В современном общественном сознании доминирует, к сожалению, искаженный образ «закрепощенной» оковами ислама мусульманской женщины. Несмотря на довольно высокий уровень научного исламоведения, в обществе явно не хватает объективных знаний об исламе и достижениях исламской культуры. Особенно остро ощущается недостаток знаний о мусульманской социально-правовой культуре, о месте и роли женщины в ней. Здесь преобладают поверхностные, часто искаженные представления, которые не способствуют пониманию реального положения мусульманской женщины в исламском обществе, как самими мусульманами, так и представителями других конфессий.
Ислам вызволил женщину — порабощенную, угнетаемую и второсортного человека во тьме эпохи невежества — из положения жалкого существа и, придав ей новый статус, вознес на уровень благословенного Божьего создания. Ислам избавил ее от положения объекта и инструмента в вопросах мены и извлечения выгоды и распростер перед ней райские сады. При внимательном изучении основных источников ислама и образцовых жизней праведных предшественников станет совершенно ясно, что в исламе женщина никогда не жила взаперти и никоим образом ее права не нарушались. Подобные утверждения, если выдвигающие их люди не предвзяты и не злонамеренны, проистекают из незнания мерил, предписанных исламом в этих вопросах, и основаны на отнесении на счет ислама того неверного понимания и неправильной практики, что исходит, в частности, из доисламских обычаев.
Ислам велит относиться к женщине очень уважительно, ущемление их прав строго наказывается. Права женщин в исламе настолько важны, что даже в своей прощальной проповеди Пророк Мухаммед (мир ему) говорил о необходимости хорошего отношения к женщинам и доброте к ним,
«потому что они – ваши спутники и преданные помощники».
Имеющиеся факты дискриминации женщин в нашем обществе исламом подвергаются сильнейшему отрицанию и неприятию. В хадисе сказано:
«Рай находится у ног матери».
Не будем забывать, что и ханы, и простой люд рождены матерями, которые выполняют особую роль в продолжении человеческого рода, в развитии и воспитании поколений.
Было время, до появления ислама, когда женщина была бесправной, ее честь и достоинство ущемлялись, но при этом на ней лежал большой груз обязанностей. Но с принятием ислама в Коране была четко определена роль женщины в обществе, ее права и обязанности. Ее достоинство было защищено. Умар, второй праведный правитель, (да будет доволен им Аллах) отмечал:
«О правах женщин мы узнали только после прихода ислама».
Ислам возвысил роль девушки, любимой женщины, уважаемой матери. В священной книге в суре «Ниса» полностью раскрывается роль женщины. А в 228 аяте суры «Баккара» отмечается, что подобно правам мужчин на женщин и женщины имеют права на мужчин.
Пророку Мухаммаду (мир ему) было нелегко призывать людей к религии, преодолевая трудности и препятствия на этом пути. Его верной помощницей и соратницей была супруга Хадиджа, которая одной из первых приняла ислам, поддерживая не только духовно, но и материально. Вспоминая об этих трудных временах, Пророк (мир ему) всегда с благодарностью вспоминал о своей жене:
«Когда все отвернулись от меня, только Хадиджа верила в меня. Она, можно сказать, уверовала в меня, когда никто другой не хотел верить».
Также Посланник Всевышнего (мир ему) отмечал:
«Совершенная вера у того, у кого хороший характер. Лучший из вас тот, кто хорошо относится к женщинам».
В другом хадисе:
«Если у вас три дочери и ко всем из них относитесь в равной степени хорошо – то попадете в рай».
Своим сподвижникам Посланник Всевышнего (мир ему) не уставал повторять, что мать достойна уважения.
