) учил одного араба-бедуина брать омовение. Он омыл три раза обязательные части тела в омовении и один раз сделал масих (протер голову), затем посмотрел на араба-бедуина и сказал: «Это и есть омовение». Всего три раза! Каждая обязательная часть для омовения должна быть омыта максимум 3 раза. Пророк (ﷺ) сказал: «Если кто-либо из вас будет омывать сверх этого (в омовении совершать действия сверх того, чему я научил), тогда он совершил зло по отношению к религии, нанес урон и вышел за пределы». Поэтому, нам приказано не выходить за пределы в религии и поклонении. Почему? Потому что мы умма, придерживающаяся середины. Также, Всевышний Аллах, завещав нам не расточительствовать в мирском и не выходить за грани, сказал:
{یَـٰبَنِیۤ ءَادَمَ خُذُوا۟ زِینَتَكُمۡ عِندَ كُلِّ مَسۡجِد وَكُلُوا۟ وَٱشۡرَبُوا۟ وَلَا تُسۡرِفُوۤا۟ إِنَّهُۥ لَا یُحِبُّ ٱلۡمُسۡرِفِینَ}
«О, сыны Адама! При отправлении в мечеть надевайте чистые и красивые одежды...»,
потому что вы отправляетесь к Аллаху. Надевайте одежду, закрывающую ваши постыдные места, чистую, не вызывающую отвращения своим неприятным запахом, тем самым, представайте перед Аллахом подготовленными к поклонению. Сказано: «Ешьте и пейте, но не излишествуйте, воистину, Аллах не любит излишествующих». Также и при ношении одежды, не нужно заворачивать себя в шелк и парчу (подразумевается не одевать одежду слишком дорогую, вызывающую) надевайте чистую одежду, закрывающую ваши постыдные места, которую носят в обществе. В одежде также не должно быть расточительства. Нам запрещено расточительствовать во всех делах. Пророк (ﷺ) в своем хадисе сказал:
«Человек ест ровно столько, сколько ему необходимо для поддержания жизни. Если же он не насытится парой кусочков, то пусть заполнить часть трети своего живота едой, часть водой, а часть оставит для воздуха».
Если человек будет питаться лишь парой кусочков еды или делить желудок на три части: одну для еды, вторую для воды, а третью для воздуха, то он сможет прожить умеренно. Если же он станет переедать, то нанесет вред своему здоровью. Ибн Касир (р.а) сказал: «Всевышний Аллах запретил нам расточительствовать в еде и питье. Потому что, если мы начнем расточительствовать в еде и питье, то мы навредим своему телу и разуму». Тот, кто много ест - много спит. Он не может много размышлять, много читать. Его разум, мысли и знания не особо развиваются. Так он вредит себе. Ко всему прочему, желудок может не выдержать и это приведет к очередной болезни. Вот, Ибн Касир (р.а.) говорит об этом за 7-8 веков до нас. Он сказал: «Чрезмерное потребление пищи - вредно для разума и тела человека».
Также, мы не должны расточительствовать во времени. Всевышний Аллах распределил для нас время. Всевышний Аллах спросит с нас за время, то есть, мы будет призваны к ответу. О молодости, о здоровье, за все мы будем спрошены. Если мы не будем использовать его правильно, с пользой для обоих миров, то будем отвечать за это перед Аллахом. Мы будем считаться, как расточители. Наше время ограниченно. В сутках только 24 часа. Молодость тоже ограничена: до 30 или 35 лет. Вот, обо всем этом Аллах спросит с нас. На что вы потратили все это? На поклонение или на пустые игры и убивали время? Сейчас, слава Аллаху, мы живем в благоприятное время. Однако, мы порой замечаем, что мы излишествуем и в продуктах и пище. Иногда еда портится от переизбытка, сколько среди нас тех, кто просто берет и выкидывает ее. Почему все это происходит? Все это потому что, когда мы покупаем продукты или накрываем на стол, то не рассчитываем все, как нужно, и расточительствуем. По причине этого расточительства, мы и выбрасываем ее в мусор. Все это недозволенно для нас. Всевышний Аллах повелевает тратить имущество и возможности только в необходимом количестве.
Согласно одному исследованию, в котором говорится, что, если мы будем выключать одну лампочку, когда нам не нужен свет, то мы могли бы сэкономить растрачиваемую на данный момент электроэнергию на 15%. Это заключения ученых в этой области. Но поступаем ли мы с вами таким образом? Наверняка, вам всем известно, что, когда хазрат Умар (р.а) работал с зажжённой лампой и когда к нему зашел Абдуррахман ибн Ауф (р.а), он потушил первую лампу и зажег вторую. Выпускник школы Пророка (ﷺ), самый почётный член уммы после Абу Бакра (р.а) Хазрат Умар (р.а.) придавал значение даже этому. Почему? Потому что имущество государства, то есть казны, не должны быть растрачено. Когда Абдуррахман ибн Ауф (р.а) спросил: «О, повелитель правоверных! Почему вы потушили первую лампу и зажгли вторую, когда я вошел?», Умар (р.а.) ответил: «До твоего прихода я занимался государственными делами, поэтому я сидел с зажжённой казенной лампой. А когда ты пришёл, чтобы обсуждать наши личные дела, в этом случае нельзя использовать лампу, купленную за счет государства». А мы с вами придаем значение таким вещам? Если мы станем обращать на это внимание, то вместе со всем городом и всей страной, мы сэкономим 15-20% от общей электроэнергии. Для этого мы все должны начать со своего дома. К примеру, иногда мы забываем выключить свет в комнате, где никого нет, и он горит там впустую. Сколько же денег мы тратим просто так. Также и в мечети или дома, мы включаем воду на всю мощь и берем омовение. А ведь это все расточительство.
Пророк (ﷺ) заметив однажды Сагд ибн Аби Уаккаса (р.а.), расходующего воду чрезмерно, сказал: «О, Сагд! Что это за исраф?! Почему ты излишествуешь при омовении?», на что он ответил: «О, посланник Аллаха! Я совершаю поклонение, беру омовению и готовлюсь к намазу. Разве я излишествую в готовности совершить земной поклон и другие виды поклонения моему Господу?». Тогда посланник Аллаха (ﷺ) сказал: «Это считается исрафом, даже если ты берешь омовение на берегу текущей реки». Уважаемые братья, даже речная вода, где нет счета за каждый кубический метр и нет контрольных приборов, если мы будем излишествовать в ее расходовании, то и это считается исрафом.
Да сохранит нас всех Аллах от расточительства и чрезмерности! Да сделает нас Аллах в каждом нашем слове и действии из числа придерживающихся серединного пути, из числа Своих любимых рабов и уммы Пророка (ﷺ)! Пророк (ﷺ) приказывал нам держаться середины во всем. Да защитит нас Аллах от совершения запретных действий! Да запишет нам Аллах награду за каждый наш шаг в мечеть, в Его дом! Да примутся все наши поклонения, молитвы, благие милостыни и поможет нам действовать в соответствии с услышанными в эту священную пятницу аятами и хадисами Пророка (ﷺ), взять за образец каждую поучительную историю и воплотить их в жизнь!
سبحانك و بحمدك، نشهد أن لا إله إلا أنت، نستغفرك و نتوب إليك!