Когда один человек спросил у него: «Кому оказать помощь?», он (мир ему) три раза ему ответил: «Матери». «Не ущемляйте права женщин. Бойтесь Аллаха, который доверил вам ваших жен с пожеланием, чтобы их слуги были в хороших отношениях со своими женами, жили в мире и согласии», – учил Пророк (мир ему). В 21 аяте суры «Рум» об этом сказано так: «Он (Аллах) сотворил из вас самих жен для вас, чтобы вы находили в них успокоение и установил между вами любовь и милосердие…»
Женщины по своей природе нежные существа, которые одной рукой качают колыбель, другой – весь мир. Отсюда следует, что женщины могут быть опорой, как для семьи, так и для всего общества.
Один из сподвижников спросил Пророка Мухаммеда (мир ему): «Какие права у жен перед мужьями?», на что Пророк (мир ему) ответил: «Если ешь сам, то накорми ее, если покупаешь себе, то купи и ей! Не бей ее по лицу, не обзывай и после ссоры не оставляй ее одну в доме!», «Не обижайте женщин. Они даны вам под ваше покровительство. Женщина, которая воспитывает сирот – в раю будет вместе со мной».
В другом хадисе:
«Этот мир полон преходящих ценностей. И единственное существо, что представляет ценность в этом мире, – это праведная жена».
Из всего следует, что ислам провозглашает уважение к женщинам. Наши предки воспитывали своих дочерей праведными, ценящими честь и достоинство. В казахских семьях в детях всегда воспитывали уважение к бабушке, которая принимала самое активное участие в воспитании внуков. Почитание и уважение девушек и женщин, забота о матерях – это основное направление исламской религии.
Вообще стереотипы в нашем обществе имеют среди прочего и историческую основу. К примеру, однозначно нельзя согласиться с клеймом «необразованных» мусульманок, потому что даже в 19 веке наши предки старались давать знания своим дочерям, отправляли их на занятия к муллам, нанимали учителей, которые кочевали с их аулом. Понимая, что получение знаний является обязанностью каждого человека, в исламе вне зависимости от гендера (основателем первого в мире университета Аль-Карауин в городе Фес является женщина Фатима Мухаммед аль-Фихри) наши уважаемые ата-бабалар считали своим долгом дать образование детям, несмотря на то, что это было дорогое удовольствие.
Можно отдельно отметить про стереотип «забитости» женщин. Казахи издревле воспитывали девочек свободолюбивыми, обучали их верховой езде, силе и ловкости, в то же время, прививая им приоритетность семейных ценностей и давая все необходимые навыки ведения домашнего хозяйства. Не каждая женщина могла выдержать кочевой образ жизни, поэтому нам по наследству передался этот духовный стержень от наших прабабушек вместе с присущей им гибкостью и дипломатичностью. Из всего выше сказанного мы видим, что роль женщины в нашем обществе занимает главную позицию, а ее место незыблемо велико и почитаемо, поэтому говоря о феминизме и феминистках в исламе, хочется отметить, что изначально феминизм зарождался как антирелигиозное, антисемейное движение. Это не просто «всего лишь одна сторона феминизма», не совместимая с верой мусульман. Как бы ни было трудно признать сей факт некоторым мусульманам, это сама основа феминизма, не совместимая с исламской верой. Чтобы понять, просто прочитайте статьи всех самых известных феминистских теоретиков за всю историю этой идеи и вы увидите, что этот вывод неоспорим.
Мусульманам важно понимать суть феминизма, потому что многие из них сегодня считают себя частью этого движения и это опасно, потому как выясняется, что идеи феминизма угрожают мусульманской вере. Между исламом и феминизмом существуют конфликты, как поверхностного уровня, так и более глубокие. Мы согласны с тем, что необходимо тщательно детализировать проблемы феминизма, но в случае с мусульманами достаточно спросить себя: почему так много мусульманских феминисток в конечном итоге выходят из ислама?
Сейчас мусульманки, называющие себя феминистками, будут отрицать, что их феминизм ведет к вероотступничеству. Тут поясняем: не утверждаем, что каждая мусульманка, считающая себя феминисткой, в конечном итоге выйдет из ислама. Повторяем: не утверждаем, что каждая мусульманка, считающая себя феминисткой, в конечном итоге выйдет из ислама.
Не каждый плавающий на пляже с акулами станет их жертвой, но шанс ею стать, всё же, велик. Более сильные пловцы поранятся, но выберутся из воды живыми, тогда как все остальные обречены стать обедом для акул.
Феминизм поглотил целые ряды мусульманской общины. Если мы заботимся об имане в целом и имане следующего поколения в частности, мы не можем позволить себе игнорировать эту динамику. Чтобы решить проблему, сначала нужно признать, что проблема существует. Потому как именно на этом месте можно столкнуться с разочарованием. Мусульманская община, не хочет признавать, что феминизм вреден и представляет прямую угрозу вере, но, как бы это ни было неудобно, мы должны противостоять этой опасности.
Феминизм – это прямой путь к отступничеству. Надеюсь, что мусульмане, обнаружившие себя на этом пути, поймут это и найдут в себе смелость остановиться, пересмотреть свои взгляды, соотнести их со своей верой.
Все начинается с вполне уместного возмущения тем, как некоторые мусульманские мужчины относятся к мусульманским женщинам. В нашем сообществе все ещё имеет место домашнее насилие, представленное огромной разновидностью физического и эмоционального угнетения. Существуют мусульманские учреждения и специальные организации при мечетях, которые игнорируют потребности и проблемы женщин. В некоторых культурах исламского мира девочки становятся жертвами уголовно-несправедливых двойных стандартов, которые априори выгодны для мальчиков. И особенно ужасно, что порой ответственные стороны по эгоистичности и невежеству пытаются оправдать свое открытое пренебрежение или жестокое обращение с женщиной, ссылаясь на Коран или определенный хадис.
Однако решение этих проблем – не феминизм. С невежеством надо бороться с помощью исламских знаний. И это знание должны предоставлять истинные ученые (араб. «уляма»), а это именно ученые, не подверженные влиянию модернизма, либерализма и самого феминизма.
Но, к сожалению, истинное знание не всегда доступно, поэтому мусульмане (мужчины тоже) инструментом выражения своей позиции и пережитой травмы выбрали феминизм. Так мусульмане становятся на скользкий феминистский путь и начинают движение навстречу катастрофе.
Если угнетение женщин является болезнью, то исламские заповеди и этика являются естественным, «органическим», здоровым лекарством, тогда как феминизм – это жесткая токсическая химическая обработка, которая может избавить от этой болезни только путем отравления пациента, создав попутно десяток других болезней. Ислам же является единственной религией, которая по-настоящему ценит права женщины. И Священный Коран, и Сунна благословенного Пророка Мухаммада (мир ему), и история ислама, за исключением некоторых злоупотреблений из-за ошибок отдельных лиц, показывают, что самого возвышенного уровня женщина достигла в мусульманских обществах. Действительно, в исламе женщина обладает уникальным положением, которого никак не найти в других системах. Даже самые развитые общества современности не могут соревноваться с ним в этом вопросе.
Прежде всего, ислам не воспринимает женщину как плод сатаны или семя зла, как изображается некоторыми искаженными религиями или суевериями под маской религии. Ислам, как не считает мужчину господином женщины, так и не считает женщину жалким созданием, не имеющим другого выхода, как признать господство мужчины. Спор о наличии души в женщине, который одно время охватил весь Запад, никогда не возникал среди мусульман. В Исламе на женщину не взвалена ответственность за «первородный грех» человека и изгнание из рая. В Священном Коране Всевышний Творец поясняет, что досточтимый Пророк Адам и досточтимая Хавва равны. Он сказал, что шайтан искусил их одновременно, они совершили первый проступок вместе, и в этом главная вина лежит на досточтимом Адаме. Затем они вместе раскаялись и обратились к Всевышнему за прощением. Следовательно, Ислам никоим образом не винит женщину в «первородном грехе», никогда не осуждал ее за этот проступок и не считает ее грешным существом, из-за кого был изгнан из рая человек.
Всевышний Творец сотворил женщину женой мужчине, и потому он не может жить без нее, а она без него. Выражаясь словами Имама Алварлы, досточтимый Адам испытывал боль и тоску даже в раю, когда рядом не было досточтимой Хаввы. Если бы досточтимая Хавва была сотворена первой, то и она тогда бы чувствовала то же самое без досточтимого Адама. Смысл сотворения таков, что Адам не может быть без Хаввы, а Хавва не может быть без Адама. Они — две плоти и одна душа и представляют две разные стороны одной и той же истины. Всевышний Аллах сотворил женщину в связке с мужчиной подобно тому, как Он сотворил электрон в связке с протоном, положительный полюс в связке с отрицательным полюсом и мужское начало в связке с женским началом. И подобно тому, как Он создал из этих пар единство, так и из женщины и мужчины Он предписал создавать семейные союзы.
Для сохранения мира и счастья в семье нужны обязательное разделение труда и взаимопомощь между членами семьи. Например, если в одной стране есть три правителя, то там никогда не будет конца хаосу, конфликтам и разногласиям. И потому в семье нужен тот, кто будет принимать окончательное решение для сохранения порядка и организованности. Но тот человек не должен насаждать только свои мысли и предпочтения, он также должен давать возможность выражать свое мнение каждому члену семьи, быть всегда справедливым и руководствоваться здравым умом. Именно с этой точки зрения мужчина признается превосходящим женщину, ибо он способен всегда быть активным во всех сферах жизнедеятельности, даже в самых тяжелых условиях суметь добыть на пропитание своей семьи, и в любых условиях накормить, напоить, одеть и обуть своих детей. И после обсуждения и обмена мнениями на семейном совете право последнего слова дано ему — главе семьи. В связи с этим согласно исламу категорически неверно понимание, которое заключает женщину между четырьмя стенами дома и полностью изолирует ее от общественной жизни. Женщина может работать на любой работе с условием принятия во внимание ее физиологических и психологических особенностей. Но и женщина, и мужчина должны знать, что жизнь проживается вместе и состоит из деления всем между ними, так же как и раздела труда. И он, и она должны делать работу, которая им по плечу и соответствует натуре, и всегда помогать друг другу. Кроме того, по закону женщина является свободной и самостоятельной личностью. Ее женственность никак не ограничивает и не устраняет ни одну из ее правоспособностей и компетенций. В какой степени мужчина обладает правом выражения своего мнения, в такой же степени этим правом обладает и женщина. Люди обращаются к ней за советом и консультируются с ней по вопросам, находящимся в ее компетенции. Иногда даже благословенный Пророк Мухаммад (мир ему), которому постоянно ниспосылались божественные откровения, и потому не нуждавшийся в консультациях других по каким-либо вопросам, спрашивал мнение у своих жен по вопросам, которые касались его общины, и действовал в соответствии с их мнениями.
И так, если внимательно изучить основные источники Ислама и образцовые жизни праведных предшественников, то станет совершенно ясно, что мусульманка не живет взаперти и ее права не попираются. Те, кто утверждает обратное, если, конечно, не предвзяты и не злонамеренны, не знают критериев, предписанных Исламом по этим вопросам, и в течение всей истории этой светлой религии приписывают ей неверное понимание и неправильную практику, которые обусловлены, в частности, доисламскими обычаями. Кроме того, есть и такие, кто своим субъективным и предвзятым толкованием сначала выдумывает новые сферы для женщины, не признавая при этом за ней права на свободу участия во всех сферах человеческой жизнедеятельности. Они сначала не дают ей возможности выполнять свои функции, а затем превращаются в яростных так называемых поборников прав и свобод женщин. При этом именно они и имеют наглость бесстыдно обвинять Ислам по данному вопросу. Пока эти «поборники» не перестанут запирать женщину в свои вымышленные сферы, призывы к соблюдению прав и свобод женщины будут лишь проявлением непочтения к самой истине. Отсюда мы можем сделать вывод, что мусульманка не может быть феминисткой, потому что феминизм противоречит Исламу в своей сути.
Источник: интернет.